Сделать стартовой  |  Добавить в избранное  |  RSS 2.0  |  Информация авторамВерсия для смартфонов
           Telegram канал ОКО ПЛАНЕТЫ                Регистрация  |  Технические вопросы  |  Помощь  |  Статистика  |  Обратная связь
ОКО ПЛАНЕТЫ
Поиск по сайту:
Авиабилеты и отели
Регистрация на сайте
Авторизация

 
 
 
 
  Напомнить пароль?



Клеточные концентраты растений от производителя по лучшей цене


Навигация

Реклама

Важные темы


Анализ системной информации

» » Атомно-террористическая ось. Саудовская Аравия: игра с атомной бомбой

Атомно-террористическая ось. Саудовская Аравия: игра с атомной бомбой


10-11-2013, 14:56 | Первая полоса | разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ | комментариев: (3) | просмотров: (6 171)

При попустительстве Вашингтона Эр-Рияд и Исламабад намерены совместно заниматься распространением ядерного оружия и подготовкой боевиков.

В Пакистане находятся готовые к отправке в Саудовскую Аравию атомные боеприпасы, и обе страны приступают к совместной крупномасштабной программе подготовки боевиков сирийской «оппозиции».

О ядерном оружии пакистанского производства, дожидающемся отправки в Саудовскую Аравию, британской радиокорпорации «Би-Би-Си» на условиях анонимности сообщил высокопоставленный чиновник НАТО, участвующий в процессе принятия решений в альянсе. А бывший шеф израильской военной разведки Амос Ядлин на конференции в Швеции в октябре заявил, что саудовцы «...уже заплатили за бомбу, они поедут в Пакистан и привезут то, что им надо привезти». Таким образом, скорее всего, Эр-Рияд обретёт и разместит атомное оружие в то самое время, когда группа шести стран ведёт переговоры с Тегераном по поводу его «ядерного досье». Показательно, что США, которые входят в «группу шести», больше всех кричат о планах и возможностях Ирана создать атомное оружие, но официальный Вашингтон лицемерно и красноречиво помалкивает, когда речь заходит о нарушении Договора о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО) его союзниками – будь то Саудовской Аравией, Пакистаном или Израилем.

Атомное сотрудничество между Исламабадом и Эр-Риядом давно является секретом полишинеля. Свою атомную бомбу пакистанцы создавали на щедрые подношения саудовцев, для которых эти расходы были инвестициями, а не актом благотворительности, и которые всегда были уверены в том, что эта бомба и их оружие тоже. Об этом «взаимопонимании» всегда знал Вашингтон. Так Гэри Сэймор, который до марта этого года был советником Обамы по вопросам нераспространения, признавался «Би-Би-Си» в том, что в случае необходимости Саудовская Аравия будет претендовать на получение пакистанского ядерного оружия. Об осведомлённости американцев о сделке между Риядом и Исламабадом говорит и как минимум одна из телеграмм госдепа, преданных огласке сайтом Wikileaks.

Как писала «Свободная пресса», у Эр-Рияда уже имеются средства доставки атомного оружия – несколько десятков тайно закупленных в 1980-х годах в Китае баллистических ракет «Дунфэн-3» (код НАТО – CSS-2, China Surface-to-Surface [missile], то есть «китайская ракета класса «земля — земля» ) с дальностью 2,5 тысячи километров и забрасываемым весом в 2 тонны. На своём сайте «Би-Би-Си» приводит фотографии стартовых площадок, опубликованные в авторитетном британском издании Jane's. Ракетные позиции находятся примерно в 200 километрах от саудовской столицы.

Одновременно с опубликованием сведений о готовящейся сделке по поставкам в Саудовскую Аравию атомного оружия из Пакистана в американских СМИ появились сведения о планах Эр-Рияда и Исламабада по масштабной подготовке боевиков сирийской «оппозиции».

Обоснованием для этих планов послужил капризный предлог потери Эр-Риядом надежды на то, что США возглавят международные усилия по свержению режима Асада. Со ссылкой на высокопоставленного саудовского чиновника газета The Washington Post сообщила, что начальник разведки Саудовской Аравии принц Бандар бин Султан находился в неведении относительно того, что США отказались от нанесения ракетно-бомбового удара по Сирии, и узнал об этом из телевизионных выпусков новостей. А в интервью американскому журналу Foreign Policy саудовский источник, который знаком с новой программой подготовки боевиков, сказал, что если раньше «мы не знали, будут или нет американцы оказывать поддержку [идее свержения Асада], то сейчас мы знаем, что президент [Обама] просто не хочет этого».

В результате обиженный Эр-Рияд принял решение – на Штаты в деле свержения Асада полагаться не стоит и следует добиваться этого собственными усилиями, благо денег у саудовцев пруд пруди. Кроме Пакистана помогать саудовцам будут Иордания, Объедиднённые Арабские Эмираты и Франция.

Естественно, организаторы новой программы утверждают, как это сделал в одном из своих недавних интервью, бывший шеф саудовской разведки принц Турки, что их усилия направлены на ослабление Аль-Каиды. Некоторые саудовские источники утверждают, что Исламабад будет отвечать за подготовку двух бригад общей численностью от пяти до десяти тысяч человек. Сотрудник же Ближневосточного центра Фонда Карнеги Йезид Саих отмечает, что пакистанские инструкторы планируют подготовить от сорока до пятидесяти тысяч. Мелочиться саудовцы не намерены, поскольку считают, что Асад задумается об отказе от власти, только если столкнётся с реальной угрозой со стороны дееспособной вооружённой силы. Именно поэтому конечная цель Саудовской Аравии, считает Саих, ни много ни мало – создание «новой национальной армии», крепко стоящей на суннитской идеологии, которая перехватила бы инициативу у «главного, центристского, направления» оппозиции.

На помощь Пакистана Саудовская Аравия рассчитывает не без веских оснований – военное сотрудничество между двумя странами налажено давным-давно, и на оказание военной помощи Исламабаду Эр-Рияд истратил больше денег, чем какой-либо другой стране за пределами арабского мира. Пакистан, со своей стороны, на протяжении последних 30 лет неоднократно размещал свои войска на территории Саудовской Аравии для укрепления власти королевского дома Саудов.

Опыт аналогичного «сотрудничества» двух стран уже имеется – в 1980-е саудовцы, пакистанцы и американское ЦРУ уже готовили моджахедов в Афганистане. И последствия той авантюры хорошо известны – после вывода советских войск разрозненные банды устроили хаос, а часть из них, трансформировавшись в Талибан и глобальную сеть Аль-Каиды, повернула оружие против своих же бывших создателей и покровителей.

 

Источник

 

Саудовская Аравия: игра с атомной бомбой


 

Саудовская Аравия профинансировала ядерную программу Пакистана в обмен на передачу королевству атомной бомбы, утверждается в расследовании журналиста BBC. Слухи о подобных договоренностях между Эр-Риядом и Исламабадом ходят давно, но кому и зачем сейчас понадобился этот информационный вброс? "Правда.Ру" вместе с экспертами разбиралась в проблеме.

Автор статьи Марк Урбан провел расследование, в ходе которого побеседовал с различными источниками в НАТО и пакистанских спецслужбах. "У пакистанцев наверняка есть некое количество боеголовок для того, чтобы немедленно доставить их в Саудовскую Аравию, если их об этом попросят", — сказал один из них. Второй источник (некий высокопоставленный силовик) задал Урбану риторический вопрос: "Что же вы думаете, что саудовцы давали нам деньги с благотворительными целями?" Журналист также цитирует заявление бывшего руководителя израильской военной разведки (АМАН) Ямоса Ядлина, заявившего в октябре на конференции в Швеции, что, если Иран создаст атомную бомбу, "саудовцы не станут ждать и одного месяца". "Они уже заплатили за бомбу, они просто отправятся в Пакистан и заберут там то, что должны забрать", — заявил Ядлин.

Кроме того, с 2009 года королевство неоднократно посылало США сигналы о том, что в случае если Тегеран "переступит черту", Эр-Рияд сможет получить ядерное оружие, пишет Урбан и анализирует, есть ли у Саудовской Аравии средства доставки ядерных зарядов. И приходит к выводу, что есть. Это закупленные в Китае баллистические ракеты CSS-2 (DongFeng 3, аналог советской ракеты Р-14 "Чусовая"). Официальный представитель МИД Пакистана Айзаз Ахмед Чаудхри 8 ноября назвал доклад Урбана "спекулятивным и безосновательным". "Пакистан является ответственной ядерной державой с надежной структурой командования и управления и всеобъемлющим контролем над экспортом. Пакистан поддерживает цели нераспространения, а также ядерной безопасности ", — говорится в заявлении министерства иностранных дел.

Тем не менее, слухи о сотрудничестве двух стран по созданию ядерного оружия дискутируются, начиная с 90-х годов. Пакистанский ученый Абдул Кадир Хан, отец ядерной бомбы Пакистана, обвинялся западными спецслужбами в продаже атомных ноу-хау и центрифуги для обогащения урана в Ливию и Северную Корею. О том, что договоренности в этой области были достигнуты, пресса сообщала в 2003 году, после визита в Пакистан саудовского принца Абдаллы и его встречи с тогдашним премьером Первезом Мушараффом.

В середине двухтысячных годов, после вторжения США в Ирак, саудовцы высказали свое недовольство убийством Саддама Хуссейна, политикой США в отношении Израиля и стали нагнетать атмосферу вокруг иранской ядерной программы. В 2007 году посольство США в Эр-Рияде потребовала от саудовцев объяснений по вопросу "саудовско -пакистанского сотрудничества в ядерной области". Однако пик обострения отношений с США наступил совсем недавно. И был он связан с недовольством Эр-Рияда мягкотелой позицией Вашингтона в отношении Сирии и его склонности "флиртовать" с новым руководством Ирана. Месяц назад начальник разведки и бывший посол в Вашингтоне принц Бандар объявил, что королевство будет все более дистанцироваться от союзника.

На этом фоне в прессе промелькнуло сообщение о том, что Эр-Рияд готов компенсировать Пакистану (у которого тоже большие претензии к Америке) американскую военную помощь или займы Всемирного банка, если с его стороны поступит такая просьба. Пакистан, в частности, возмущается тем, что американские беспилотники убивают на границе с Афганистаном мирных жителей, а также — несанкционированными акциями американского спецназа в Пакистане против террористов. Вспомним убийство Усамы Бен Ладена, которое поставило мир на грань ядерного конфликта.

В этом контексте перемены политических симпатий, с какой целью информация вброшена именно сейчас? И кто ее автор?

"Это не новая история, но с новыми подробностями о том, что якобы Саудовская Аравия может получить бомбу по первому требованию, и бомба якобы уже готова к отправке", — сказал газете Guardian Марк Фицпатрик, эксперт по проблеме нераспространения ядерного оружия в госдепе, работающем в Международном институте стратегических исследований.

"Первая часть, вероятно, справедлива: саудовцы помогли профинансировать программу создания ядерного оружия в Пакистане и дали соответствующее обещание, что оружие будет использоваться для защиты. Вторая часть, вероятно, ошибочна. Я сомневаюсь, что Пакистан готов к отправке ядерного оружия в Саудовскую Аравию. Репутация Пакистана сильно пострадала после сообщений о том, что он помогал другим странам и передавал технологии создания ядерного оружия (история с Ханом). Кроме того, Саудовская Аравия остро не нуждается сегодня в ядерной бомбе, поскольку ситуация в Иране может быть решена дипломатическими средствами. Тем не менее, внешняя политика Саудовской Аравии претерпевает существенные изменения, о чем свидетельствует решение не вступать во временное членство в СБ ООН. Вполне возможно, что Саудовская Аравия выдала некоторые доказательства для этой истории в качестве средства давления на Соединенные Штаты, чтобы они были твердыми в отношениях с Ираном", — цитирует эксперта Guardian .

"Этой информации вполне можно поверить, принимая во внимание ту политику, которую в последнее время проводит Саудовская Аравия, претендуя на тотальную власть над всем миром ислама", — сказал "Правде.Ру" Сергей Демиденко, эксперт Института стратегических оценок и анализа. "Пока они добились своей цели частично, распространив свое влияние на весь арабский мир в процессе так называемой "арабской весны". Но амбиции у них гораздо больше, и я не исключаю, что они могут вкладывать деньги в пакистанскую ядерную программу. Конечно, по первому требованию они вряд ли получат бомбу, это скорее журналистская гипербола, но рассчитывать на сотрудничество они вполне могут. У них были поползновения создать свое ядерное оружие, еще в 90-е годы. Тогда они эту идею забросили, поскольку их не поддержали США. А сейчас это вполне самостоятельное государство, и у США все меньше возможностей на них надавить. Я думаю, что они вполне могли обнаглеть и захотеть свою атомную бомбу, не думаю, что это дезинформация, поскольку компания ВВС им не подконтрольна", — сказал Демиденко.

Заметим также, что Саудовская Аравия и США выступают инициаторами объявления Ближнего Востока безъядерной зоной. Саудиты, помимо Ирана, давят в этом смысле и на Израиль. Замечательно, что при этом США знают, что у королевства есть договоренности с Пакистаном о покупке ядерной бомбы, а сами саудиты стремятся эту бомбу заполучить. Что же тогда остается делать Ирану и Израилю? Ответ очевиден. И зачем тогда эта лицемерная возня вокруг КНДР? Ответ не очевиден, один из вариантов — одним можно иметь бомбу, а другим нельзя, а решают это все те же США.


Любовь Люлько
 


Рейтинг публикации:

Нравится29




Комментарий от редакции:

Саудовская Аравия - США. Объективные причины конфликта и последние новости из Женевы


Эль Мюрид


Изображение

Говоря о разногласиях между США и Саудовской Аравией, которые в последний год перешли из подспудных в открытую форму и даже конфликт, нужно абстрагироваться от текущей ситуации и попытаться понять, носят ли эти разногласия тактический характер либо они имеют характер более глубинных разломов.

Связи Саудовской Аравии и вообще всей "шестерки" монархий Залива с Западом и США носят несколько измерений, каждое из которых самодостаточно и в то же время переплетено с другими.

Экономика

Ахиллесовой пятой всех стран "шестерки" является монотоварность их экономики. Развитие нефтяной отрасли каждой из монархий шло примерно по одному и тому же пути - сдавая нефтеносные участки в концессию иностранным компаниям, страны Залива получили в обмен на не слишком выгодные условия концессий развитую инфраструктуру добычи и транспортировки нефти. В последующем все монархии постепенно выкупали доли иностранцев и сконцентрировали в государственных руках нефтяные отрасли своих стран. В последующем участие иностранных компаний помогало странам "шестерки" модернизировать нефтяную индустрию и поддерживать ее на высоком технологическом уровне.

Этот процесс был неразрывно связан с бесперебойностью поставок нефти на западные рынки, что являлось непреложным условием сотрудничества Запада и США со странами Залива. Монархии были заинтересованы в динамичном повышении цен на нефть, однако это неизбежно приводило к повышению цен на весь импорт - монотоварная экономика не производила практически ничего, включая и продовольствие, в потребных количествах. Постепенно возник баланс цен, который поддерживался как экономическими, так и чисто политическими методами.

Первые три пятилетних плана развития Саудовской Аравии 70-85 гг прошлого столетия были посвящены в основном развитию и модернизации нефтяной отрасли, Четвертый-шестой пятилетние планы (85-2000 гг) запустили процессы диверсификации и развития ненефтяных секторов экономики. Были созданы индустриальные зоны в Дахране, Янбо, Джидде и Джубейле, которые постепенно становились многопрофильными промышленными центрами Королевства.

Естественно, что первоочередное внимание было обращено на нефтехимическую отрасль с высокими степенями передела. Государственная "Сауди Арабиан Бэйсик Индастри Корп." (САБИКо) выпускает около 50 наименований продукции. Экспорт нефтехимической отрасли дает более 10% ВВП. При этом если Саудовская Аравия сдерживает темпы добычи нефти для поддержания цен, то продукция ненефтяных отраслей наращивает выпуск. САБИКо вместе с монополистом в нефтяной отрасли АРАМКО подчинены Верховному нефтяному совету и параллельно Министерству нефти и минеральных ресурсов.

Стоит отметить, что экспорт продуктов нефтехимии в очень большой степени ориентирован на Азиатско-Тихоокеанский регион - на его долю приходится почти 60% всего экспорта. 20% экспорта приходится на Ближний и Средний Восток, а на страны Африки - больше, чем на ЕС и США вместе взятые (около 10%)

Второй по значимости ненефтяной отраслью Саудовской Аравии стала электроэнергетика, которая управляется Министерством водных ресурсов и электроэнергетики. Уже в начале четвертой пятилетки развития Королевство перешло на самообеспечение, однако до сих пор ввод новых мощностей лишь ненамного опережает потребности страны. Это говорит о том, что Саудовская Аравия не рассматривает электроэнергетику как экспортную отрасль, а развивает ее исключительно для внутренних целей. Примерно таким же образом развивается опреснительная промышленность - продажа воды на экспорт планами не предусмотрена. Государственная Сауди Электрисити Компани (СЕК) - монополист на рынке.

Газовая отрасль Саудовской Аравии ориентирована на попутный газ, составляющий более 60% всех имеющихся запасов. Добыча газа динамично растет - за 15 лет увеличившись почти вдвое до 80 млрд кубометров в год. Весь добытый газ идет на внутреннее потребление. Тем не менее, до 2030 года предполагается инвестировать в газовую отрасль около 20 млрд долларов и увеличить его доычу еще вдвое - при этом опять же, ориентируясь исключительно на внутреннее потребление.

Что характерно - координацией управления этими пятью важнейшими отраслями и планированием их деятельности занимается лично король Саудовской Аравии через два ключевых министерства и Верховный нефтяной совет.

В целом экономика Саудовской Аравии развивалась до недавнего времени вполне предсказуемым образом - экспортная торговля нефтью и продуктами нефтепереработки при самообеспечении имеющимися природными ресурсами и энергией. Зависимость по продовольствию от импорта рассматривается как неизбежная плата за развитие других отраслей - хотя первоначально развитие сельского хозяйство рассматривалось как одна из приоритетных задач. В итоге эти планы были скорректированы, и продовольственная безопасность стала рассматриваться в плане самообеспечения себя пшеницей, финиками и мясом птицы. Остальные продукты Королевство производит примерно в половину от существующей потребности, покрывая недостаток их импортом.

При этом самообеспечение Саудовской Аравии продовольствием на фоне других монархий выглядит более чем весомо - тот же Бахрейн практически полностью лишен продовольственной безопасности и не способен обеспечивать себя сколь-либо ни одним из значимых продуктов, даже рыбой.

Тем не менее, при всех достижениях развития экономики всё сказанное говорит о том, что зависимость от торговли нефтью для Саудовской Аравии продолжает оставаться абсолютной - реализация девяти пятилетних планов так и не смогла создать устойчивую экономику, способную компенсировать возможные проблемы на нефтяном рынке. И эти проблемы начали обозначаться - сланцевый бум в США, совпавший по времени с мировым кризисом и рецессией поставил Саудовскую Аравию в сложное положение, вынуждая ее ориентироваться на новые рынки сбыта. При этом стоить отметить, что рынок США и без того постепенно "схлопывается" для Саудовской Аравии - две ведущих отрасли экспортируют в Северную Америку 20% нефти и 7% продуктов нефтехимии.

Три ведущих рынка для нефти Саудовской Аравии - АТР (около 60% всего экспорта), США (около 20%) и Европа (около 10%). Рынок Китая представляет наибольший интерес, однако перераспределение нефтяных потоков возможно только при ужесточении условий и понижении цены - что для Королевства представляет серьезную проблему.

Говорить о зависимости Саудовской Аравии от американского рынка можно - но основную опасность представляет не объем сокращения экспорта, а динамика "схлопывания". Именно сейчас идет болезненный процесс, связанный с более быстрым сокращением экспортных поставок в Европу и Америку, чем Саудовская Аравия успевает компенсировать их выходом на другие рынки.

Китай может пойти на сохранение нынешних условий по ценам, но только при выполнении встречного условия - предоставления благоприятных условий инвестирования в саудовскую экономику и выходом на новые уровни военно-технического сотрудничества для выравнивания торгового баланса. Это неизбежно создает конфликт в парах Саудовская Аравия-США и Саудовская Аравия-Китай по линии другого комплекса проблем - обеспечения региональной безопасности и зависимости Саудовской Аравии от военно-технического сотрудничества с США.

(данные взяты из докладов "Топливно-энергетический комплекс Саудовской Аравии:состояние и перспективы развития сотрудничества с РФ" 2011 г, монография И.А.Александров "Монархии Персидского залива. Этап модернизации", сообщения информационных агентств)


Проблемы внешней безопасности Саудовской Аравии на современном этапе можно начать рассматривать с момента отказа правительства Гарольда Вильсона от военного присутствия в регионе Ближнего Востока в 60-70 годы.

Саудовская Аравия очень болезненно восприняла это решение, так как Англия обеспечивала сглаживание проблем как между аравийскими монархиями, так и экспансионистские настроения Ирака и шахского Ирана. Этот исторический период был отмечен резким стартом светских проектов развития в большинстве арабских стран и Среднего Востока, монархические режимы Залива на их фоне выглядели архаичными и не могли противопоставить этим проектам сколь-либо адекватного ответа.

Биполярный характер мироустройства не оставлял Саудовской Аравии выбора - она могла ориентироваться лишь на Соединенные Штаты в качестве адекватной замены ушедшей из региона Англии. Сходные проблемы испытывали и остальные страны аравийской "шестерки". В конечном итоге было найдено устраивающее всех решение - создание сети американских военных баз, не позволявших ситуации выходить из-под контроля и не доводить противостояние как внутри "шестерки", так и между нею и Ираном и Ираком до открытого конфликта.

При этом существовали несколько уровней проблем безопасности (известный исследователь стран Персидского залива И.А.Александров называет их "ярусами").

Первый уровень - конфликты между самими странами "шестерки". К ним можно отнести территориальные проблемы Бахрейна и Катара из-за архипелага Хавар и северной части Катара Зубары. Имеются проблемы между Катаром и Саудовской Аравиией за пограничный с ОАЭ оазис Хофуз. Также существовали менее значительные территориальные споры между ОАЭ, КСА и Оманом. Несмотря на то, что речь шла о небольших территориях, все они были расположены в нефте- и газоносных районах, и цена вопроса в каждом споре могла достигать десятков миллиардов долларов.

Второй уровень имел гораздо более серьезные угрозы для безопасности. Это уровень проблем с Ираком и Ираном. Стремление к аннексии Бахрейна было характерно еще для шахского Ирана, что подкреплялось происхождением шиитского большинства и родственными связями их с Ираном и шиитским югом Ирака.

Шииты Восточной провинции Саудовской Аравии не имеют таких кровных связей и не готовы обменять относительно стабильные доходы от работы на нефтепромыслах на политическую свободу и самостоятельность, однако иранское присутствие в этой провинции всегда было головной болью саудовских спецслужб. Еще одна территориальная проблема между Саудовской Аравией и Йеменом была обусловлена наличием шиитского большинства в спорной области Асир, которую Саудовская Аравия арендовала, а в конечном итоге и выкупила у йеменских имамов.

Кувейт всегда находился под угрозой иракского вторжения, считавшего несправедливыми проведенные границы и вообще само существование Кувейта в качестве независимого государства.

Оман имел весьма сложные проблемы с просоветским Южным Йеменом в связи с дофарским конфликтом, где он вел борьбу с леворадикальным Фронтом освобождения Дофара , чьи бойцы проходили обучение в одном из советских центров подготовки вблизи Симферополя. Этот уровень проблем безопасности выходил на противостояние СССР и США - и здесь Оман был прямо заинтересован в сотрудничестве с США.

Соединенные Штаты в итоге создали систему безопасности Персидского залива, в которой они не столько противостояли Советскому Союзу, сколько были вынуждены сглаживать противоречия между странами региона, с каждой из которых они в той или иной мере сотрудничали. При этом опирались США на шахский режим, которому они отвели роль "жандарма региона". Шах отвечал реальными действиями - введя в Оман в 1972 году контингент в 10 тысяч человек для подавления дофарского мятежа. Страны "шестерки" в этой системе занимали подчиненное положение, а сама система носила название "полторы опоры", где половиной являлась Саудовская Аравия, а целой опорой - Иран.

Революция 1979 года в Иране объективно ударила по интересам США в регионе и вынудила их делать выбор между Ираком и Саудовской Аравией. Безрезультативная по своим последствиям ирано-иракская война убедила США в недееспособности режима Саддама Хуссейна в роли регионального лидера. Это во многом предопределило будущую иракскую войну и "Бурю в пустыне", которые были практически спровоцированы самими Соединенными Штатами, внушившими определенные надежды на благоприятный исход для Ирака в случае оккупации Кувейта.

Саудовская Аравия осталась единственным возможным претендентом на лидерство в регионе под "зонтиком" США - что и вылилось в стратегическое партнерство.

Тем не менее, Саудовская Аравия не смогла стать полноценной заменой Ирану - её развитие убедило США в невозможности создания на территории Королевства полноценной индустриальной экономики, способной адекватно соревноваться с промышленно развитым Ираном, который демонстрировал устойчивый рост даже в условиях блокады и санкций.

Крах политики республиканцев в ходе иракской войны вынудил новую демократическую администрацию задуматься об уходе из региона, который требовал непомерных затрат. Экономика США уже не могла выдержать столь колоссальных издержек для достижения неочевидных результатов. Логика новой политики поначалу опиралась на разрушение сложившегося устойчивого баланса сил в регионе через проведение масштабных "цветных революций", в ходе которых к власти должны были прийти умеренно-исламистские правительства, стремящиеся к реализации нового панарабского проекта, но уже не на романтически-социалистических и националистических лозунгах, а на исламистской космополитичной идеологии, которую Обама счел более естественной и подходящей для цивилизационной сущности Ближнего Востока.

Реализация такого панарабского проекта должна была компенсировать зависимость Саудовской Аравии от прямой военной помощи США в противостоянии с Ираном. Уход США из региона сопровождался бы передачей территорий под контроль новым исламистским правительствам, которые должны были создать буфер между шиитским Ираном и Ираком и Саудовской Аравией. Потребности новых исламистских правительств в обеспечении своей безопасности гарантировали многомиллиардные контракты с военно-промышленным комплексом США, что могло помочь в перезапуске ослабленной кризисом американской промышленности. Государственная поддержка "сланцевой революции" обеспечивала уменьшение зависимости США от поставок углеводородов с Ближнего Востока и делала позиции Саудовской Аравии и ее лобби в США менее значимыми.

В итоге эта политика сработала во втором компоненте - "сланцевый бум" действительно дал желаемый результат, но ставка на умеренных исламистов - нет. Дополнительной, но крайне серьезной проблемой для планов Обамы стало жесткое сопротивление Сирии и взрывной рост численности радикально-исламистских боевых группировок.

Здесь и возникла объективная причина для создания разлома в отношениях между Саудовской Аравией и США - для Королевства прекращение войны в Сирии в условиях начавшегося выхода США из региона и уменьшения их зависимости от поставок нефти неизбежно ведет к переносу этой войны на периметр Аравийского полуострова как неизбежное следствие победы Ирана. У США, наоборот, остается пространство для маневра, чем они и воспользовались.

Курс на сближение с Ираном возвращает США в относительно комфортную для них ситуацию начала-середины 70 годов прошлого века. Революционный пыл Ирана сменился более трезвым взглядом на ситуацию, и хотя США останутся в обозримом будущем врагом теократического режима, он вполне способен гарантировать безопасность региона в отсутствие США. Правда, в этом случае задача усложняется тем, что Иран необходимо максимально дистанцировать от китайской экспансии, так как ни малейшего смысла выходить из региона и впускать туда Китай американская элита не видит - и здесь позиции республиканцев и демократов совпадают полностью.

Именно поэтому в нынешней ситуации конфликт между Ираном и Саудовской Аравией объективно выгоден Соединенным Штатам. Этот конфликт создаст проблемы для интересов Китая, который будет вынужден решать крайне нетривиальную для себя задачу - либо становиться гарантом безопасности региона, либо вмешиваться в конфликт на стороне одного из противников, либо вообще остаться в стороне от него, ограничивая свое присутствие в регионе до окончания конфликта.

Китайская военно-политическая доктрина не рассматривает ситуацию своего доминирования в зонах потенциальных конфликтов, поэтому первый и второй вариант реакции Китая представляется крайне маловероятным, что вполне устраивает Обаму и делает ситуацию весьма предсказуемой.

Это же создает колоссальные проблемы для Саудовской Аравии, которая лишается "зонтика" Соединенных Штатов, и единственной надеждой на обеспечение своей безопасности остаётся активное финансирование отрядов и группировок радикально-суннитской направленности с продолжением войны в Сирии и Ираке.

Такая ситуация очень выгодна для США. Они могут позволить Королевству продолжать войну до возникновения кризиса в передаче власти в самой Саудовской Аравии. В случае необходимости эти проблемы могут быть инициированы в любой подходящий момент. Клановые противоречия и обострение социальных проблем в Королевстве позволят передать управление нефтеносной Восточной провинции подконтрольному США клану или блоку кланов. Их безопасность можно обеспечить минимальным усилением уже имеющихся баз в Бахрейне, Катаре, ОАЭ и Омане. Возможно, одним из условий невмешательства в конфликт Ирана и Саудовской Аравии станет неприкосновенность американских баз при любой смене режимов в Бахрейне и Саудовской Аравии.

Тем самым США не дадут Китаю проникнуть в самые важные провинции нынешней Саудовской Аравии, а создание "шиитского коридора" позволит сориентировать Иран в европейском направлении - более безопасном по сравнению с пакистанским коридором в направлении Китая.

Саудовская Аравия в складывающейся ситуации становится для США инструментом переформатирования региона, при котором будет обеспечена его большая безопасность. В этом случае Китай не сможет укрепить в нем свое присутствие, что тоже является важным элементом развития обстановки.

Тем не менее, для США есть одна крайне сложная задача, от решения которой зависит участие в этой новой системе безопасности еще одного игрока в регионе - Израиля. Эта задача - ядерная программа Ирана.

Сегодня ее мирный характер не вызывает сомнений. Отсутствие целого ряда критически важных производств и урановая (а значит, в военном отношении тупиковая) направленность ядерной программы позволяют уверенно предполагать в ближайшей перспективе ее невоенное развитие. Но гарантировать резкое наращивание этой программы и выход ее на другой уровень в среднесрочной перспективе, естественно, не может никто. Даже сам Иран. На сегодня очень сложно представить ту конфигурацию, которая сложится в случае краха Саудовской Аравии. Поэтому вопрос о направленности ядерной программы Ирана, конечно же, нужно гарантировано решить сейчас. Кстати, это и в российских интересах.

Поэтому старт новой политики США в отношении Ирана обусловлен двумя принципиальными факторами - итогами мирной конференции в Женеве и итогом переговоров с Ираном в формате "6+1". Скорость, с которой США пытаются разрешить эти две непростые задачи, говорит о том, что они крайне заинтересованы в запуске новой политики. Собственно, от этого зависит и судьба Саудовской Аравии - и саудиты делают все возможное, чтобы сорвать мирную конференцию в Женеве, что оттянет неизбежное.


Ответная благодарность

9 ноября 2013

Похоже, что подписание документов между "шестеркой" и Ираном если и произойдет, то не сегодня. С нескрываемым раздражением министр иностранных дел Ирана сообщил, что встреча, вероятнее всего, продолжится через 7-10 дней.

Причиной сегодняшнего тупика он назвал неконструктивную позицию Франции на грани шантажа. Иран не будет пописывать обязывающие его документы без столь же обязывающего снятия санкций. Принципиальная договоренность об этом достигнута, но Франция выдвинула неприемлемое условие, касающееся реактора в Араке. Иран дал согласие на перенос его запуска, но французы требуют полного закрытия станции.

Иранцы назвали это требование неприемлемым и подозревают стоящего за ним Израиль. Возможно, это и так. Однако у проблемы, скорее всего, есть и иное измерение.


О коррупции в евроэлите особо не говорят, хотя проблема носит откровенно системный характер. Легендарный бывший премьер Катара Хамад бен Джассем ат-Тани скупал английскую недвижимость, откатывая фантастические суммы английским чиновникам, не забывая и себя. Откровенное воровство из катарской казны, сделавшее бен Джассема богаче самого эмира, совершалось на сделках, которые не могли состояться без участия чиновников тех стран, где они заключались. Есть интерполовские данные, которые сам Интерпол никогда не признает своими, из которых следует, что на подкуп еврочиновников и политиков арабские шейхи из разных стран тратят суммарно десятки миллиардов долларов ежегодно.

Происходит это как вполне легально и респектабельно - через благотворительные фонды, гранты и взносы, так и банально через чемоданы с наличными. Покупается недвижимость и предметы роскоши, владельцами которых внезапно становятся родственники евроворья - в общем, схемы разнообразны и изобретательны. История с заявлением Сеифа Каддафи о финансировании избирательной кампании Саркози в итоге заволокитилась - но не столько из-за того, чтобы спасти Саркози, сколько для того, чтобы не вскрывать механизмы подкупа.

Скорее всего, прямо сейчас включился механизм ответной благодарности, которую вынудили проявить французов, вмазанных в коррупцию ничуть не меньше остальных европейцев. Похоже, что позиция Франции стала неожиданной для всех прилетевших первых лиц внешнеполитических ведомств - и упертость французской делегации в какой-то степени вызвала оторопь у их коллег. Во всяком случае английский министр индел выглядел на встречах с журналистами в перерывах заседаниях озадаченным и несколько обескураженным.

Очевидно, что с французами за неделю поработают и постараются внушить, что большая политика - не совсем их епархия, и негоже ставить палки в колеса евроатлантическим союзникам.

Понятно, что за коррупционную составляющую отвечают саудиты - и этот ход, скорее всего, американцы не сумели просчитать или не придали ему большого значения. Поэтому встречу придется проводить через неделю.

Тактика Саудовской Аравии и Израиля, пытающихся торпедировать соглашения "шестерки" с Ираном, в принципе, понятна - затягивать их подписание до тех пор, пока в Иране консерваторы, взбешенные политикой Рохани, не сумеют дискредитировать его окончательно в глазах рахбара. После этого Хаменеи может сменить состав делегации и дать более жесткие установки - что будет означать очередной круг переговоров по-новой. Сегодня эта тактика принесла успех - и американцам придется подготовиться к следующему разу, предусматривая самые экзотические варианты.

Проблема в том, что у Обамы противники находятся и в США, и ему придется страховаться и с этой стороны. В общем, сегодняшний раунд, судя по всему, за израильско-саудовским тандемом.

Источник


Комментарии (3) | Распечатать

Добавить новость в:


 

 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

  1. » #3 написал: fedulov8175 (11 ноября 2013 13:41)
    Статус: Пользователь offline |



    Группа: Посетители
    публикаций 0
    комментариев 269
    Рейтинг поста:
    0
    namor,
    Сдерживайте ваши порывы и лексику. И так написали бред, так хоть за языком следите.

       
     


  2. » #2 написал: Ademir (11 ноября 2013 11:58)
    Статус: Пользователь offline |



    Группа: Эксперт
    публикаций 0
    комментариев 1138
    Рейтинг поста:
    0
    Обретение Саудовской Аравией ядерных боеприпасов сделает реальной угрозу арабского (исламского)ядерного терроризма против России, что представляет собой вариант "ограниченной ядерной войны" против России, о которой несколько десятилетий мечтают СЩА.

       
     


  3. » #1 написал: namor (11 ноября 2013 10:52)
    Статус: Пользователь offline |



    Группа: Посетители
    публикаций 0
    комментарий 281
    Рейтинг поста:
    0
    Вот я не пойму пиндосов. Так называемая власть и влияние саудов в мире - это только и всего лишь деньги, которые пиндосы и остальные платят за саудовскую нефть. Т.е. сначала запад платит саудам миллиарды и миллиарды баксов, а потом думает - что же нам сделать с последствиями наличия баснословных денег у диких, вонючих, тупых и надменных ослоёбов? Надо лечить причину, а не следствие. Когда-то сам запад в лице мелкобритов и ещё кого-то поделил ближний восток на территории, назвал их странами и посадил подконтрольных царьков. Но времена изменились. Если раньше царьки вякали только по месту и только по команде, то сейчас, как видно, царьки потеряли страх и пытаются быть самостийными wink . Поэтому по логике предков - царьки должны быть уничтожены, ибо весь смысл был в их подконтрольности западу. Поэтому, очевиден дальнейший разумный план действий - переформатирование аравийского полуострова в 5х штат пиндосии путём полного уничтожения государств на данной территории, уничтожения правящих династий, загона местного населения в резервации в пустыне и возвращение арабов в их первозданное состояние вонючих пустынных ослоёбов. У пиндосов появляется легкодоступная нефть, рабочие места и прочие пряники. союзничков под это дело у пиндосов будет достаточно. Но разрешит ли ВВП - вопрос. Смысла в такой войне "за нефть" мне видится больше, чем в войне в Сирии или с Ираном.

       
     






» Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации. Зарегистрируйтесь на портале чтобы оставлять комментарии
 


Новости по дням
«    Декабрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031 

Погода
Яндекс.Погода


Реклама

Опрос
Ваше мнение: Покуда территориально нужно денацифицировать Украину?




Реклама

Облако тегов
Акция: Пропаганда России, Америка настоящая, Арктика и Антарктика, Блокчейн и криптовалюты, Воспитание, Высшие ценности страны, Геополитика, Импортозамещение, ИнфоФронт, Кипр и кризис Европы, Кризис Белоруссии, Кризис Британии Brexit, Кризис Европы, Кризис США, Кризис Турции, Кризис Украины, Любимая Россия, НАТО, Навальный, Новости Украины, Оружие России, Остров Крым, Правильные ленты, Россия, Сделано в России, Ситуация в Сирии, Ситуация вокруг Ирана, Скажем НЕТ Ура-пЭтриотам, Скажем НЕТ хомячей рЭволюции, Служение России, Солнце, Трагедия Фукусимы Япония, Хроника эпидемии, видео, коронавирус, новости, политика, спецоперация, сша, украина

Показать все теги
Реклама

Популярные
статьи



Реклама одной строкой

    Главная страница  |  Регистрация  |  Сотрудничество  |  Статистика  |  Обратная связь  |  Реклама  |  Помощь порталу
    ©2003-2020 ОКО ПЛАНЕТЫ

    Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам.
    Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+


    Map