В нынешнем году стартовал российско-белорусский образовательный проект «Гуманитарика-2017», в котором приняли участие студенты, магистранты и аспиранты гуманитарных специальностей, а также журналисты общественно-политических порталов «Чеснок» и «Евразия.Эксперт». Последнее СМИ было информационным партнёром мероприятия.
В рамках проекта группа молодых людей из московских и минских вузов посетила лекции известных учёных и экспертов на базе Российской академии наук, редакцию телеканала Russia Today, знаменитый Курчатовский институт, где во второй половине 1940-х был построен первый советский атомный реактор Ф-1, Евразийскую экономическую комиссию, святая святых современной российской социологии — ВЦИОМ (Всероссийский центр изучения общественного мнения), а также компанию «Ашманов и партнёры». Более 15 лет она оказывает услуги консалтинга в области информационных технологий и занимается разработкой интеллектуальных программных продуктов.
Её генеральный директор Игорь Ашманов — один из основателей и самых известных топ-менеджеров российской IT-индустрии, а также эксперт в области информационных технологий и интернет-маркетинга. Он прочёл лекцию, во время которой поделился с участниками «Гуманитарики-2017» результатами крупного исследования Рунета, а также с высоты своего опыта поведал о собственных прогнозах дальнейшего развития информационного пространства, блогосферы, журналистики и социальных сетей.
Опираясь на содержание лекции Ашманова, «Чеснок» подготовил статью на актуальную и весьма злободневную тему информационного суверенитета Беларуси и России и перспектив развития информационного общества в будущем.
Рунет и Байнет сегодня
На сегодня главное место в развитии информационного общества уверенно занимает интернет. И будущее Беларуси и России будет во многом зависеть от того, в каком направлении станут развиваться отношения между властями и всемирной паутиной.
Начиная с 2012 года российское руководство начало вводить различные ограничительные меры в интернете. Тогда же появилась концепция информационного суверенитета, один из основных разработчиков которой — Игорь Ашманов.
Информационный суверенитет — это концепция, подразумевающая контроль государства над распространением информации на своей территории, независимость от влияния извне. Она реализована в ряде стран Азии и Ближнего Востока. В пользу данной концепции зачастую приводятся аргументы, что США и коллективный Запад имеют информационные войска, с помощью которых способны достигать своих политических целей в любой точке мира, а Россия нуждается в защите от них. Однако не стоит закрывать глаза и на её недостатки, среди которых угроза свободе слова и препятствование свободному обмену информацией.
В России действует ряд законопроектов, регулирующих интернет, в частности, антитеррористические законы. Стал вестись Реестр запрещенных сайтов, реестр блоггеров, был принят знаменитый закон Яровой, планируется борьба с анонимностью в мессенджерах.
В Беларуси ещё в 2010 году президентом был подписан указ №60 «О мерах по совершенствованию использования национального сегмента сети Интернет», который впервые регламентирует механизм ограничения доступа к информации по требованию пользователя интернет-услуг.
Например, по запросу пользователя интернет-услуг поставщик обязан ограничить доступ принадлежащего этому пользователю абонентского устройства к информации, содержание которой направлено на распространение порнографических материалов, пропаганду насилия, жестокости и других деяний, запрещённых законодательством.
С учётом того, что всемирная паутина всё плотнее окутывает наше общество и зачастую становится средством преступлений и информационных атак, регулятивные меры носят вполне своевременный и необходимый характер.
В 2016 году количество активных пользователей интернета в России составило 84-86 миллионов человек, что больше половины от общего количества населения. Схожая ситуация и в Беларуси: здесь на 2016 год общая аудитория сети в возрасте 15-74 года составила 5 085 109 человек.
При этом аудитории Рунета и Байнета между собой глубоко интегрированы в общее русскоязычное интернет-пространство. Русский язык стал вторым по популярности в интернете после английского. Пусть и с огромным отрывом. Для сравнения: английский язык используется на 51,3 % мировых веб-сайтов, русский — на 6,6% веб-сайтов.
По словам Игоря Ашманова, в интернете просто огромная скорость обмена информацией: все заметки живут всего 4-6 часов, а после этого их уже почти никто не комментирует. Медийные события живут не более 3-4 дней, хотя ещё несколько десятилетий назад их могли обсуждать неделями и даже месяцами. А сегодня, к примеру, если тема всплыла в медийном пространстве в пятницу, все выходные истерия: героев зовут на телепередачи, берут интервью ведущие печатные издания. Во вторник — как отрезало. Актуальны уже другие темы.
Среди огромного потока разнообразного контента довольно значительное место занимают разнообразные фейки. Существует сервис Twitteraudit, который позволяет без труда определить в Твиттере процент «живой» аудитории и фейковой, созданной исключительно для автоматической рассылки нужной информации по микроблогам.
Так, ещё в 2015 году удалось выяснить, что 66% фолловеров (подписчиков) Алексея Навального оказались фейками.
В начале июля на Третьем форуме СМИ России и Китая обсуждалась проблема распространения по всему миру лжи и манипуляции посредством интернет-публикаций. Во время мероприятия выступила и главный редактор МИА «Россия сегодня» и телеканала RT Маргарита Симоньян, из речи которой публицист Виктор Мараховский выделил три главных тезиса: на наших глазах родилась новая форма тоталитарного контроля граждан передовых, информационных и свободных, по идее, стран; всё, что понадобилось четвёртой власти, чтобы стать тоталитарной, — это начать врать, причём наперегонки и бесстрашно; против этой транснациональной сверхдержавы фейков России и Китаю необходимо бороться совместными усилиями.
Лживость многих СМИ подтверждает и Игорь Ашманов:
«В интернете много слоёв лжи и манипуляций. Аудитория замучена вбросами, пропагандой, и не удаётся держать фокус внимания на одной теме более 3 дней. В каждом новостном поводе в середине этого срока происходит поворот сюжета: через 1,5-2 дня оказывается, что всё не совсем так, появляются новые свидетельства».
Фейк — это товар. СМИ становится предметом манипуляции. Сообщают не то, что имеет отношение к действительности, а то, что обсуждается. Журналист не несёт ответственности за перепост материала. В результате образуются новостные «сливные бачки» на разные темы, которые разрастаются целыми гроздьями. Там можно опубликовать всё что угодно и ссылаться на это уже как на медиа-факт. Эта новость и дальше начинает распространяться. А если нужно вывести её в топ, то публикуют везде, и «Яндекс.Новости», полагая, что это настоящие СМИ, публикует у себя.
Одной из главных особенностей нынешнего состояния русскоязычного интернета является то, что пишущая и читающая аудитория почти вся мигрировала из LiveJournal в Facebook. Теперь она довольствуется короткими текстами, репликами и видеороликами, короткоживущими темами.
Клиповое сознание становится всё распространённее. Чтобы сильно не заморачиваться на пост или комментарий в тех же соцсетях, многим пользователям проще отправить смайлик, ссылку на статью или демотиватор, которые и станут выражением якобы индивидуального мнения автора или комментатора. Зачем думать, когда уже всё придумали за тебя? CTRL+C CTRL+V избавит от лишнего напряжения. И общение превращается в один большой шаблон.
Журналистика вольно или невольно приспосабливается к возникающим условиям в информационном поле.
«Возьмите главную страницу большинства СМИ и ищите слово "назвал”. Сейчас становится все больше новостей из разряда: как Вася назвал Петю таким-то словом. Новости часто не о событиях, а о чьих-то мнениях или мнениях о мнениях», — отметил лектор.
Таким образом, страдает качество контента. Есть известный закон Старджона: 90 % чего угодно — полная чушь. В интернете этот закон тоже работает. В социальных сетях много дублей, средняя длина сообщений всё время падает, мат стал абсолютно допустимым. 90 % новостей — фальшивки или не имеющие никакого значения глупости, но набирающие огромную популярность среди читателей. Например:
"68-летняя Алла Пугачева оставила Лайму Вайкуле без сна на частном самолете”
Любопытно, что популярный у отечественных интеллектуалов и журналистов Фейсбук, как и Ютуб, Гугл, Твиттер, осуществляют свою деятельность по американским законам и подчиняются американской цензуре. Они открыто участвуют в информационной войне: явный перекос в политике модерации, «подогрев» нужных медийных фигур и событий. В то же время, у Фейсбука нет даже юрлица, его руководство ни за что не отвечает, хотя на рекламе, конечно же, компания зарабатывает.
В белорусских и российских СМИ и соцсетях становится всё больше негатива. Люди к нему готовы, он им интересен. Вообще говоря, негатив — огромная взрывная сила.
«Люди получают порцию адреналина, демонстрируют в очередной раз набор своих шаблонов и идут дальше. Можно даже сказать, что 90% всех дискуссий — это просто шлак. Все лишь выкрикивают заготовленные фразы, и никто никого не слышит», — так Игорь Ашманов описывает часто встречающееся в сети поведение интернет-пользователей.
А теперь, интереса ради, введём в поисковик белорусского гугла фразу: «последние новости Беларуси» (на 14.45 часов, 02.08.2017)
Неужели это действительно самое главное, что происходит в Беларуси? Где получать достоверную и позитивную информацию в чаще информационной беспросветности? Благо, есть и иные примеры, среди которых можно отметить программу Минской телевизионной информационной сети (МТИС) «Хорошие новости», после просмотра которой начинаешь видеть не только то, что в стране кого-то убили-обокрали-изнасиловали, но и положительную сторону происходящего вокруг. К слову, за жизнеутверждающую позицию в подаче информации она получила специальный приз на телевизионном конкурсе «Телевершина».
Но в основном. что ни глянь — везде новости о происшествиях, ЧП и прочих жизненных бедах. Некоторые люди только поэтому и не читают новости: уж слишком много негатива, который давит и не приносит никакой пользы.
По поводу отбора новостей в России Ашманов отметил:
«В нашей стране в год происходит несколько сотен подростковых суицидов. Даже если бы не было истерии по поводу групп смерти, которая раздута раз в 10, а просто — если каждый день писать о 2-3 суицидах, которые действительно есть, то вся Россия будет думать, что у нас больше ничего не происходит, кроме того, что подростки кончают с собой. В ВГТРК за выходные набирается 30 тысяч новостей. А показать в понедельник утром можно, условно говоря, только 300. То есть будет отбираться 1 из 100 новостей. Если выбрать только негативные новости, то вся страна поедет на работу, как в воду опущенная. Если, наоборот, «построили», «выиграли», и это всё будет правда, все приободрятся. Кто-то же знает, как отбирать эти новости?..»
Информационные атаки: как это делается
Годом ранее на нашем портале мы публиковали материал в двух частях «Как «Хартия 97» и другие «независимые» СМИ лгут белорусской молодежи», в котором изучали методы манипуляции сознанием читателей на конкретных примерах в белорусском информационном пространстве. Мы выяснили, что использование приёмов манипуляции общественным мнением, бесконечные фейки, навязывание образа врага и искажение реакции общества путём цензуры комментариев наглядно демонстрируют заинтересованность редакций некоторых изданий и их спонсоров в изменении общественного мнения населения Республики Беларусь. За всем этим стоят попытки достичь определённых политических изменений в нашей стране.
Игорь Ашманов классифицирует фейки и вбросы на несколько видов: внутриполитические, политические и бытовые (или «чернушные», бьющие по нервам). Например, «нет дров у пенсионеров», «слепого инвалида выселяют из дома», многие статьи с посылом «не боюсь сказать».
Манипулируют нашим сознанием, образом жизни и мозговые вирусы. Они, по мнению Игоря Ашманова, представляют собой упорядоченную информационную структуру, созданную искусственно с целью захвата власти над умами. При передаче в виде информационного сообщения того или иного формата (новость, книга, статья, письмо, ролик, фильм, песня) она способна захватывать внимание неподготовленного субъекта, превращаться для него в навязчивую идею, подчинять себе мышление, структурировать его и делать человека восприимчивым к внешнему управлению. У мозгового вируса всегда есть цель и создатель. Инструмент — опять же, ни в чём не повинные мы с вами.
«Примеры мозговых вирусов я вспоминаю ещё со времён перестройки, — поделился Ашманов. — Когда я видел огромное количество «заражённых» людей. Возбуждённо пересказывали друг другу прочитанные в газете статьи в «Московских новостях» и в дождь, и в мороз. При этом у них не было своих мыслей, они просто высказывали то, что прочли».
Таким образом, лозунг нашей эпохи можно сформулировать так: «Вы не рефлексируйте, вы распространяйте!». Мозг теряет нейронные связи, человек утрачивает способность критически мыслить, выражать собственные взгляды. Таким обществом становится управлять проще простого: политикам, маркетологам, журналистам, менеджерам по продажам.
Игорь Станиславович рассказал об одном горьком, хоть и забавном, примере такого манипулирования. В России есть одно СМИ, которое специализируется на региональных новостях. Однажды два медийных деятеля поспорили в ресторане, что за неделю выведут любую новостную информацию на федеральное телевидение. Выбрали тему соли — как раз под рукой попалась солонка. Условно, в понедельник договорились, в пятницу уже появился сюжет на центральном канале. Это не стоило ни копейки. Просто запрашивалась информация у региональных корреспондентов: сколько у них соли осталось в регионе. Потом всё это публиковали, корреспонденты задавали вопросы чиновникам в регионах. Цитирование и перепечатка тревожных новостей были добровольными и естественными. Результат — через 3-4 дня появление этих же материалов в топовых СМИ, через 4-5 дней — сюжеты на центральном телевидении, депутатские запросы в Госдуме, паника в регионах, массовая скупка соли.
Несколько лет назад похожая ситуация была и в Беларуси — с гречкой. Из-за неблагоприятных погодных условий Россия собрала её на порядок меньше, чем в предыдущие годы. Тут же порталы подхватили этот факт и начали его раскручивать. Вскоре интернет наполнился новостями о том, что люди начали килограммами скупать гречку. Даже после того, как она подорожала вдвое. Этот ажиотаж вокруг крупы накрыл и Беларусь. Покупатели даже не читали на упаковке: откуда продукт привезён. А он был из оставшейся вроде как без гречки России.
«Сравнивая нынешнюю ситуацию с той, с которой всё начиналось в 2010 году, можно сказать однозначно: она повторяется один к одному – неймётся тем, кто перепродаёт сельхозпродукцию, кого в советские времена называли спекулянтами, — через пару лет напишет brestcity. — Увидев, что урожай гречки в России собран небольшой, они сейчас предпринимают попытки получить запланированный раньше навар, за счёт спекулятивных цен уже увеличив их в два и более раза. И ожидают, как на это отреагируют соседние государства».
Ашманов поделился и примерами сообщений-атак на Сбербанк, за которую, по сути, никто и не ответил:
«Народ в панике. Сбербанк атакуют толпы людей. Снимают депозиты и тарятся валютой. Евро уже по 100 продают».
***
«ВСЁ. По картам Сбербанка невозможно получить деньги нигде. Отмазываются тех.сбоями».
***
«А сбер всё? Онлайн банк не работает, через терминал платежи тоже недоступны».
СМИ подхватили атаку, граждане бросились забирать деньги. ЦБ и правительство принимали экстренные меры, чтобы сбить накал, завозили деньги фурами и самолётами. Три дня паники, отток вкладов около 600 миллиардов рублей.
Кроме того, многие информационные атаки могут быть направлены против определённых культур, государств, идеологий и политиков не напрямую, а через воздействие на ценности людей. К примеру, среди трендов западного общества сегодня — принятие однополых отношений в качестве нормы, пресловутые толерантность и политкорректность. Многие СМИ пытаются навязать их белорусскому и российскому обществу. На Западе и в России подобные атаки происходят с помощью разного рода глянцевых изданий (Cosmopolitan, Psychologies, Men’s Health и т.д.). В Беларуси помимо них существуют и некоторые электронные СМИ, которые порой публикуют материалы, что называется, «с перчинкой». Рассмотрим некоторые публикации портала kyky.org:
Складывается впечатление, что порноактёры выступают в статье эдакими «смелыми парнями, которым повезло».
… дальше читать не хочется. Какую пользу несут такие публикации людям — непонятно. Но каждый подобный текст так и кричит: «Эй, сбросьте, наконец, свои ханжеские оковы навстречу всепоглощающему разврату! И будет вам счастье». Но в чём?
В принципе, «бытовой» блок вбросов в какой-то степени даже более опасен, чем политический. Ведь многих волнуют в первую очередь более житейские вопросы: как правильно мыть окна, какой смертельной болезнью заболел кумир, курсы валют и погода.
Тексты из разряда «ниже пояса», свободы в сексуальных предпочтениях, похоже, особо поднимают трафик некоторым порталам. Молодёжь, ещё до конца не установившая свою систему ценностей, «хавает» такую информацию, в результате чего известный сладкий плод теряет свою сокровенность. Как такая ненавязчивая, но доступная всем пользователям пропаганда будет способствовать созданию и укреплению института семьи?
Что ожидает нас в ближайшем будущем?
Безусловно, для разработки стратегии информационного суверенитета Беларуси и России необходимо как можно точнее прогнозировать будущее, дабы понимать, что нас ждёт при том или ином развитии событий. Одно можно сказать точно: информационное общество не будет стоять на месте, и в любом случае будут происходить некоторые изменения.
По мнению Игоря Станиславовича, медийное пространство будет всё больше засоряться, а актуальность событий начнёт проходить ещё быстрее. В свою очередь, журналистика продолжит деградировать, станет замещаться блогоподобными таблоидами, агрегаторами фейков и видео-СМИ. Информационные атаки будут наращивать интенсивность, «желтизну», циничность, сдвигать норму (#янебоюсьсказать).
Однако нет худа без добра. Среди определённого круга пользователей начнёт расти запрос на «чистые источники», нейтральную и достоверную информацию. Государство и общество осознают проблему информационных атак, начинают защищаться введением череды законов, фильтров, привлечением к ответственности новостных агрегатов и блогеров. Как говорит Ашманов, через 5-7 лет поисковые машины, социальные сети, интернет-СМИ, видеохостинги и фотохостинги станут отечественными или контролируемыми.
По мнению Ашманова, в ближайшем будущем можно будет предсказывать рост и размер медийного события по «скорости взлёта». Ход информационной кампании — по участию спамеров, ботов и известных групп поддержки, а масштаб митингов и других офлайновых событий — по уровню поддержки в соцсетях.
«Социальные сети забавны тем, что каждый завиточек — это живой человек. Щёлкнешь по нему — получишь все его связи. Всё лежит на поверхности. Вычислить можно практически всё, что угодно», — отметил лектор.
Но всё же Ашманов выразил уверенность, что государство в любом случае начнёт заботиться о зачистке информации, закручивать гайки. Эксперт допустил, что вполне возможен вариант блокировки Гугла и Фейсбука, что мы сможем это увидеть уже в ближайшие 4 года. В то же время он обратил внимание на то, что на Западе гораздо быстрее реагируют на информационные вызовы современности. Мол, русские «медленно запрягают».
Заключение
Как бы ни развивалась обстановка в будущем, стоит отметить, что главным орудием против информационных атак будет выступать духовный иммунитет каждого человека. Поэтому всем необходимо осознать, что развитие информационных технологий влечёт за собой не только новые удобства, но и ряд опасностей. Так, родителям следует контролировать инфопространство своих детей, рассказывать им про методы манипуляции сознанием в СМИ и массовой культуре.
И государство в данном вопросе может этому поспособствовать путём повышения медийной грамотности населения, в том числе, школьников и студентов. Однако это весьма долгий путь, во время которого предстоит кропотливая работа.
Чтобы как можно скорее обезопасить государство и общество, необходимо следовать концепции информационного суверенитета, что уже стали осознавать в руководстве Беларуси и России. Так, на ХI Белорусском международном медиафоруме «Партнерство во имя будущего», который состоялся в мае, стало известно, что Россия и Беларусь совместно выступают за информационный суверенитет государств. Обе страны планируют объединить усилия для построения общего информационного пространства Союзного государства.
Концепция информационного суверенитета найдёт положительный отклик в обществе, потому что она весьма выгодна российским и белорусским предпринимателям (будет происходит импортозамещение информационных разработок), а также консервативно настроенному большинству, которое довольно критично относится к современным постмодернистским культурным и информационным продуктам.
Информационный суверенитет сегодня становится неотъемлемой (если не главной) составляющей государственного суверенитета в целом.
Как говорил Игорь Ашманов, сегодня информационное доминирование — это всё равно, что господство в воздухе в начале ХХ века.