19
мая в Сочи стартует саммит Россия-ACEAН. Хотя само мероприятие было
запланировано давно и не является чем-то чрезвычайным, его значение при
этом весьма велико, как и уровень самой организации. Ассоциация
государств Юго-Восточной Азии существует без малого 50 лет, и за это
время она прошла долгий путь трансформации и развития, доказав свою
состоятельность.
Сейчас в ACEAН входит 10 стран, а штаб-квартира
находится в Джакарте. Самым важным аспектом является то, что в
объединение не входят ни Китай, ни Япония, ни Корея. В каком-то смысле,
это экономический союз государств, которые пока еще не сумели
реализовать свой потенциал. Особняком стоит лишь Сингапур, однако для
него участие в любых региональных структурах является жизненно важным
ввиду развитой, но чрезвычайно хрупкой экономики.
ACEAН – это не
объединение равных. В одном ряду с фантастически богатым Брунеем стоит
совершенно нищий Лаос, а полуязыческий Вьетнам соседствует с Малайзией,
где большая часть населения – мусульмане. Однако это не мешает работать
вместе уже не первое десятилетие и постепенно преодолевать тот фактор,
что в своё время большинство этих стран оказалось в роли сырьевых и
«сборочных» придатков для государств, на которые Запад сделал ставку.
Но
это вовсе не клуб неудачников. Наоборот, это успешный пример
преодоления подобного статуса, и сегодня объединение выглядит
колоссальным, включая в себя почти 600 млн. человек с общим ВВП более
чем в $2 трлн.
Что же касается взаимодействия, то его
интенсивность лишь возрастает, отчасти — благодаря достигнутым успехам,
но прежде всего, по причине общих вызовов и проблем, в том числе,
связанных с исламским фактором.
Несмотря на удаленность от
центров мусульманской цивилизации, Юго-Восточная Азия сама превращается в
один из них. Ведь трудно игнорировать тот факт, что Индонезия, в
которой базируется организация, является крупнейшей мусульманской
страной на планете. Как невозможно закрыть глаза и на то, что
запрещенное в России Исламское государство не просто пустило свои корни в
регионе, но и стремительно развивается, в том числе на Филиппинах.
Всё
это требует ответов и мер, которые не всегда возможно реализовать.
Поэтому самым важным становится опыт стран, которые готовы и к
поддержанию внутреннего баланса, и к решительной реакции на любые
попытки дестабилизации. Это одно из ключевых положений, которые толкают
вышеперечисленные страны к более плотному сотрудничеству и за пределами
ACEAН. А последние события не предполагают более надежного и
своевременного партнера, чем Россия.
Если же говорить о наших
суверенных интересах, то не будем забывать, что в центре всё равно
экономика, а поля саммита — идеальная площадка для самых глобальных
идей, в том числе с участием Китая. В данном случае особую роль занимает
AIIB – Азиатский банк инфраструктурных инвестиций. Основанный в 2014
году, он сразу же стал одним из главных потенциальных инструментов для
ослабления роли Штатов в регионе.
На тот момент реакция
Вашингтона не заставила себя ждать — американцы просто-напросто
запретили Японии участвовать в этом проекте. Однако это не помешало
экспансии АПВ, прежде всего, благодаря его фундаментальным принципам,
которые нацелены на сотрудничество практически с любой заинтересованной
стороной. Но ключевых акционеров по-прежнему три — это Китай, Индия и
Россия.
Другое дело, что очень часто грандиозные
транснациональные конструкции либо оказываются пустым звуком, либо о
временем начинают работать в интересах лишь одной страны. Чтобы иметь
гарантию, что в данном случае не стоит ожидать подобного развития
событий, хотелось бы, чтобы мы принимали куда большее участие в
непосредственном руководстве Банком.
И здесь мы видим крайне
позитивные сигналы. Во всяком случае, есть определенная надежда, что
именно этот вопрос будет поднят во время саммита. Более того, имеются
вполне четкие ожидания, что проблема должна решаться на уровне
вице-президента Банка, которым должен стать наш соотечественник.
Называется даже имя — Алексей Груздев, прекрасно зарекомендовавший себя
на посту торгпреда РФ в Пекине.
Что из этого выйдет, мы узнаем
уже очень скоро. Но в независимости от итогов, можно констатировать то,
что само проведение подобного мероприятия — это еще один жирный крест на
любых попытках изолировать Россию. Это не песенный конкурс и не
европейская болтовня, это дорога в будущее, и на этом пути наша страна
не просто возвращает утраченные позиции, а завоёвывает их с той
скоростью, что процесс этот уже не остановить.
Доктор политических
наук Уильям Энгдаль считает, что Турция, подзуживаемая Вашингтоном,
добивается возобновления конфликта в Нагорном Карабахе. Однако есть
силы, что противостоят этому: в Азербайджане недавно прошла встреча,
посвящённая транспортному коридору «Север — Юг». Развитие торговых
отношений в сердце Евразии может нанести ущерб доминирующей позиции
Запада. Вот потому-то союзники Вашингтона и предпринимают попытки
возобновить карабахский конфликт.
Из-за
недавней напряжённости между Арменией и Азербайджаном и закипевшем
конфликте из-за Нагорного Карабаха заявление министра иностранных дел
России Сергея Лаврова по итогам переговоров со своим иранским коллегой
прошло почти незамеченным. А ведь Лавров сказал, что начнётся проработка
реализации транспортного коридора «Север — Юг» вдоль Каспийского моря. И
важно здесь то, что Азербайджан тоже согласился участвовать в проекте.
Если
это верно, то это значит, что русская дипломатия, двигаемая желанием
развивать экономическую инфраструктуру, вновь переиграла Вашингтон,
желающий вести войны во всём мире для сохранения статуса США в качестве
сверхдержавы.
7 апреля, на встрече в азербайджанской столице
Баку, несколько часов спустя после выхода страны из полномасштабного
военного конфликта в Нагорном Карабахе, «спровоцированном отчаявшимся
президентом Турции Эрдоганом», Сергей Лавров сказал журналистам, что
Россия, Иран и Азербайджан договорились начать переговоры по реализации
транспортного коридора «Север — Юг». При этом заявлении присутствовал
министр иностранных дел Ирана Джавад Зариф и министр иностранных дел
Азербайджана Эльмар Мамедъяров.
Сергей Лавров отметил, что прошло
обсуждение вопросов, связанных с материальной стороной сотрудничества.
«Мы договорились, что наши соответствующие ведомства приступят к
детализации практических аспектов реализации проекта транспортного
коридора «Север — Юг» вдоль западного побережья Каспийского моря», —
сообщил министр. Реализация, по его словам, подразумевает «работу с
участием министерств транспорта, которые должны проработать технические и
финансовые параметры проекта».
Эту договорённость России, Ирана и
Азербайджана мистер Энгдаль называет «золотым треугольником».
Инициатива — это огромный шаг по созданию крупного экономического
пространства в Евразии, «евразийского хартленда». Это пространство, о
появлении которого предупреждал британский крёстный отец геополитики сэр
Хэлфорд Макиндер, говоря, что оно станет серьёзной угрозой для
продолжения гегемонии Британской империи (позднее наследницей её стали
США).
Современный транспортный коридор «Север — Юг», проект
которого известен с переговоров в 2002 году, в конечном итоге свяжет
Индию, Иран и Азербайджан со странами и рынками Евразийского
экономического союза, куда входят и Армения, и Россия, и Казахстан, и
Кыргызстан, и Беларусь.
Транспортный коридор изменит экономическое пространство Евразии, уверен аналитик. Он преобразит всю экономику Евразии.
«Север
— Юг» станет современным морским, железнодорожным и автодорожным
маршрутом, по которому будут перемещаться грузы между Индией, Ираном,
Азербайджаном, Россией, Центральной Азией и, возможно, если только
страны ЕС когда-либо «обретут разум и откажутся от поддержки военного
правительства Украины и от санкций в отношении России», между
государствами Евросоюза.
Новый коридор соединит некоторые из крупнейших городов мира, в том числе Мумбаи, Москву, Тегеран.
Ещё
в 2014 году были проведены моделирующие испытания двух маршрутов.
Первый — из Мумбаи в Баку через иранский порт в стратегическом Ормузском
проливе. Второй — из Мумбаи до российского порта в Астрахани через
Бендер-Аббас, Тегеран и каспийский иранский порт в Энзели. Целью
исследования было выявление и устранение узких мест в проекте.
Исследование показало, что транспортные расходы по маршруту Индия —
Россия сократились на $2500 за 15 тонн груза.
Исследование,
проведённое Федерацией экспедиторов (Индия), позволило высчитать, что
проектный маршрут станет на 30% дешевле и на 40% короче, чем действующие
маршруты (идущие от Мумбаи через Красное море и Суэцкий канал, через
Средиземное море и Гибралтар, через Ла-Манш к Санкт-Петербургу и
Москве).
США устроили на Украине государственный переворот в
феврале 2014 года, пишет далее Энгдаль. «Коррумпированные олигархи и
неонацисты» делают все, чтобы разорвать отношения между Россией и ЕС.
Однако им пришлось временно отказаться от планов развалить проект
транспортного коридора «Север — Юг». И теперь, наряду с китайской
инициативой «Один пояс, один путь», большой проект «Север — Юг» создаст
цельное экономическое, политическое и военное пространство, которое в
скором времени может привести к «евразийскому веку» — примерно такому
же, каким был «американский век». Американское же мировое доминирование,
явившееся на сцену после 1944 г., будет сокрушено так же, как Римская
империя в четвёртом веке нашей эры. Восток сегодня демонстрирует волю к
созиданию, а вот Запад, считает аналитик, способен лишь на уничтожение.
16
мая, добавим, стали известны итоги обсуждения главами железных дорог
России и Ирана перспектив сотрудничества в развитии железнодорожной
инфраструктуры региона Каспийского бассейна. Об этом сообщается в
пресс-релизе РЖД.
«Сейчас потенциал нашего взаимодействия
используется далеко не в полную силу. В то же время у железных дорог
России и Ирана накоплен опыт в совместной реализации инфраструктурных
проектов: в 2012 году РЖД завершило электрификацию железнодорожной линии
Тебриз — Азаршахр», — приводит ТАСС слова главы РЖД Олега Белозёрова.
Была
затронута и тема формирования прямого железнодорожного сообщения по
западной ветви транспортного коридора «Север — Юг». По проекту
предусмотрено строительство линии Решт — Астара, которая соединит
железные дороги России, Азербайджана и Ирана. Это позволит ускорить
доставку грузов между странами Европы, Персидского залива и Южной Азии.
По
итогам встречи стороны подписали протокол об основных направлениях
дальнейшего сотрудничества РЖД и Иранских железных дорог. Указывается,
что стороны продолжат взаимодействие в сфере реализации совместных
проектов, укрепления сотрудничества и привлечения дополнительных
грузопотоков на транспортный коридор «Север — Юг».
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
» Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации. Зарегистрируйтесь на портале чтобы оставлять комментарии
Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам. Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+