"Россия не претендует на звание сверхдержавы, понимаемое как претензия на мировую или региональную гегемонию, и не навязывает своего покровительства, - сказал Владимир Путин в своем ежегодном послании Федеральному Собранию. Но Россия будет стремиться быть лидером, "защищая международное право, добиваясь уважения к национальному суверенитету, самостоятельности и самобытности народов".

Глава российского государства особое внимание уделил тому, что мировому сообществу и России удалось предотвратить военное вмешательство в Сирии. Москве вместе с партнерами удалось поставить под международный контроль сирийское химическое оружие. Сирийский вопрос смог подтвердить роль ООН как основного мирового лидера в области урегулирования международных проблем.


Послание Федеральному Собранию России проходило в Георгиевском зале Кремля. Послание президента - единственный формат, при котором Госдума и Совет Федерации заседают вместе. На церемонию были приглашены члены правительства, руководители Конституционного, Верховного и Арбитражного судов, губернаторский корпус, председатели законодательных собраний субъектов Федерации, религиозные и общественные деятели.

Послание Владимира Путина содержало концептуальные задачи российской власти. Дата послания - 12 декабря - выбрана не случайно. В этот день отмечается 20-летие Основного закона России. По мнению президента, положения Конституции, определяющие права и свободы человека, должны быть незыблемы, но "точечные" корректировки возможны.

Как может быть изменена Конституция РФ, рассказал "Голосу России" проректор Российского экономического университета имени Плеханова, член Общественной палаты Сергей Марков.


- Как вы оцениваете обращение Владимира Путина и его слова о возможном изменении Конституции?

- Мне представляется, что президент поздравил всех с Днем Конституции, заметил, что она очень хорошая и хорошо работает, но не стал останавливаться, как думали многие, на торжественном, праздничном моменте, теоретических вопросах, а сразу перешел к обсуждению тех проблем, которые стоят перед страной, волнуют всех граждан.


В этом смысле это было не праздничное, а рабочее послание президента. Было много разных идей и предложений, но нельзя сформулировать какую-то одну главную цель. В своем первом стратегическом послании в прошлом году он предложил сделать идею здорового образа жизни, повышения средней продолжительности жизни главной общенациональной и систематизирующей идеей для страны. В этом году речь шла о конкретных преобразованиях и изменениях, которые должны быть сделаны.

Я отметил, что Общественная палата будет формироваться немного по-новому. Здесь будет большая роль у профессионалов. Я рад этому, так как всегда считал, что в ОП должны быть представители крупных сообществ профессионалов. Я, например, представляю Российское философское общество.

Мы видим, что президент очень большое внимания уделил проблемам здравоохранения, поскольку это один из главных вопросов. Речь шла о том, чтобы сделать диспансеризацию полностью бесплатной для взрослых и для детей-подростков, о том, чтобы развивать высокотехнологичные центры и в полтора раза повысить высокотехнологичные операции, которыми могут воспользоваться россияне.

Много внимания было уделено тому, что должна эффективно работать страховая система. Страховые системы нужны не для того, чтобы посредники забирать деньги у бюджета, как это происходит сейчас. Страховая медицина должна прежде всего стимулировать граждан к здоровому образу жизни. Если, например, человек не курит, он должен иметь значительно более благоприятные финансовые условия и возможности для лечения. Я думаю, это позволит сэкономить деньги и стимулировать граждан заниматься массовым спортом.


Также Владимир Путин говорил, что должны быть созданы условия для массового спорта, особенно среди молодежи. Я согласен, но думаю, что возможности для массового спорта среди взрослых недостаточны, и этому должно быть больше уделено внимания.

Многое было сказано и о внешней политике. Президент критиковал толерантность, сказав, что это беспутная, почти бесполая толерантность. Российское государство делает акцент на другое - его прежде всего интересует органичное единение народов мира. По сути, у нас своя концепция мультикультурализма. Это не концепция толерантности, а концепция дружбы народов.

Что касается изменений Конституции, речь шла о технических моментах, например, об объединении Верховного и Высшего арбитражного судов. Но те дискуссии, которые были в последнее время, заставили меня сделать вывод о том, что в нашей Конституции не будет больших изменений, а в отношении других вопросов в любом случае будет дискуссия.


Будет предлагаться закрепить роль русского народа как государствообразующего народа России, будет дискуссия о том, чтобы создать основу для социального государства и предложить тезис о том, что недра и природные ресурсы принадлежат всему народу Российской Федерации. Будет подниматься вопрос об уточнении того, каким образом будет формироваться Совет Федерации, поскольку сейчас положения в Конституции слишком общие.

Россия никому не навязывает Таможенный союз. В случае с Украиной речь идет о совместных проектах, если у Киева есть желание сотрудничать, эту работу можно продолжить на экспертном уровне, заявил Владимир Путин.

Президент также отметил, что российский интеграционный проект основан на равноправии и учитывает экономические интересы всех участников.

Может ли Украина получить особый статус в Таможенном союзе, "Голосу России" рассказал первый заместитель председателя комитета Госдумы по делам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественниками Олег Лебедев.


- Усматриваете ли вы в этом заявлении готовность Москвы предоставить Украине особый статус, то есть такой, когда она присоединяется только к отдельным положениям евразийского проекта?

- Я считаю, что речь не идет об особом статусе Украины в аспекте присоединения к Евразийскому экономическому союзу. Речь идет о том, что уже неоднократно обсуждалось: Украина на первом этапе в качестве наблюдателя присоединяется к Таможенному союзу и в дальнейшем рассматривает вопросы интеграции, вступления в Таможенный союз после тщательного ознакомления, изучения условий вступления в объединение.

- Выгодно ли Евразийскому экономическому союзу иметь Украину в качестве наблюдателя?

- Нет никаких исключительных условий партнерства ни для Украины, ни для других желающих вступить в Таможенный союз. Есть определенные формы сотрудничества, которые позволяют странам, которые планируют вступить в Таможенный союз, какое-то время быть наблюдателями, чтобы более тщательно подготовиться. Это первое.

Второе, самое главное - в Таможенном союзе нет превалирующих организаций. Все члены Таможенного союза, Россия, Белоруссия и Казахстан, находятся в одинаковых условиях. В таких же условиях будет находиться и Украина, если она выразит свое желание вступить в Таможенный союз.

- Что касается обстановки на Украине, как вы считаете, страна сейчас действительно находится на перепутье? Или же Янукович уже все для себя решил и сейчас просто торгуется, чтобы получить от ЕС как можно больше в обмен на свою благосклонность?


- Проходят переговоры на уровне правительств Российской Федерации и Украины. 17 декабря планируется встреча президента Украины Януковича и президента нашей страны Владимира Владимировича Путина. Планируется также заседание межправительственной комиссии по вопросам экономического сотрудничества.

Я думаю, что в любом случае экономическое сотрудничество между странами является определяющим. Мы можем найти точки соприкосновения - и в атомной энергетике, и в космосе, и в других отраслях промышленности.

- Если Украина все-таки выберет курс на евроинтеграцию, это не помешает ей быть наблюдателем в Таможенном союзе?

- Сначала Украине нужно определиться. Технические нормы, технический регламент Евросоюза и стран Таможенного союза не совпадают. Если Украина подпишет соглашение о зоне свободной торговли с Европейским союзом, просто не будут совпадать технические регламенты.

- Как вы оцениваете происходящее в украинской столице? Действительно многие украинцы хотят ассоциации с ЕС?


- Несколько областей Украины не могут диктовать условия всей остальной стране. Люди, находящиеся на Майдане, являются нарушителями закона своей страны. Это ни к чему хорошему привести не может, только к негативным как экономическим, так и политическим последствиям. Но такому развитию событий, к сожалению, способствуют люди, которые находятся на киевской площади Независимости.

Мне бы очень хотелось, чтобы многовековые отношения, культурные, политические, человеческие между Россией и Украиной остались нерушимыми. И, как сказал Владимир Владимирович, президент нашей страны, мы примем любое решение Украины, направленное на решение внутренних политических вопросов.

Заметная часть послания была посвящена экономическим темам. Одна из них - это борьба с офшорами. По словам Путина, результаты деофшоризации пока малозаметны, в этой сфере ничего как следует не сделано. В связи с этим президент предложил изменить схему налогообложения.

По оценкам экспертов, в прошлом году через офшоры или полуофшоры прошли российские товары на сумму в 111 миллиардов долларов. "Это пятая часть всего нашего экспорта. Половина из 50 миллиардов долларов российских инвестиций также пришлась на офшоры. За этими цифрами - вывод капиталов, которые должны работать в России. Это прямые потери бюджета страны", - сказал Владимир Путин.

Какие меры будут применяться для борьбы с офшорами, "Голосу России" рассказал управляющий директор группы компаний "АЛОР" Сергей Хестанов.


- Почему именно сейчас начинается война с офшорами?

- Ни для кого не секрет, что темпы развития мировой экономики замедляются, поэтому давление на офшорные компании будет усиливаться и в России, и во всем мире.

- Почему предприниматели предпочитают офшоры, а не Россию?

- Причин две. Первая - меньшая фискальная нагрузка. Вторая связана с несколько лучшей юридической защитой. Именно эти две причины и толкают часть предпринимателей к использованию офшорных схем.

- Государство готово предоставить предпринимателям такие же удобные правила для ведения бизнеса, какие существуют в офшорах?

- Точно такие же предоставить не получится, поскольку во многих офшорах отсутствует финансовая управленческая отчетность в нормальном понимании этого слова. Но определенные меры по улучшению бизнес-климата предпринимаются. В частности, заметно снижение административной нагрузки. Ставится стратегическая цель: продвинуть страну в рейтинге Doing Business до уровня развитых стран.

- Как вы думаете, повлияет ли предложенный президентом запрет на господдержку, госпомощь иностранным компаниям на их массовый переход под российскую юрисдикцию? Господдержка - это серьезный стимул?


- Для компаний, работающих в реальном секторе, этот аргумент может быть очень и очень весомым. Те компании, которые занимаются исключительно торговлей, в господдержке не нуждаются. А вот компании реального сектора, которые столкнулись с проблемой снижения спроса на свою продукцию, ради господдержки могут сменить офшорную юрисдикцию на российскую.

- Как сказал Путин, налоговые платежи должны пойти в российский бюджет, нужно продумать систему, как эти деньги можно изъять. Какие варианты возможны? В некоторых странах такая система уже работает и мы хотим перенять чей-то опыт?


- В странах, подписавших соглашение об избежании двойного налогооблажения с офшорными юрисдикциями, работа ведется на управленческом уровне. Некоторые страны принимают принципиальное решение об отмене соглашения о предотвращении двойного налогооблажения.

В любом случае, борьба с офшорами - это непростое и небыстрое дело. Как показывает мировой опыт, чтобы реально побороть вывод бизнеса и доходов национальных компаний в офшоры, требуется достаточно большое время и серьезные усилия, как со стороны законодателей, так и со стороны исполнительной власти.

Россия ужесточает контроль за мигрантами - государство должно знать, зачем и на какой срок иностранцы приезжают в нашу страну. Ответственность за мигрантов должны нести работодатели, иностранные работники должны платить налоги и другие сборы. А приток профессиональных и образованных специалистов должна стимулировать система патентов. Эти меры, отметил Владимир Путин, поставят дополнительные барьеры для иностранных граждан, которые занимаются теневой, а то и криминальной деятельностью, либо работают нелегально.

Когда новые меры по наведению порядка в миграционной сфере могут стать реальностью, "Голосу России" рассказал первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по международным делам Владимир Джабаров.


- Как вы считаете, насколько назрела необходимость реформ законов в миграционной сфере?

- В послании президента очень четко прозвучала обеспокоенность состоянием миграционной политики. Россия нуждается в трудовых мигрантах. Мы нуждаемся в том, чтобы наши отношения с ближайшими соседями, постсоветскими республиками, развивались и были цивилизованными. Поэтому наводить порядок необходимо.

В этой сфере уже сделано немало и законодателями, и правоохранителями, и Федеральной миграционной службой. Очень здорово прозвучала в выступлении Владимира Владимировича тема патентов. Они оправдали себя при найме на работу физических лиц. Если такая же система будет введена для юридических лиц, открывается перспектива приезда к нам квалифицированных специалистов, которые будут адаптированы в нашу среду, будут платить налоги, будут официально защищены.


Конечно, нам надо наводить порядок. Если мы не выведем мигрантов из тени, мы повысим рост преступности, обострим межнациональные отношения. Я думаю, что и наши соседи из стран СНГ заинтересованы в том, чтобы их граждане приезжали в Россию и достойно работали, зарабатывали, платили налоги в нашей стране, а заработанные деньги переводили своим семьям в те государства, откуда они приехали.

- Можно ли законодательно ограничить использование мигрантами бесплатной социальной инфраструктуры, например, закрепить право на бесплатную учебу в школе, лечение, кроме экстренных случаев, только за гражданами России?

- Если иностранец пребывает на территории Российской Федерации больше положенных 90 суток, пользуется социальными благами, инфраструктурой, конечно, за это надо платить. Сейчас это размыто. Если мы в законодательном порядке все это определим, наверное, будет проще определиться и самим мигрантам.


Я думаю, многие из них готовы платить налоги при достойной оплате труда и нормальных условиях проживания, они могут адаптироваться к нашей жизни, и мы от этого будем иметь взаимную пользу. Мы когда-то жили в одном большом государстве, нам необходимо дальнейшее сближение. Если постсоветские страны войдут в Таможенный союз, в них появится свой рынок труда, и вопросы миграции будут четче регулироваться.

- Как быстро можно принять пакет законов, которые наведут порядок в миграционной сфере?

- Я думаю, что 2014 год станет решающим. Владимир Владимирович в своем послании четко определил сроки, и я думаю, что в будущем году будет принят ряд законодательных мер по вопросам миграции.

Законодателям необходимо проводить экспертные встречи, консультации, круглые столы совместно с Федеральной миграционной службой, правоохранителями, социологами, чтобы выработать решения, которые лягут в основу будущих законопроектов.


- В послании президента также прозвучало то, что ответственность за мигрантов должны нести работодатели.

- Это абсолютно правильно, я считаю, что это очень мудрые слова президента. Человек берет на работу незаконных мигрантов, выжимает из них все соки, платит копейки, а потом выбрасывает на улицу. И эти люди потом начинают группироваться во всевозможные противоправные сообщества.

Если работодатель набирает мигрантов, использует их труд, нарушая при этом закон, он должен нести ответственность, вплоть до уголовной. Потому что здесь - основа всех правонарушений, которые совершаются мигрантами.

- Можно ли ужесточить получение гражданства России трудовыми мигрантами? Хотите работать - работайте, но на гражданство не претендуйте?

- В законе о гражданстве все четко определено. Я думаю, что дальнейшее ужесточение ни к чему хорошему не приведет, потому что Россия заинтересована в притоке населения. Прежде всего речь идет о наших соотечественниках, которые проживают на постсоветском пространстве. Пока вносить изменения, усложнять получение российского гражданства не стоит.

- Что нужно сделать для того, чтобы Россия привлекала трудовых мигрантов, которые нам необходимы, из культурно близких нам стран, чтобы снизить социальную напряженность? Из Болгарии, допустим.


- Россия и так привлекательна. Нам надо сделать так, чтобы мигранты, приезжая в Россию, не чувствовали себя людьми "второго сорта". Движение должно быть в двух направлениях: и приезжие должны соблюдать законы, и мы им должны создать нормальные условия труда, проживания и оплаты. Этот вариант устроит всех.

И главное - если люди едут к нам работать, они должны знать русский язык. Поколение, которое сейчас приезжает, выросло в 1990-е годы, к сожалению, эти люди плохо владеют русским языком, что создает проблемы в общении с российскими гражданами. Я думаю, что базовые знания русского языка мигранты должны получить в своих странах на курсах, а уже потом приезжать в Россию и заниматься трудовой деятельностью.

Миграция - одна из тем, обозначенных Владимиром Путиным. Въезд иностранцам, нарушающим правила пребывания, будет запрещен на срок до 10 лет. Глава государства подчеркнул, что необходимо усилить контроль за целями въезда иностранных граждан на территорию России. Кроме того, президент призвал навести порядок в сфере трудовой миграции и создать экономические рычаги ее регулирования.

Какие механизмы помогут регулировать миграцию, "Голосу России" рассказал независимый политолог Дмитрий Орешкин.


- Глава государства призвал навести порядок в сфере трудовой миграции, создать экономические рычаги ее регулирования. Это возможно сделать в ближайшее время?


- Путин говорит рациональные вещи, но реализовать их быстро, по-моему, очень сложно, а может быть даже невозможно. В отношениях с СНГ подразумевается ведущая роль России, при этом свободная миграция между нашими странами пока невозможна, этот процесс надо регулировать.

За этим может последовать некоторое охлаждение отношений со странами СНГ. Им выгодно, чтобы избыточная рабочая сила приезжала к нам. А России придется как минимум увеличить число чиновников, занимающихся контролем миграции. Де-факто мы получим разрастание бюрократического аппарата и некоторое охлаждение со странами СНГ.


Путин говорит разумные вещи: действительно, в стране должен быть порядок, в том числе и с миграцией. Но не стоит обманывать себя насчет того, что может быть создана структура, подобная бывшему СССР. Остаются независимые государства, у которых сложные, замысловатые, конфликтные отношения между собой, в том числе по вопросу перемещения рабочей силы.

Путин хочет рационально ограничить стихийный поток, исходя из интересов России. При этом придется смириться с тем, что произойдет некоторое отдаление от так называемых "братских народов".

Аудиоверсия комментария: