Фундамент многополярного мира закладывается в Азии
Россия – Индонезия, Россия – АСЕАН
31
октября в Джакарте откроется очередной российско-индонезийский
бизнес-форум, а центральным событием этого года с точки зрения отношений
между Россией и организацией, объединяющей Индонезию с её девятью
соседями по ЮВА, стал саммит Россия – АСЕАН в Сочи.
Встреча,
проходившая в мае и посвященная 20-летию российско-асеановского
диалогового партнёрства, не вылилась в чисто протокольное мероприятие.
Комментаторов приятно удивил плотный график двусторонних переговоров и
многосторонних дискуссий, их предметный и насыщенный характер.
Обсуждались конкретные планы сотрудничества, скреплялись договорённости о
реализации совместных проектов в сферах энергетики, транспортной
инфраструктуры, логистики, производства продовольствия,
военно-технического сотрудничества. Обговаривались масштабы и сферы
приложения инвестиций, перспективы создания зон свободной торговли.
Общего
реалистичного настроения лидеров, собравшихся в Сочи, отнюдь не
нарушило российское предложение приступить к консультациям об
экономическом взаимодействии в формате Евразийский экономический союз
(ЕАЭС) – Шанхайская организация сотрудничества (ШОС) – АСЕАН. Как раз
напротив, благожелательная реакция стран-участниц АСЕАН на эту идею
стала признаком общего понимания заложенных в ней экономических
возможностей и геополитического значения её осуществления.
Всё-таки
речь идёт – ни много ни мало – о подведении экономического фундамента
под безопасность Азии в процессе строительства многополярного мира.
Мира, в котором никто не вправе диктовать «правила игры» по собственному
усмотрению. Мира, в котором Россия и АСЕАН, Россия и Индонезия твёрдо
намерены стать, судя по словам и делам их лидеров и представителей,
самостоятельными, полноправными, активно действующими субъектами.
Когда
Россия и АСЕАН заявляют в декларации саммита о своем желании двигаться
по пути «к взаимовыгодному стратегическому партнёрству», то можно
понять, что их общая цель – обеспечение себе и друг другу достойного
места в созидаемом многополярном мире.
Проблема,
однако, в том, что внешние условия диалогового партнёрства России и
АСЕАН сегодня существенно отличаются от тех, в которых оно развивалось
ещё несколько лет назад. Если в последние годы ХХ и на заре ХХI века
переход от однополярного мира к многополярности протекал более или менее
плавно, эволюционно, то с середины текущего десятилетия (2014-2016 гг.)
ситуация разительно меняется. Перемены следуют одна за другой в трудно
предсказуемом, тревожном режиме. Они чреваты конфликтами.
И
в планетарном масштабе, и в региональных измерениях, включая
сравнительно благополучный (пока!) Восточно-Азиатский регион, чётко
обозначилась тенденция к поляризации сил. Речь идёт уже не о спонтанном
зарождении нового миропорядка, а о борьбе между теми, для кого
многополярное мироустройство неприемлемо, и теми, кто не мыслит своего
будущего вне полицентрической модели мира.
Для
России, оказавшейся на острие этой борьбы, наступил момент истины. В
отместку за последовательные шаги на пути восстановления себя в статусе
великой державы она подвергается жесточайшему внешнему давлению. Со
стороны Запада нормальные торгово-инвестиционные обмены сменяются
санкциями. Санкции же превращают в насмешку известный тезис о всеобщей
«экономической взаимозависимости» как гарантии всеобщего мира.
По
мере того как Россия становится фактором мирового баланса сил,
демонизация не только её политики, но и всего русского превращается в
любимое занятие глобальных «средств массовой дезинформации»,
сознательно работающих на усугубление «информационного разрыва»
(information gap) между нашей страной и её внешними партнёрами.
«Разрыва», на который и россияне, и их партнёры в странах Юго-Восточной
Азии часто и справедливо сетуют как на важнейшую помеху сотрудничеству.
Российская
экономика объявляется отсталой и примитивной, целиком зависящей от
экспорта углеводородного сырья, поражённой затянувшимся кризисом, из
которого не видно выхода. Всё это говорят и пишут в то самое время,
когда доля нефти и газа в бюджетных поступлениях Российской Федерации
сокращается до 30 %, когда в страну, якобы костенеющую в «изоляции»,
растёт приток иностранных инвестиций.
Сегодня
признаки возрождения российской индустрии на новой, современной основе
видны в очень широком отраслевом спектре – от пищевой промышленности и
внедрения биотехнологий до производства станков, гражданских самолётов и
высокоточного оружия, не говоря уже о программном обеспечении.
Если в 2014 году Россия, по данным агентства Блумберг,
занимала 18-е место во всемирном списке инновационных экономик, то в
2015 году она передвинулась на 14-е, а в текущем году – 12-е место. И
всё это, повторяем, глобальные «средства массовой дезинформации» топят в
«информационном разрыве».
Принимая
меры, направленные на замещение импорта и восстановление сильных
позиций российских производителей на внутреннем рынке, государство в то
же время создаёт и совершенствует целую систему институтов, призванных
поощрить развитие значительных экспортных возможностей.
Конечно,
и частному бизнесу, и государству предстоит ещё очень много потрудиться
для реиндустриализации страны, диверсификации российской экономики,
укрепления её инновационных составляющих. Однако главное состоит в том,
что эти процессы уже идут. Идут в том числе в Зауральской России – в
Сибири, на Дальнем Востоке, всегда открытых к торгово-экономическому и
инвестиционному взаимодействию с динамичными азиатскими соседями. Думаю,
было бы очень неплохо донести эту мысль до участников открывающегося
через восемь дней российско-индонезийского бизнес-форума. Донести и
всерьёз заинтересовать и индонезийских предпринимателей, и их коллег в
других странах АСЕАН теми перспективами сотрудничества, которые
открываются в азиатской части России.
Резерв
развития экономического сотрудничества у России и Индонезии огромен;
это, прежде всего, поощрение прямых деловых связей между отдельными
регионами наших стран. Судя по тому, что тема давно назрела, она
наверняка будет обсуждаться на форуме в Джакарте. Однако тут же встанет
застарелый вопрос о снятии инфраструктурных и логистических ограничений,
мешающих нормальному экономическому общению всех и во всём – от
провинциального мелкого и среднего бизнеса до транснациональных
гигантов.
Уверен,
что без концентрации усилий на устранении инфраструктурно-логистических
препон нам не «раскрутить» и тот мегаформат сотрудничества ЕАЭС – ШОС –
АСЕАН, о котором в мае говорилось в Сочи. В то же время «раскрутить»
его по-настоящему – значит придать устойчивую динамику формированию
многополярного мира, сделать процесс необратимым.
Если
эта мысль близка представителям обоих деловых сообществ, индонезийского
и российского, то тема строительства «инфраструктурного каркаса»,
открывающего перед Индонезией и Россией новые возможности
сотрудничества, несомненно, будет зафиксирована на бизнес-форуме в
Джакарте как одна из ключевых и войдёт в общую повестку наших стран в
интересах созидания их реального будущего.
Фото: Sputnik International
Виктор СУМСКИЙ
Источник: fondsk.ru.
Рейтинг публикации:
|