Петр Байор (Piotr Bajor)
Украинский кризис принципиально изменил геополитическую ситуацию и уровень безопасности не только в Центральной и Восточной Европе, но и на Дальнем Востоке.
Масштаб кризиса на Украине и российско-украинского конфликта привел к тому, что к восточноевропейским проблемам пришлось несколько раз обратиться Совбезу ООН. Однако из-за того, что Россия, то есть постоянный член Совета, участвует в этом конфликте, ожидать эффективных действий ООН не приходится. Разделение членов Совбеза по линии Россия-Запад с самого начала конфликта было четким и ясным. В итоге особое значение получила позиция другого постоянного члена — Китая. В комментарии Nowa Europa Wschodnia профессор Ли Ксин, директор Центра изучения России и Центральной Азии шанхайской Академии международных исследований, подчеркнул, что Москва и Киев являются важными партнерами Пекина, а отношения с ними носят стратегический характер. «Поэтому необходимость выработки позиции по украинскому кризису, вылившемуся в открытый конфликт Украины с Россией, поставили Китай в сложное положение», — добавляет Ли Ксин.
Из «сложного положения» Китай выпутался предсказуемым способом: он воздержался в голосовании за резолюции ООН на тему аннексии Крыма и территориальной целостности Украины. С точки зрения пекинских интересов лучшим решением было не поддерживать ни одну из сторон.
Китайская особенность: выжидание
Нет сомнений, что несмотря на акцентирование важности китайско-украинских контактов, пекинские власти ставят на первое место интересы, связывающие Китай с Россией. В контексте охлаждения отношений Москвы с западными странами ей тоже было важно усилить свой союз с Китаем. Недвусмысленный сигнал в этом плане был дан, в частности, на майской встрече лидеров двух стран в Шанхае, где был подписан 30-летний контракт между Газпромом и китайской государственной нефтяной компанией CNPC на поставку 38 млрд кубометров газа. Официально установленная цена остается бизнес-тайной и будет зависеть от цены на нефть на мировых рынках, но легко подсчитать, что она будет колебаться в рамках 350-390 долларов за 1000 кубометров. Таким образом, китайцы заплатят гораздо меньше, чем большинство европейских покупателей российского газа. По мнению многих экспертов, цена поставок в Китай для Газпрома находится на границе рентабельности.
Но Путину важнее всего был сам факт подписания контракта, дающий Евросоюзу ясный сигнал в отношении европейских попыток получить независимость от поставок российского сырья. Послание Путина было недвусмысленным: он хотел показать Брюсселю, что Россия не обречена на поставки газа исключительно в ЕС, и может диверсифицировать своих покупателей.
Намерения российского президента сложно трактовать иначе, раз окончательное решение по цене и условиям контракта было принято им именно сейчас. Переговоры о поставках газа в Китай велись в течение 10 лет, а при планировании импорта на уровне нескольких десятков миллиардов кубометров газа, каждый доллар разницы в цене позволял Пекину сильно сэкономить. Газпром долго не хотел идти на уступки в этом вопросе: снижение цены означало бы снижение рентабельности поставок, а кроме того вело бы к усилению китайской экономики, а тем самым — геополитической позиции этого государства.
Однако украинский кризис полностью изменил подход Кремля к этой теме. В ходе переговоров в Шанхае их участники, как в прежние годы, долго не могли придти к соглашению по вопросу цены, но в последний момент к переговорам присоединился Путин, который решил пойти Китаю на уступки.
Таким образом, украинские события напрямую повлияли на заключение крайне важного с точки зрения китайской экономики договора. Согласно большинству прогнозов, потребление газа в Китае будет резко расти и в ближайшие годы может преодолеть отметку в 300 миллиардов кубометров. Согласно опубликованному в июне Статистическому обзору мировой энергетики компании BP, Китай произвел в прошлом году 117,1 млрд кубометров газа, то есть на 10% больше, чем в году предыдущем. Однако объем потребления газа растет несоразмерно быстрее, в том же самом году он составил 161,6 млрд кубометров, это означает, что за год потребление увеличилось на 15 млрд кубометров (почти столько же потребляет в год Польша).
Пекин покрывает дефицит газа в основном за счет импорта из Туркменистана (в 2013 году — 24,4 млрд кубометров) и покупки СПГ в объеме на уровне 24,5 млрд кубометров. Принимая во внимание упомянутые прогнозы, гарантии поставок из России в рамках контракта с Газпромом усиливают энергетическую безопасность Китая и имеют большое значение для его экономики.
Не сегодня и не завтра
Между тем китайские эксперты обращают внимание на долгосрочные перспективы реализации контракта и расходы, которые придется понести Газпрому для строительства необходимой инфраструктуры (глава компании Алексей Миллер признал, что понадобится вложить около 55 млрд долларов). Некоторые специалисты даже заявили, что реализация контракта в его современном виде может оказаться невозможной, а Россия постарается пересмотреть его условия.
Однако такой сценарий кажется маловероятным. Даже если установленная в договоре цена не кажется Газпрому удовлетворительной, руководство концерна рассматривает этот контракт в долгосрочной перспективе: он делает из российского монополиста важного энергетического партнера Китая и (принимая во внимание предусмотренную контрактом возможность увеличения объема импорта до 60 млрд кубометров) может в будущем поставить китайский энергетический сектор в зависимость от России.
Благодаря строительству газопровода Газпром также гарантирует поставки промышленным и частным потребителям на российском Дальнем Востоке, а Путин сможет, наконец, исполнить неоднократно звучавшее обещание активизировать регион в экономическом плане. Руководство Китая и России также рассматривают возможность создания общей экономической зоны между граничащими друг с другом территориями двух государств. Российский фонд прямых инвестиций и Китайская инвестиционная корпорация в рамках совместного фонда собираются инвестировать около 400 млн долларов в строительство моста на реке Амур. Он соединит китайскую провинцию Хэйлунцзян и российскую Еврейскую автономную область.
Энергетическое соглашение является, впрочем, лишь частью целого пакета экономических договоров, которые призваны активизировать двустороннее сотрудничество и значительно повысить объем товарооборота. Путин и Си Цзиньпин действительно объявили, что в ближайшие шесть лет он вырастет вдвое: в 2020 году его объем составит 200 миллиардов долларов.
Оба государства также ведут переговоры о создании нового рейтингового агентства. Его появление разрушит гегемонию американских агентств, как Standard&Poor's, Moody's и Fitch. Другим вызовом для США и Запада в экономическом плане станут проекты создания совместного банка помощи и развития, который станет на международном рынке конкурентом МВФ.
Не рой другому яму
Неоднозначная позиция Китая по поводу аннексии Крыма вызывала удивление киевских властей, поскольку ранее китайцы последовательно подчеркивали значение принципов нерушимости государственных границ, территориальной целостности и невмешательства во внутренние дела других государств. Такая позиция проистекала из политики «единого Китая», а также проблем с Тибетом и Синьцзян-Уйгурским автономным районом. Особенно нестабилен второй, так как там часто происходят террористические акты, за которыми стоит Исламское движение Восточного Туркестана, стремящееся к отделению региона. Последний теракт произошел в городе Урумчи в конце мая, в результате чего погибли 30 человек. Киевские власти предприняли тогда широкомасштабную антитеррористическую операцию, арестовав в течение нескольких дней более 200 человек, подозреваемых в поддержке террористической деятельности.
Осторожная позиция Китая по поводу аннексии Крыма, может показаться многим удивительной. Следует, однако, взглянуть на этот вопрос через призму «realpolitik» и в более широком контексте: не стоит забывать о территориальных спорах Китая с Японией, Вьетнамом, Филиппинами, Малайзией и Брунеем вокруг островов Сенкаку, Спратли, Парасельских островов, а также рифа Скарборо в Восточно-Китайском и Южно-Китайском море. Казус Крыма и поддержка России могут стать в будущем серьезным «аргументом» для изменения статус-кво в регионе и навязывания Китаем своего территориального контроля над богатыми рыбой и энергетическими ресурсами районами.
Негласное вооружение
Наблюдающееся в последнее время обострение отношений в восточноазиатском регионе привело к обмену взаимными обвинениями между Китаем с одной стороны и Японией, Вьетнамом и Филиппинами с другой, а также вызвало резкую критику действий Пекина Вашингтоном. В контексте напряженности в американо-китайских отношениях Китаю важно склонить на свою сторону поссорившуюся с западом Россию, а тесное сотрудничество между двумя государствами можно рассматривать как желание создать антиамериканский союз и ограничить влияние Америки в регионе.
Китайское руководство, не обращая внимания на протесты Вьетнама, решило разместить буровую платформу в спорных водах Южно-Китайского моря в районе Парасельских островов. Более того, управление морской безопасности Китая сообщило, что в связи с работой платформы до середины августа запрещается движение судов в радиусе 4,8 километров от данной зоны.
Действия Пекина привели к вспышке антикитайских протестов во Вьетнаме. Прошли многочисленные демонстрации, участники которых нападали на предприятия с китайским капиталом, не обошлось без смертельных жертв. Вьетнам, ссылаясь на конвенцию по морскому праву от 1982 года и считая спорные территории собственным континентальным шельфом, а также исключительной экономической зоной, потребовал остановки работ и ухода Китая с этой территории.
Ситуация подверглась резкой критике США: министр обороны Чак Хэйгел (Chuck Hagel) заявил, что китайские территориальные претензии дестабилизируют обстановку в регионе. Премьер Японии Синдзо Абэ, в свою очередь, заверил, что Токио поддерживает Вьетнам и Филиппины в их территориальных спорах с Китаем. Впрочем, в связи с многочисленными авиационными инцидентами в районе спорных островов Сенкаку в последнее время возросла напряженность и в китайско-японских отношениях.
Обеспокоенность в регионе вызывает также значительный рост объема финансирования китайских вооруженных сил, которые проходят процесс модернизации и оснащаются современными вооружениями. США обвиняют Китай в том, что тот занижает цифры своих военных расходов: в действительности они могут быть на 20% выше тех, что содержатся в официальной статистике. По данным Пентагона, в 2013 году военный бюджет Китая составлял примерно 145 миллиардов долларов, а не, как утверждают китайцы, 119,5 миллиарда.
Примирительные жесты: как долго это продлится?
Таким образом, украинский кризис оказал влияние на ситуацию на Дальнем Востоке: в результате ухудшения отношений между Россией и Западом активизировалось сотрудничество между Москвой и Пекином, а также укрепился антиамериканский российско-китайский союз. Его дальнейшее существование и развитие событий в регионе будут зависеть от характера контактов России с Западом. В ближайшей перспективе они, однако, не улучшатся, поскольку их продолжит определять нестабильная ситуация на востоке Украины и обвинения в поддержке сепаратистов, звучащие в адрес России.
Между тем американское руководство осознает вес российско-китайского союза и поэтому в последнее время сделало несколько примирительных шагов в сторону Пекина. Перед шестым раундом стратегического и экономического диалога Китая и США (9-10 июля) президент США заявил о желании развивать сотрудничество и конструктивно решать существующие проблемы. С примирительными заявлениями выступил также Си Цзиньпин: китайский лидер сказал, кто конфронтация Китая и США была бы катастрофой.
Дружелюбные позиции проистекают как из стремления к деэскалации конфликта и разрядке напряженной ситуации, так и из осознания стратегических экономических интересов обоих государств. Однако ряд последних событий показал, что сохранить стабильную ситуацию в восточноазиатском регионе будет очень сложно. Территориальные споры и расхождение интересов соседствующих друг с другом государств делают зону Дальнего Востока крайне конфликтогенным регионом, и это лишь вопрос времени, когда в этой части мира вновь возрастет напряженность и произойдет очередная эскалация конфликта.
Петр Байор — сотрудник Ягеллонского университета в Кракове, приглашенный профессор шанхайской Академии международных исследований.