Итоги саммита БРИКС: Россия загоняет США в корейскую ловушку
Прошедший в китайском Сямэне 3-5 сентября саммит лидеров стран БРИКС
обозначил несколько принципиально новых тенденций развития ситуации в
ключевых для формирования текущего геополитического контекста горячих
точках мира. Все они носят позитивный для России характер и только
подчеркивают рост авторитета внешней политики России и происходящее
укрепление ее позиций в мире.
Уже в ходе китайского саммита
официальные и кулуарные договоренности российского лидера позволили
Москве не только ужесточить свою риторику в отношении Запада и ряда
ключевых проблем текущей геополитической ситуации в мире, но и
тактически создать для США принципиально новую ситуацию как на корейском
участке противостояния, так и на украинском. Первая часть анализа
итогов саммита БРИКС будет посвящена рассмотрению изменению ситуации
вокруг северокорейского кризиса.
Официальная позиция России по
проблеме ядерной программы Пхеньяна сформулирована предельно корректно и
лаконично: Россия против ядерного статуса Северной Кореи, что в
очередной раз подтвердил президент России Владимир Путин в ходе своей
встречи с президентом Южной Кореи Мун Чжэ Ином. Также предельно ясно
изложена и общая позиция лидеров стран БРИКС относительно того, что
корейский кризис может быть решен только дипломатическими мерами.
В
принятой в понедельник декларации страны БРИКС осуждают ядерные
испытания Северной Кореи, однако подчеркивают, что данный вопрос может
быть решен «только мирными средствами и посредством прямого диалога всех
заинтересованных сторон». «Мы подчеркиваем, что ни одна страна не может
укреплять свою безопасность за счет безопасности других», – говорится в
документе. Это тонкий намек Вашингтону, который собирается решать
проблемы своей безопасности исключительно за счет других стран, в том
числе своих якобы союзников, которых подставляет под удар Пхеньяна в
случае, если США все-таки удастся спровоцировать бойню в этом регионе
мира.
Также данная позиция стран БРИКС говорит о том, что Россия и
Китая наложат вето на любые новые резолюции США и его сателлитов в
Совбезе ООН, осуждающие КНДР и пытающиеся ввести новые санкции. И дело
не только в том, что санкции, по общему мнению Москвы и Пекина, не дадут
эффекта, а в том, что стратегия эскалации конфликта, которой следуют
США, больше не устраивает ведущие евразийские страны, тем более, что
конфликт собираются развязать на их границах. Поэтому Москва и Пекин
четко указывают на то, что окончательное решение корейского кризиса
возможно только с помощью дипломатии.
Несомненно, для этого Москве
и Пекину надо заручиться еще и поддержкой Сеула и Токио, с которыми,
особенно со второй столицей, у Пекина отношения складываются не очень. И
тут роль Москвы неоценима. Прогресс по линии Южной Кореи, когда Сеул
стал оглядываться в этом конфликте не только на США, виден уже по итогам
форума в Сямэне. Как заявил Владимир Путин по итогам переговоров с
президентом Южной Кореи Мун Чжэ Ином, Россия планирует построить на
верфях Южной Кореи 15 танкеров, которые будут использоваться для
транспортировки газа с «Ямал СПГ».
Кроме того, стороны
договорились активизировать деятельность совместных
инвестиционно-финансовых платформ с объемом капитала в 1 млрд долларов.
Также Сеул предложил Москве сотрудничество в области ракетных
технологий. Южная Корея готова совместно с «Роскосмосом» разработать
метановый двигатель для перспективных ракет-носителей. Такой двигатель
сейчас проектируется российскими конструкторами, строительство опытного
образца запланировано на следующий год.
Это хороший экономический
фундамент для дальнейшего расширения базы доверия, в том числе,
политического. И об этом четко заявил президент России: «решить проблемы
Корейского полуострова одними лишь санкциями и давлением невозможно. Не
стоит поддаваться эмоциям и загонять Северную Корею в угол».
Переговоры
с президентом Японии у главы российского государства состоятся во
Владивостоке во время Восточного экономического форума, на котором
лидеры двух стран планируют подписать соглашение о совместной
экономической деятельности двух стран на Южных Курилах. Таким образом,
если Москве и Пекину удастся сформировать коалицию для решения корейской
ядерной программы, то тем самым будут заложены серьезные основания для
мирного решения данной проблемы.
Однако в любом случае, уже сейчас
односторонние и неуклюжие действия Вашингтона, без учета мнения своих
сателлитов, начинают вызывать все большую тревогу, как в Европе, так и в
Юго-Восточной Азии. По сути, эскалацией северокорейского конфликта
Вашингтон загоняет в угол Японию и Южную Корею, тем самым, подставляя их
под удар Пхеньяна, военно-политические последствия которого весьма
очевидны – это десятки, если не сотни тысяч жертв и погружение региона в
хаос новой войны на долгие годы.
Однако есть и экономические
последствия военного решения корейской проблемы – это уничтожение или
как минимум, обрушение стоимости акций ведущих научно-производственных
корпораций Японии (Сони, Панасоник, Мицубиси, Тойота и так далее) и
Южной Кореи (Самсунг, ЛДжи, Киа, Хундаи и так далее), которые являются
одними из главных конкурентов американских ТНК, и мы об этом писали. Как видно, только США остаются в плюсе от такого варианта развития событий.
Соответственно,
для всех остальных стран региона альтернативы мирному варианту решения
корейской проблемы нет. И выполняя функцию модератора безопасности
региона, соединяя иногда принципиально разные интересы соседей, Москва
загоняет Вашингтон в ловушку, когда неправильно просчитанные ходы
элементарно сделают США страной-агрессором со всеми вытекающими отсюда
последствиями.
Дело, несомненно, еще и в том, что США сегодня не
располагают необходимой военной мощью для военного решения корейской
проблемы. Нанести разовые удары крылатыми или ядерными ракетами – да,
еще могут. Но это может только затормозить корейскую ракетную программу,
и то только в одном случае - предательства элитой народа и
национально-государственных интересов страны. В другом случае такой удар
может ее только подстегнуть. Но вот осуществить военное вторжение, США
не могут ни в одном из возможных сценариев.
Соответственно,
возникает очень серьезный разброс мнений, в том числе, в самих США
относительно того, что должно быть конечной целью любой военной операции
против Пхеньяна. А если цели операции не определены, то она изначально
не может быть успешной. Как показывает анализ, таких целей у Вашингтона
просто нет, за исключением двух - свержения режима Инов и погружения
региона в политический хаос и экономическую стагнацию на долгие годы. Но
даже этот вариант развития событий не дает гарантий того, что следующий
корейский режим будет отличаться от первого, и не придаст развитию как
ядерной, так и ракетной программы КНДР приоритетного значения.
Вместе
с тем, если США развяжут войну, то лишатся своего главного актива в
этом регионе – доверия. Поэтому выбор, стоящий перед Вашингтоном,
довольно сложный. Не ударить - означает согласиться на российскую
трактовку событий и, соответственно, попасть в ловушку мирного решения
проблемы, где, естественно, будут доминировать Москва и Пекин. Ударить
по КНДР – значит получить в глазах значительной части мирового
сообщества ярлык агрессора и собственноручно оторвать от себя ключевых
союзников в Европе и в Азии.
Это классическая шахматная вилка.
Какой выбор сделают те силы, которые реально управляют Америкой, мы
увидим в ближайшее время. Но при любом варианте решения проблемы, Москва
стала демонстрировать способность интеллектуально обыгрывать
американскую элиту, что позволяет смотреть в будущее с оптимизмом.
Юрий Баранчик
ИА REGNUM
Рейтинг публикации:
|