Метания США: Между ИГИЛ и «Аль-Каидой»
Американские власти, кажется, все больше запутываются в сети собственной борьбы с исламистами на Востоке, о чем свидетельствуют события прошлой недели – боевики отделения «Аль-Каиды» в Сирии – «Фронта ан-Нусра» (организация запрещена на территории РФ) взяли в плен лидера «Дивизии 30», созданной на территории Сирии в рамках программы Пентагона по борьбе с ИГИЛ, таким образом, повернув против себя остальных немногочисленных членов этого американского детища.
В статье The New York Times от 4 августа «ISIS or Al Qaeda? American Officials Split Over Top Terror Threat» сообщается, что в Вашингтоне уже произошел раскол по поводу того, какую угрозу считать более «неминуемой» – «Исламское государство» (организация запрещена на территории РФ) или «Аль-Каиду». И это не просто вопрос оценок: от смещения акцента в ту или иную сторону зависит и направление, в котором пойдет финансирование. Так, ФБР более обеспокоено действиями ИГИЛ и считает, что именно эта организация представляет непосредственную угрозу для США, тогда как Пентагон, который фокусируется на проблемах за рубежом, предпочел бы направить силы на борьбу с «Аль-Каидой».
В отличие от «Аль-Каиды», ИГИЛ контролирует территорию, обеспечивает функционирование государственных институтов и имеет свою инфраструктуру. Однако ряд американских экспертов по борьбе с терроризмом и бывших сотрудников спецслужб убеждены, что угроза «Аль-Каиды» гораздо более сложная и имеет множество нюансов. В частности, ИГИЛ в своей террористической деятельности делает ставку на количество терактов и нападений, тогда как «Аль-Каида» – на их качество. И вот как раз это больше всего и беспокоит специалистов по безопасности.
В то же время директор Национального контртеррористического центра США Николас Расмуссен уверяет, что в настоящий момент существует высокая вероятность осуществления сторонниками ИГИЛ теракта на территории США. В сравнении с «Аль-Каидой», особая опасность «Исламского государства» заключается в его полной децентрализации, в связи с чем очень сложно выследить сторонников ИГИЛ, в том числе и в США. Добавим к этому беспрецедентную пропагандистскую кампанию в соцсетях и мы получим бомбу замедленного действия в мировом масштабе.
Вернемся к захвату боевиками «Фронт ан-Нусра» лидера поддерживаемой американцами «Дивизии 30» Надима аль-Хассана и еще нескольких его сподвижников. Этот отряд был создан в рамках программы Вашингтона по обучению сирийских повстанцев для борьбы с ИГИЛ. Однако с самого начала проект обернулся провалом: вместо планируемых пяти тысяч обученных бойцов, в итоге смогли выпустить только горстку сомневающихся в своем выборе повстанцев – всего лишь 54 человека. И даже в таком малочисленном отряде были случаи дезертирства.
Кроме того, сам Надим аль-Хассан проводил тщательный отбор и часто отклонял кандидатуры целого ряда претендентов, подозревая в них склонность к экстремизму. И, действительно, как он рассказывал, позже выяснялось, что некоторые из отклоненных кандидатов впоследствии присоединялись к ИГИЛ и погибали, воюя на стороне «Исламского государства».
Не успели эти «проамериканские бойцы» проявить себя, как тут же их лидер был захвачен на границе с Турцией конкурентом ИГИЛ – «Фронтом ан-Нусра», а сами они пошли на попятную. Поясню: «Фронт ан-Нусра» – подразделение террористической организации «Аль-Каида», которое появилось в 2012 году, в результате эскалации конфликта на территории Сирии. В него входят мусульмане-сунниты, в том числе из зарубежных стран – и не только таких, как Саудовская Аравия и Ирак, но и некоторых европейских государств. Своей целью «Фронт ан-Нусра» провозгласил создание исламского государства, однако ИГИЛ он рассматривает как своего врага и конкурента, и ведет боевые действия против «Исламского государства».
Таким образом, «Фронт ан-Нусра» воюет и с ИГИЛ, и с правительством Башара Асада, и с США – последним, в частности, давая понять, что не позволит Вашингтону извлекать политические дивиденды из вооруженного конфликта в Сирии и использовать его для укрепления своего влияния в регионе. Собственно, в этом и был пропагандистский смысл самого факта похищения – как знак протеста против содействия со стороны мусульман-повстанцев распространению американского влияния в регионе.
Американцам в очередной раз продемонстрировали, что Восток – дело тонкое и чужаки там никогда не станут своими. На днях, 6 августа, боевики «Дивизии 30», прошедшие тренировку в рамках программы Пентагона, заявили о своем отказе воевать против «Фронта ан-Нусра» и выступили против авиаударов США по позициям этой группировки.
«”Дивизия 30” обязуется перед сирийским народом, что не позволит втянуть себя в борьбу между различными группировками (повстанцев) и что она не будет воевать с “Фронтом ан-Нусра” или любой другой группировкой, независимо от их наименования или идеологии», – цитирует сообщение The Guardian.
Все вышеописанное наглядно демонстрирует, что Вашингтон не в состоянии держать под своим контролем процессы, которые ранее им же были педалированы. В период «Арабской весны» сделав ставку на исламистов как лучших сеятелей хаоса, США получили неконтролируемую и совершенно непокорную силу, которая уже сегодня обернулась против их же амбициозных планов, традиционно заключающихся в стремлении к доминированию.
К чему приводят американские игры на Ближнем Востоке
Война на Ближнем Востоке напоминает большую игру. Два года назад эта игра могла превратить Ближний Восток в руины. Штаты готовы были нанести удар по Сирии. Чем это обычно заканчивается всем давно ясно. Президент России Владимир Путин в тот момент остановил эту неумолимую беду - неминуемая региональная война «против всех» была остановлена. Правда, Москва и Вашингтон не отказались тогда от поддержки противоборствующих сторон.
С тех пор прошло два года. За это время в «игру» вступил третий игрок.
Исламский халифат, стремительно разрастаясь на территориях соседних государств, сегодня уже контролирует часть Сирии и Ирака. Даже США признали ИГ угрозой всему человечеству. Являясь врагом всех режимов и стран, он хочет заменить собою все монархии и республики Ближнего Востока. Ему трудно противостоять, поскольку территория, на которой это происходит, уже обескровлена предыдущими войнами и конфликтами. Власти Ирака и Сирии ослаблены и увязли в своих внутренних разборках. Сирийская власть, воюющая с повстанцами не способна дать самостоятельный отпор халифату. Багдад практически не контролирует север страны и курдов. Разобраться с халифатом не в состоянии даже Турция и Саудовская Аравия. Иран также не готов к войне на территории Ирака и Сирии.
Проблема еще и в том, что халифат поддерживает местное население. И их можно понять - люди устали от бесконечных войн и нестабильности. Вмешательство соседей, американцев во внутренние дела страны сыграли на руку «организаторам» нового государства.
В Ираке война идет с 2003 года, до этого страна 13 лет жила в блокаде, а в Сирии война идет с 2011 года. Люди, населяющие территории, где уже установлена власть халифата, хотят спокойной жизни. Поэтому они ждут от халифата наведения порядка. Жестокие меры против религиозных и национальных меньшинств воспринимаются ими как неизбежное зло при наведении этого самого «порядка». В Сирии также, устав от войны между двумя силами оппозицией и правительством, люди ищут убежища в третьей силе.
В итоге прогнозы неутешительны. США и России, как и всему миру не нужен халифат, хотя его появление и было спровоцировано именно американскими «играми» на Ближнем Востоке, обеспечившими ИГ поддержку на ранней стадии. Сейчас ИГ, ставшее на ноги совпадает со Штатами в одном, им нужно свергнуть правительство Асада в Сирии. А затем халифат готов уничтожить все государства Ближнего Востока, что явно не входит в планы США. Сломать планы ИГ не позволяет нынешняя ситуация. Штаты не могут ввести войска в регион и проводить там наземные операции. Это сопряжено со многими сложностями. Американцы после войны в Афганистане вынесли оттуда определенный опыт, который показал, что невозможно бороться с повстанцами, имеющими поддержку местного населения. Они уходят в труднодоступные местности, в подполье, чтобы затем вернуться в основные города и поселения, после вывода американских войск.
Да и само новое вторжение Штатов в этот регион еще больше озлобит арабов и мусульман против США, тем самым надолго настроит исламский мир против американцев. Поэтому Штаты предпочитают, чтобы с халифатом расправились без них. Пусть это будут русские, персы, турки, это не имеет значения. Хотя Россия на это уже отвечает отказом.
Непонятно только одно, почему США продолжает добиваться свержения Асада, если он против халифата. Ведь по сути, Асад сегодня противостоит халифату и его силам. Отсюда возникает подозрение, что американцы ведут на Ближнем Востоке некую двойную игру.
Реальные приоритеты Штатов в уходе пророссийского и проиранского режима в Дамаске, а потом уже халифат. То есть, первоначально все-таки Башар Асад, а затем только ИГ. Публично эта позиция никак не выражается, но косвенные действия американцев указывают именно на такую постановку вопроса. Разрешение Обамы бомбить сирийскую армию явно указывает на это. Двойная, а то и тройная игра американцев мешает развязать этот «гордиев узел» на Ближнем Востоке. Америке выгодно представить дело так, что Россия уже готова отказаться от Асада и помощи ему. Такие вбросы уже заполонили мировые СМИ в последнее время. Цель их более чем ясна – прощупать позицию Москвы в этом, щепетильном вопросе.
Но Москва никогда не была зациклена на Асаде, Россия за то, чтобы дать возможность сирийцам сесть за стол переговоров и договориться о своем будущем, прекратив тем самым иностранное вмешательство в дела Сирии и остановить войну, а Асад в этом процессе занимает ключевую позицию. И еще один момент, сирийское правительство на протяжении 45 лет было союзником России, а предавать своих друзей мы просто не имеем права.
На сегодняшний день главная задача — это избавиться от самопровозглашенного халифата, путем объединения заинтересованных в этом сил: Дамаска, Багдада, США, а потом обеспечить в Сирии национальное примирение и помочь восстановиться стране.
Если наши приоритеты совпадут с американскими позициями в этом важном вопросе, возможно, мы и получим ожидаемый, положительный результат. Но здесь есть одно условие, Штаты должны оставить Асада в покое.
Поэтому в центре переговоров Лаврова и Керри на саммите в АСЕАН – проблемы Сирии и халифата. Штаты, возлагающие на Россию ответственность за сирийские проблемы всем известны. Позиция России в этом вопросе остается неизменной, главной причиной всех проблем на Ближнем Востоке это вмешательство США в дела региона.
Ведутся переговоры и с сирийской оппозицией, они согласились приехать на переговоры в Москву на следующей неделе. Ранее представители НКОРС игнорировали приглашения России на консультации по урегулированию этого вопроса. Изменению позиции способствовали переговоры Лаврова в катарской столице Дохе с бывшим главой НКОРС Ахмедом аль-Хатыбом. Повлияли на это и встречи Лаврова в Катаре с госсекретарем США. Источник: cont.ws.
Рейтинг публикации:
|
Статус: |
Группа: Эксперт
публикаций 10006
комментария 10542
Рейтинг поста:
Friday, 07 August 2015 10:16
Афганцам пытаются напомнить, «кто в доме хозяин»
Заминированный грузовик взорвался в Кабуле - до 400 пострадавших
Friday, 07 August 2015 06:06