ОПЕК вопреки ожиданиям многих аналитиков не стала снижать квоту на добычу нефти, чем сразу обрушила цены на нее. Таким образом основные импортеры нефти - страны Ближнего Востока продолжают отбивать желание у США добывать сланцевую нефть. На этой новости резко снизились индексы РТСМ и ММВБ, теряет в цене и рубль. Российский бюджет по всей видимости придется переверстывать под кризисный сценарий, а разработку дорогостоящих месторождений отложить до повышения цены в 100 долларов. Такой уровень цен ОПЕК прогнозирует к 2020 году.
Все рынки, биржи, правительства всех стран, - весь мир следил за тем, что же решит ОПЕК. Различные эксперты, финансовые аналитики и спекулянты подогревали ситуацию, прогнозируя то один сценарий, то прямо противоположный, пытаясь заработать на разнице курса цены на нефть, которая между тем в четверг продолжала падать до исторического минимума за четыре года1 – до 75 долларов за баррель. С лета 2014 года стоимость нефти сорта Brent упала более чем на 30% - со 115 долларов.
Больше всех беспокоились Венесуэлла и Бахрейн, чьи бюджеты сверстаны из цены в $110 и $120 за баррель соответственно.
«Мы считаем, что цена на нефть в $100 за баррель - это справедливая цена, - заявил президент Венесуэлы Николас Мадуро. - Именно этот ценовой уровень способен обеспечить стабильность, поскольку он позволяет гарантировать приток капиталовложений в нефтяную отрасль».
То, что мнения в самой ОПЕК разделились по поводу необходимости снижения квот было понятно и раньше, но накануне сессии в Вене стало очевидно. Министр нефти Объединенных Арабских Эмиратов Сухейль аль-Мазруи накануне венской сессии сказал, что ОПЕК пока не будет заниматься регулированием мировых цен.
Цена нефти должна определяться рынком, поддержал его Али ан-Нуайми, министр нефти Саудовской Аравии - крупнейшего производителя нефти среди стран картеля. В состав ОПЕК входят 12 стран: Иран, Ирак, Кувейт, Саудовская Аравия, Венесуэла, Катар, Ливия, Объединенные Арабские Эмираты, Алжир, Нигерия, Эквадор и Ангола. Штаб-квартира расположена в Вене. Россия, Мексика, Египет и Оман являются странами-наблюдателями при ОПЕК.
«Мы должны жить и при 80 долларах за баррель, и при 60 долларах за баррель, и при 100 долларах», - подчеркнул Али ан-Нуайми перед заседанием министров ОПЕК.
Все дело в том, что зависимость большинства стран в Персидском заливе от цены нефти ниже, чем остальных стран ОПЕК. Бюджет Ирана на следующий год составлен исходя из цены 75-80 за баррель. Баланс для Саудовской Аравии - немногим ниже 100 за баррель, но она может долго терпеть цену и в 50 и 40 долларов ввиду огромных бюджетных резервов, которые созданы в том числе для того, чтобы сохранять способность влиять на уровень добычи. ОАЭ составляли бюджет ориентируясь на 80 долларов за баррель, Катар и Кувейт - меньше 60.
Своим оптимизмом удивил даже представитель Ирана. Впрочем, ввиду санкционного ограничения экспорта нефти его сейчас цены вообще мало волнуют:
«Мы управляли страной и при цене в 5 долларов за баррель, и при цене в 140 за баррель, у нас с этим не было проблем», - сказал заместитель министра нефти ИРИ Мансур Моаззами. По его словам, при подготовке бюджета на будущий год правительство не рассчитывало на ценовой диапазон в 90-100 долларов, а придерживалось более реалистичного подхода, чтобы избежать возможных проблем. И надо сказать, что до сих пор Иран не сталкивался с бюджетным дефицитом даже при жестких санкциях.
На ситуацию пыталась повлиять косвенным образом и Россия. Накануне сессии ОПЕК состоялось совещание впервые образованной группы наблюдателей. В нее вошли два крупнейших экспортера нефти Россия и Саудовская Аравия, а также сторонники сокращения добычи Венесуэла и Мексика. Стороны договорились о дальнейших четырехсторонних консультациях один раз в квартал, создав новый формат для обсуждения цены на нефть, который позволит вовлечь в процесс выработки решений страны, не входящие в ОПЕК.
«Фактически своими заявлениями о том, что мировой рынок должен стабилизироваться сам, лидеры ОПЕК заявили, что картель, создававшийся для регулирования поставок на этот рынок, больше не нужен, — считает аналитик ФК «Уралсиб» Алексей Кокин. — Теперь каждый сам за себя»
Против сланцевой нефти
Хотя доля стран ОПЕК упала до 32% в мировой нефтедобыче, все-таки они (члены организации — ред.) обладают ресурсами нефти свыше 70% мировых запасов, и в том числе самыми дешевыми запасами на Ближнем Востоке. Официальная квота на добычу в ОПЕК составляет 30 млн баррелей в сутки, но страны картеля ее превышают - по экспертным оценкам, на 0,97 млн баррелей в сутки (в среднем за пять последних месяцев). От ОПЕК ждали сокращения квоты на 1-1,5 млн баррелей в сутки, оценивая вероятность такого сценария в 60%. Если бы министры картеля пошли на это, нефтяные котировки в 2015-2016 годах могли бы держаться на уровне 90 долларов за баррель и выше.
Но они на это не пошли. Как и предполагал министр энергетики России Александр Новак, который сказал накануне, что скептически относится к потенциально возможному решению ОПЕК о снижении уровня добычи нефти.
«Мы приняли решение оставить без изменение квоты производства нефти на уровне 30 млн баррелей в сутки на 2015 год. Принимая это решение, страны члены ОПЕК подтверждают свою готовность отвечать на те события на рынке, которые могут оказать негативное влияние на баланс на рынке нефти», - сказал по итогам заседания картеля вице- премьер Ливии Абдурахман Атахир аль-Ахириш, председательствующий на заседании ОПЕК. В свою очередь, генсекретарь ОПЕК Абдалла Салем аль-Бадри заявил, что текущую цену на нефть можно назвать «хорошей». «Я давно в этом деле. Когда я был министром, то продавал нефть по 15 долларов за баррель».
Он добавил, что снижение цены на нефть до 70 долларов за баррель не потребует существенного пересмотра бюджетов в странах-производителях. Именно к такому значению и приблизилась цена нефти сразу после этого заявления. Уже вечером в четверг она рухнула до 72 долларов, к утру аналитики ожидают 70 долларов и ниже.
«Честно говоря, многие аналитики ожидали от ОПЕК половинчатого решения: квоту снизим, спекулянтов успокоим, но исполнять ее не будем, - пояснил «Эксперт Online» Сергей Хестанов, доцент факультета финансов и банковского дела РАНХиГС. – Страны ОПЕК оказались перед выбором: снизить добычу и повысить цену – значит усилить конкурентов – мелкие компании в США, добывающие сланцевую нефть. Если не снижать добычу, нефть будет котироваться в районе 75 рублей1, а спекулянты будут играть на понижение. Если при этом случится спад производства в Китае, то цена может опуститься до 60 долларов и ниже, что будет уже чувствительно для многих стран ОПЕК. А половинчатое решение – выход из ситуации. Тем боле, что любую объявленную квоту сами же члены ОПЕК выполнят лишь наполовину».
В восьмидесятых годах страны ОПЕК тоже договорилась снизить квоту, но многие участники картеля ей не следовали. Тогда Саудовская Аравия резко увеличила добычу, обрушив цены на нефть.
До сих пор бытовали две версии, почему Саудовская Аравия, которая задает основной тон в ОПЕК, увеличила добычу, обрушив цены на нефть. Первая конспирологическая: Аравия по заказу США хочет навредить России. Эту версию поддерживает Венесуэлла:
«С какой целью Соединенные Штаты и некоторые их союзники хотят снизить цены на нефть? Чтобы нанести ущерб России, а заодно и Венесуэле, которые являются крупными производителями нефти».
Но она многим казалась маловероятной, поскольку в США после снижения цены до 90 долларов начали закрываться многие проекты добычи трудноизвлекаемой нефти, в том числе сланцевой.
Сейчас США возобновили импорт нефти из Саудовской Аравии, которая к тому же дает хорошие скидки, то есть рынок они отвоевали. Хотя многие аналитики в США рапортуют о том, что добывающие сланцевую нефть компании могут выжить и при 40 долларах за баррель. Директор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов считает, что это всего лишь агрессивный пиар:
«Они уже закрывались, когда цена снизилась до 90-80 долларов и продолжат закрываться. Не видел я нигде отчетов компаний, подтверждающих низкую себестоимость».
Если бы ОПЕК быстро поднял цены, объявив о снижении добычи, это поддержало бы конкурирующий проект - разработку американских сланцевых месторождений. Отказ от снижения квот даст инвесторам повод усомниться в реальной способности ОПЕК влиять на котировки, предупреждал ранее Даниэль Бате из Lipus Alpha, по прогнозу которого в этом случае цены на нефть рухнут до 60 долларов за баррель.
«Даже энергетическое агентство США не знает, какова себестоимость добычи сланцевой нефти в каких месторождениях, - говорит Сергей Хестанов. – Это мелкие непубличные компании. С другой стороны, крупные нефтяные компании не зря всерьез обеспокоились ростом эффективности этих месторождений. За год эффективность увеличилась в два раза, с одной скважины стали выкачивать больше нефти за счет появления новых технологий».
Однако глава ОПЕК выдерживал дипломатическую позу, отвечая на вопрос, не является ли политика картеля способом давления на сланцевую добычу в США.
«Мы приветствуем сланцевую нефть как еще одно дополнение к предложению. Мы не думаем, что есть столкновение», — сказал Абдурахман Ахатар Аль.
Но в конце октября эль-Бадри заявлял, что предложение трудноизвлекаемой нефти, включая сланцевую, упадет на 50% в краткосрочной перспективе, если цены на нефть сохранятся на текущем уровне (тогда еще более 80 долларов).
«Многие рассчитывают почему-то, что если сейчас задавить ценами сланцевые проекты в США, то они навсегда уйдут с рынка, - говорит Сергей Пикин, директор Фонда экономического развития. – Да, они отложат многие свои проекты, но вернутся к ним, когда цена будет свыше 90 за баррель».
Что ждет Россию?
Индекс РТС после объявления решения ОПЕК оставить квоты по добыче нефти без изменения к концу дня упал на 2,06% до 1006,43 пункта, чуть ранее достигнув отметки 1000 пунктов впервые с 14 ноября.
«Эта ситуация в очередной раз подтверждает нашу позицию, что бюджетная политика России должна адаптироваться к новым ценам на нефть, которые могут остаться (на достаточно низком уровне) на продолжительный период времени. Среднесрочная адаптация означает более жесткий подход к государственным расходам и их возможную оптимизацию», - сказал журналистам после объявления решения ОПЕК директор департамента долгосрочного стратегического планирования Минфина Максим Орешкин.
Российский бюджет сверстан исходя из цены в 94 доллара за баррель, но до сих пор ситуацию выручает девальвация рубля: доходы будут получены по плану, не раз заявлял Минфин.
«В России даже при цене нефти в 60 долларов на два-три года хватит бюджетных резервов, - считает Сергей Хестанов. – Правда, инвестпроекты некоторые придется отложить. Так же как разработку месторождений в Арктике, где себестоимость добычи свыше 90 долларов. Скорей всего, все не закроют, но реализуют в урезанном виде один проект и будут ждать высокой цены».
При среднесрочном прогнозе следует учитывать, что объем добычи и экспорта в том числе у стран ОПЕК снизится естественным образом. У одних за счет закрытия шельфовых месторождений (главным образом Бразилия, Норвегия, Мексика, Россия), у других – за счет низкой цены и нерентабельности добычи. Это в свою очередь восстановит баланс цен, примерно до 80-90 в течение года.
«Может, цена отскочит, думаю, это будет во второй половине следующего года. Но пока ситуация низких цен сохранится», - сказал ранее генеральный секретарь ОПЕК Абдалла Салем аль-Бадри. По официальному прогнозу ОПЕК, цена в 101 доллар установится только к 2020 году.
А до этого времени России тоже придется отказаться от некоторых проектов трудноизвлекаемой нефти. Глава Роснефти Игорь Сечин недавно сказал, что если Саудовская Аравия снизит квоту, то и Россия может снизить добычу. Пока же снижение объемов не произошло, но и Роснефть, и другие компании уже законсервировали некоторые проекты добычи трудноизвлекаемой нефти. Ранее глава Лукойла Вагит Алекперов заявил, что Россию ждет снижение добычи в среднесрочной перспективе на 25%. Ввиду низкой цены и санкций стало невозможно, например, разрабатывать месторождения трудноизвлекаемой нефти на Баженовской свите.
По мнению Константина Симонова, в 2015 году цена на нефть еще может удерживаться на уровне 75 долларов, но потом начнет повышаться и к 2020 составит более 100 долларов.
«С точки зрения ситуации на рынке цена в течение полугода-года должна восстановиться, - считает Константин Симонов. – Есть рост производства в США, Китай показывает 7-8% роста, некоторые страны Европы. Так что спрос расти будет. Наконец, все равно будут закрываться сланцевые проекты в США. Но рыночная теория себя не оправдывает часто. Ключ всех проблем в Вашингтоне, который может своей политикой влиять на любые цены».
Кроме того, запасы легкоизвлекаемой нефти заканчиваются у основных экспортеров, даже в некоторых странах Ближнего Востока. Поэтому в первую очередь Норвегии, Бразилии и России придется к 2020 году активнее переходить к более дорогой добыче.
«Саудовская Аравия превращается из сателлита США в более самостоятельного игрока. Но чтобы она ни решила, выполнять решение ОПЕК многие участники не будут, - говорит Александр Разуваев, директор аналитического департамента компании «Альпари». – Поэтому, полагаю, в первом квартале следующего года мы увидим цену на нефть около 60 долларов за баррель, а доллар будет стоить 60 рублей. Среди важных факторов – это повышение ключевой ставки ФРС США, что укрепит доллар ко всем мировым валютам. Но я согласен, что к 2020 году цена нефти будет выше ста долларов».
«Игра квотами ничего не решит в среднесрочной перспективе. Снижение цены нефти до 60 долларов ускорит рост экономики в Индии, Китае, Африке, Латинской Америке, в США и Европе, - говорит Сергей Пикин. – И замедлит рост в России. В свою очередь приведет к росту спроса в долгосрочной перспективе и значит к новому повышению цены нефти».
Рост мирового ВВП в 2014 году составит 3,2%, в 2015 году - 3,6%, спрос на нефть в 2015 году будет расти, говорится в итоговом коммюнике ОПЕК по итогам заседания организации стран - экспортеров нефти в Вене. Но давать прогноз на долгосрочную перспективу мало пока кто решается. По мнению Константина Симонова, произойти может все что угодно, в том числе очередная война на Ближнем Востоке, что вновь поднимет цены. Кроме того, нельзя сбрасывать со счетов и развитие новых технологий.
Но Игорь Сечин смотрит в будущее все же оптимистично.
«По своей динамике текущий масштаб падения цен на нефть в исторической ретроспективе соответствует проявлению мирового экономического кризиса. Однако мировая экономика и спрос на нефть растут. Также на рынке отсутствует критический дисбаланс спроса и предложения», - говорится в заявлении "Роснефти" по итогам встречи в Венесуэлле.
В интервью немецкому изданию Die Presse глава «Роснефти» предложил создать международный Совет рынка нефти.
«Существующие отраслевые структуры, такие как Международное агентство энергетики и Секретариат энергетической хартии, не выполняют свою функцию. Я имею в виду, что в будущем будут эффективны не картельные организации, а Совет рынка, в котором примут участие производители нефти», — отметил Сечин.
Также Сечин добавил, что Совет могут сформировать не только производители, но и потребители нефти, а также регуляторы.
Пока же все готовятся к выживанию в среднесрочной перспективе. Минэкономразвития готовит кризисный сценарий, о чем стало известно на днях. Он предусматривает цены нефть в 60 долларов. В таком случае, по мнению экспертов Минэкономразвития, экономический рост России будет замедляться. Экспортные доходы снизятся на 31%, а ВВП снизится на 2,7%. Ранее министр финансов Антон Силуанов заявил, что при ценах на нефть в 75 долларов бюджет потеряет в 2015 году 1 трлн рублей. Из резервного фонда планируется покрыть только половину, а на 500 млрд придется сокращать расходы бюджета. В претендентах – расходы на инвестиционные проекты и социальные.
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментария 4082
Рейтинг поста:
в отношении России этот ход правилен вдвойне. её бюджетная политика стоит на двух китах (или костылях) - экспорт углеводородов и зарубежные денежные заимствования. действуя согласованно, они позволяют сохранять стабильность и даже немножко развиваться, вставая, так сказать, с колен и поднимая голову. я серьезно, ведь кризис 2008 года практически проехал мимо в острой своей фазе, так? значит схема неплохо сработала.
но продолжать эту политику без этих двух костылей невозможно. возможность заимствовать нам обрубили искусственно (и может быть не от хорошей собственной жизни), а возможность экспорта накрывается как бы сама собой.
бюджетную схему можно представить как следующую модель: некто заперт в комнате постепенно заполняемой водой, но у него есть возможность перехватывать немного воздуха со стороны. замечательная со всех внешних сторон схема - никакого насилия и полная зависимость подопытного. почему именно так? потому, что половина доходов бюджета - экспорт энергоносителей, позволяется только при высоких внутренних ценах на них. высокие внутренние цены обеспечивают постоянный приток воды в комнату (см. схему) и принуждают к заимствованиям извне. почему? потому, что включаются в себестоимость всего на всех этапах и на каждом цикле. а это вызывает постоянную потребность субсидирования из бюджета. это матрешка - мировые финансовые круги держат таким образом за "охис" наше дорогое правительство, а оно, в свою очередь, держит регионы. вертикаль власти и всем хорошо. было. пока нефть была дорогой, а кредиты дешевыми (да и вообще были).
как бы там ни было, но тепличные условия объективно ушли в прошлое. возможно (и желательно чтобы) насовсем. желание их вернуть сродни желанию спрятаться в мамкиной юбке - детство в чистом виде. конечно было хорошо (кому как), но дальше надо использовать иные средства управления, чем тупую хватку за горло (или еще за что-нибудь ценное). понадобится создавать налоговые условия для снижения себестоимости производства и снижать планку доступности энергоресурсов внутри страны в тех же целях. и мириться с некоторой утратой былого безусловного подчинения регионов. а иначе будет дефолт финансовый и социальный взрыв. второй раз "на убой", как в 1998-м, массы могут покорно и не пойти. а без двух упомянутых "костылей", едва поднявшаяся Россия долго не простоит.