Культура как эксгибиционизм
Елизавета Александрова - Зорина
В средние века детей, отданных в цирк, держали в бочках, чтобы кости, деформируясь, приняли уродливые формы. В бочку современной культуры поместили всё общество, у которого атрофируется способность к мышлению. – Читала Куэльо, – говорит сорокалетняя женщина. – Замечательно! – Я слушала его аудиокнигу, – соглашается другая. – А как вам Дэн Браун? Двадцать лет дебилизации не прошли бесследно. Стало хорошим тоном обсуждать третьеразрядные произведения. Смотреть картонные киноленты, больше похожие на нарезки компьютерных игр. Посещать выставки, экспонаты которых не говорят ничего ни уму ни сердцу. Достаточно назвать это бестселлером или блокбастером, раструбить, что это – модно. Мнение, как глаза, если нет своего, верят чужому. Неужели прав Писатель из «Сталкера» Тарковского, говоря о публике: «Они жрут, жрут… Гадость из себя вынешь, мерзость – жрут мерзость!» Похоже, сегодня, в канун двадцатилетия антикультурной революции в России, рефлексирующие интеллигенты отошли в прошлое, произведение как повод, как приглашение к диалогу умерло и публику откровенно насилуют, сводя отношения с ней к чистому фрейдизму. Современные менеджеры от искусства видят свою задачу не в том, чтобы возвысить людей, как трактовали духовный труд пастыри прошлого, а, наоборот, опустить. Культура - всего лишь бизнес. Это коммунисты вслед за эпохой Возрождения и русскими классиками провозглашали целью гармоническое развитие личности, раскрытие её эстетического потенциала; нынешние лидеры демократических режимов пошли по американскому пути, не приветствуя общегуманитарного образования, играя на понижение. Приземлённый центр тяжести делает общество устойчивым, ведь осознание своей личностной значимости расширяет список претензий, удовлетворить которые государство не в силах. Но ограничение художественных запросов, замыкание их на комиксах, криминальном чтиве и Голливуде привело к девальвации вкуса, его плебеизации, когда шоу довлеет над истиной. Каток масскультуры утюжит сильнее пролеткультовского. Маяковский, предлагавший сбросить Пушкина с корабля современности, сегодня отдыхает. «Если ты хочешь прославить своё имя, разрушай всё, что другие построили, ибо ты не можешь строить выше, чем строили твои предшественники, и нет подвига более прекрасного для обретения славного имени», – в V веке наставляла мать короля-варвара. Не этому ли следуют творцы новояза и самозваные глашатаи российского «постмодернизма»? Они подменили собой весь пласт русской классической литературы, в результате Золотой и Серебряный век сменились веком злата и серебра. К чему морализующий Толстой, страдающий Достоевский? А тургеневские девушки? И антоновские яблоки Бунина далеко не золотые. Выворачивая наизнанку прошлое, которое сегодня одновременно замалчивают и забалтывают, привычные понятия наполняют новым смыслом, точно старые мехи молодым вином. Под удавшейся жизнью надо понимать судьбу нового русского, под любовью – замужество на Рублёвке, под честным словом – офисный договор. Больше себя из себя не выжмешь, чему могут научить книги сегодняшних властителей дум? Они сделаны по одной схеме, их населяют плоские персонажи, вычерченные, будто по лекалу, и кочующие из одного сенсационного шедевра в другой. Но если отбросить ангажированность критиков, рекламу СМИ, непритязательность вкусов, то за очередным творением проступает голое, как король, авторское «я», в котором – пустота. Советскую цензуру сменила куда более жёсткая. В современном искусстве царит полнейшая свобода от всего, кроме банковского счёта. У хозяев московских ресторанов и торговых фирм модно быть писателем. А чего проще? Пишется как слышится, издаётся как платится, покупается как пиарится. Отношения менеджеров, будни топ-моделей, проблемы бизнесменов заполнили книжные полки и толстые журналы. При этом «производственную тематику» вполне бы искупал талант, эротические сцены – погружение, как у Набокова, в глубины подсознания, навязывание себя, – богатство лексики, образовательный и художественный ценз. Но, увы! Бедный язык, которому бы позавидовали и спартанцы, стилистические и орфографические ошибки, авторы точно соревнуются, кто сильнее исковеркает литературный язык, начинив его матерщиной, жаргоном, американизмами, смешав в словах латиницу с кириллицей. Эти книги можно встретить в библиотеках Германии и Франции, в букинистических магазинах Израиля и США, они представляют сегодня страну Чехова и Шолохова. Постоянные участники круглых столов, эти авторы входят в писательский интернационал, становясь членами пен-клубов, лауреатами многочисленных премий, созданных для внутреннего пользования. Тесен их круг, в него не попадёшь ни за какие литературные заслуги, если не усвоил нехитрую истину: кто продаётся, тот и издаётся! Живописцев сегодня зовут картинщиками, «творчество» переместилось в инсталляции, перфомансы и боди-арт. А миллионы молчат из опасения выглядеть невежами, сметённые тотальной пропагандой безвкусицы, пав жертвой шарлатанства. Велика сила внушения! А стоит только возвысить голос о здоровом начале, трезво взглянув на вещи, как свора крикунов-критиков обвинит в недоразвитости вкуса, отсутствии чутья на запросы эпохи и непонимании современного искусства. Интересно, кто, кроме ангажированных искусствоведов, его понимает? Что бы сказал Рембрандт о чёрном квадрате Малевича или Пракситель о скульптурах Церетели? «Культурный» слой носит корпоративно-замкнутый, кастовый характер, напоминая феодальный ремесленнический цех. Пропуском в него служат связи и денежные вложения, а в России, с её табелем о рангах и традиционной, неискоренимой семейственностью, ещё и происхождение. Со временем эти наследники Герострата превращаются в идолов, их индекс цитирования взлетает до небес, и посмертно они входят в историю, отражая эпоху. Печальную эпоху деградации. Причины культурного упадка коренятся в самом общественном устройстве, духовная болезнь нашей цивилизации носит системный характер. Стоит только положить в основу культурной жизни экономический принцип, включить искусство в товарно-денежные отношения, ориентируясь на прибыль, как всё остальное придёт автоматически, точно тумблер повернули к вырождению, включив программу самоуничтожения. Деньги, не поставленные под контроль, разъедают, как метастазы, их огненная стихия, укрощённая в камине, служит очагом, а разбушевавшаяся на ветру превращается в пожар. Под светлыми лозунгами свободы и дешёвую лесть толпе - мол, люди сами разберутся, что читать и смотреть, - расцветает невежество. Без воспитания народ, как заброшенный ребёнок, превращается в маугли. И закономерно, что сегодняшнюю культуру олицетворяет группа проныр, демонстрирующих себя. Их ряд будет удлиняться, это только кажется, что дальше некуда, но приходят всё глупее, пошлее, развязнее. У регресса и прогресса нет предела, как у неба – крыши, а у ада – дна.
Фонд стратегической культуры
Рейтинг публикации:
|
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментарий 1181
Рейтинг поста:
На мой взгляд, культура, это не что-то из консерватории, из Европы 17го века - а в первую очередь, впитанное с молоком матери, в семье, в широком смысле этого слова. Культура - из традиций. В городе же семья - в традиционном смысле - распадается, человек индивидуализируется и приобретает максимум эгоизма и эгоцентризма. Технически не может заменить ребенку всей семьи, дать ему всех традиций (которых и сам уже был лишен).
Оторванные от своих корней, от традиций люди - как растения, начинают "гнить".
Статус: |
Группа: Гости
публикаций 0
комментариев 0
Рейтинг поста:
Статус: |
Группа: Гости
публикаций 0
комментариев 0
Рейтинг поста:
Статус: |
Группа: Гости
публикаций 0
комментариев 0
Рейтинг поста:
прогресс, однако. он пришел, он уже рядом.
видимо не зря реформами баловались...
единственное, не понятно, что будет дальше...
Статус: |
Группа: Гости
публикаций 0
комментариев 0
Рейтинг поста:
С.Алексеев Россия : МЫ и МИР
Большое спасибо за статью...
Статус: |
Группа: Гости
публикаций 0
комментариев 0
Рейтинг поста:
а у больного разума - ограничений...
Статус: |
Группа: Гости
публикаций 0
комментариев 0
Рейтинг поста:
Статус: |
Группа: Гости
публикаций 0
комментариев 0
Рейтинг поста:
Очень хорошая статья, очень!
Да, кричать "А, король-то голый" сейчас "не модно", а часто и опасно.
Очень правильно затронута в конце проблема воспитания. Педагоги, учителя превращаются в преподавателей. СМИ большей частью принадлежат всяким корпорациям и бизнесменам-пронырам, и крутят целыми днями контент, который даже дебильным и тупым назвать трудно. А ведь можно было бы показывать шедевры мирового кинематографа и проигрывать прекрасную музыку всех культур мира, проводить в прямом эфире разнообразные научные лекции и просто обучение, показывать научно-популярные и документальные фильмы, да и много-много чего другого. А что вместо этого?
А вместо этого нами, да и во всем мире, управляют бездыри, дураки, рвачи и демагоги. А как можно назвать людей, которые не понимают, что из-за 20-30 лет тотальной дебилизации и демократии, свободы аморальности и невежества мы все (и они тоже) можем потерять свое будущее. Мы, наши дети и внуки превращаемся в деградирующих питекантропов, в суицидальную и параноидальную цивилизацию. Я бы очень хотел поверить, что это не так, но каждый новый день доказывает обратное.
Вместо того, чтобы творить, одухотворять мир, упорно трудиться, сеять разумное доброе, вечное, губим природу, которая и так, в силу других причин, преподносит нам немало катаклизмов, гонимся за ценностями-миражами, забываем, что такое мужество, достоинство, доброта...
Тут прозвучала мысль, что главную роль в этой деградации играют деньги, экономика, само государство. Конечно, играют, но ведь за ними стоят люди, поэтому все-таки главный враг - это мы сами. Если с завтрашнего дня каждый из нас будет руководствоваться в жизни высокими принципами этики, эстетики, гумманизма в конце концов, давать отпор невежеству и хамству, то, думаю, и окружающий мир начнет меняться, не сразу, но не скоро и сказка сказывалась. Можно менять питекантропов у власти, можно менять форму власти, экономики, денег, но все будет бессмысленно. Но стоит измениться нам всем самим, изменить свое мировоззрение в сторону от потребления, и... А впрочем, лучше это увидеть воочию вместе))
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментария 164
Рейтинг поста:
Статус: |
Группа: Гости
публикаций 0
комментариев 0
Рейтинг поста:
Ничего не меняется.
Что вверху, то внизу!