Дмитрий Ефременко – доктор политических наук, заместитель директора Института научной информации по общественным наукам РАН.
Анастасия Понамарева - к.соц.н., научный сотрудник Института научной информации по общественным наукам РАН
Резюме:По установившейся традиции слова и дела вновь пришедшего к власти
политического лидера оценивают по первым ста дням его правления. В
случае Дональда Трампа о многом скажет уже первая десятидневка. И сразу
вспомнили название книги, посвященной событиям столетней давности –
«Десять дней, которые потрясли мир».
По установившейся традиции слова и дела вновь пришедшего к власти
политического лидера оценивают по первым ста дням его правления. До
истечения ста дней 45-го президента США еще очень далеко. Но мы с
коллегами из Института научной информации по общественным наукам РАН,
готовившими ситуационый анализ, решили, что в случае Дональда Трампа о
многом скажет уже первая десятидневка. И сразу вспомнили название книги,
посвященной событиям столетней давности – «Десять дней, которые
потрясли мир». Так было в 1917-ом. А в 2017-ом? Да, масштаб событий все
же не тот. Но потрясения налицо. Ими охвачена Америка. И круги
расходятся по всему миру. В конце концов, все еще только начинается.
Радикализм действий команды Дональда Трампа близок к революционному. В
этом, как и в карикатурности фигуры нового американского лидера есть
несомненная новизна, но глубокий внутриполитический раскол в США никаким
сюрпризом не является. Двухпартийный консенсус давно остался в прошлом,
и по крайней мере с середины 1990-х годов, когда под водительством
Ньюта Гингрича (кстати, большого друга Дональда Трампа) началось
осуществление «Контракта с Америкой», поляризация американской
политической элиты только усиливалась. Трамп выводит ее на новый
уровень, испытывая на прочность теперь уже и республиканскую партию.
Решительная отмена Obamacare, совсем не примирительная
инаугурационная речь, углубляющийся конфликт со СМИ, серия
исполнительных указов, отменяющих ряд экологических ограничений и
свидетельствующих о переходе к протекционизму, наконец, скандальные
ограничительные меры в области иммиграции – все говорит о том, что Трамп
и трампизм – это очень серьезно. Призывая массы к сплочению под
знаменем «America First!», Трамп обозначил общего для «простых
американцев» внутреннего «врага», обвинив вашингтонскую политическую
элиту в паразитизме на теле страны.
В результате за первые десять дней президентства Трампу не только
удалось сплотить своих противников, но и консолидировать социальную базу
собственной поддержки. Впрочем, знаменитые сдержки и противовесы
американской политической системы и сейчас сыграют свою роль. «Грядут
перемены!» – сообщает стране и миру команда Трампа, а далее вступают в
силу процедуры длительного согласования документов, в ходе которых
детали заявленных перемен, по всей видимости, окажутся предметом
ожесточенного политического торга.
Лихорадочно избавляясь от наследия предшественника-демократа, Трамп
перечеркивает нечто важное и из наследия более ранних республиканских
администраций. Так, о желании присоединиться к Транстихоокеанскому
партнерству (ТТП), от которого теперь решительно отказался Трамп, заявил
еще Дж. Буш-младший, а основная работа по согласованию договора НАФТА,
который Трамп хочет подвергнуть ревизии, была выполнена во времена Дж.
Буша-старшего. Значение выхода Вашингтона из ТТП очень велико. В плане
долгосрочных последствий его можно сопоставить с отказом Конгресса США в
марте 1920 г. от ратификации Версальского договора. Отказываясь от
мультилатерализма и делая ставку на двусторонние форматы
межгосударственного взаимодействия, Трамп вполне может приумножить те
преимущества, которые имеют США как экономическая и военная сверхдержава
в рамках взаимодействия с большинством других стран. Разваливая
Транстихоокеанское партнерство изнутри, Трамп не только защищает
интересы национального промышленного капитала, но и перестраивает
структуру взаимодействия с входившими в объединение странами
Азиатско-Тихоокеанского региона под свои интересы. Так, в частности,
выход из ТТП не наносит ущерба экономическому взаимодействию США с одним
из «локомотивов» этого блока – Японией. Лидеры обеих стран подчеркивают
заинтересованность в укреплении двусторонней торговли и расширении
инвестиционных связей. Соответственно, пока еще рано говорить о том, что
лидерство в форматах многостороннего торгового и инвестиционного
взаимодействия автоматически переходит от Вашингтона к Пекину. Но
несомненно, что, идя на этот шаг, Вашингтон утрачивает преимущества
доминирования в масштабе многосторонних систем межгосударственного
взаимодействия, которые стремился реализовать Обама в проектах ТТП и
Трансатлантического торгового и инвестиционного партнерства (ТТИП). И
если для администрации Обамы ТТП был одним из основных инструментов
ограничения экономического и политического могущества Китая, то
администрация Трампа, очевидно, в решении той же самой задачи будет
делать ставку на военно-политические механизмы.
Сейчас с большим интересом приходится ожидать момента, когда под
решения о строительстве стены на границы с Мексикой, ревизии НАФТА,
отказе от ТТП и др. будет подведена доктринальная основа. Пока же на
поверхности – неприкрытая ставка на протекционизм и твердая защита
интересов социальных групп и штатов, являющихся опорой трампизма.
Фондовые индексы реагируют на это с огромным энтузиазмом, но
долгосрочные перспективы все не кажутся столь радужными. В конце концов,
в своем стремлении «восстановить производство внутри США» и тем самым
резко снизить безработицу новоиспеченный президент неизбежно столкнется с
вызовами т.н. Индустрии 4.0. Появление роботизированных решений
множества производственных задач ведет к снижению ценности низко- и
среднеквалифицированного труда, что в свою очередь подорвет
благосостояние наиболее активно поддерживающих Трампа групп населения. В
конечном счете Трамп может столкнуться с необходимостью выбора между
социальной защитой своих избирателей и потребностью в комплексной
технологической модернизации американской промышленности.
Напор Трампа сопровождается и внешними «побочными эффектами».
Широчайший общественный резонанс как внутри страны, так и за ее
пределами вызвал указ Трампа о строительстве стены с Мексикой. Данный
шаг вкупе с другими намеками, обещаниями и твитами Трампа серьезно
пошатнули мексиканскую экономику. После сообщения о строительстве
защитной стены, а также в преддверии пересмотра НАФТА упал курс
мексиканского песо и изменилась ситуация на фондовом рынке. В
среднесрочной перспективе неспособность действующего главы государства –
Энрике Пенья Ньето – договориться о взаимовыгодном сотрудничестве с США
может привести к смещению баланса сил во внутриполитическом раскладе
Мексики. Весьма вероятно, что «правый» Дональд Трамп мостит сегодня
дорогу в президентский дворец в Мехико «левому» Андресу Мануэлю Лопесу
Обрадору. И, кстати, совсем не обязательно, что они будут обречены на
противостояние.
Контуры европейской политики Трампа еще только обозначаются.
Растерянные чиновники в Брюсселе пока не услышали ничего ободряющего.
Скорее, наоборот: очевидная поддержка Brexit’а и – полностью в
духе трамповского билатерализма – ставка на эксклюзивные отношения с
Лондоном. При этом НАТО со счетов не списывается; США лишь заявляют о
намерении разделить с партнерами основное бремя расходов на коллективную
оборону, настаивая на соблюдении правила, по которому расходы на
оборону каждой страны должна составлять не менее 2% ВВП.
Для России складывающаяся ситуация представляется перспективной, хотя
и не безусловно выигрышной. В частности, в числе обстоятельств,
благоприятствующих новому старту отношений между Москвой и Вашингтоном, -
исчезновение (очень может быть, что временное) такого отягощающего
фактора как несовпадение ценностей. По крайней мере, Трамп и его
окружение свели риторику о ценностях в американской политике на
международной арене к исторически беспрецедентному минимуму, создав тем
самым условия для диалога на языке интересов, а не идеалов и принципов,
которыми нельзя поступаться.
Сдержанно-благожелательное отношение к первым шагам 45-го президента
США – оптимальная позиция для Москвы перед началом предметного диалога в
координатах политического реализма. Те действия, которые Трамп
предпринял или вот-вот предпримет, уже существенно меняют динамику
международных процессов. Нельзя сказать, что все эти изменения – на
благо России, но они, во-первых, делают невозможной ту весьма
неблагоприятную для Кремля конфигурацию, которая должна была сложиться
при ином исходе выборов в США, и, во-вторых, при общем возрастании
уровня неопределенности в международных отношениях для России
расширяется диапазон возможностей. А как показали события последних лет,
в условиях неопределенности и турбулентности российское руководство
умеет прекрасно ориентироваться и находить нестандартные решения сложных
проблем. Впрочем, все больше указаний на то, что хаотизация прежде
рутинных политических процессов и отношений вполне приемлема (а до
определенной степени - даже желанна) и для администрации Трампа.
Но эйфории быть не должно. Сейчас, в преддверии вероятной встречи
Владимира Путина и Дональда Трампа, складывается ситуация,
соответствующая по своим параметрам «повторяющейся дилемме
заключенного». Согласно американскому политологу Роберту Аксельроду, в
соответствующих обстоятельствах участники раз за разом делают выбор, но,
в отличие от условий классической «дилеммы заключенного», помнят свои
предыдущие результаты. При таких параметрах выигрышная стратегия для
игрока состоит в следующем: 1) быть добрым – не предавать первым; 2)
быть мстительным – отвечать ударом на удар; 3) уметь прощать – сохранить
готовность к сотрудничеству, если оппонент прекратит предавать; 4)
оставаться умеренным и независтливым – не пытаться набрать больше очков,
чем оппонент. Такого рода стратегия позволяет выбраться из замкнутого
круга бесконечной взаимной мести и максимизировать выигрыш.
При этом уже сейчас нужно как можно быстрее заканчивать с
«трампоманией». Чрезмерное увлечение риторикой потенциальной
российско-американской разрядки может переместить Россию в поле игр с
нулевым определителем (zero-determinant strategies) –
пространство, где комбинация Аксельрода не работает, так как один из
акторов может заставить другого довольствоваться меньшей долей. В
частности, в данный момент надежды на некую глобальную
российско-американскую сделку (big deal) не только
преждевременны, но и опасны. Чрезмерные ожидания могут привести к
глубоким разочарованиям, а последние – к возрождению враждебности.
Далеко не факт, что сама Россия готова к череде крупных разменов в
рамках «большой сделки». Надо сразу определиться с тем, что для России
предметом размена быть не может. Из сферы возможного торга однозначно
следует исключить отношения России с Китаем. Они имеют фундаментальное
значение, и даже сама гипотетическая возможность их обсуждения и
пересмотра в формате «большой сделки» приведет к ослаблению позиций
России как в дальнейшем взаимодействии с КНР, так и с США. В то же время
сохранение российско-китайского стратегического партнерства в качестве
константы международных отношений резко обесценит значимость «большой
сделки» в глазах администрации Трампа.
Поэтому наиболее перспективный путь видится в обоюдной готовности к
налаживанию полноценного сотрудничества по крайней мере на одном, важном
для Москвы и Вашингтона направлении при одновременном согласии проявить
сдержанность в тех областях, где противоречия очень сильны.
Самое очевидное направление – борьба с международным терроризмом и
разгром запрещенной в России группировки ИГ, по крайней мере –
освобождение от ее контроля части территорий Сирии и Ирака. Условия для
этого создает подчеркнуто деидеологизированный подход администрации
Трампа, который в отличие от Барака Обамы, делает упор не на
демократизации Ближнего Востока и устранении сохраняющихся там
нелояльных Вашингтону авторитарных режимов, а на максимально быстром
разгроме радикальных исламистских группировок.
Фактически старт этой работе уже дан. Но помимо достижения
эффективного уровня разделения труда и координации в военно-технической
области, США и России необходимо достичь понимания того, каким они видят
Большой Ближний Восток после военного разгрома т.н. Исламского
государства и вероятной трансформации остатков этой группировки в
сетевую террористическую структуру. Если такого взаимопонимания достичь
не удастся, то возможный совместный успех в борьбе с ИГ может обернуться
новым обострением российско-американских противоречий. Вместе с тем
контуры новой конфигурации разделения ответственности и влияния на
Большом Ближнем Востоке начинают прорисовываться. Помимо США и России,
свое место в ней могут занять эрдогановская Турция, Израиль (несомненный
бенефециар прихода в Белый дом Дональда Трампа), Иордания, Египет и
даже Ливия в случае обеспечения там господствующих позиций сил
фельдмаршала Халифы Хафтара. Кстати, стабилизация Ливии под руководством
Хафтара могла бы стать и отдельным направлением нового
российско-американского партнерства. Наиболее проблематичной в этой
новой конфигурации является роль Ирана, с одной стороны, и Саудовской
Аравии – с другой. Даже будущее режима Башара Асада во многом
оказывается производным от того, будет ли включен Иран в эту
конфигурацию в качестве партнера или же администрация Трампа будет
настаивать на изоляции ключевого регионального игрока, каковым является
Тегеран. Для России эта дилемма будет особенно сложной, поскольку еще до
ситуативного союзничества в рамках сирийского конфликта зона близости
интересов Москвы и Тегерана была довольно значительной; Иран имеет для
России самостоятельное значение, он очень важен и как прикаспийское
государство, и как страна, способная сыграть большую роль в формировании
панъевразийской сети транспортных коммуникаций. Кроме того, пока неясны
последствия включенного в указ президента США о сокращении приема
беженцев и иммигрантов распоряжения Пентагону и Государственному
департаменту о разработке плана по созданию «зон безопасности» в Сирии и
в соседних регионах.
Риторика Дональда Трампа, увязывающая возможный пересмотр режима
санкций в отношении России с ее позицией относительно проблем ядерных
вооружений вполне обоснованно воспринимается в Москве с
настороженностью. Сама логика такой увязки хотя и является новой по
сравнению с позицией администрации Барака Обамы, но, очевидно, не может
быть поддержана Кремлем. В день инаугурации 45-го президента США
асимметричная структура стратегического равновесия между Россией и
силами Североатлантического альянса никуда не исчезла. Дальнейшее
понижение количественных лимитов СНВ в сколь-нибудь значительных
масштабах едва ли приемлемо для России, если за рамками переговорного
процесса останутся конвенциональные вооруженные силы и постоянно
растущий потенциал американской глобальной системы ПРО. К тому же
Дональд Трамп декларировал необходимость всеобъемлющей поддержки
развития национальных сил ядерного сдерживания за счет их качественной
модернизации (уже заявлено о поддержке проектов создания нового
стратегического бомбардировщика и крылатых ракет для него, нового
подводного ракетного крейсера стратегического назначения на замену
лодкам класса «Огайо», глубокой модернизации межконтинентальных
баллистических ракет «Минитмен-III»). Для России в этом контексте
жизненно важно не начать работать по «чужой» повестке дня, допускающей
уступки в вопросах стратегической стабильности в обмен на экономические
преференции.
Нет никаких сомнений, что действительно устойчивыми и конструктивными
российско-американские отношения станут только тогда, когда под них
будет подведен солидный базис торгово-экономического и инвестиционного
сотрудничества. Президент Дональд Трамп и новый госсекретарь Рекс
Тиллерсон, очевидно, лучше, чем кто-либо еще в Америке подготовлены
обсуждать именно этот аспект двустороннего партнерства. Но здесь все
неизбежно упирается в антироссийские санкции. Принципиально, что в
отношении западных санкций российская позиция не является «запросной»:
мы не инициируем переговоры об их отмене, и соответственно, не идем на
предварительные уступки, дающие основания для их снятия. В целом нельзя
считать благоприятной ситуацию, когда сокращение санкционного бремени
становится предметом политического «размена». Скорее, предпочтительным
является вариант эрозии режима санкций, условия для которой могут быть
созданы в результате прогресса на других треках российско-американских
отношений и попыток Европейского Союза адаптироваться к быстро
изменяющейся обстановке.
Администрация Трампа пока стремится избегать глубокой вовлеченности в
украинские дела. Обсуждение перспектив разрешения украинского кризиса
между Кремлем и Белым домом с использованием неформальных и непубличных
каналов коммуникации было бы в настоящий момент весьма уместным. Это
прекрасно понимают и в Киеве. Всплеск напряженности в прифронтовой зоне в
районе Авдеевки, по всей видимости, связан с судорожными попытками
Петра Порошенко предотвратить российско-американский диалог в формате, к
которому официальный Киев не будет иметь отношения. Плодотворность
этого диалога не стоит переоценивать: проще всего «согласиться не
соглашаться», т.е. стабилизировать ситуацию на уровне, когда
противоречия вокруг Украины не будут препятствовать налаживанию
сотрудничества в других областях. Но нельзя исключать и того, что
«синдром усталости» от украинской проблематики трансформируется в
Вашингтоне в «синдром забывчивости».
В целом, масштаб происходящих в США изменений очень серьезен.
Неизвестно, насколько далеко готов пойти Трамп в своей «консервативной
революции». Вероятно, не знает этого даже Стив Бэннон – идеолог и едва
ли не alter ego нового хозяина Белого дома, искренне
восхищающийся революционным гением Владимира Ленина. Но ставки уже очень
высоки, и едва ли они быстро пойдут на понижение. Основным полем
противостояния остается внутренняя политика США, однако его последствия
тем или иным образом затронут всех глобальных игроков. Подождем «ста
дней».
Статус: |
Группа: Эксперт
публикация 1
комментариев 440
Рейтинг поста:
--------------------
Коль нет у человека замыслов далеких, то близкие невзгоды станут вмиг ему грозить
He who gives no thought to far-flung problems soon finds suffering nearby
Статус: |
Группа: Эксперт
публикаций 0
комментариев 108
Рейтинг поста:
Это было ясно ещё за пару дней до инаугурации, когда он начал страдать и возмущаться, что Совет Безопасности ООН запретил Израилю строительство новых поселений на палестинских землях. Дальше его раздувание конфликта с Ираном было уже ожидаемо. Сионистам мало проблем на Востоке, надо добавить ещё одну, которая может стать более глобальной, чем все остальные, вместе взятые - и Трамп к их услугам.
Да ещё наверняка торгануть сдуру пытался - предлагал России сдать Иран в обмен на какой-нибудь мыльный пузырь, вроде Украины, которой у него нет, на чём и был послан куда подальше и теперь со своими сионистами вряд ли понимает - что ему с Россией делать дальше. Отсюда истеричные метания и бессмысленные заявления его чиновников и представителя в ООН.