«Так как они сеяли ветер, то и пожнут
бурю: хлеба на корню не будет у него; зерно не даст муки; а если и
даст, то чужие проглотят её»
(Книга пророка Осии: 8:7)
Цветная
революция – это отнюдь не «мягкая сила», как про нее часто говорят.
Отнюдь нет. Скорее это набор инструментов для того, чтобы,
воспользовавшись демократическими институтами власти, которые в тех или
иных странах были скопированы с англосаксонских образцов, сломать
существующую в них государственную власть. Ведь что является
основополагающим моментом западной демократии? Утверждение, что всякая
власть от народа. Он доверил ее осуществлять отдельным личностям, и он
же имеет право сменить их. Так что вполне можно утверждать, что сами
американцы не только создали привлекательную модель демократического
государственного устройства, но и позаботились о том, чтобы встроить в
нее и специальные инструменты, предназначенные для ее слома, если этого
вдруг потребует необходимость. Что ж, это очень мудро.
Заметим,
что человек легко смиряется с любым насилием над его личностью, если оно
обеспечивает ему хороший дом, жизненные удобства и прочие блага. Все
это он легко отдаст за «свободу» избирать и быть избранным, потому, что
большинству людей такая свобода просто не нужна. Именно поэтому люди со
всего света и рвутся на жизнь в США. Там высокий уровень благосостояния,
поэтому все остальное для них неважно. Но все те страны, где этот
уровень относительно невысок, могут стать объектом «цветной революции»,
потому, что людям тогда будет сказано: «Он невысок из-за политики вашего
правительства. Смените его, установите демократию по нашему образцу и
тогда все, что есть у нас, будет и у вас!» Так что технологии «цветных
революций» это еще и средство экономически ослабить страну с неугодным
режимом и перспективами «догнать» западные страны. Как только разрыв
сокращается, людям внушают, что «процесс идет слишком медленно и нужно
его немного… ускорить». Зачем чего-то ждать?
Модель, положенная в основу «цветных революций», проста: это
организация протестного движения, затем превращение его в управляемую и
агрессивную толпу, агрессия которой направляется на действующую власть,
перед которой ставится условие: или вы уходите добровольно, или же
прольется кровь. Или ваша, или наша. В любом случае сегодня это
неприемлемо, раз вы заявляете о приверженности демократическим
ценностям.
Пусть говорят!
Ну,
а если власть будет сопротивляться, то «цветная революция» тут же
превращается в вооруженный мятеж, который иногда сопровождается
вооруженной интервенцией, как это случилось в Ливии, и вполне возможно
рассматривается как приемлемый вариант развития ситуации в Сирии.
Модель «цветной революции» проста и состоит из пяти последовательных этапов, которые организуются и претворяются в жизнь:
Первый
этап – формирование в стране протестного движения, которое должно будет
стать движущей силой запланированной «цветной революции».
До
начала открытого выступления оно оформляется в виде сети из
законспирированных ячеек, состоящих из лидера и трех-четырех активистов.
Такая сеть способна объединить многие тысячи активистов, которые таким
образом составляют ядро этого протестного движения. Лидеры ячеек должны
проходить обучение в центрах, которые специализируются на содействии
демократизации по западному образцу.
Активистов надо вербовать из
среды молодежи, которая легко увлекается разными броскими лозунгами и
всегда бессмысленно надеется на лучшее. Что глобальные террористические
сети, что «протестное движение» в данном случае действует один и тот же
принцип.
Второй этап. Сеть покидает подполье и появляется на
улицах городов. Чтобы начать действовать нужен сигнал, который
называется «инцидент». Им может стать любое, подчеркиваем, любое
событие, которое вызывает накал страстей и, получившее вследствие этого
мощный общественный резонанс. Обычно его готовят специально. Например,
можно подкупить полицейского, чтобы он произвел выстрел в толпу и ранил,
а еще лучше убил какого-нибудь невинного подростка. Тут же должны быть
сделаны его фотографии и моментально напечатаны плакаты с надписью:
«Кровь Джона, Теда, Сюзанны, Ивана… взывает о мщении! Не забудем, не
простим!»
Например, в революции в Сербии («Бульдозерная
революция» 2000), в Украине (2004), а затем и в Грузии (2004) в инцидент
превратились результаты выборов, которые оппозиция объявила
фальсифицированными. События в Тунисе (2010) – стране, имевшей
авторитарный режим – начались иначе, а именно с самосожжения мелкого
торговца, который устроил этот акт протеста на одной из центральных
площадей в столице. Событие – совершенно ничтожное по масштабам и
проблемам страны, но ставшее знаковым для тунисского общества и его
протестных структур.
Третий этап. После того как инцидент привлек
к себе внимание массовой аудитории, начинается этап «твиттерной
революции» – вовлечение новых сторонников движения через социальные
сети. Ячейки «протестантов» начинают теперь быстро обрастать людьми,
которые приходят в протестное движение, поскольку их толкает страх за
собственное будущее. Тревожность людей – вот та черта характера, на
которой играют организаторы протестного движения. «А вдруг они победят, а
я буду не с ними и что тогда будет со мной?!» – вот так или примерно
так они и рассуждают. Тревожность нарастает и приводит к тому, что
сознание этих людей переходит в то, что называется «пограничным
состоянием». Такой человек становится легко подвержен массовым
паническим реакциям и всеобщей истерии, «отключает» собственное
рациональное сознание и действует на уровне первобытных рефлексов и
инстинктов. От этого состояния до создания крушащей все на своем пути
толпы всего дин шаг.
Этап четвертый. Это формирование не просто
толпы, а толпы политической. Политической толпы, предъявляющей
политические требования правительству. Для этого нужна всего лишь
большой величины площадь (майдан), где могут разместиться одновременно
большие массы народа.
В толпу вбрасываются речевки, ее
«разогревают» специально заготовленными информационными сообщениями,
стараются внедрить в сознание новые ценности. Человеку говорят: «Ты
имеешь право быть услышанным! Но власть тебя не хочет слышать. Ну так
поменяй ее. Вся власть только от тебя!» Глупым людям, а таковых везде
большинство, такие слова поднимают чувство собственной значимости. Ну
кто он дома? Жена-толстуха с руками толщиной с его ногу его не уважает, в
постели он ее не удовлетворяет, зарплата низкая, коллеги над ним
посмеиваются, начальник ругает, дети откровенно презирают такого
никудышного «папахена», а тут… тут его мнение кому-то ценно, он
самолично творит историю! Есть от чего испытать эйфорию! И у него
подсознательно возникает мысль: «Поменяем власть, и я сам все… поменяю,
включая и мою…»
Естественно, что поскольку у толпы есть еще и
чисто физиологические потребности, то нужно непременно позаботиться о
подвозе продовольствия, горячительных напитков (в меру!), поставить для
людей палатки, а также приготовить и подвести средства вооруженной
борьбы: удобные для метания булыжники, железнодорожные гайки и болты,
острозаточенную арматуру, велосипедные и мотоциклетные цепи. Поэтому
нужна хорошо налаженная организованная «служба тыла».
Пятый этап.
От лица толпы к власти активисты выдвигают ультимативные требования,
угрожая массовыми беспорядками и – реже – вполне возможным физическим
уничтожением. Если при этом власть напора не выдерживает, стихия ее тут
же сметает. Если же власть принимает вызов толпы и держится стойко, то
толпу активируют на штурм госучреждений. После этого такая «революция» с
неизбежностью перерастает в мятеж, а в отдельных случаях и в
гражданскую войну, в ходе которой в страну осуществляется военная
интервенция из-за рубежа с целью восстановления законности и порядка.
Все
это мы можем проследить на примерах революций так называемой «Арабской
весны». Хотя хаос организовывался здесь не только в одной стране, а в
масштабах сразу целых регионов: это Ближний Восток, Северная Африка и
Центральная Азия. Здесь активно использовались такие новации, как
механизм обратной связи, позволяющий быстро корректировать недочеты
первоначального замысла, и технология «управляемого хаоса» – работающей в
условиях традиционного общества восточного типа, которое невосприимчиво
к пропаганде западных демократических и либеральных ценностей. Но тогда
там устраивался «управляемый хаос». Власть обвинялась в коррупции,
забвении «истинного Ислама» и многих других грехах. То есть свернуть
существующую власть требовалось любой ценой и… «на любых козырях»!
События
в Украине (2013 – 2014 гг.) это тоже «цветная революция», причем в
точности повторяющая египетский сценарий. Кстати, из этого следует
вывод, что здесь можно вполне ожидать, что она откроет и дорогу
иностранной интервенции, как это уже было в Ливии и, вполне возможно,
вернее, ожидаемо, в той же Сирии.
Кстати, вполне возможно, что
следующим объектом «цветной революции» станет Россия. «Инцидентов» у нас
хоть пруд пруди, остается лишь правильным образом использовать их для
подъема соответствующих протестующих масс. Впрочем, на любой меч всегда
имеется щит.
Есть и соответствующая защита от интервенции
«цветных революций». Это три группы мер, применение которых дает, как
правило, хороший эффект.
Первая – направлена на обеспечение мер
по выявлению и перекрытию финансирования, которое идет на формирование
протестного движения.
Никогда
нам не увидеть могил вот этих детей, а они еще посмеются, стоя на
наших! На это и ставка, как со знаком +, так и со знаком - . И кто кого!
Вторая
– это вовлечение молодежи, то есть социальной базы протестных движений в
возрасте от 18 до 35 лет – в деятельность таких общественных
объединений и организаций, которые бы контролировались правительством.
Наконец,
третья группа мер – направлена на создание в обществе таких «клапанов
по выпуску пара», которые не позволяли бы ему «нагреваться сверх меры»
вроде неисправного парового котла. То есть если современный человек
хочет быть услышан, то пусть… говорит! Высказываться же он может,
например, в Интернете, анонимно и чаще всего этого ему бывает вполне
достаточно.
А эти уже сознательнее... и активнее. Активность со знаком + - хорошо! Со знаком - необходимо что-то делать.
Есть
и еще одна точка зрения, которую можно назвать «теорией маятника». Суть
которой заключается в том, что любое формированное изменение в
обществе, в чьих бы интересах оно не осуществлялось, рано или поздно
ударит по тем, кто его организовал! То есть раскачивать маятник
социальных отношений опасно. В частности, некоторые зарубежные ученые
уже начинают, хотя и еще довольно осторожно, заявлять, что ни одна из
цветных революций ни на Ближнем Востоке, ни в Северной Африке
христианскому миру никаких выгод не принесла: напротив, «арабская весна»
вызвала вспышку радикального исламизма и стала началом настоящей
«Христианской зимы». И они уже задают себе (да и другим, в частности,
своим политикам, «неудобные вопросы»), а что будет в итоге, если волну
«цветных революций» в мире вовремя не остановить?
Автор: В. Шпаковский