В 2015 году исполняется 125 лет со дня первого празднования Первомая в Российской империи. Примечателен тот факт, что впервые 1 Мая было отпраздновано на той территории империи, которая сегодня никакого отношения к России не имеет. Было дело в Варшаве в 1890 году. Правда, традиция рабочих заявлять о своих правах в Российской империи прижилась весьма быстро, распространившись и на столицу (Санкт-Петербург) уже в 1891 году.
В советской историографии, которая, как известно, немало внимания уделяла празднику 1 Мая, чаще всего сообщалось о том, что Первомай – это движение, рождённое рабочими силами, «удушаемыми под гнётом царизма». «Гнёт царизма» в советское время большинством граждан воспринимался однозначно - как проживание рабочих Российской империи за чертой бедности, впроголодь, без крыши над головой и каких-либо прочих материальных благ на фоне тотального бесправия. «Гнёт царизма» остался далеко позади, но с правами и обеспеченностью жильём современных рабочих и сегодня не всё так гладко, как того хотелось бы…
При изучении архивных документов нынешние историки приходят к выводу о том, что работа заводского трудяги конца позапрошлого столетия, конечно, была не из лёгких, но говорить о том, что платили за неё сущие копейки, тем не менее, никак нельзя. Так в книге Е.М.Дементьева «Фабрика, что она даёт населению и что она у него берёт» от 1893 года рассказывается о том, что заработная плата фабрично-заводского рабочего мужчины указывается в среднем размере 14 рублей 15 копеек. Это по Московской губернии и при продолжительности труда около 11,6 часов в сутки. Для женщины – 10 рублей 35 копеек при продолжительности труда около 9,5 часов в сутки. Используя так называемую «золотую шкалу соответствия» современные экономисты получают значение заработной платы рабочего 90-х годов XIX века века на уровне современных 28-32 тысяч рублей. Для женщин, соответственно, в районе 22 тысяч рублей. Есть и другие оценки – например, по отношению к курсу американской валюты или британского фунта, которые дают сопоставимые результаты. Конечно, это не олигархические заработки, но и откровенно нищенской заработной платой полученные экономистами значения тоже не назовёшь. Учитывая тот факт, что владельцы фабрик и заводов старались выделять жильё для своих рабочих (пусть и в так называемых рабочих казармах) и его оплата осуществлялась из казны предприятия, часть заработка за наём жилья чаще всего не шла. Были, безусловно, и исключения из правил, как есть эти исключения и в наше время…
Исходя из тех требований, которые рабочие выдвигали на так называемых маёвках, можно говорить о том, что отнюдь не размер заработной платы в большей степени заботил трудовое население. Главные требования – сокращение трудового дня, создание сносных условий для трудовой деятельности – то, что сейчас бы назвали требованиями по охране труда. Со временем, когда претензии рабочих к властям оседлали разного рода политические течения, к привычным на конец 19-го века требованиям стали добавляться и новые лозунги. Это «классика жанра» в стиле «Долой царя!» и «Вся власть трудовому народу!» - в общем, всё то, с чем ассоциируется приход к власти большевиков.
Настоящим законодателем Первомайской моды стал СССР. Именно в Советском союзе традиция праздновать Первомай как день Международной солидарности трудящихся, проходя колоннами по улицам и площадям от Калининграда до Ашхабада, от Владивостока до Бреста стала всеобъемлющей и любимой десятками миллионов граждан. Причём любовь к такого рода празднованию заключалась совсем не в том, что с утра нужно было выйти с транспарантом от имени рабочего (творческого и пр.) коллектива, а в том, что после парада можно собраться за праздничным столом или отправиться на загородный участок – в общем, провести время вне рабочих стен, с семьёй, друзьями. Таким образом, маёвка из нелегального или полулегального собрания трудовых коллективов в нашей стране превратилась в по-настоящему уважаемый в стране праздник.
Встречаются по этому поводу и саркастические замечания в стиле: «Только у нас день труда может быть выходным», но, как говорится, лучше в день труда отдыхать, чем в день отдыха работать.
Обращает на себя внимание интересный исторический факт: если впервые в Российской империи маёвка прошла 1 мая 1890 года, то последнее прохождение парадом по Красной площади трудовых коллективов в СССР состоялось 1 мая 1990 года. То есть ровно 100 лет прошло от первой до, казалось бы, последней маёвки в тех (скажем так, классических традициях), однако традиция праздновать Первомай в России не умерла. И сегодня 1 мая в самых разных городах страны проходят сотни различных мероприятий, посвящённых Празднику весны и труда – спортивных, социальных, культурных и политических, в которых принимают участие миллионы россиян.
И, по большому счёту, 1 Мая долгие годы было и остаётся не только самодостаточным праздником, но ещё и своеобразным прологом к Дню Победы в Великой Отечественной войне.
В 2015 году это своеобразный старт не целой Юбилейной декады Победы – победы, добытой мужеством и трудом героического русского (в самом широком смысле этого слова) народа.
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментария 683
Рейтинг поста:
В прошлом, нередко задавался вопросом отчего люди в космос летать научились, в целом, а прокормить себя не могут, опять же в целом?! Откуда берется этот страшно-унизительный расчет прожиточного минимума и отчего минимальный размер оплаты труда на законных условиях меньше, чем прожиточный минимум?! Кто же задает тон?!
По-мне, так хоть триада, хоть квартет, хоть пентагон, а управлять - гнилое занятие при таком раскладе доходов ...
С Праздником, Вас, Весны и Труда!