Россия активно закрепляется на растущих рынках Азии
Сергей Караганов —
ученый-международник, почетный председатель президиума Совета по внешней
и оборонной политике, председатель редакционного совета журнала "Россия
в глобальной политике". Декан Факультета мировой политики и экономики
НИУ ВШЭ.
Резюме:На одной из сессий Восточного экономического форума, прошедшего
недавно во Владивостоке, состоялась весьма приятная для меня, человека
давно болеющего за экономический поворот России к растущим рынкам Азии,
дискуссия. Маститые участники поспорили о том, кто первый выдвинул и
обосновал идею поворота на Восток.
Спор стал еще одним свидетельством того, что поворот не только
пошел, но уже и состоялся. Во всяком случае, в головах российской
управляющей элиты. У победы много отцов, лишь поражение - сирота. Через
некоторое время поворот произойдет и в головах других групп общества,
чье мышление застряло где-то в советских временах, когда Азия
воспринималась как грязь и отсталость, а Китай почти исключительно как
угроза, или в 1990-х, когда, сладко мечтая, что "Запад нам поможет", мы
не только чуть ли не развалили свою страну, но и проспали подъем
Востока.
О том, что поворот состоялся, говорит немало данных, с гордостью
предоставляемых Министерством развития Дальнего Востока. В регион пошли
инвестиции - более 1,1 триллиона рублей в 2016 году, еще триллион
запланировали на следующий год, создано 66 тысяч новых рабочих мест.
Начали функционировать 14 территорий опережающего развития (ТОР),
представляющих инвесторам беспрецедентные для России льготы (на самом
деле - нормальные условия); большинство портов Дальнего Востока стали
частью программы "Свободный порт Владивостока", также с серьезными
(опять же нормальными) привилегиями. Заработали Фонд развития Дальнего
Востока, агентства по развитию человеческого капитала, по поддержке
инвестиций и экспорта, принят основной блок законов и вполне современная
программа развития региона.
Предстоит еще немало. Нужно не просто привлекать инвесторов, но и
делать это в рамках четкой внешнеэкономической стратегии, опирающейся на
прогноз (ухудшающийся) развития мировой экономики и тенденций развития
рынков Восточной и Южной Азии. Чтобы создавать производства под
будущие рынки или встраиваться в создаваемые технологические цепочки.
Иначе инвестиции будут или бесполезными, или убыточными, в лучшем
случае - нацеленными только на внутренний рынок. Но задача увеличения
экспорта, выхода на новые рынки, внешние источники для развития в
условиях сжатия мирового спроса, особенно на старых рынках, решаться не
будет.
Можно быть довольным быстрым относительным увеличением доли торговли
России с Азией, тем, что Китай стал первым торговым и вторым
инвестиционным партнером, но нужно заботиться теперь уже и о
диверсификации азиатской торговли, чтобы избежать ее чрезмерной
зависимости даже от дружественного Китая. Любая такая зависимость
ослабляет политические позиции, уменьшает поле для экономического торга.
Япония, Южная Корея и страны Юго-Восточной Азии, входящие в АСЕАН,
могут предоставить передовые технологии, финансовые ресурсы. Но главное -
свободу маневра и на Востоке, и на Западе.
Был проведен успешный саммит Россия - АСЕАН. Нужно наполнять костяк
договоренностей экономическим и, возможно, военно-политическим "мясом".
Пошли сдвиги и западнее Дальнего Востока. Вместо столкновения между
двумя странами в Центральной Азии, которого опасались многие у нас и в
Китае и надеялись многие вне региона, Москва и Пекин договорились о
"сопряжении" двух проектов - "Одного пояса, одного пути" (Шелкового
пути) и Евразийского экономического союза (ЕАЭС).
Начались и конкретные переговоры по "сопряжению". (Кстати,
возвращаясь к приятным спорам о первенстве - термин "сопряжение",
насколько знаю, выдвинул российский дипломат И. В. Моргулов).
Достигнута, хоть и опять с запозданием, договоренность о создании
железнодорожного коридора через Азербайджан на Иран и дальше на Индию -
страны, обреченные на быстрый рост.
Но дело нужно вести дальше, чтобы достигнуть оптимального
геоэкономического и геополитического положения России как центра и
связующего звена всего Евразийского континента, а также создать для
Китая дружеский и конструктивный баланс, который не делал бы эту страну
"слишком мощной" для своих соседей, потенциальным гегемоном, которого
бы все опасались.
Наконец, в условиях набирающей силу тенденции к деглобализации,
фрагментации мирового экономического порядка, усилившегося стремления
США использовать экономическую взаимозависимость, экономические связи в
качестве оружия в политических целях нужно стремиться, чтобы хотя бы
Евразийский континент избежал этой тенденции и, возможно, стал бы
колыбелью нового, более справедливого и устойчивого миропорядка, вместо
разрушающегося прежнего.
Миропорядок, который после развала СССР пытались построить США,
основанный на политической, экономической, идейной гегемонии Запада,
оказался предсказуемо нежизнеспособным. С середины 2000-х гг. он начал
быстро осыпаться из-за ошибок, часто преступных, как агрессии в
Югославии, Ираке, Ливии и просто из-за головокружения от показавшейся
окончательной победы. Они привели США к имперскому перенапряжению, а
Европейский союз к серии ошибок или бездействию, когда действовать было
остро необходимо, что привело его к пока безысходному кризису .
Пока часть европейских элит пытается удержать расползающуюся ткань
союза с помощью консолидации на антироссийской основе (Сейчас после
очевидного провала санкций их продолжают исключительно, чтобы
продемонстрировать "единство" под немецким лидерством и заодно
лояльность Берлина Вашингтону.) Но на этой искусственной основе союз не
спасти. И это прекрасно понимают уже все думающие европейцы. Но выхода
не видят. Видят они и неизбежность - с колебаниями и даже остаточными
попытками восстановить конфронтацию - ухода США из Европы. Европейцам
надо предоставить хотя бы теоретическую возможность конструктивного
выхода из тупика.
Кризис миропорядка, который пытались навязать с 1990-х гг., был мощно
подстегнут с 2010 гг., когда Россия жестко, а Китай, другие новые
лидеры помягче, но вполне открыто, стали ломать его как несправедливый,
невыгодный им и опасный для мира, к тому же и так оказавшийся
нерабочим. Новые начали предлагать и альтернативы.
Россия и Китай официально и совместно выдвинули концепцию партнерства
или сообщества Большой Евразии. Это - общее поле экономического,
логистического, информационного сотрудничества, мира и безопасности от
Шанхая до Лиссабона и от Дели до Мурманска.
В XIX веке Россия дотянула Европу до Тихого океана. Дома, в которых
когда-то были размещены русско-немецкие, русско-голландские компании и
банки, до сих пор украшают улицы Владивостока, Хабаровска, других
сибирских городов.
Теперь у России есть возможность получения политической и
экономической выгоды, став еще одним каналом, а где-то и центром
сближения поднимающейся Азии и все еще богатой и технологически
продвинутой, но увядающей в своих кризисах Европы.
А главное - возможность обрести новый статус - не европейской окраины
с владениями в Азии, а нацеленной в будущее атлантико-тихоокеанской
державы, одного из центров поднимающейся Большой Евразии.
Естественно, претензии на одну из ведущих ролей в новом сообществе
требуют (если не хватает других аргументов) запуска в России активной
политики экономического и технологического развития. Но ее с самого
начала нужно встраивать в евразийские рамки и технологические цепочки. В
Большой Евразии Россия может стать поставщиком и производителем
совместно со старыми и новыми партнерами ряда групп товаров высоких
технологий продовольствия, водоемких товаров, многих видов глубоко
переработанного сырья. Но главное - ведущим поставщиком безопасности на
континенте. Которым она, по сути не признанно и к неудовольствию
"старых" лидеров, уже и является.
В широких рамках Большой Евразии может начать решаться и пущенная под
откос экспансией западных союзов, естественной российской реакцией и
невосстановимая в старых рамках проблема европейской безопасности. Да и
реальные вызовы безопасности, стоящие перед европейским субконтинентом
(помимо остаточной конфронтации, которую пытаются реанимировать) -
миграция, терроризм, религиозный экстремизм, нарастающее экономическое
неравенство, массовая безработица молодежи, - можно решать только в
общеконтинентальных рамках.
Понятно, что строительство сообщества или партнерства развития,
сотрудничества и безопасности Большой Евразии - совместный проект всех
государств, которые захотят к нему присоединиться. Его контуры будут,
накопляясь, меняться реальной жизнью, поиском ответов на старые и новые
вызовы.
Сейчас представляются очевидными следующие элементы геоэкономической и
геополитической архитектуры Большой Евразии, создание которой
запустили Россия и Китай.
Географический проект будет, видимо, охватывать страны, входящие в
ШОС, ЕАЭС, АСЕАН, государства вовлеченные в "сопряжение" проекта
Шелкового пути и ЕАЭС, включая, вероятно, Турцию, Иран, Израиль, Египет и
новое экономическое пространство, которое будет создаваться по мере
реализации Регионального всеобъемлющего экономического партнерства,
продвигаемого Китаем и АСЕАН с участием Индии, Японии, Южной Кореи.
России с ее партнерами по ЕАЭС предстоит решать, в какой форме стоит
присоединяться к строительству этой мягкой экономической группировки.
Организационно Большая Евразия будет и должна, видимо, строиться на
основе координации ряда экономических и политических проектов -
Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), ЕАЭС, других организаций,
быстро множащихся финансовых институтов Евразии, возможно, с последующим
подключением ЕС. На роль связующего элемента этой архитектуры
напрашивается ШОС с расширением числа наблюдателей. И главное -
созданием в ее рамках постоянных комитетов и переговорных площадок по
либерализации торговли, по координации технических стандартов по
экономической, финансовой политике и политике безопасности, включая
борьбу с терроризмом, по кибербезопасности, миграциям. Вероятно,
необходим и третейский суд ШОС для решения экономических и политических
споров.
Партнерство или сообщество Большой Евразии должно строиться на просвещенных и реалистичных принципах.
Нацеленность на повышение благосостояния всех стран и народов,
входящих в него, в том числе через постепенное движение к охватывающей
весь континент зоне свободной торговли.
Поддержка свободной, т.е. либеральной, континентальной и мировой
экономической системы, противодействие ее дроблению и политизации.
Сотрудничество, основанное на принципе игры с положительной суммой, выгодное для всех.
Безусловное уважение государственного суверенитета и территориальной
целостности всех стран, входящих в сообщество, и в мире в целом.
Столь же безусловное уважение политического плюрализма, права каждого
народа и страны выбирать свой путь развития, образа жизни, поддержка
свободы от вмешательства извне, культурного плюрализма, веры и
веротерпимости. Возможно, когда-нибудь народы континента и всего
человечества придут к разным вариантам одной политической модели -
лидерской демократии. (Эту мысль я позаимствовал у видного российского
международника Ф. А. Лукьянова.) А может быть, что никакой общей модели так и не появится.
Противодействие политике силы, нацеленной на создание новых или возрождение старых военно-политических альянсов и расколов.
Направленность на сотрудничество в решении континентальных и
общемировых глобальных проблем: загрязнения окружающей среды, изменения
климата, используя передовые, в том числе европейские практики.
Эти принципы не являются новыми. Они диктуются здравым смыслом,
провозглашаются в разных вариантах и в Уставе ООН, другими организациями
международного сообщества. Проблема в том, что они не соблюдаются. И
прогресс человечества, международной системы может смениться регрессом,
возвращениям к войнам, нетерпимости.
Надо попытаться развить и укрепить эти принципы пока в Большой
Евразии, а затем пытаться примером и сотрудничеством распространить их
на остальной мир.
Естественно, что проект является и должен оставаться открытым для
мира, для всех стран и континентов. Не должен он быть нацелен на
изоляцию крупнейшего мирового игрока - США. Выбор за самой Америкой.
Когда-то она помогла послевоенному восстановлению большей части Европы,
поверженных врагов, играла ключевую роль в создании современной
глобальной экономической системы. Но сделав в 1990 гг. ставку на
мировую гегемонию и проиграв, пытается взять реванш. И своими
действиями объективно (многие считают, что и злонамеренно) содействует
дестабилизации многих стран и регионов. К тому же находится в
политическом кризисе (см. Клинтон - Трамп).
Но человечество не может ждать результата американских метаний.
Поэтому наряду с твердым сдерживанием наиболее опасных проявлений
американской политики, курс на которое провозгласила Россия, нужно
строить и конструктивную альтернативу разрушенному двухполярному порядку
и заканчивающему свое разрушение однополярному миру. Одним из несущих
элементов этого нового миропорядка может и должно стать партнерство или
сообщество Большой Евразии.
Когда-то англичанин Редьярд Киплинг написал стихотворение о том, что
"Запад есть Запад, Восток есть Восток, не встретиться им никогда". Не
прочитавшие стихотворение упоминают его как еще один аргумент в пользу
неизбежности и неизбывности конфликта цивилизаций. Но Киплинг в конце
стихотворения показал, что сойтись они смогут на основе взаимного
уважения. А оно, совершенно очевидно, должно быть основой построения
Большой Евразии.
Российская газета
Статус: |
Группа: Эксперт
публикаций 0
комментариев 108
Рейтинг поста: