Неделю назад сотрудники Оксфордского института интернета (Oxford Internet Institute) Марк Грехэм и Стефано Де Стаббата представили исследование «Эпоха интернет-империй» (Age of Internet Empires). Кстати, в это же время со своей речью президент Грузии выступал в ООН. В ней Михаил Саакашвили пытался заклеймить своего геополитического противника словом «империя». А вот учёные, изучающие интернет-географию, спокойно наградили таким званием Google и Facebook.
Интернет и политическая география
Кратко о работе: исследователи воспользовались данными компании Аlexa.com (которая собирает информацию об интернет-пользователях и предоставляет интернет-аналитику по различным параметрам начиная с 1996 года), определили самые популярные сайты по государствам и нанесли их на географическую карту.
В итоге стали очевидны глобальные сферы влияния, что и дало повод заговорить об «империях». Для усиления впечатления в качестве основы изображения была выбрана старая колониальная карта мира по итогам Семилетней войны (1756–1763).
Статистика простая: Google лидирует в 62 странах, Facebook — в 50, Baidu и Yahoo! — каждый в двух, «ВКонтакте», Mail.ru и Yandex — по одной стране.
Однако политическая география — довольно сомнительный критерий для определения лидеров в интернете. Так ведь можно досчитаться и до того, что в десятку ведущих сайтов попадает газета The Al-Watan Voice, которую чаще всего читают в Палестинской автономии (если не поленитесь и откроете сайт, то увидите обычную арабоязычную страницу с неприхотливым дизайном и «битыми» иллюстрациями). Вот что бывает, если заходить в интернет по стандартам времён Екатерины Великой или «георгианской эпохи»!
Это понимают и в Оксфорде, а потому к винтажной карте прилагается другая, современная, которая визуализирует те же данные одновременно по географическому и демографическому признакам. То есть карта сохраняет принцип деления на государства, но их размер искажён и прямо пропорционален количеству интернет-пользователей.
Размышления о том, почему Google популярнее Facebook (Google также является «вторым» сайтом в 36 странах из 50, где лидирует Facebook), оставим маркетологам и историкам интернета. Для нас это неважно. Главное же, что Google и Facebook популярны в Европе и её бывших колониях с некоторыми исключениями. Феномен популярности Yahoo! в Японии спишем на загадочность японской души. Остаются ещё две зоны: китайский поисковик Baidu (популярный также в Республике Корея) и условный Рунет Таможенного союза (Yandex, «ВКонтакте» и Mail.ru, популярные, соответственно, в России, Белоруссии и Казахстане).
Если бы мы были сотрудниками офиса госсекретаря США Хиллари Клинтон, то объяснили бы эту расстановку сил в соответствии с концепцией деления стран на «свободные» и «несвободные». Мол, там, где победили, превалируют или заложены в основу ценности равенства и свободы в евроатлантической версии, там доминируют Google-Facebook. А в Китае и России, которые мешают свободе и не дают Google-Facebook закрепиться в Сирии, лидируют местные сайты.
Интернет-империи как носители и распространители ценностей
Отбросив же пропагандистские штампы, можно отметить следующее:
- Продвижение евроатлантического образа жизни и ценностей сопровождается развитием и продвижением евроатлантической этики в массовых коммуникациях. Google и Facebook становятся такими же маркерами западного мира в виртуальной реальности, как McDonald’s в материальном мире.
- Особое положение Китая на интернет-карте обеспечивается его уникальными цивилизационными и географическими характеристиками (язык, культура, численность населения), а также государственным протекционизмом в этой сфере. Известно, что власти Китая ограничивают Google-Facebook на подвластных территориях. Однако результат местного Baidu нельзя списывать исключительно на государственную цензуру, ведь он популярен в соседней Южной Корее и довольно успешно стартовал в Японии.
- Популярность российских сайтов в государствах Таможенного союза тем более нельзя объяснить государственным принуждением или протекционизмом, потому что интернет-среда в России, Белоруссии и Казахстане всегда находится в оппозиции к действующим политическим режимам. Поэтому можно говорить, что границы «интернет-империй» отражают границы распространения неких ценностей.
Если принять за критерии особенности иерархии и отношение к праву собственности (в данном случае интеллектуальной собственности), то получим:
- евроатлантическую интернет-империю с декларациями равенства, свободы и культом права частной собственности;
- китайскую интернет-империю с её конфуцианским патернализмом и обобществлением интеллектуальной собственности (что и породило феномен китайских подделок, которые с китайской точки зрения таковыми не являются);
- евразийскую (постсоветскую) интернет-империю, где интернет-пользователи в отношениях между собой, с корпорациями и государством являются европейцами, но к объектам права интеллектуальной собственности подходят с коллективистских позиций, именуемых на Западе «пиратством».
Это объясняет доминирование «своих» сайтов и соцсетей в Рунете. Лет семь назад нашему пользователю было из чего выбирать: на каждый иностранный start-up приходилось несколько отечественных, в том числе и начисто «слизанных» с успешных западных образцов. Однако в лидеры выбились только те, кто предложил наиболее удобные сервисы для «кириллического» пользователя (Yandex, Mail.ru), удовлетворил спрос на ностальгию, общение и доступный интеллектуальный продукт («Одноклассники», «ВКонтакте»). И сделали это в свободных конкурентных условиях.
Всё перечисленное выше следует учитывать в дальнейшем при развитии законодательства об интернете и защите права интеллектуальной собственности. Очень жёсткая позиция государства в борьбе с «пиратством» входит в противоречие с порядком вещей, который самостоятельно сложился в наших землях и доказал свою жизнеспособность.
Вместо P.S. А вот карта распространения социальных сетей (основана на данных того же Alexa.com, правда, двухлетней давности).
Фактически мы видим всё ту же картину. В Европе и её бывших колониях безоговорочно доминируют Facebook, Twitter и Linkedin. В Китае — их местные аналоги Qzone, Sina Weibo и Renren. В России — «ВКонтакте», «Одноклассники» и только на третьем месте Facebook. Кстати, в зону «ВКонтакте» — «Одноклассники» уже попали Украина, Белоруссия, Молдавия, Киргизия.
На карте заметна популярность сети Google Orkut в Бразилии (лидирует) и Индии (уступает только Facebook). О том, почему страны БРИК, выделенные в отдельную группу аналитиком Goldman Sachs Джимом О'Ниллом, демонстрируют свою особенность и в данном разрезе, ещё стоит подумать. Но нелишним будет вспомнить, что карта соцсетей была составлена практически одновременно с докладом аналитиков всё того же Goldman Sachs — A Progress Report on the Building of the BRICs, в котором отмечался особый прогресс в телекоммуникациях (мобильная связь и интернет) во всех странах тогда ещё БРИК, а также значительный потенциал к их развитию в ближайшем будущем.
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 300
Рейтинг поста:
Интересно. А можно поподробнее?
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 512
Рейтинг поста:
Группа: Посетители
Публикаций: 0
Комментариев: 67
Почему СМИ так мало пишут о DDOS-атаках?...предлагает услугу "Блокировка западных ip-адресов
Святая простота. Блокировка западных ай-пишников - фарисеев ход интернет войн.
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 37
Рейтинг поста:
Может я просто не очень точно выразился.
Угрызения совести к кому-то, кто по другую сторону монитора.
Есть люди, которые не испытвают угрызения совести, когда стоят на трупом с окровавленым ножом в руке. Говорить в таком же контексте о совести тех, кто устраивает DDoS атаки глупо. По сути DDoS атака, скажем на сайты министерства или новостные сайты, никому вреда особого не принесет. Ну вырубится сервер, не смогут тысяча или миллион челоек получить информацию с сайта, получат в другом месте или позже. Владелец сайта понесет какие-то денежные убытки. На этом всё.
Да! Есть системы от которых могут зависеть жизни людей в прямом смысле слова, системы управления железными дорогами, медицинские учереждения, энергетика например. Но такие системы как правило изолированы от внешних информационных сетей, а так же имеют включенные в себя повышеные меры информационной безопасности.
Единственное где могут быть жертвы от DDoS атак это заглушенные на долгое время сервера всяческих сетевых игрушек. Игрозависые личности могут совершить суицид.
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 300
Рейтинг поста:
А что плохого в кликании на файл с фильмом, если он лежит в сети? Я что, должен расследование в детективном агентстве заказывать, чтобы выяснить, украли этот файл или нет?
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 37
Рейтинг поста:
Ничего личного - том смысле, что нет ни угрызений совести, ни морали, ни других "тормозов". Заплатили - сделал. В информационной войне, как впрочем и в любой другой, все средства хороши.
Недавно по "Аське" попробовал общнуться с такой "конторой" любопытства ради. Вполне циничная состоялась беседа.
А какие могут быть угрызения совести от кликов мышью ?
Точно так же как ты кликаешь на фаил пиратского фильма, так же как ты кликаешь в стрелялке, точно так же кликаешь кнопку Run DDoS.
Статус: |
Группа: Гости
публикаций 0
комментариев 0
Рейтинг поста:
А по мне - так масштабное наступление Америки на свободу слова в РФ.
И это тоже. Но и свои доморощенные орудуют нисколько не меньше.
Ничего личного - том смысле, что нет ни угрызений совести, ни морали, ни других "тормозов". Заплатили - сделал. В информационной войне, как впрочем и в любой другой, все средства хороши.
Недавно по "Аське" попробовал общнуться с такой "конторой" любопытства ради. Вполне циничная состоялась беседа.
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 300
Рейтинг поста:
Ой ли?
А по мне - так масштабное наступление Америки на свободу слова в РФ.
Конечно, это тоже можно назвать "бизнесом". "Business" в переводе с английского означает дело, занятие. Если спросить американца, чем занят зек на Беломорканале, который катит тележку с глиной, американец скажет: "He makes his business".
Статус: |
Группа: Гости
публикаций 0
комментариев 0
Рейтинг поста:
Статус: |
Группа: Гости
публикаций 0
комментариев 0
Рейтинг поста:
А чего об них писать-то? Смысл? С ними бороться надо. А на деле организуют такие "гадости" не мелкие пакостники и не хакеры-одиночки, а вполне себе крупные "конторы". Они даже размещают рекламу в инете, совершенно открыто. Такие атаки - это метод воздействия на неугодных и соответственно имеет весьма хороший ценник. В общем ничего личного, только бизнес. Это тот же киллер, только информационный.
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 300
Рейтинг поста:
Думаю, "Око планеты" тоже может об этом рассказать, не зря же у Вас все время выскакивает "Нажмите F5".