И.С. Иванов – президент Российского совета по международным делам, министр иностранных дел России в 1998–2004 гг., секретарь Совета безопасности России в 2004–2007 гг., член редакционного совета журнала «Россия в глобальной политике»
Резюме: Недавнее выступление Президента России Владимира Путина в Сочи на очередном заседании Валдайского клуба вызвало активную и в чем-то противоречивую реакцию - как в России, так и за рубежом
"Хотелось бы надеяться, что рука, протянутая Владимиром Путиным нашим американским партнерам, не повиснет в воздухе", - пишет президент Российского совета по международным делам Игорь Иванов в статье, которая будет опубликована в завтрашнем номере "Российской газеты".
"Мы не можем позволить себе роскоши дожидаться новых президентских выборов в США, завершения экономической стагнации в Европе или каких-то иных судьбоносных событий. Каждый год промедления, каждый очередной региональный кризис, каждое новое нарушение Устава ООН делают нашу общую задачу более сложной. Формирование мирового порядка XXIвека - не та проблема, которую мы могли бы оставить на усмотрение будущих поколений", - подчеркивает Иванов.
Недавнее выступление Президента России Владимира Путина в Сочи на очередном заседании Валдайского клуба вызвало активную и в чем-то противоречивую реакцию - как в России, так и за рубежом. Кто-то сделал для себя вывод, что российский лидер окончательно разочаровался в перспективности какого бы то ни было диалога с Западом. Другие, напротив, искали и находили в словах президента признаки смягчения российской позиции по отношению к Западу, "сигналы" о его готовности возобновить диалог по широкому кругу вопросов и достичь компромиссных решений. При этом многие аналитики сегодня сравнивают "сочинскую речь" с известной "мюнхенской речью" Владимира Путина 2007 года.
"Мне довелось быть одним из участников этой встрече в Сочи, и я хотел бы дать свою - вероятно, также субъективную и не бесспорную - трактовку выступления Президента России, - пишет Иванов. - В каком-то смысле сочинская речь действительно похожа на мюнхенскую. В сочинском выступлении Президента России тоже сквозили тревога за будущее мира и разочарование в наших западных партнерах. Но между двумя выступлениями Владимира Путина пролегла дистанция в семь с половиной лет, а потому было бы, как минимум, упрощением характеризовать выступление в Сочи как "Мюнхен-2". Слишком изменился за эти годы наш мир. Многие тенденции, едва намечавшиеся в 2007 году, сегодня стали явными и очевидными. Целый ряд глобальных проблем, о которых раньше говорили только эксперты и гражданские активисты, за последние годы буквально ворвались в нашу повседневную жизнь. А международные институты и механизмы, на которые еще в середине прошлого десятилетия возлагали столь большие надежды, не прошли испытания на прочность в ходе кризисов последнего времени".
"И как же использовали эти последние семь лет наши западные партнеры? - спрашивает Игорь Иванов. - В какой-то момент казалось, что новая Демократическая администрация США во главе с Бараком Обамой в значительной степени разделяет российскую озабоченность состоянием и тенденциями развития мировой политики. В Вашингтоне делались заявления о преимуществах многосторонних действий перед односторонними, о предпочтительности политических решений по сравнению с силовыми, о необходимости учета интересов партнеров и т. д. Совместными усилиями нам удалось начать "перезагрузку" в отношениях между Москвой и Вашингтоном, подписать новый договор о сокращении стратегических наступательных вооружений и даже начать движение вперед в достижении компромисса по такой сложной и болезненной проблеме как европейская система ПРО".
"Увы, поворот в американской политике оказался не стратегическим, а тактическим, - считает Иванов. - Инерция старых привычек и старых подходов вновь взяла верх в американском политическом руководстве. Не хочу вдаваться в детали, но подходы Вашингтона к таким разным кризисам как события в Ливии, в Сирии и на Украине подтверждают очевидный вывод: в Белом доме не собираются отказываться ни от односторонних шагов, ни от силовых решений, ни от пренебрежения международно-правовыми нормами. И это при том, что практические возможности Соединенных Штатов в одиночку управлять системой международных отношений неуклонно сокращаются. Как известно, когда желания человека все больше расходятся с его возможностями, трудно сохранить психическое равновесие. Но когда это происходит с ведущей державой современного мира, задача сохранения управляемости международной системы становится все более трудноразрешимой. Все это мы наблюдали на дистанции от Мюнхена до Сочи".
| Российская Газета Источник: globalaffairs.ru.
Рейтинг публикации:
|