Информационная
война, как совокупность взаимосвязанных между собой компонент, включает
информационное обеспечение агрессии в мирное и военное время, а также
информационное противоборство сторон в борьбе за информационные ресурсы и
пространство. При этом владение информационными ресурсами в войнах
будущего станет таким же непременным атрибутом, как в прошлых войнах
владение силами и средствами, вооружением, боеприпасами, транспортом и
т.п., а выигрыш в информационном противоборстве может способствовать
достижению стратегических целей войны.
ИНФОРМАЦИЯ КАК ОРУЖИЕ
Проявление
большого интереса к информационному противоборству в современных войнах
не случайно, так как это связано с тем, что информация становится таким
же оружием, как ракеты, бомбы и т.п. Информационное противоборство
становится тем фактором, который оказывает существенное влияние на
начало, ход и исход войны.
Одним
из важнейших механизмов зарождения современных войн является
происходящая сейчас во многих странах революция не только в военном
деле, но и информационная научно-техническая, которая также формирует
совершенно новые информационные системы планетарного масштаба. Владение
информресурсами в современных войнах стало таким же важным атрибутом,
как в прошлых войнах владение силами и средствами, вооружением,
транспортом и т.п.
Выигрыш в информационном противоборстве в ходе современных войн может способствовать достижению их стратегических целей.
Главной
целью информационного противоборства (информационной борьбы) является
сохранение необходимого уровня своей информационной безопасности и
снижение уровня этой безопасности у противника. Поставленная цель может
быть достигнута решением ряда взаимоувязанных задач, важнейшими из
которых будут разрушение информационного ресурса и поля противника и
сохранение своего информационного ресурса и поля.
По мнению
Владимира Слипченко, автора труда «Войны шестого поколения», под
информационным противоборством в бесконтактных войнах надо понимать
«новую, именно стратегическую форму борьбы, в которой используются
специальные способы и средства, воздействующие на информационную среду
противника и защищающие собственную в интересах достижения
стратегических целей войны».
При этом целью информационного
противоборства в информационных войнах является нарушение нормального
функционирования информационного пространства и поражение жизненно
важных информационных ресурсов (ИР) противника. Динамика изменений
информационного противоборства характеризуется логическими взаимосвязями
между категориями: цели и задачи вооруженной борьбы; силы и средства;
предмет и объект борьбы; способы и формы ведения боевых действий;
пространство и время ведения военных действий.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ, СИЛЫ И СРЕДСТВА
В
целях завоевания информационного превосходства над противником на
первый план выдвигаются следующие задачи: поражение жизненно важных
информационных ресурсов (ИР) противника путем уничтожения (искажения)
физической записи данных, имеющих ключевое значение для нормального
функционирования его политических, военных, экономических и
научно-технических структур, а также путем дезорганизации работ его
программно-технических средств; установление скрытого контроля над ИР
для определения достигнутого уровня его развития, оказание сдерживающего
влияния и перераспределения в свою пользу; защиту собственного ИР от
всех видов воздействия противника (ядерного, огневого, радиоэлектронного
и специального программно-математического); установления (удержания)
контроля над важнейшим ресурсом государства информационным и через него –
над подчиненными ему ресурсами всех остальных видов.
При этом к
силам относятся кадры специалистов по вычислительной технике и
информатике, информационным системам и технологиям, организационно
сведенные в коллективы, работающие на объектах ИР, как военных, так и
относящиеся к предприятиям, учреждениям и организациям гражданского
сектора. Характерной особенностью сил, ведущих вооруженную борьбу в
новых условиях, является их развивающаяся профессионализация. Кроме
того, усложнение оружия и военной техники, интеграция их в рамках
больших систем и использование в условиях неопределенности предполагают
иную организацию этих сил в более децентрализованных штатных структурах.
Возрастает
роль информационных средств вооруженной борьбы. Важной особенностью
всех наличных средств вооруженной борьбы (ядерных, обычных, основанных
на новых физических принципах, а также средств разведки,
радиоэлектронного подавления, СПМВ, управления войсками и оружием)
становится их интеграция с целью осуществления цикла
«разведка–целеуказание–поражение» в реальном или близком к нему масштабе
времени и достижения синергетического эффекта при их совместном
использовании.
ИНФОРМАЦИОННАЯ ОПЕРАЦИЯ
Содержанием
изменений способов боевых действий в ведении вооруженной борьбы
является появление нового способа – борьба с системами боевого
управления; изменение последовательности ведения боевых действий
(информационная операция – воздушно-космическая операция – наземная
операция); реализация сетецентрических принципов ведения боевых
действий.
В частности, в ВС США разработана концепция
сетеценрической войны, которая реализована в ОВС НАТО, в ВС
Великобритании; в ВС Франции – концепция информационно-центрической
войны; в ВС Швеции – оборонная сетевая концепция, базирующаяся на
использовании сетей связи. Сущностью сетеценрических концепций является
обеспечение устойчивого взаимодействия войск (сил), направленного на
надежное сетевое объединение войск (сил) для совместного использования
информации, своевременное выделение и распределение информации, единая
для всех осведомленность, способствующая эффективному выполнению задач.
Широкая реализация сетевых технологий в управлении расширяет доступ
пользователей к информации, усиливает горизонтальные связи участников
боевых действий.
Информационная операция представляет собой
комплекс мероприятий по воздействию на людские и материальные ресурсы
противника с целью затруднить или сделать невозможным принятие им
решений, адекватных обстановке с одновременной защитой своих
информационных систем.
В информационных операциях происходит
трансформация понятия поля боя в понятие боевого пространства, в которое
помимо традиционных объектов, поражаемых обычными видами вооружения,
включены цели, находящиеся в виртуальной сфере, эмоции, образное
восприятие действительности, психика противника и т.п. Вооруженная
борьба за завоевание и удержание информационного пространства будет
разворачиваться в местах концентрации объектов ИР. Особенностью
информационной борьбы является широчайший пространственный размах,
меняющий представление об удаленности целей, их труднодоступности или
недосягаемости.
Временные особенности информационной борьбы
обусловлены свойствами времени – протяженности. Протяженность
информационного воздействия зависит от условий и видов информационного
воздействия и возможности принимать скоротечный, затяжной или
необратимый характер. Замедление научно-технического, экономического,
вместе с ними и военного развития может привести к необратимым процессам
в сфере информационного противоборства.
ПЛАНИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ АГРЕССИИ
Информационную
войну США и НАТО против Союзной Республики Югославии можно разделить на
четыре этапа: этап планирования информационного обеспечения агрессии;
этап информационного воздействия на политическом уровне (начала
агрессии), этап агрессии – поражения США и НАТО; этап реванша США и
НАТО.
Информационное обеспечение действий войск (сил) НАТО в ходе
военного конфликта планировалось руководством блока по следующим
направлениям, объединяемым общим понятием «информационная война»:
– применение разведки для обеспечения войск (сил) необходимой информацией;
– применение мер по введению противника в заблуждение;
– обеспечение оперативной скрытности;
– проведение психологических операций;
– применение боевых электронных средств с целью последовательного поражения всей информационной системы и личного состава;
– разрыв информационных потоков;
–
ослабление и разрушение системы боевого управления и связи противника,
принятие необходимых мер по обеспечению защиты своей аналогичной
системы.
Наибольшее внимание в планах уделялось реализации следующих основных способов ведения информационной войны:
–
применение тяжелого вооружения для полного разрушения штабов, командных
пунктов и центров боевого управления войск (сил) югославской армии;
–
использование соответствующих электронных средств и электромагнитного
оружия для подавления и нейтрализации работы центров сбора информации в
Югославии, для выведения из строя его средств связи и РЛС;
–
введение в заблуждение югославских органов, ответственных за сбор,
обработку и анализ разведывательной информации о противнике посредством
имитации подготовки и проведения наступательных действий;
–
обеспечение оперативной скрытности посредством строгого соблюдения
режима секретности и воспрепятствования доступа противника к своей
информации;
– проведение психологических операций, особенно с
использованием телевидения, радио, печати для подрыва морального духа
войск и населения СРЮ.
При реализации перечисленных способов
ведения информационной войны важнейшими формами информационного
воздействия были информационно-пропагандистские акции, радиоэлектронная
борьба, дезинформация. Использовались также специально разработанные
методики и новые технологии разрушения баз данных, нарушение работы
югославских компьютерных сетей.
Радиостанция
«Голос Америки» стала одним из самых мощных
информационно-пропагандистских ресурсов, обеспечивавших военную операцию
НАТО в Югославии. Фото Сары Стирч
При подготовке
агрессии против СРЮ в НАТО придавали большое значение ее информационному
обеспечению. Военно-политическое руководство блока исходило из того,
что умелое и эффективное осуществление информационно-психологического
воздействия в значительной степени определит уровень международной
поддержки проводимых НАТО силовых акций и существенно скажется на
морально-психологической устойчивости ВС и руководства СРЮ.
При планировании агрессии основные усилия информационных структур блока направлялись на решение следующих задач:
–
формирование негативного представления о военно-политическом
руководстве СРЮ как об источнике кризиса и основной причине гуманитарной
катастрофы в Косово и Метохии, деструкцию морально-этических ценностей
сербского народа и нагнетание неблагоприятного психологического климата в
отношениях различных политических сил СРЮ;
– создание и
поддержание у ВПР СРЮ сдерживающего страха перед силовыми акциями НАТО, в
том числе и за счет подчеркивания реализуемости декларируемых угроз,
афиширования высокой эффективности имеющихся сооружений и потенциальных
возможностей объединенных ВС блока;
– формирования репутации
внешнеполитического руководства США и НАТО, как весьма жесткого в своих
решениях и последовательного в действиях;
– прицельную
информационную обработку ключевых фигур в руководстве СРЮ на основе
учета их психологических особенностей, политической и иной ориентации,
пропаганду и внедрение форм общественного поведения, снижающих моральный
потенциал нации.
Одновременно с решением перечисленных задач
планировался целый ряд мероприятий по воздействию на информационную
инфраструктуру СРЮ, так как, по мнению американцев, важным в развитии
политических кризисов является частичная или полная потеря институтами
власти контроля над ситуацией из-за нарушения информационной
инфраструктуры.
ИНФОРМАЦИОННОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ПОЛИТИЧЕСКОМ УРОВНЕ
Американские
специалисты определили объекты воздействия следующим образом: на
политическом уровне – это широкие слои населения стран НАТО и мировая
общественность, на стратегическом – правительство, народ и вооруженные
силы Югославии. Все мероприятия планировалось провести в два этапа.
На
этом этапе (начало агрессии) было предусмотрено информационное
воздействие на политическом уровне. Его основными объектами являлись:
широкая общественность стран НАТО, других государств Европы, включая
Россию, население Ближнего и Среднего Востока, Азия. Главные цели,
поставленные на этом этапе, состояли в обеспечении международной
поддержки курса США и их союзников по НАТО в отношении СРЮ, убеждении
мирового сообщества, что в Югославии нарушаются права албанцев, и
оправдании необходимости применения военной силы.
Основные задачи
в информационной войне в США выполняли Государственный департамент;
Информационное агентство (ЮСИА) со своими подразделениями (международные
спутниковые сети, радиостанции «Голос Америки», «Свобода», «Свободная
Европа»); Центральное разведывательное управление и
специалисты-психологи из Пентагона.
Структурные подразделения
ЮСИА бесплатно рассылали в адрес тысяч радиостанций многих стран мира
свои передачи в записи, издавали различные информационные бюллетени.
Большое значение в деятельности ЮСИА придавалось реализации американских
материалов в зарубежной прессе.
Составной частью информационной
агрессии явилось и развертывание направленного и интенсивного вещания на
территорию Югославии радиостанции «Голос Америки», уничтожение теле- и
радиоцентров с целью обеспечения контроля над общественным мнением
населения. Так, после разрушения телецентров в Приштине и Белграде
местные жители вынужденно оказались в информационном поле СМИ только
стран НАТО.
Причем в рамках информационно-пропагандистских акций
было спланировано ведение радиовещания на Югославию с территорий
сопредельных стран, а также разбрасывание листовок, тогда как для
нарушения работы югославских компьютерных сетей Нью-Йорским
университетом по заказу Пентагона были разработаны программные пакеты
вирусов для внедрения в компьютерные базы данных.
ЭТАП АГРЕССИИ – ПОРАЖЕНИЯ США И НАТО
На
этапе (начала агрессии) акцент был сделан на ведении информационного
противоборства на стратегическом уровне. В качестве основных объектов
воздействия на территории СРЮ были определены его правительство, личный
состав вооруженных сил и население. Конечная цель всех мероприятий по
информационному воздействию на этом этапе – безоговорочная капитуляция
СРЮ на условиях США и НАТО.
Роль главного агитатора и
пропагандиста, призванного защитить позицию США и НАТО, была отведена
президенту США Биллу Клинтону и его команде. Клинтон в своем обращении к
соотечественникам популярно разъяснил причины применения военной силы в
отношении суверенного государства. Затем в роли защитника позиции США и
НАТО подключился министр обороны Уильям Коэн. В первый день
бомбардировки он выступил сразу в восьми телепрограммах, в пяти утренних
выпусках новостей основных телеканалов и трех наиболее популярных
вечерних информационно-аналитических передачах. Коэну помогали помощник
президента по национальной безопасности Сэмюел Бергер и госсекретарь
Мадлен Олбрайт.
Был осуществлен запуск серии передач заказного
характера на телевизионном канале CNN, в ходе которых военные эксперты
выступили с активной пропагандой в пользу действий НАТО. Осуществлялись
психологические операции и дезинформация, а в качестве допметодов по
оказанию психологического давления на «несговорчивых» югославов
американские спецы избрали введение против Югославии полной
экономической блокады; инсценировку (провоцирование) гражданского
неповиновения, митингов и демонстраций протеста; нелегальные подрывные и
террористические акции.
Информационное воздействие в операции
НАТО «Союзническая сила» велось с использованием отлаженного механизма,
который был успешно апробирован в ходе подготовки и ведения военных
операций ВС США в 90-х годах («Буря в пустыне» в Ираке, «Поддержка
демократии» на Гаити, миротворческая операция ИФОР–СФОР в Боснии и
Герцеговине и др.) Главные усилия в борьбе за информацию между ОВС НАТО и
ВС Югославии были сосредоточены в информационно-психологической и
информационно-технической сферах.
Основной составляющей
информационного противоборства ВС НАТО во время агрессии против СРЮ
являлось массированное идеологическое и психологическое воздействие
крупнейших СМИ стран Запада и сил психологической войны ВС США на
население и личный состав ВС Югославии, государств Североатлантического
блока, а также мировую общественность. Для обеспечения позитивного
мирового общественного мнения о действиях ОВС НАТО в операции
«Союзническая сила» страны блока вели мощную и активную пропагандистскую
кампанию, направленную на формирование образа врага, против которого не
только можно, но и необходимо применить оружие. При этом активно
использовались традиционные методы воздействия на общественное сознание:
репортажи о событиях; описание актов геноцида албанского населения
Косово и Метохии; демонстрация силы и показ возможностей современных
видов вооружения ВС США и других стран альянса, результатов
ракетно-бомбовых ударов по Югославии; комментарии социологических
опросов, связанных с событиями на Балканах.
В то же время
повсеместно занижались боевые потери блока, замалчивалась информация о
просчетах руководства НАТО, гибели мирного населения, выступлениях
мировой общественности против эскалации военных действий. Таким образом,
главной целью информационно-психологического воздействия США и
руководства НАТО на население и ВС стран – участниц вооруженного
конфликта стало формирование такого общественного мнения, которое в
значительной степени оправдывало бы агрессию ОВС альянса против
суверенного государства.
Однако тенденциозный, агрессивный
характер информационного воздействия, осуществляемого НАТО в рамках
начавшейся операции, впервые вызвал активное противодействие со стороны
Белграда. Анализ событий показывает, что руководство США и НАТО на этом
этапе операции оказалось не в полной мере готово к таким ответным
действиям СРЮ. Подтверждением тому являются не только негативные для
НАТО результаты социологических опросов, но и конкретные действия
альянса, предпринятые уже по ходу операции для того, чтобы вернуть
утраченную инициативу в информационном противоборстве.
Используя
все возможности СМИ, военно-политическому руководству Югославии удалось
временно перехватить инициативу в информационно-психологическом
противоборстве. Югославские СМИ, задействованные в пропагандистской
кампании, удачно использовали факты жертв среди гражданского сербского и
албанского населения Косово и Метохии, нарушений ОВС НАТО основных
положений Женевских конвенций и дополнительных протоколов к ним, а также
поддержку политических, религиозных и общественных деятелей России,
Украины, Белоруссии и других государств.
Проведенные контрмеры
вызвали всплеск патриотических чувств среди населения Югославии и подъем
морально-психологического состояния военнослужащих ВС СРЮ. За счет
ограничения передвижения иностранных журналистов, введения запретов на
распространение определенной информации руководство СРЮ добилось
сокращения количества сообщений СМИ негативного характера о проводимой
им политике.
Таким образом, своевременно принятые меры
политическим и военным руководством СРЮ на этом этапе операции
«Союзническая сила» помешали США и блоку НАТО убедить мировую
общественность в адекватности методов и способов проведения военной
операции в Югославии, справедливости ее целей и задач. В результате в
мировом общественном мнении произошел определенный раскол в отношении
политики США и НАТО на Балканах.
РЕВАНШ
Временные
неудачи США и его союзников по западному альянсу в
информационно-психологическом противоборстве с Югославией были также
обусловлены и многочисленными ошибками, которые были допущены
руководством НАТО в сфере связей с общественностью. Так, настоящий
провал произошел при интерпретации руководителями НАТО факта
авиационного удара по колонне беженцев в Косово и Метохии 14 апреля 1999
года. Пресс-службе альянса потребовалось пять дней, чтобы предоставить
собственную более или менее ясную версию случившегося.
Несогласованность
действий руководителей блока и его пресс-службы наблюдалась также и при
оправдании авиационных ударов ОВВС по зданию посольства Китая в
Белграде 8 мая, транспортным средствам (12 апреля, 1, 3, 5, 30 мая) и
жилым кварталам в городах Алексина (5 апреля), Приштина (9 апреля),
Сурдулица (27 апреля, 31 мая), Ниш (7 мая), Крушевац (30 мая),
Нови-Пазар (31 мая) и другим объектам.
Участившиеся провалы и
упущения в работе пресс-службы НАТО привели к тому, что в ходе операции в
штаб-квартире блока в Брюсселе произошла серьезная реорганизация
информационно-пропагандистского аппарата НАТО. Аппарат пресс-службы был
усилен опытными специалистами в области «паблик рилейшнз», в том числе
организаторами предвыборных кампаний в США и Великобритании.
Для восстановления утраченного в информационном противоборстве превосходства НАТО предприняло целый ряд решительных мер.
Во-первых,
ряд ведущих мировых радиостанций («Голос Америки», «Немецкая волна»,
«Би-би-си» и др.) значительно увеличили интенсивность радиовещания в
УКВ-диапазоне на страны Балканского региона на албанском,
сербохорватском и македонском языках. При этом радиостанции использовали
американские передатчики, которые в срочном порядке были установлены на
границах с Сербией. Передачи информационно-психологической
направленности из-за пределов воздушного пространства СРЮ осуществлялись
силами авиационной группы 193-го авиакрыла сил спецопераций
Национальной гвардии ВВС США с бортов самолетов EC-130E/RR.
Во-вторых,
с целью подрыва информационно-пропагандистского потенциала Югославии
ОВВС НАТО нанесли ракетно-бомбовые удары по теле- и радиостанциям,
студиям и ретрансляторам, редакциям СМИ, большинство которых было
уничтожено, что фактически означало ликвидацию системы телерадиовещания
СРЮ.
В-третьих, на исходе второго месяца вооруженного конфликта
под давлением НАТО совет директоров европейской телевизионной компании
«ЕУТЕЛСАТ» принял решение о запрете для компании «Радио и телевидение
Сербии» вести вещание через спутник. В результате Сербское
государственное телевидение лишилось последней возможности транслировать
передачи на страны Европы, а также на значительную часть территории
своей республики.
В-четвертых, силами психологических операций ВС
США над территорией Югославии было разбросано более 22 млн листовок с
призывами к сербам выступить против президента С. Милошевича и
способствовать быстрейшему завершению операции объединенных сил НАТО.
В-пятых,
впервые мощная информационная поддержка крупной военной операции НАТО
была развернута в сети Интернет. Подавляющее большинство указанных
сайтов было создано непосредственно или при содействии американских
специалистов по компьютерным технологиям, что, безусловно, повысило
эффективность пропагандистской кампании НАТО.
В итоге, несмотря
на отдельные сбои, руководство НАТО сумело переломить ситуацию в
информационно-психологическом противоборстве с Югославией и завоевать
превосходство. Пропагандистский аппарат альянса выполнил поставленные
перед ним задачи, своевременно внес коррективы в свою деятельность и
применил новые формы и методы информационно-психологического воздействия
на противника. Еще одной составляющей информационного противоборства в
операции «Союзническая сила» явилось информационно-техническое
противостояние ОВС НАТО и ВС СРЮ.
Борьба за информационное
доминирование развернулась прежде всего в сфере электронных средств
разведки, обработки и распространения информации ОВС НАТО при активном
использовании современных средств и систем разведки, связи,
радионавигации и целеуказания. В связи с этим соответствующие
подразделения ОВС НАТО провели широкомасштабные акции по поражению
важнейших пунктов управления ВС СРЮ, других элементов государственной и
военной информационной инфраструктуры Югославии, а также подавлению
находящихся на вооружении югославской армии систем радиосвязи и
радиолокационной разведки.
В ходе нанесения авиационных ударов по
объектам информационной инфраструктуры ОВВС альянса использовали
следующие виды нового оружия: управляемые авиабомбы JDAM с наведением по
сигналам радионавигационной системы GPS (США); УАБ JSOW и WCMD;
авиабомбы для вывода из строя средств радиолокации (т.н. «И»-бомбы,
обладающие способностью генерировать мощные электромагнитные импульсы в
радиодиапазоне частот).
Полной дезорганизации системы управления
ВС Югославии удалось избежать лишь благодаря комплексному применению
защитных мер, включающих оперативную маскировку, радиоэлектронную защиту
и противодействие разведке противника. Творчески используя опыт
иракских ВС в борьбе с МНС во время войны в Персидском заливе, ВС СРЮ
удалось отразить большинство ударов интеллектуальным оружием, сохранить
большую часть своего вооружения и военной техники, в том числе средств
радиосвязи, радиотехнической и радиолокационной разведки.
Большое
значение для сохранения боеспособности армии имели: своевременный
перевод системы управления группировками войск (сил) ВС Югославии на
полевые пункты управления; периодическая передислокация частей и
подразделений; маскировка вооружения и военной техники; устройство
ложных позиций, в том числе с использованием надувных макетов тяжелого
вооружения; введение режимных ограничений на работу радиоэлектронных
средств. Другой важнейшей составляющей информационно-технического
противоборства явилась борьба за информацию в вычислительных системах.
Югославские хакеры неоднократно пытались проникнуть через сеть Интернет в
локальные вычислительные сети, используемые в штабах ОВС НАТО. Массовые
запросы серверов этих сетей в отдельные периоды времени затруднили
функционирование электронной почты. И хотя действия хакеров имели
эпизодический характер, применение информационного оружия следует
считать перспективным направлением информационного противоборства.
Безусловно,
США и НАТО, обладающие более совершенными методами и средствами
информационного противоборства, добились в ходе военного конфликта
подавляющего превосходства в информационной сфере. Вместе с тем активные
действия военно-политического руководства Югославии по нейтрализации
информационно-психологических воздействий со стороны НАТО позволили
ослабить информационный натиск на личный состав ВС СРЮ и население
страны, а на одном из этапов даже перехватить инициативу в этом
противоборстве.
Стратегия оборонительных военных действий ВС
Югославии, ограниченность средств ведения радиоэлектронной борьбы,
отсутствие методологии применения информационного оружия не позволили им
провести комплекс мероприятий по активному информационно-техническому
воздействию на системы управления, разведки и навигации противника. Это
обусловило поражение ВС СРЮ в информационном противоборстве с ОВС НАТО.
Можно
констатировать, что информационное противоборство в операции
«Союзническая сила» занимало значительное место в действиях
противостоящих сторон. Полученный опыт, а также перспективы технического
развития дают основание выделить этот вид противоборства в рамках
вооруженной борьбы в отдельную область противостояния между
государствами или союзами государств.
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментарий 1
Рейтинг поста:
Статус: |
Группа: Эксперт
публикаций 0
комментариев 7076
Рейтинг поста: