Неделю назад сотрудники Оксфордского института интернета (Oxford Internet Institute) Марк Грехэм и Стефано Де Стаббата представили исследование «Эпоха интернет-империй» (Age of Internet Empires). Кстати, в это же время со своей речью президент Грузии выступал в ООН. В ней Михаил Саакашвили пытался заклеймить своего геополитического противника словом «империя». А вот учёные, изучающие интернет-географию, спокойно наградили таким званием Google и Facebook.

Интернет и политическая география

Кратко о работе: исследователи воспользовались данными компании Аlexa.com (которая собирает информацию об интернет-пользователях и предоставляет интернет-аналитику по различным параметрам начиная с 1996 года), определили самые популярные сайты по государствам и нанесли их на географическую карту.

В итоге стали очевидны глобальные сферы влияния, что и дало повод заговорить об «империях». Для усиления впечатления в качестве основы изображения была выбрана старая колониальная карта мира по итогам Семилетней войны (1756–1763).

Статистика простая: Google лидирует в 62 странах, Facebook — в 50, Baidu и Yahoo! — каждый в двух, «ВКонтакте», Mail.ru и Yandex — по одной стране.

Однако политическая география — довольно сомнительный критерий для определения лидеров в интернете. Так ведь можно досчитаться и до того, что в десятку ведущих сайтов попадает газета The Al-Watan Voice, которую чаще всего читают в Палестинской автономии (если не поленитесь и откроете сайт, то увидите обычную арабоязычную страницу с неприхотливым дизайном и «битыми» иллюстрациями). Вот что бывает, если заходить в интернет по стандартам времён Екатерины Великой или «георгианской эпохи»!

Это понимают и в Оксфорде, а потому к винтажной карте прилагается другая, современная, которая визуализирует те же данные одновременно по географическому и демографическому признакам. То есть карта сохраняет принцип деления на государства, но их размер искажён и прямо пропорционален количеству интернет-пользователей.

Размышления о том, почему Google популярнее Facebook (Google также является «вторым» сайтом в 36 странах из 50, где лидирует Facebook), оставим маркетологам и историкам интернета. Для нас это неважно. Главное же, что Google и Facebook популярны в Европе и её бывших колониях с некоторыми исключениями. Феномен популярности Yahoo! в Японии спишем на загадочность японской души. Остаются ещё две зоны: китайский поисковик Baidu (популярный также в Республике Корея) и условный Рунет Таможенного союза (Yandex, «ВКонтакте» и Mail.ru, популярные, соответственно, в России, Белоруссии и Казахстане).

Если бы мы были сотрудниками офиса госсекретаря США Хиллари Клинтон, то объяснили бы эту расстановку сил в соответствии с концепцией деления стран на «свободные» и «несвободные». Мол, там, где победили, превалируют или заложены в основу ценности равенства и свободы в евроатлантической версии, там доминируют Google-Facebook. А в Китае и России, которые мешают свободе и не дают Google-Facebook закрепиться в Сирии, лидируют местные сайты.

Интернет-империи как носители и распространители ценностей

Отбросив же пропагандистские штампы, можно отметить следующее:

  1. Продвижение евроатлантического образа жизни и ценностей сопровождается развитием и продвижением евроатлантической этики в массовых коммуникациях. Google и Facebook становятся такими же маркерами западного мира в виртуальной реальности, как McDonald’s в материальном мире.
  2. Особое положение Китая на интернет-карте обеспечивается его уникальными цивилизационными и географическими характеристиками (язык, культура, численность населения), а также государственным протекционизмом в этой сфере. Известно, что власти Китая ограничивают Google-Facebook на подвластных территориях. Однако результат местного Baidu нельзя списывать исключительно на государственную цензуру, ведь он популярен в соседней Южной Корее и довольно успешно стартовал в Японии.
  3. Популярность российских сайтов в государствах Таможенного союза тем более нельзя объяснить государственным принуждением или протекционизмом, потому что интернет-среда в России, Белоруссии и Казахстане всегда находится в оппозиции к действующим политическим режимам. Поэтому можно говорить, что границы «интернет-империй» отражают границы распространения неких ценностей.

Если принять за критерии особенности иерархии и отношение к праву собственности (в данном случае интеллектуальной собственности), то получим:

  • евроатлантическую интернет-империю с декларациями равенства, свободы и культом права частной собственности;
  • китайскую интернет-империю с её конфуцианским патернализмом и обобществлением интеллектуальной собственности (что и породило феномен китайских подделок, которые с китайской точки зрения таковыми не являются);
  • евразийскую (постсоветскую) интернет-империю, где интернет-пользователи в отношениях между собой, с корпорациями и государством являются европейцами, но к объектам права интеллектуальной собственности подходят с коллективистских позиций, именуемых на Западе «пиратством».

Это объясняет доминирование «своих» сайтов и соцсетей в Рунете. Лет семь назад нашему пользователю было из чего выбирать: на каждый иностранный start-up приходилось несколько отечественных, в том числе и начисто «слизанных» с успешных западных образцов. Однако в лидеры выбились только те, кто предложил наиболее удобные сервисы для «кириллического» пользователя (Yandex, Mail.ru), удовлетворил спрос на ностальгию, общение и доступный интеллектуальный продукт («Одноклассники», «ВКонтакте»). И сделали это в свободных конкурентных условиях.

Всё перечисленное выше следует учитывать в дальнейшем при развитии законодательства об интернете и защите права интеллектуальной собственности. Очень жёсткая позиция государства в борьбе с «пиратством» входит в противоречие с порядком вещей, который самостоятельно сложился в наших землях и доказал свою жизнеспособность.

Вместо P.S. А вот карта распространения социальных сетей (основана на данных того же Alexa.com, правда, двухлетней давности).

Фактически мы видим всё ту же картину. В Европе и её бывших колониях безоговорочно доминируют Facebook, Twitter и Linkedin. В Китае — их местные аналоги Qzone, Sina Weibo и Renren. В России — «ВКонтакте», «Одноклассники» и только на третьем месте Facebook. Кстати, в зону «ВКонтакте» — «Одноклассники» уже попали Украина, Белоруссия, Молдавия, Киргизия.

На карте заметна популярность сети Google Orkut в Бразилии (лидирует) и Индии (уступает только Facebook). О том, почему страны БРИК, выделенные в отдельную группу аналитиком Goldman Sachs Джимом О'Ниллом, демонстрируют свою особенность и в данном разрезе, ещё стоит подумать. Но нелишним будет вспомнить, что карта соцсетей была составлена практически одновременно с докладом аналитиков всё того же Goldman Sachs — A Progress Report on the Building of the BRICs, в котором отмечался особый прогресс в телекоммуникациях (мобильная связь и интернет) во всех странах тогда ещё БРИК, а также значительный потенциал к их развитию в ближайшем будущем.

 

Артём Горячкин