Сделать стартовой  |  Добавить в избранное  |  RSS 2.0  |  Информация авторамВерсия для смартфонов
           Telegram канал ОКО ПЛАНЕТЫ                Регистрация  |  Технические вопросы  |  Помощь  |  Статистика  |  Обратная связь
ОКО ПЛАНЕТЫ
Поиск по сайту:
Авиабилеты и отели
Регистрация на сайте
Авторизация

 
 
 
 
  Напомнить пароль?



Клеточные концентраты растений от производителя по лучшей цене


Навигация

Реклама

Важные темы


Анализ системной информации

» » Группа захвата умов. Информационный вброс как метод работы в информационном поле

Группа захвата умов. Информационный вброс как метод работы в информационном поле


3-04-2016, 13:56 | Первая полоса | разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ | комментариев: (2) | просмотров: (2 916)

Группа захвата умов

Британия концентрирует силы на информационном фронте
источник
Вооруженные силы государств – членов НАТО имеют в своем составе специальные структуры информационно-психологического воздействия на военнослужащих и население противника.

В новой редакции натовской доктрины JP 3-13 «Информационные операции» больше не используется термин «информационная война». Вместо него рекомендуются нейтральные выражения, например «информационные операции». Они согласно доктрине представляют собой комплекс мероприятий вооруженных сил по воздействию на противника с целью затруднить или сделать невозможным принятие им верных решений с одновременной защитой своих информационных систем. При этом важной составной частью являются психологические операции (PsyOps). В разделе, посвященном взаимодействию стран-партнеров, указывается на необходимость включения союзников в процесс планирования совместных информационных операций на раннем этапе подготовки к началу боевых действий. Доктрина предусматривает урегулирование командованием многонациональных сил потенциальных конфликтов в информационной сфере между членами коалиции. Ведущим органом управления такими операциями служит политический отдел генерального секретариата НАТО в Брюсселе, руководитель которого входит в комитет военного планирования Североатлантического альянса.
 

Военно-политическое руководство Великобритании всецело разделяет взгляды командования НАТО. Информационно-психологические средства сопровождения боевых действий власти Туманного Альбиона рассматривают в качестве приоритетных не только для достижения военных целей, но и для формирования позитивного имиджа национальных вооруженных сил, повышения их социального статуса. Министерство обороны Великобритании определяет психологические операции как «способ заставить врага думать и действовать в наших интересах. Листовки, сброшенные с самолета, радиопередачи, громкоговорители, личные беседы с гражданскими лицами – все это используется вооруженными силами и для завоевания умов и сердец, и для причинения серьезного ущерба моральному духу противника». Разработка и практическое применение этих средств требует, как правило, привлечения значительных материально-технических ресурсов, приглашения известных ученых, видных политиков, деятелей культуры и искусства, высококлассных военных, множества PR-специалистов.

Все фиолетово для противника

В 1998 году на базе Центра безопасности и военной разведки Chicksands (Defence Intelligence and Security Centre – DISC), одной из наиболее ярких военных баз на территории Великобритании с монастырским строением XII века Gilbertine Priory, завершилось формирование так называемой 15-й группы психологических операций Великобритании – 15 (United Kingdom) Psychological Operations Group, которая и сегодня решает задачи информационно-психологического обеспечения военных усилий английских ВС в различных регионах мира. Быстро ставшее знаменитым британское подразделение психологической войны до весны 2014 года числилось в составе 1-й бригады военной разведки (1 ISR Bde) и получило там прозвище «фиолетовые» (purple). 15-я группа психологических операций (ПсО) принимала участие во всех военных кампаниях ВС Великобритании в составе различных миротворческих коалиций. Отличительным знаком группы стала эмблема с изображением белого оленя, ветвистые рога которого символизируют антенны – инструмент психологического воздействия на противника, и белой римской цифрой XV внизу.

Группа захвата умовИзредка на страницы печати прорывается информация о деятельности 15-й группы ПсО. Из отчета о ее деятельности в Афганистане, подготовленного для Би-би-си военным корреспондентом Кэролайн Уайт, следует, что подразделение использует все методы медийного воздействия на гражданских и военных противников – музыку, радио, печать и Интернет. Для придания большей правдивости распространяемым материалам для работы на радио были наняты «местные диджеи, регулярно транслировались музыка, стихи, ток-шоу и даже мыльная опера Helmandi. Признанием особых заслуг сотрудников 15-й группы ПсО в Афганистане стало вручение на церемонии в Лондоне генералом Дэвидом Ричардсом командиру группы Стиву Тэтхему престижной награды – Меча мира FIRMIN за «ценный вклад в гуманитарную деятельность путем установления дружественных отношений с жителями какого-либо общества на родине или за границей».

Но жизнь сотрудников группы была отнюдь не безмятежной. На страницы газет попало имя британского капрала Сары Брайант из 15-й группы ПсО, первой женщины-военнослужащей, погибшей в Афганистане. Она говорила на пушту и предположительно была вовлечена в налаживание связей с афганскими общинами и мониторинг радио «Талибана». Газета The Independent писала, что Брайант была ценным специалистом, необыкновенным человеком и погибла героем.

Деятельность группы тесно связана с именем Стивена Джолли, ведущего британского военного пропагандиста, видного члена Ассоциации британских ветеранов психологических войн. Прадед Джолли стоял у истоков формирования MI6 – военной разведки Великобритании. Сегодня Джолли известен прежде всего работой над историей пропаганды и партнерством с официальным историком MI5 профессором Кристофером Эндрю.

Генеральный директор Департамента оперативной политики и информационных операций Великобритании Майк Хит, высоко оценивая деятельность 15-й группы ПсО, сообщил об удвоении ее бюджетного финансирования. «Если бы у меня была открытая чековая книжка, – расчувствовался вице-маршал, – я купил бы им телевизионную станцию и EC-130J». Речь идет о самолете нового поколения, превосходящем по характеристикам специализированные «Геркулес» ЕС-130Е RR. Их прямое назначение – ведение психологических операций. ЕС-130Е RR оснащен телерадиовещательным комплексом «Командо Соло II», способным подавлять существующие радио- и телевизионные сигналы и заменять их собственными. Именно эти самолеты, получившие название «Крылатый пропагандист», успешно использовались командованием ВС США в Афганистане и в других горячих точках. Передачи ЕС-130Е разрушали веру в цели борьбы и в грядущую победу, без чего любая армия теряет волю к сопротивлению.

Джунгли пропаганды


В апреле 2014 года 15-я перешла под контроль Вспомогательной группы безопасности (Security Assistance Group), а в январе 2015-го была включена в состав только что созданной 77-й бригады. Ее неофициальное название «Чиндиты» (Chindits), а эмблемой является мифическое божество – бирманский полулев-полудракон, охранявший буддистские храмы Индии под именем Chinthes. Новое формирование было названо в честь 77-й индийской пехотной бригады, которая во главе с генерал-майором Ордом Вингейтом использовала нестандартную тактику в борьбе против японцев в бирманских джунглях в тылу противника во время Второй мировой, добившись успехов, абсолютно непропорциональных ее размеру. Бригада генерала Вингейта относилась к появившимся тогда силам глубокого проникновения (Long Range Penetration), оружие, боеприпасы и продовольствие которой доставлялись за линию фронта самолетами, мулами и слонами. Современная 77-я бригада была создана в соответствии с реализацией концепции армии «Army 2020», предусматривающей реструктуризацию британских ВС с сокращением численности военнослужащих на 82 тысячи.

Министерство обороны дало весьма расплывчатую формулировку миссии нового подразделения: «77-я бригада создается, чтобы свести воедино огромное количество существующих и развивающихся технических возможностей, необходимых для удовлетворения требований современных конфликтов и военных действий». Единственным указанием на предназначение новой структуры может считаться обтекаемое признание британского МО, что «на действия акторов на современном поле боя могут влиять способы, которые не обязательно являются насильственными». Несколько прояснил ситуацию командующий 77-й бригадой британских ВС Алистер Эйткен, убежденный в том, что армия, которая ищет решение военных целей исключительно в физической сфере, потерпит неудачу. В British Army Journal он уже более конкретно сформулировал задачу вверенной ему бригады: «Усиливать политическое, экономическое и военное преимущество». Превосходство в военной силе, добавил он, не приведет к успеху, если оно не может быть переведено в преимущество в информационной среде.

Сообщения о 77-й бригаде и 15-й группе психологических операций крайней скудны и противоречивы. В полной мере это относится к официальным источникам. Искушенный в делах британских ВС член парламента от лейбористской партии Кеван Джонс сделал довольно безобидный запрос о количестве резервистов в 77-й бригаде. В ответе парламентского заместителя министра обороны Джулиана Бразьера говорилось: «Из-за реорганизации подразделения у нас нет каких-либо сведений по комплектованию его личного состава… Мы планируем увеличить число резервистов до 235, что составит примерно 53 процента от численного состава». Глава Генерального штаба ВС Великобритании называл совсем иные цифры: «42 процента личного состава бригады будет состоять из резервистов». Даже именитый военный корреспондент The Guardian Эвен Макэскилл ограничился общими словами о том, что новая сила окажется столь же гибкой, как и их героические предшественники перед лицом множества головокружительных проблем, возникших в начале этого века. Газета также привела слова командующего главного управления специальных операций НАТО генерал-лейтенанта Маршалла Уэбба, который объяснил создание 77-й бригады необходимостью реагирования на пропагандистское наступление России. В этом же духе высказался и главнокомандующий сухопутными войсками Великобритании сэр Ник Картер, прокомментировавший появление нового формирования в британских ВС стремлением предвосхитить действия хитрого и коварного противника, шагом в попытке работать умнее, чем он. Появление нового подразделения рекомендуется рассматривать в качестве адаптации армии к современной асимметричной войне.

Подразделение, на базе которого была создана бригада, занималось, в частности, контролем страниц британских военнослужащих в социальных сетях. Достоянием общественности неожиданно стала информация о структуре 77-й бригады ВС Великобритании, позволяющая оценить ее потенциальные возможности. Наряду с 15-й группой психологических операций в ней числятся группа медиаопераций (MOG), команда обеспечения безопасности и развития (Security Capacity Building Team – SCBT) и боевая группа поддержки (Military Stabilisation Support Group – MSSG). Запланированный численный состав бригады – около 1500 человек. «Мы сконцентрируем там лучших военных специалистов королевского флота, ВВС и сухопутных сил», – пообещал генерал Ник Картер, подчеркнув, что отбору подлежат военнослужащие, имеющие навыки участия в психологических операциях и использования социальных медиа. Для работы в бригаде планировалось привлечение гражданских специалистов, чтобы они могли вместе с регулярными войсками и резервистами отправиться в любую точку мира и помочь завоевать сердца и умы людей.

Однако были и противники подобного комплектования новой части. Полковник Ричард Кемп, признав необходимость инноваций, назвал ошибкой изъятие из действующей армии «этих 2000 человек». Этого, пояснил он, нельзя делать за счет боевых частей. Британские ВС, по его мнению, и так уже были чрезмерно сокращены в неопределенном и ставшем много опаснее мире.

Интерес широкой публики к загадочным «Чиндитам» и 15-й группе ПсО подогревается наличием в ее официальном названии непонятного многим определения «теневая», которое воспринимается незнакомыми с британской военной лексикой как кодовое название группы, являющейся живым воплощением коллективного Джеймса Бонда. В печати появляются интригующие заголовки типа «Британская армия создает специальную команду воинов Facebook», ответственную за ведение «нелетальной войны». Джон Келли в материале на BBC News The secret world of 'psy-ops' («Секретный мир ПсО») назвал новую структуру таинственной преисподней дезинформации и контроля сознания. Вскоре молва окрестила 77-ю бригаду «Отрядом Твиттера», атакующим противника через социальные сети.

Потомок одного из выживших 70 лет назад военнослужащих «Чиндитов» Тони Реддинг из Кента, скептически воспринявший известие о повторном использовании названия и эмблемы легендарного соединения, обратил внимание на неизбежность включения некоторых нетрадиционных средств ведения войны в арсенал новой силы британских ВС. Специалист в сфере международной безопасности профессор Университета Брэдфорда Пол Роджерс уверен, что образование 77-й бригады означает существенную экспансию ПсО в ВС, попытку ребрендинга и обновления этой области работы. В свою очередь участник психологических операций на Балканах, в Афганистане и Ираке офицер Саймон Бергман выразил надежду, что создание 77-й бригады поможет построить «армию будущего».

Отсутствие информации, как всегда, с лихвой восполнялось самыми причудливыми слухами. Провинциальная газета Leicester Mercury поведала изумленным читателям о том, что сотрудник группы медиаопераций (MOG) 77-й бригады капитан Кристиан Хилл, видимо, недовольный искажением роли вооруженных сил в Афганистане, со словами «Я не Геббельс. Я не торгую военной пропагандой» ушел в отставку. Чуть ранее, но более сдержанно Галлахер в газете The Independent отметил, что уже второй офицер уходит в отставку, чтобы сказать всю правду о войне. Британский обыватель был убежден, что речь идет о мрачных технологиях оруэлловского «Большого брата».

Зловещее звучание самого термина «психологические операции», пробуждавшее в широких кругах общественности стойкие негативные ассоциации с «черной» пропагандой и «темными искусствами ПсО», побудило военно-политическое руководство многих стран – членов НАТО рассмотреть вопрос о переименовании подразделений ПсО. Поэтому в практику вошло нейтральное определение «информационное обеспечение». В ВС США название соответствующего подразделения директивой министра обороны было изменено на Military Information Support Operation (MISO). В Германии появились силы оперативной информации, ныне еще раз переименованные в Центр оперативной коммуникации бундесвера (ZOpKomBw). В Великобритании 15-я группа ПсО была переименована в 15-ю группу информационной поддержки – 15 (UK) Information Support Group, 15 (UK) Info Sp Gp. Действующие военнослужащие этих подразделений критически отнеслись к новому названию, считая его расплывчатым и безликим, не отражающим задач и содержания их деятельности. Раздражающим фактором являлась прямая ассоциация аббревиатуры MISO с супом мисо из перебродивших бобов сои, подаваемого в японских ресторанах. Со временем военное руководство Великобритании возвратило 15-й группе ПсО ее прежнее название.

Масла в огонь добавило выступление на Би-би-си бывшего офицера разведки в Белфасте полковника Боба Стюарта, признавшего факт использования методов ПсО в Северной Ирландии во время смуты. Как известно, во многих странах – членах НАТО существует принципиальный запрет на применение средств и методов из арсенала психологической войны в отношении солдат собственной армии, населения и национальных СМИ. В период миротворческих акций он распространяется на союзные войска и международные СМИ. В приступе откровения Стюарт поведал ошеломленным слушателям о коварной «черной» пропаганде, несущей людям вместо правды правдоподобную дезинформацию.
Автор Владимир Газетов, Вадим Хоменко
Первоисточник http://vpk-news.ru/articles/29958


Рейтинг публикации:

Нравится5




Комментарий от редакции:

Информационный вброс как метод работы в информационном поле


 


Начнем с того, что обратимся к прошлому, мой пост от ноября 2014 года "Как власть работает в интернете":

В свое время Огилви писал, что для восприятия человеком рекламы и побуждения его к действию - необходимо, чтобы эта реклама попалась ему на глаза, минимум, 28 раз. И это данные прошлого века. В настоящее время, учитывая обилие СМИ, порталов, сайтов и прочего - уверен, эта цифра в разы больше. А если речь идет о скучной государственной инициативе - в десятки раз.

О чем это говорит? В первую очередь, о том, что даже попадание вашей повестки, статьи или события в новостные выпуски ведущих телеканалов страны - ровным счетом ничего не даст. Этот резонанс забудется уже на следующий день, появится другой информационный повод, например, выпавший на кого то из окна диван.

Как то давно писал про "феномен Навального", который заключался в немыслимом ранее эффекте от постов в его журнале. Гражданин тратит пять минут на пост - а потом десяток федеральных чиновников часами оправдываются с экранов. Это было вызвано новизной такого информационного поля, как интернет и незнанием чиновников его специфики. Теперь они уже совершенно не боятся резонанса в сети, прекрасно понимая, что уже к вечеру из повестки уйдет то, что гремело утром.

Наличие вашего инфоповода в топе - ничего не дает. Огласка вашего инфоповода центральными СМИ - ничего не дает (скоро на это вообще перестанут обращать внимание).

Эффект дает лишь системная, регулярная, распределенная во времени работа по каждому информационному поводу. Вот десятки постов на тему работы пятой колонны в Екатеринбурге, а вот с апреля 2013 информационная борьба с американскими порталами, а вот - с консулом США. И это лишь часть примеров.

Какой вывод можно сделать: проекты в информационном поле перестали быть разовыми. Теперь для достижения эффекта (а эффектом я считаю лишь восприятие аудиторией информации в нужном ключе, понимание и принятие озвученной позиции) требуется постоянная работа с материалом на протяжении уже даже не месяцев, а лет.

Перед нами дивный новый информационный мир, в котором изменились критерии оценки и методы работы. Теперь, когда чиновнику в качестве отчета предлагается список публикаций темы и распечатка комментариев - это тройной обман. Исполнитель обманывает заказчика, бездарно растрачивая средства, Заказчик обманывается сам и докладывает несоответствующие реальности выводы и отчеты выше по вертикали власти. В результате власть видит картинку - весьма далекую от реальности.

http://zergulio.livejournal.co...

Сейчас, в апреле 2016, понимаю, что мы наблюдаем две тенденции. Во-первых, я был полностью прав насчет системной и регулярной работы по информационным поводам. Даже из выделенных в тексте примеров со ссылками - консул США в Екатеринбурге сменился, уже давно работаем по новому, Маркусу Микели, что же до борьбы с американскими порталами - сам глава Херст Шкулев выступил, жалуется: http://zergulio.livejournal.co... . Не говоря уже о том, что факт информационной войны против России признан на уровне государства. На этом хорошее, вернее, логичное - заканчивается.

Основные методы работы в сети (как государственные, так и противников) носят характер "однодневок", краткосрочных кампаний с судорожным подсчетом лайков, просмотров и накруткой их же для отчета.

Но есть нюанс - информационное поле - оно сродни картофельному, если вы высаживаете картошку десять лет подряд на одном и том же месте, земля скудеет, урожаи падают. Так и тут - для привлечения внимания, пусть даже на краткосрочный период, требуется все больше ресурсов. А значит все громче заголовки, из недавнего примера: http://zergulio.livejournal.co... В течение одного дня аудитории рассказали про драку кавказцев с протитутками-трансвеститами, бегающую с отрезанной головой ребенка женщину, а еще до этого взрыв медведицы, отпиленная голова моржа, и прочие радости.

Нас обозвали земляными червями, у них 10000 лайков, надо срочно дать опровержение минимум с 15000 лайков. В этом вся суть большей части информационного противостояния на сегодняшний день. Внешнего, по крайней мере. С одной стороны, удобно, что ни день - то новый бой. Причем несложный - ударили, ответили, тема закрыта. Легко опять же, заголовок поужаснее, точек вброса новости побольше, а "не взлетит", завтра попробуем еще раз.

Но ничего не помогает. Внимание людей с каждым днем все больше притупляется и даже в новостях о десятках жертв терактов все меньше реакции людей, все больше накруток.

Все очевиднее становится эффективность длительной системной работы. Если ты в сети пять-десять лет и делаешь одно и то же - на обвинившего тебя в популизме посмотрят как на идиота. Если ты годами разрабатываешь конкретную тему - на обвинившего тебя в проплаченности посмотрят также. Для контраста можно взглянуть на предвыборную истерию - политики и их окружение толкаются локтями и дерутся, стремясь защитить интересы граждан, СМИ пестрят сжатыми кулачками, лозунгами и горящими глазками борцов. Вот вам и проплаченность и популизм.

Минусы системной работы - это долгое ожидание результата и затраты ресурсов - того же времени. Но и эффективность такого подхода, понятно, на порядок выше кампаний "однодневок".

Одна из трагедий разыгралась на наших глазах буквально на днях:

- Запад кинет в Путина грязью! (с) Песков

- [шлепок грязи]

- Мы же говорили (с)

И вроде компромат такой живой, там тебе и коррупция, и круговая порука и даже секс, точек вброса немеряно ... но не взлетает. А почему? Однодневка. Вся хитрая стратегия обламывается простым анекдотом-былью: http://zergulio.livejournal.co...

Главный политработник Красной армии Щербаков докладывал вождю о многочисленных сигналах на генерала Рокоссовского. Мол, постоянно вокруг него есть насколько красивых женщин - связисток, врачей, поварих, с которыми он сожительствует. И при этом постоянно меняет состав своего полевого гарема. 'Что делать будем, товарищ Сталин?' - спрашивает Щербаков.

Сталин походил, подумал и отвечает: 'Что делать будем? Завидовать будем!'

Ответственным за СМИ представителям власти можно расслабиться - основной информационный метод США и Европы нерабочий.

Ответственным за СМИ представителям власти стоит напрячься - на смену им неизбежно придет системная антироссийская работа, и даже время на подготовку новых лидеров общественного мнение тоже имеется, до 2018 года.

UPD. К моменту окончания данной статьи по СМИ прошел следующий вброс, и снова обвинения Президента РФ в любовной связи, теперь уже с избранницей не абы кого, а медиамагната Руперта Мердока. Это лишний раз подтверждает наши выводы и гарантирует провал очередной информационной атаки, но с одним нюансом. Теперь любую критику России и Владимира Путина со стороны принадлежащих Мердоку СМИ мы можем трактовать как месть неудачника-рогоносца :)

Давно вынашивал идею такого материала. Ответить на вопросы и подискутировать готов здесь:https://www.facebook.com/groups/kultminimum/permalink/1059079114151079/

Прошу распространить:

 
 
 


Комментарии (2) | Распечатать

Добавить новость в:


 

 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

  1. » #2 написал: Necromancer (4 апреля 2016 10:17)
    Статус: Пользователь offline |



    Группа: Посетители
    публикаций 0
    комментариев 260
    Рейтинг поста:
    0
    Маасло Саллонен,
    Да просто смысла нет, мигранты если не последний то предпоследний гвозть в крышку гроба для европпы, если она начнет дергатся и выворачиваться из под контроля англосаксов, а Россия вопреки логике событий растет уже территориально , а так глядиш и Родину мою вернут вернув в с состав оторванные республики. Хотя думаю подсадных уток в РФ тоже, пока предостаточно, я по молодости ума полагал , что Сталин маньяк и садист, чистки и прочее, но во первых этого и хотело руководство Украины тех лет и школьная программа была соответствующей, а вовторых как начал хоть чутка думать, всплыло понятие гос безопасность хотя бы в деле элементарного сохраненя государства , я уж не говорю о его целосности. Ох как прав он тогда был убрав верных ленинцев от кормушки а с ними большую часть немецких мин замедленного действия. Жаль не всех.

       
     


  2. » #1 написал: Маасло Саллонен (4 апреля 2016 06:56)
    Статус: Пользователь offline |



    Группа: Посетители
    публикаций 0
    комментария 22
    Рейтинг поста:
    0
    Очень интересно, но почему бы этим умникам не перенаправить вектор атак не на Россию, а на другую опасность, на мигрантов? Или опасность для Европы с этой стороны недооценена? По моему, как бы ни было поздно. А впрочем, зачем переживать о врагах?

       
     






» Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации. Зарегистрируйтесь на портале чтобы оставлять комментарии
 


Новости по дням
«    Октябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031 

Погода
Яндекс.Погода


Реклама

Опрос
Ваше мнение: Покуда территориально нужно денацифицировать Украину?




Реклама

Облако тегов
Акция: Пропаганда России, Америка настоящая, Арктика и Антарктика, Блокчейн и криптовалюты, Воспитание, Высшие ценности страны, Геополитика, Импортозамещение, ИнфоФронт, Кипр и кризис Европы, Кризис Белоруссии, Кризис Британии Brexit, Кризис Европы, Кризис США, Кризис Турции, Кризис Украины, Любимая Россия, НАТО, Навальный, Новости Украины, Оружие России, Остров Крым, Правильные ленты, Россия, Сделано в России, Ситуация в Сирии, Ситуация вокруг Ирана, Скажем НЕТ Ура-пЭтриотам, Скажем НЕТ хомячей рЭволюции, Служение России, Солнце, Трагедия Фукусимы Япония, Хроника эпидемии, видео, коронавирус, новости, политика, спецоперация, сша, украина

Показать все теги
Реклама

Популярные
статьи



Реклама одной строкой

    Главная страница  |  Регистрация  |  Сотрудничество  |  Статистика  |  Обратная связь  |  Реклама  |  Помощь порталу
    ©2003-2020 ОКО ПЛАНЕТЫ

    Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам.
    Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+


    Map