Сделать стартовой  |  Добавить в избранное  |  RSS 2.0  |  Информация авторамВерсия для смартфонов
           Telegram канал ОКО ПЛАНЕТЫ                Регистрация  |  Технические вопросы  |  Помощь  |  Статистика  |  Обратная связь
ОКО ПЛАНЕТЫ
Поиск по сайту:
Авиабилеты и отели
Регистрация на сайте
Авторизация

 
 
 
 
  Напомнить пароль?



Клеточные концентраты растений от производителя по лучшей цене


Навигация

Реклама

Важные темы


Анализ системной информации

» » Влияние американских ценностей на трансформацию российского общества

Влияние американских ценностей на трансформацию российского общества


13-08-2013, 10:15 | Первая полоса | разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ | комментариев: (8) | просмотров: (21 009)

Глава 1: Содержание понятия американизация

1.1 История возникновения понятия и его основные характеристики

 

Прежде чем перейти к определению понятия американизации  обратимся к истории возникновения данного термина.

Понятие американизации в большой степени обуславливается историческими особенностями США во внешней политике, для которой характерны абсолютизм ценностей, ощущение исключительности и осознание своей миссии распространения свободы и демократии в мире.

Идею о распространении принципов свободы и демократии  как миссии США, обосновал президент США В. Вильсон (1913–1921). Внутренняя  политика Томаса Вудро Вильсона вошла в историю как «новая демократия», программа которой основывалась на трех принципах: индивидуализм, свобода личности и свобода конкуренции. 

После вступления в Первую мировую войну «Америка реализовала безмерную привилегию воплощения своей судьбы и спасения мира»[1].

Начиная с В. Вильсона, американские лидеры прямо говорили об экспорте массовой культуры и потребительских товаров как о центральной теме американской глобализационной демократической миссии.

После начала холодной войны, по словам американского исследователя Дж. Курта, «американская мощь и присутствие распространились по всему свободному миру (особенно очевидно в Западной Европе, Северо-Восточной Азии, в Латинской Америке) – да и по всему миру. Но еще больше мощь и присутствие Америки распространились после окончания холодной войны»[2].

Во второй половине XIX века и начале XX века понятие «американизация» рассматривалось как социальное движение, целью которого было полностью ассимилировать иммигрантов к американскому обществу (Graham and Koed[3]).

В современных публикациях термин американизация понимается как процесс, через который утверждаются американские культурные ценности в других странах.

Такая трактовка термина появилась в XX веке в связи с обретением США статуса сверхдержавы. Особое развитие она получила в политической сфере влияния США после окончания Второй мировой войны.

После распада СССР и  окончательного разделения сфер влияния Советского Союза и Америки многие исследователи стали говорить о периоде «Пакс американа», когда США закрепились как гегемон системы международных отношений, осуществляя управление мировыми делами с помощью превосходящей военной силы, экономической и финансовой мощи.

Еще одним шагом для  продвижения американизации, как заявил Министр обороны США Д. Рамсфельд[4], стали события 11 сентября 2001 года. Эти события «создали возможности, подобные тем, которые были созданы Второй мировой войной, – возможности перестроить мир».

Год спустя Дж. Буш определил новый вариант американской внешней политики, который заключался в ориентации на глобальную гегемонию и борьбу с терроризмом[5].

Таким образом, американизация стала неофициальной идеологией политической и деловой элиты США,  определяющей роль Америки в мире и соотносящая ее с предполагаемыми благами, которые несет новая эра.

В таком случае американский национальный опыт воспринимается как универсальный и распространяется на весь земной шар, то есть в настоящее время можно говорить о глобальной американизации.

Для обозначения процесса американизации зачастую используется другой термин – вестернизация. По сути два данных термина обозначают один процесс – процесс переноса технологий, структур и образа жизни западных (европейских) обществ в незападные[6].

Изначально процесс вестернизации подразумевал под собой влияние Запада на другие страны. Во второй половине XX века источник распространения западных образцов, насаждаемых или перенимаемых другими странами, изменился. Вместо Западной Европы им стали Соединенные Штаты Америки.

В качестве нового лидера Западного мира, США значительно отличались от Британской империи, также как от континентальных стран Европы. США были страной иммигрантов, в противоположность континенту, и не обладали колониальным опытом.

Все эти факторы привели к двум особенностям в американском мировоззрении.

Во-первых, США воспринимает себя как благословенную страну, основной целью которой является намерение «сделать мир лучше»[7].

Во-вторых, в качестве инструмента для приспособления мира к стандартам Соединенных Штатов была выбрана экономически обоснованная идеология. Ее материалистические принципы должны применяться по всему миру, включая продуцирование американского стиля свободы и демократии, американского образа жизни.

В качестве примера очевидности американизации в современном мире можно привести такие американские материальные символы как Levi’s, Coca-Cola, Marlboro, Nike и др. Также этот процесс может быть отражен в притягательности для общества американского образа жизни, слэнга и ценностей.

Степень американизации различна в разных странах. В некоторых странах она очевидна и всеобъемлюща, в других менее заметна. В одних странах ее ценности охотно воспринимаются, тогда как в других их активно избегают и остерегаются как угроз традиционным ценностям данной страны.

Так, некоторые западноевропейские исследователи (А. Гобар[8], Е. Тибо[9] и др), считают, что проникновение американской массовой культуры, американизация национальных культур Европы представляет собой культурную войну.

Согласно Т.А. Шаклеиной  идея распространения американской модели «как образца «самого свободного, самого просвещенного и самого могучего государства на земле», носила наступательный, а часто и экспансионистский характер»[10].

Одним из результатов процесса американизации является стандартизация и универсализация всех сторон общественной жизни.

Б. Барбер – один из сторонников концепции вестернизации и автор работы «Джихад против Мак-мира», указывает на «экономические, технологические и экологические силы, которые требуют интеграцию и единообразие, и которые гипнотизируют людей посредством быстрой музыки, быстрых компьютеров, быстрой еды – MTV, Macintosh, McDonald’s – стягивая нации в один гомогенный парк, один Макдоналдс, связанные через коммуникации, информацию, развлечение и коммерцию»[11].

Концепция американизации указывает не только на процессы гомогенизации и уничтожение локальных различий под давлением глобальных потоков, но и на подавляющую принадлежность этих потоков одной стране  – США. Н. Покровский пишет: «Глобализация выступает в форме американизации. Можно утверждать, что американизация и есть глобализация»[12].

Существует множество определений американизации.

Внутри США, термин обозначает социализацию мигрантов в США. Ф. Бэлл определяет американизацию как «процесс, посредством которого эмигранты приобретают наш (американский) язык, гражданство, обычаи и идеалы»[13].

Признавая возможность рассмотрения процесса американизации как внутренней культурной ассимиляции иммигрантов в США, британский журналист и редактор Уильям Стэд большее значение придавал процессу внешней американизации остального мира[14].

Американизация должна рассматриваться как двусторонний процесс.  С одной стороны, она включает в себя ассимиляцию иностранных культур и людей, трансформацию культурных продуктов и их экспорт за пределы американских границ. С другой –  США является крупным потребителем культуры, так же как и ее производителем.

Америка очень восприимчива к иностранному влиянию, которое оказало воздействие  на создание новых форм культуры, фильмов, моды и т.д. Как утверждает Р. Пеллс, «именно эти иностранные влияния сделали американскую культуру такой популярной на протяжении длительного времени по всему миру. Американская культура распространяется по миру благодаря тому, что она включает в себя заимствованные иностранные стили и идеи. Америка собирает и видоизменяет культурные продукты, полученные от других стран, и ретранслирует их по всей планете» [15].

Американский вариант демократии, либерализацию торговли и культуры часто можно заметить за пределами США, а воспринимаемые американские ценности зачастую адаптируются и интерпретируются в рамках различных культурных контекстов.

Согласно Дж. Ритцеру[16] на наиболее общем уровне «американизация» –  термин для описания влияния Америки, ее норм, ценностей, структур и институтов на остальной мир. По сути, по мнению ученого, американизация является конкретизацией глобализации с включенными элементами американской национальной культуры.[17]

По В.И. Добренькову и А.И. Кравченко, под американизацией можно понимать культурную экспансию со стороны США по отношению к другим странам[18].

Процесс американизации согласно В. Иноземцеву не утверждает «равенства и братства, а создает мир, управляемый из единого центра на основе единых принципов»[19].

По мнению Д. Томлинсона[20], в целом процесс американизации можно определить как  «повсеместное распространение  европейских языков (в частности английского) и потребительской культуры «западного» капитализма… стиль одежды,  привычки в еде, архитектурные и музыкальные формы, усвоение урбанистического стиля жизни, основанного на индустриальном производстве, культурные модели, созданные СМИ, серию философских идей, культурных ценностей и трактовок – относительно личной свободы, гендера и сексуальности, прав человека, политического процесса, религии, науки и технологической рациональности  и т.д.».

По мнению политолога М. Нолан, «американизация – не только процесс принятия американских форм производства и потребления, технологии и методов управления, культурных товаров и учреждений массовой культуры, гендерных ролей, и методов досуга»[21], но также она включает в себя и  исследование того какие заимствования были приспособлены, как они функционировали и приобретали специфические смыслы.

М. Нолан отмечает, что «Америка всегда рискует служить отрицательной матрицей, то есть быть новым отрицательным воплощением текущей стадии социокультурной и экономической модернизации и глобализации»[22], то есть Америка может стать одной из причин, объясняющих сложившуюся в мире сложную ситуацию. Те общества, которые чувствуют, что их образ жизни находится под угрозой, могут списать это на негативное влияние США.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что понятие американизация может нести как позитивный, так и негативный смысл. Его содержание зависит от степени влияния США на мировое сообщество.

1.2 Проявление процесса американизации в сферах общественной жизни

Процесс американизации оказывает влияние на все сферы жизни общества, на отдельного человека,  на структурообразующие компоненты всей системы культуры.

Л. Склэр пишет, что транснациональные практики действуют на трех уровнях – экономическом, политическом и культурно-идеологическом. «Есть только одна страна – США, чьи представители, агенты и организации доминируют во всех трех уровнях»[23].

Американизация проявляет себя с одной стороны как набор символов, ценностей, понятий.

М. Уотерс считает, что масс-медиа формируют глобальную культуру «посредством единого контента потоков и посредством глобального языка»[24].

США занимает доминирующее положение в этом процессе.

В настоящее время 19 из 40 глобальных медиакомпаний – это компании США. Америка лидирует по производству и импорту медиаконтента.  Для примера – около 75-80% российского проката занимают фильмы американского производства[25]. Необходимо отметить, что данный медиаконтент в любом случае будет включать американские ценности, как продукт, произведенный носителями американской культуры.

Культурные элементы США в символической (в виде идей и ценностей) и  материальной (в виде товара) форме полностью заполняют локальные культуры, вытесняя при этом их собственные ценности. Многие культуры пассивно принимают эти ценности. Это объясняется тем, что лидирующее положение США связывается с присущей ей ценностной системой и соответственно внедрение схожей системы позволит достичь такого же уровня развития.  По этой причине западная культура и ее проявления – материальные товары, информационные продукты, система ценностей –являются очень привлекательными для большинства людей.

Б. Барбер описывает американское влияние на другие культуры следующим образом: «когда Америка встречает другую культуру… это  американец, вооруженный, как солдат в Ираке, со всеми своими товарами, брендами и новыми технологиями, современной коммерцией, мягкой и жесткой властью, гегемонией  в мировой экономике, лучшей армией мира. И эта культура встречает маленькую культуру Третьего мира, у которого накидки навайо и музыка фьюджн».[26]

Распространение американизации сопровождается распространением массовой культуры, основанной на стандартизированном массовом производстве и культуре потребления.

Основную часть товаров при этом представляют товары, сделанные США, или компаниями корпораций со штаб-квартирой в США, или по заказу американских компаний, или имитирующие американские товары[27].

При этом это не просто материальные товары, они являются также носителями определенных ценностей, стиля жизни, поведенческих моделей и установок.

Доминирующей при этом становится культура консьюмеризма,  аналогом которой является феномен перепотребления. Культура консьюмеризма основывается на символической стоимости товара, а не материальной. Потребление становится формой самовыражения.

Процесс глобального проникновения массовой культуры в широкие слои населения во всем мире в результате американизации описывает П. Бергер. По его мнению, данный процесс  осуществляется благодаря тиражированию массовой культуры многими коммерческими предприятиями (такими как Adidas, McDonald's, Disney, MTV и т.п.)[28].

Большая часть массовой культуры не несет серьезной угрозы традиционной культуре и носит поверхностный характер, то есть значительного влияния на  взгляды, систему ценностей и поведение населения она не оказывает. Как пишет П. Бергер, «индивид может носить джинсы и спортивную обувь, есть гамбургеры, даже смотреть мультфильмы Диснея и при этом целиком оставаться в рамках той или иной традиционной культуры»[29].

Американизация предполагает глобальное распространение модернизации и капиталистической системы.

Наиболее полно эта мысль раскрыта в работе Дж. Ритцера «Современные социологические теории», в которой он рассматривает глобализацию как процесс макдональдизации, при котором «принципы ресторана быстрого питания становятся доминирующими во всех больших секторах американского общества и всего мира» [30].

Кроме того, американизация проявляется в распространении западной системы социо-политических ценностей и институтов (либеральная демократия, права человека, личная свобода, частная собственность и т.д.).

Одним из важнейших, по мнению В.М. Алпатова[31], является проявление американизации  в языке. Английский язык  официально считается  международным,  он сохраняет свое позицию как язык-донор, то есть язык, являющийся источником заимствования (к этому феномену, в частности, можно отнести  широкое распространение американизмов). Многие молодые люди сейчас используют американский тип английского, считая его современным.

Отношение к распространению американизмов зависит от официальной политики и общественного мнения разных стран.

В качестве  примера можно привести недавнее предложение лидера партии ЛДПР В. Жириновского о разработке законопроекта о запрете на использование в СМИ иностранных слов при наличии русских аналогов[32].

Таким образом, проявления американизации рассматриваются через возможность их совпадения с угрозой распространения американской культуры. Эта угроза распространяется, начиная от использования английского языка как средства международного общения  до влияния на весь образ жизни.

1.3 Механизмы распространения американизации

Основными механизмами распространения американизации являются культурная диффузия и культурный империализм.

Культурная диффузия  проявляется в процессе взаимопроникновения культур, при  котором материальные и нематериальные элементы одной культуры принимаются или  становятся очевидными в другой. Культурное взаимопроникновение может трансформировать культуру коренных народов, сделав более сложным  выделение  или определение  ее этнических корней.

Еще одним результатом этого процесса является формирование единообразной транснациональной культуры. Как отмечает Л. Федорова, в результате культурной диффузии происходит определенное «схождение»[33]  культур и формируется транснациональная культура, единообразная в своих проявлениях. Видимыми признаками этого процесса является  стирание различий в образе жизни людей, принадлежащих разным культурам, образование единообразной системы ценностей, утрата языковых различий за счет распространения языка международного общения.

Американский социально-культурный антрополог и социолог  А. Аппадураи, основываясь на анализе динамики развития  кросс-культурных контактов в  ранние исторические эпохи и на современном этапе, приходит к выводу о принципиально новых условиях сосуществования культур в настоящее время. В качестве основных проблем глобальных взаимодействий в современном мире он выделяет проблему культурной гомогенизации (американизации) и культурной гетерогенизации (сохранения культурной самобытности).

Механизм, лежащий в основе американизации, может быть концептуализирован в терминах движения продуктов, людей, информации и  передачи культурного контента в странах.  А. Аппадураи выделил 5 типов глобальных направлений, которые, как он полагает, прямо трансформируют природу общества[34].

Медиапространство образуется сферой визуализации и коммуникации (формируется СМИ, Интернетом и современными средствами связи).

Этнопространство образуется туристами, мигрантами и иностранными студентами. Оно формирует убеждения и является результатом прямого воздействия членов одной культуры на другую.

Идеопространство – это пространство политических идей и идеологий, для него требуется время для оказания влияния.

Технопространство – пространство технологий.

Финансовое пространство – включает пространство капитала и денег.

Каждое из этих пространств обеспечивает воздействие на ценности, образ жизни и традиции различных стран  и может действовать в качестве каналов связи вместе c экономической и социальной структурой обществ в разных странах и культурах.

Таким образом, механизм культурной диффузии зависит от следующих факторов: увеличение иностранных путешествий обеспечивает прямой контакт стилей жизни, традиций и обычаев других стран; распространение Интернета облегчает коммуникацию между индивидами в разных концах света. В дополнении к этому некоторые фирмы начинают увеличивать международное распространение информации, как например, производство таких продуктов, как фильмы, музыка, DVD. Часто данные виды информации адаптируются к локальному культурному контексту. Этот механизм,  быть может, наиболее важен  в стимулировании обмена идеями, ценностями в различных странах  в процессе культурного обмена и интерпретации.

Принятие культурных ценностей, отражающих особенности  определенной культуры, может осуществляться через различные механизмы, действующие на разных уровнях общества, например, на уровне личности, субкультуры и на макро-уровне самой культуры.

Взаимопроникновение культур на индивидуальном уровне, например, может произойти, когда человек, находясь в другой стране, приобретает вкус к продуктам или обычаям  этой страны. Равным образом, иммигранты часто привносят с собой ценности от родной культуры, которые затем становятся ассимилированными в принимающей национальной культуре.

На макро-уровне связь и движение между культурами являются результатом  культурного взаимопроникновения и изменения культурной структуры и образцов общества – ценностей, образа жизни, ритуалов.

Формы распространения культуры можно расположить на двух разных полюсах — с одной стороны, это стихийное распространение, с другой – организованное. Последнее имеет место только в том случае, если навязывание, перенесение культурных паттернов  выдвигается в качестве сознательной цели и реализуется в течение определенного времени правительством или местными властями (к этой форме следует отнести процесс американизации).

Другим механизмом является культурный империализм, под которым подразумевается пропаганда национальной культуры определенной нацией как инструмента распространения ее политического влияния в мире. Обычно об этой цели не говорится напрямую, но  культурную политику США можно  открыто назвать  культурным империализмом.

Понятие культурного империализма может трактоваться по-разному. По мнению доцента кафедры международных отношений Санкт-Петербургского государственного университета Н.А. Цветковой,  культурный империализм может рассматриваться как «агрессивное расширение сфер влияния Соединенных Штатов  для реализации своих экономических и политических интересов,  как метод социального контроля над зарубежным обществом, как полная или частичная американизация, как объективный процесс глобализации и как фактор, вызывающий неприятие насаждаемой культуры у коренного населения»[35].

Американский социолог Кристофер Лэш определяет понятие культурного империализма как процесс "вмешательства США в культурную сферу других государств[36].

Важнейшим инструментом распространения американской культуры считаются СМИ.

Культурная продукция и образ жизни распространяются в других странах, как результат  воздействия культуры посредством традиционных СМИ, таких как телевидение и фильмы, а также посредством средств массовой информации, таких как Интернет, электронные сети, блоги, и т.д. (как пример MTV и CNN).

В развивающихся странах, например, благодаря  распространению телевидения и Интернета, потребители подвергаются визуальному воздействию западных ценностей, образов богатства и материализма западного общества.

Это воздействие еще более усилено благодаря  международной экспансии многих американских компаний, таких как Coca-Cola, Pepsi-Cola, Levi 's, Gap и Nike.  Эти компании не только сделали свои продукты и бренды доступными в других странах, но также и используют  свои рекламные средства  для пропаганды американских ценностей и образа жизни, с которыми ассоциируются эти продукты.

Необходимо отметить, что  содержание культуры  отражает конкретную национальную культуру, отношение к которой может быть как отрицательное, так и положительное, что может играть ключевую роль в принятии ценностей данной культуры.

В следующей главе будет рассмотрено культурное содержание (ценности) американской культуры.

Выводы

Таким образом, понятие американизации можно рассматривать, с одной стороны, как процесс адаптации мигрантов к ценностям и образу жизни США, а с другой – американизация представляет собой процесс, который основан на стремлении американцев использовать возможности других стран и навязать им свое видение мира. Последняя трактовка термина в значительной степени обусловлена доминирующим положением, которое США занимает в мире. «Позиция сверхдержавы создала для Америки стимул к проведению политики, ограниченной только собственной волей»[37].

Экономическое превосходство, военная мощь, распространение культурных ценностей и традиций рассматриваются как основные компоненты имперского потенциала США[38].

С помощью механизмов культурной диффузии и культурного империализма проявления американизации находят свое отражение во всех сферах жизни общества.

Результатом процесса американизации является трансформация ценностей, традиций, образа жизни, присущих обществу, подвергающемуся воздействию, и замена их американским стилем жизни, ценностями, материальными символами. В результате возникает единая гомогенная культура на основе американских ценностей.

Однако нужно отметить, что смешение, взаимопроникновение элементов различных культур не обязательно приводит к всеобщей стандартизации в рамках американизации. Зачастую национальные культуры оказываются в состоянии адаптировать тренды, являющиеся универсальными (например, адаптация ресторана Макдоналдс в Индии к вегетарианскому меню).

Таким образом, абсолютная американизация невозможна, и в американизированном мире будут существовать ценностные, лингвистические и другие различия

Так Жак Элюль  пишет, что «культура не может быть универсальной, так как человек не универсален. Он живет в определенном месте и времени, характеризуемые исторической, эволюционной, этнической спецификой»[39].


[1] Крашенинникова В. статья «Блеск и нищета неоконсерватизма»  URL: http://www.globalaffairs.ru/number/n_5747  

[2] Kurth J. The Adolescent Empire. America and the Imperial Idea (“The National Interest”, Summer 1997, .3)

[3]  Graham, Otis and Elizabeth Koed. Americanizing the immigrant, past and future: History and implications of a social movement// The Public Historian 15 (4), 1993. p. 24–45.   

[4] Rumsfeld D. Interview/ Donald Rumsfeld// N- Y. Times: article. –N-Y, 2001. № 12. р. 10-11.    

[5] Бжезинский З. Выбор. Глобальное господство или глобальное лидерство// Пер. с англ. – М.: Междунар. отношения, 2005.               

[6] Федотова В.Г. Модернизация «другой» Европы. М., 1997. Модернизация и глобализация: образы России в XXI веке. M., 2002.

[7] State of the Union Address, January 28, 2000.

[8]  Гобар А. Культурная война. Логика разрушения. – Париж, 1979.       

[9]  Поликарпов В. Лекции по культурологи, URL: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Culture/Polikar/index.php            

[10] Шаклеина Т.А. Современные американские концепции мирового лидерства. РАН. Институт США и Канады. — М., 1999, стр. 26

[11] Barber B. Jihad vs. McWorld.– New York: Ballantine Books, 1996. P. 4.             

[12] Покровский Н.Е. Российское общество в контексте американизации //Социологические исследования 200 №6, стр. 5.    

[13] Bell Philip Americanization and Australia// Crow’s Nest, New South Wales, Australia: University of New South Wales Press, 1998.          

[14] Stead William.  «The Americanization of the World», URL: http://openlibrary.org/books/OL13514186M/The_Americanization_of_the_world

[15] Pells Richard. Double Crossings: The Reciprocal Relationship between American and European Culture in the Twentieth Century// Americanization and Anti-Americanism: The German Encounter with American Culture after 1945/ Ed. by Alexander Stephan New York: Berghahn Books, 2005.        

[16] Ритцер Дж. Современные социологические теории. 5-е изд. — СПб.: Питер, 2002). ISBN 5-318-00687-6.

[17] Ritzer G. The McDonalization Theses. Lnd, 1998.      

[18] Добреньков В., Кравченко А. История зарубежной социологии, URL: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Sociolog/dobr/16.php   

      [19] Иноземцев В.Л. Вестернизация как глобализация и «глобализация» как американизация //Вопросы философии. 2004. №4. с. 60-61.

[20] Tomlinson J. Globalization and culture. Chicago: The university of Chicago press, Cambridge: Polity Press, 1999. P. 89.

[21]  Nolan M. Anti-Americanism and Americanization in Germany // Politics Society, 2005. URL: http://pas.sagepub.com/content/33/

      [22] Nolan M. Anti-Americanism and Americanization in Germany // Politics Society, 2005. URL: http://pas.sagepub.com/content/33/

[23] Sklair Leslie. Sociology of the global system//New York: Harvester Wheatsheaf, 1991. P.7.              

[24] Waters M. Globalization London and New Yourk: Routledge, 1995. P. 149.         

[25] Доля американских фильмов в российском прокате, http://top.rbc.ru/society/26/12/2011/631846.html

[26] Barber B. Globalization and Culture Cato Policy Report/May/June 2003. P. 10.

[27] Latouche S. The westernization of the world. The significance, scope and limits of the drive towards global uniformity –Cambridge:Polity Press, 1996. P. 140.

[28] Бергер П. Многоликая глобализация. Культурное разнообразие в современном мире.  Под
      редакцией П. Бергера, С. Хантингтона. М., 2004, [2,  с.6].       

[29] Бергер П. Многоликая глобализация. Культурное разнообразие в современном мире// Под
      редакцией П. Бергера, С. Хантингтона. М., 2004. [2,  с.7].       

[30] Ритцер Дж. Современные социологические теории. 5-е изд. — СПб.: Питер, 2002. ISBN 5-318-00687-6.

[31] Алпатов В.М.  Глобализация и развитие языков  2004. - №8, URL: http://dlib.eastview.com/browse/doc/11736267           

[32] Жириновский В.В. статья «Освобождать от мусора русский язык!» URL: http://www.ldpr.ru/#events/Exempt_from_garbage_Russian_01_13      

[33] Федорова Л.Г. Унификации культур// Глобалистика/Ред.-сост.Мазур М.М., Чумаков А.Н.- М.Радуга, 2003. С.1045.

[34] Appadurai A. Modernity at large: Cultural dimensions of globalization.- Minneapolis: University of Minnesota Press,1996, P. 33-39.

[35] Цветкова Н.А. Cultural Imperialism. Международная образовательная политика США в годы "холодной войны. Изд-во Санкт-Петербургского университета. ISBN 978-5-28804-213-3.

[36] Lasch Ch. 1) The Agony of American Left. New York, 1969; 2) The Cultural Cold War // The Nation. 1967. 11 September. P. 198.
     

[37] Шаклеина Т.В. В чем «призвание» Америки?//журнал «Международные процессы», URL: http://www.intertrends.ru/five/003.htm

[38] Уткин А.И. Единственная сверхдержава М.: Алгоритм, 2003                

[39] Ellul J. Peut-il exister une culture technicienne?// «La technique. Cahiers Jacques-Ellul», № 2, Bordeaux, 2004, p. 103.

 

 

 

Глава 2: Ценности американского общества

2.1. Значение понятия ценность

Процесс трансформации общества обуславливается насаждением культурных стереотипов, ценностей, которые способны изнутри стимулировать изменения всей системы.

Поэтому важно определить понятие ценности, роль ценности в жизни общества.

Ценность является основным элементом любой деятельности и всей жизни  человека в целом.

Для каждого общества характерна своя система ценностей, отражающая фундаментальные общественные потребности.

В обыденном сознании понятие «ценность», обычно понимается как оценивание предметов человеческой деятельности и общественных отношений с точки зрения критериев добра и зла, истины, красоты, допустимого и запретного и т.п. При этом оценка происходит с позиций своей культуры, то есть собственная система ценностей воспринимается как основа для критериев оценивания.  Система ценностей способствует ориентации человека в окружающей действительности, обозначая его практическое отношение к предметам и явлениям.

Г. Риккерт рассматривал ценности как идеал и ориентир социокультурного развития общества. В результате осознания ценностей люди формируют определенные установки, которые используют в жизни, повседневной деятельности[1].

По мнению Э. Дюркгейма, общество является создателем и хранилищем всех ценностей, при этом каждое общество обладает набором разных, зачастую противоположных ценностных представлений. Система ценностей конкретного общества представляет собой совокупность ценностных представлений отдельных людей.

Шкала ценностей по Э. Дюркгейму не зависит от индивидуальных оценок. Люди принимают от общества уже устоявшуюся ценность, к которой они должны приспосабливаться.

Он выделял следующие ценности: экономические, нравственные, религиозные, эстетические, метафизические. Усвоенные из этих систем ценности выступают в качестве индивидуальных и коллективных ориентиров действия людей. [2]

«Понимающая социология» М. Вебера рассматривала понятие ценности как нормы, которая имеет значимость для социального субъекта.

Значение этических ценностей протестантизма для развития «капиталистического духа» было рассмотрено М. Вебером в «Протестантской этике и духе капитализма».

М. Вебер отмечал, что ни одна ценностная теория не отражает главную борьбу ценностей: «Столкновение ценностей везде и всюду ведет не к альтернативам, а к безысходной смертельной борьбе, такой как борьба “Бога” и “дьявола”. Здесь не может быть ни релятивизаций, ни компромиссов...»[3].

Согласно Т. Парсонсу ценность является неким стандартом, с помощью которого выбираются цели действия и важной функцией которого является поддержание и сохранение образца. Наличие у индивидов общих ценностей и взаимоориентированности определяет их способность к социальным действиям.  Структура и характер ценностей, свойственных определенному обществу, обуславливаются господствующими в нем представлениями. Система ценностей, по мнению Т. Парсонса определяет своеобразие общества, способствует возникновению классов, этносов, наций и народов. Приемлемые ценности для одних общностей, являются неприемлемыми для других[4].

А. Маслоу выделяет три уровня ценностей: во-первых, общечеловеческие, в основе которых лежат фундаментальные потребности человеческого организма; во-вторых, ценности определенных групп людей и, в-третьих, ценности отдельных индивидов. Основополагающими ценностями для человека, по мнению А. Маслоу, являются: гуманизм,  служение обществу, демократическое право человека на свободу выбора, право на жизнь, право уважение к личности, взаимопомощь, и т. д.

По мнению П. Сорокина, ценность лежит в основе всякой культуры. Каждая культура имеет свое аксиологическое ядро. В зависимости от того, какая ценность является доминирующей, он делит все культурные сверхсистемы на идеациональные (преобладание духовных ценностей), чувственные (преобладает чувственно – эмпирическое восприятие действительности) и идеалистические (синтез первых двух типов) [5].

А. Тоффлер  в работе «Ценности и будущее» ставил в зависимость развитие человечества и выбранные ценности, которые определят процесс принятия им решений.

Таким образом, можно сказать, что ценности и потребности, сформированные у человека под влиянием различных условий, оказывают существенное влияние на восприятие любого явления жизнедеятельности.

Принадлежность к определенной культуре, с одной стороны, вызывает у людей чувство общности, что выражается в языке, традициях, привычках, а с другой — является причиной конфликтов внутри групп и между ними.

Общий язык также поддерживает сплоченность общества, способствуя формированию чувства группового единства, групповой идентичности. Но, в то же время, люди, говорящие на языке, отличном от языка группы, считаются чужими, то есть язык способен и разобщать людей.

2.2 Источники возникновения ценностей США

В XIX– XX веках с возникновением национальных государств ценности стали рассматриваться как оказывающие влияние на национальном уровне[6].

Особое значение приобрела концепция национального характера, говорящая о том, что люди каждой нации имеют особенные и прочные модели поведения и персональные характеристики, ведущие к формированию национальных стереотипов.

Национальный характер основывается на историческом и социокультурном опыте народа, традициях, ценностях, идеалах и определяется как система социокультурных норм и как психическое явление.

Структура национального характера включает в себя национальный темперамент, национальные предрассудки, ценностные ориентации, привычки и поведение, потребности и вкусы.[7] Некоторые ученые включают также реакции на внешний мир,  исторически формирующиеся, традиционные, своеобразные массово-психологические свойства.

Национальный характер и культурные особенности США предопределяются  историческими условиями возникновения государства.

Если оценивать с точки зрения исторического масштаба, то Америка является молодой страной. Как государство она появилась в конце XVIII века, после победы во Второй мировой войне стала оформляться как империя.

Некоторые существенные факторы, необходимые для формирования американской нации с ее специфическим национальным сознанием, сложились уже в последней трети XVIII в. Эти факторы  представляли собой общность экономических интересов североамериканских колонистов, объединившихся против экономических интересов Британской империи, общность территории, общность языка. В этот период начинают складываться элементы социально-психологической и духовной общности американцев.

Образ жизни первых американских поселенцев способствовал развитию демократии. Необходимость кооперации для того, чтобы строить поселения, добывать пропитание и осваивать земли поддерживала убежденность в том, что в Новом Свете все люди равны и ни у кого нет каких-либо особых привилегий. Требование равенства определило отношения тринадцати колоний с метрополией – Англией.

После войны за независимость (1775—1783) окончательно определились новые институты и формы мировоззрения.  По словам американского государственного деятеля П. Генри, произнесенными им на первом континентальном конгрессе: «различия между вирджинцами, пенсильванцами, ньюйоркцами и жителями Новой Англии более не существует. Я теперь не вирджинец, а американец»[8]. С этого моменты бывшие подданные Британской империи стали рассматривать себя как представителей американской нации.

Юридическим закреплением равенства как ценности стала Декларация независимости 1776  года, которая провозглашала, что все люди созданы равными и все имеют право на «жизнь, свободу и стремление к счастью»[9]. Поправки к данному документу, включающие гарантии прав личности на свободу слова, вероисповедания и прессы, были отражены в Билле о правах.

Еще одним структурообразующим элементом, лежащим в основе возникновения американских ценностей, стал протестантизм.

По мнению политолога У. Голстона, протестантизм был более чем просто религиозная ориентация, «он являлся узловым пунктом комплекса социальных действий и умонастроений, которые формировали лицо доминировавшей социальной группы и конституировали стандарты поведения и поступков для всех остальных»[10].

Составной частью американского мировоззрения стала пуританская доктрина о призвании, в которой в качестве средства служения Богу рассматривались трудолюбие, возвышалось значение практического успеха в жизни, поощрялся мирской аскетизм. Такой взгляд на доктрину содействовал формированию индивидуализма,  бережливости, упорного труда и т.д.

Необходимо отметить, что в настоящее время религия может не выступать как совокупность догматов, а проявляться в виде культурных и бытовых штампов и оказывать воздействие через нормативы социальной этики, культурный фон.

По мнению К.С. Гаджиева,  материальная и духовная культура американцев предопределяется исторической преемственностью, с помощью которой передаются обычаи, традиции, верования и т.д.  Также значительную роль играет природный ландшафт, оказывающий влияние на формировании в сознании народа образа родины, с ее исторической судьбой, связанной с территорией[11].

Сами американцы видят историю своей страны как последовательный восходящий путь к цивилизационному триумфу и называют это "Manifest Destiny"[12] или "Предначертанная Судьба".  Впервые данное выражение было использовано в 1840 году журналистом Дж. О'Салливеном. Содержание данного термина включало созданные мифы о превосходстве и избранности США, провозглашаемые от эпохи  первых поселенцев до идеологов экспансии на Западе. В основе данной доктрины лежали представления о предопределении судьбы  американского народа богом и о том, что ему суждено стать примером для подражания всех народов мира.

Эта теория служила удобным инструментом для оправдания и обоснования территориальной экспансии США.

Продвижение своих интересов и ценностей, укрепление позиций как мирового лидера являются основными целями внешней политики США.

Как отмечает В.Л. Фролов «главным устремлением Вашингтона в международных делах по-прежнему остается обеспечение американского доминирования в глобальном масштабе»[13].

Некоторые авторы считают, что лейтмотивом внешней политики США является не стремление распространения демократии, а утверждение мировой гегемонии. Так, А. И. Уткин доказывает, что заявления лидеров Америки о «расширении демократии в мире» и росте числа «стран с рыночной экономикой» подразумевают под собой преследование национальных интересов и курс на установление глобальной гегемонии[14].

Т.А. Шаклеина также отмечает, что американское лидерство можно прямо назвать гегемонией, так как Вашингтон обращается с остальными странами, как с вассалами, игнорируя их интересы[15].

Как отметил бывший служащий администрации У. Клинтона Д. Роткопф, «следуя своим политическим и экономическим интересам, США должны стремиться к тому, чтобы в случае распространения в мире одного языка им стал именно английский; в случае распространения общих норм в сфере телекоммуникаций и безопасности эти нормы были бы обязательно американскими; в случае использования в процессе объединения различных социальных групп телевидения, радио и музыки ведущую роль играли бы именно американские СМИ; а в случае выработки общих ценностей была принята такая система, в которой бы американцы узнавали себя». В заключении он говорит: «То, что хорошо для Соединенных Штатов Америки, хорошо для всего человечества! Американцы не должны забывать о том, что из всех наций в истории человечества именно они являются наиболее справедливой, терпимой, готовой к критике и постоянному самосовершенствованию нацией, а соответственно, могут служить лучшей моделью для будущих поколений»[16].

Политический философ Дж. Грей считает, что осуществляется  «проекция западных ценностей на все остальные мировые культуры»[17], происходит распространение локальных ценностей, замаскированных под универсальные.

По мнению С. Латуша претензия на универсальность является основной чертой западных ценностей[18].

Таким образом, ценности США в значительной степени обусловлены историческими особенностями возникновения государства, специфическими чертами национального характера. Широкое распространение ценностей по всему миру оказывается связанным с внешней политикой,  в формировании стратегии которой, важное значение имеет система ценностных ориентаций и установок государственных деятелей, их оценка своей страны в ряду остальных государств.

2.3 Основные ценности США

Вопрос концептуализации ценностей решается по-разному.

Американский социолог Роберт К. Мертон предложил, что наиболее важная ценность американского общества – это богатство, успех, сила и престиж, однако не все обладают одинаковыми возможностями для достижения этих ценностей. 

Социолог - функционалист Толкот Парсонс отметил, что американцы разделяют общую ценность  «американская рабочая этика», которая подразумевает интенсивный труд.

Другие социологи предлагают общим ядром американских ценностей – материальный успех, полагание на науку и технологии, демократию, патриотизм,  благотворительность, свободу, равенство и справедливость, индивидуализм, ответственность и расчетливость.

Так, профессор лондонской бизнес-школы Чарльз Хенди в качестве основополагающей ценности  рассматривает американское процветание.   Именно  заработанное, а не наследованное благосостояние лежит в основе американских культурных ценностей.

Способность американцев верить в светлое будущее  это еще одна ценность, которую выделяет Чарльз Хенди.

Так как в современном мире все более ведущую роль играют знание и информация, то культуры, которые могут способствовать, через формирование человеческого капитала, развитию "институционального окружения, поддерживающего технологические изменения"[19] будут занимать ведущую роль. Он считает, что США являются лидером на этом пути.

Мысль о том, что идея свободы лежит в основе американских ценностей, достаточно распространена. Однако необходимо отметить, что в представлениях американцев понятие свободы оказывается тесно переплетенным с понятием демократии, хотя по сути это разные вещи. Демократия для американцев – это не просто тип общественно - политического устройства, а его непосредственное воплощение в США, совокупность государственных институтов, режимов и практик[20].

Бывший президент США Дж. Буш в своем обращении Конгрессу заявил: «Наши вооруженные силы проводят политику, понятную каждому врагу Соединенных Штатов: даже за семь тысяч миль, за океанами и континентами, на вершинах гор и в пещерах вы не укроетесь от справедливости»[21].

П. Шак  в работе «Понимание Америки: анатомия исключительной нации» («Understanding America: The Anatomy of an Exceptional Nation») обращает внимание на то, что американская культура  является особенной. Ее отличают патриотизм, индивидуализм, религиозность и дух предпринимательства. Американский конституционализм является уникальным в своем упоре на индивидуальные права, децентрализацию и государственную власть[22].

Бывший директор информационного агентства США Л.Р. Кольс в работе «Ценности, которыми живут американцы» («The Values Americans Live By»)[23] в ряду основных ценностей выделяет:

1.                 Равенство, эгалитаризм,

2.                 Индивидуализм и приватность,

3.                 Конкурентоспособность и свободное предпринимательство,

4.                 Ориентация на работу,

5.                 Неформальность,

6.                 Практичность и эффективность,

7.                 Материализм.

К.С. Гаджиев в качестве основных ценностей, присущих американскому национальному характеру указал индивидуализм, предприимчивость, трудолюбие, прагматизм, ориентацию на успех.

Еще одной ценностью, взаимосвязанной с индивидуализмом, является ориентация на успех или «Американская мечта»[24]. Сущность данной ценности заключается в идее о том, что американское общество является страной неограниченных возможностей, открытым обществом, в котором каждый человек, независимо от социального статуса и происхождения, может добиться успеха, опираясь лишь на собственные силы.

Противоречивый характер американской ценностной системы обозначил социолог Роберт Линд. Он отметил, что каждый из элементов данной системы имеет свою противоположность. Например, придерживаясь философии материального успеха, американцы в то же время ставят личные качества на первое место, проповедуя принципы индивидуализма на практике, зачастую действуют коллективно[25].

Существует множество дискуссий о том, что американская культура и ее ценности являются разрушительными для межкультурного взаимодействия между людьми и нациями. При этом считается, что Америка навязывает свои ценности другим культурам.

Профессор международных отношений Рональд Стил пишет: «Мы создаем культуру, основанную на ублажении и увеселении масс, проповедующую гедонизм и накопление, хотя бы она и говорила об индивидуализме и автономии. Те культурные образцы, которые мы распространяем с помощью Голливуда и Макдональдса, призваны соблазнять и одновременно разрушать другие культуры. В отличие от стиля традиционных завоевателей, мы не пытаемся подчинить других: мы стремимся заставить любить нас. И все это якобы делается для их же блага. Наш прозелитизм наиболее беспощаден… Неудивительно поэтому, что большинство людей чувствуют угрозу, которую несет в себе безудержное распространение системы, которую мы представляем» [26].

Выводы

Таким образом, специфика ценностей Америки в значительной степени обуславливается историческими условиями ее развития, религиозными ценностями и ориентациями, являющимися частью национального сознания. Все это предопределило возникновение идеи о национальной исключительности и особой миссии США в мире, что оказывает влияние  на распространение их ценностей  в мире,  взаимоотношения с другими странами.

Либерально-демократические принципы демократии, свободы, прав человека, законности и частной собственности  являются аксиомой, и  представляет собой некую систему координат, ориентируясь на которую Америка смотрит на мир и позиционирует остальных. Для США характерна вера в то, что их представления и ценности хороши для всех, так как отражают превосходство американского опыта и успех благоденствующего общества,  а если это и не так, то все к этому стремятся.

Кроме того, упорство кого-либо в неприятии американских ценностей  является ошибкой и поэтому необходимо  помочь прийти к «правильному пониманию», убедив (или заставив) принять эти ценности.

Данный процесс можно проиллюстрировать девизом современной американской политики: «Кто не с нами – тот против нас». То есть страны,  которых США считает противниками, вовлекаются в сотрудничество, имеющее целью перевоспитание на основе американских ценностей. Если эти страны начинают оказывать сопротивление, то к ним могут применяться более жесткие меры, вплоть до использования военной силы.

Здесь можно привести слова американского политолога Дж. Кеннана, который писал о том, что США стремятся оправдать свои военные действия тем, что этим они стараются сделать мир «безопасным для демократии»[27].

В следующей главе будет более подробно рассмотрено влияние американских ценностей на российское общество и происходящие в результате этого трансформации.




[1] Риккерт Г. Ценность и действительность (1910), URL: http://kulturoznanie.ru/?work=cennost_i_deistvitelnost

[2] Дюркгейм Э. Ценностные и «реальные» суждения // Социологические исследования.  1991.  № 2, С. 106–114.

[3] Вебер М. Избранные произведения : пер. с нем. / сост., общ. ред. и послесл. Ю.Н. Давыдова. М., 1990.

[4] Парсонс Т. О структуре социального действия / Т. Парсонс. – 2-е изд. – М. : Академический Проект, 2000. С. 880.

[5] Сорокин П.А. Кризис нашего времени / П.А. Сорокин // Человек. Цивилизация. Общество / общ. ред., сост. и предисл. А.Ю. Согомонов : пер. с англ. – М., 1992. С. 429.

[6] Inkeles A., D.J. Levinson.  National character: the study of modal personality and sociocultural systems// The handbook of social Psychology, 2- nd edition, vol. 4, Lindsey and Aronson (eds), Reading MA: Addison-Wesley. 1969.

[7] Ольшанский Д. Основы политической психологии. — Екатеринбург: Деловая книга, 2001. — 496 с. ISBN 5-88687-098-9.          

[8]  Гаджиев К. С. Эволюция буржуазного сознания. М., 1986. С. 9. 

[9] Декларация независимости в переводе О. А. Жидкова, изд. Московского Университета. Электронная библиотека Исторического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова. URL: http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/indpndnc.htm

      [10] Calston W. Public morality and religion in liberal state //PS 1986. Vol. 19, N 4.

[11]  Гаджиев, К.С. Американская нация: национальное самосознание и культура.  Изд-во: М.: Наука, 1990 г.; ISBN: 5-02-010514-7.

[12] Stephanson, Anders. Manifest Destiny: American Expansionism and the Empire of Right. New York: Hill and Wang, 1995. 

[13] Фролов, В.Л. «Глобальное лидерство» США и перспективы «стратегического партнерства» с Россией // США — экономика, политика, идеология. 1996. № 5. С. 47—59.

[14]  Уткин, А.И. США в мире XXI века // Свободная мысль — XXI. 2000. № 6. С. 13—29.

[15] Шаклеина, Т. А. Россия и США в новом мировом порядке. Дискуссия в политико-академических сообществах России и США (1991—2002). М.: ИСКРАН, 2002.

[16] Rothkopf D. In Praise of Cultural Imperialism? — «Foreign Policy», Summer l997, № 107.

[17] Gray J. Endgames: Questions in late modern political thought.- Cambridge: Polity Press, P. 161.

[18] Latouche S. The westernization of the world. The significance, scope and limits of the drive towards global uniformity –Cambridge:Polity Press. 1996. P. 34.

[19] Charles Handy. Tocqueville Revisited: The Meaning of American Prosperity, URL: http://hbswk.hbs.edu/archive/2283.html

      [20] Косолапов Н.А.  Нелиберальные демократии и либеральная идеология // Международные процессы. 2004. № 2.

[21]  Обращение Дж.Буша к Конгрессу США, http://georgewbush-whitehouse.archives.gov/news/releases/2002/01/20020129-11.html    

      [22] Schuck Peter H. Understanding America: The Anatomy of an Exceptional Nation, URL: http://www.law.yale.edu/news/6883.htm

      [23]  Kohls L. Robert. The Values Americans Live By, URL: http://www.uri.edu/mind/VALUES2.pdf

[24] Adams J.T. The Epic of America// Little, Brown, and Co. 1931.

[25]  Lynd  R.S. The Place of Social Science in American Culture. Princeton. New York, 1939, P. 60.

[26]  Цит. по: «Courrier International», № 300, 01—21.08.1996.

[27] Кеннан Дж. Дипломатия Второй мировой войны глазами американского посла в СССР. М., 2002. С. 219.

 

Глава 3: Трансформация российского общества под влиянием американских ценностей

3.1. Влияние США на российское общество

Наиболее характерной чертой современного мира становится  все более усиливающееся взаимопроникновение целей, ценностей  различных стран.

Распространение влияния США является очевидным в современном мире. В начале XXI века, так называемая «мягкая сила»[1] – идейно-культурное воздействие США на мир, все более проявляет себя.

Как пишет Дж. Най, это воздействие  представляет собой непрямолинейный способ приложения силы[2]. Страна может достигнуть определенных результатов в мировой политике за счет того, что другие страны имеют желание следовать ей, подражать, воспринимать ценности, стремиться достичь того же уровня.

Данный процесс имеет большую актуальность для России.

По мнению З. Бжезинского,  политика США в отношении России имеет под собой уверенность в том, что чем скорее Россия примет принципы рыночной и глобально взаимозависимой экономики, тем скорее ее политика станет отвечать «всеобщим» стандартам по меркам западной цивилизации[3].

По заявлению В.В. Путина, Россия в настоящее время сталкивается с воздействием различных механизмов давления, в том числе и мягкой силы[4].

Глава ФСБ А. Бортников прямо обозначил страну, оказывающую влияние на Россию. Он заявил о том, что геополитическое влияние США, «которые по-прежнему рассматривают наше государство как одного из соперников на международной арене»[5], за последний год значительно возросло.

По мнению В.И. Добренькова[6], США и некоторые ее союзники из числа западных держав фактически развязали третью мировую войну против всего человечества, имеющую целью полностью подчинить мир диктату Запада во главе с США. Во многом этому способствовал развал СССР, который ранее сдерживал глобальную экспансию западных держав.

В работе «Правда о глобализации»[7] В.И. Добреньков отмечает, что данная война ведется по трем направлениям.

Во-первых, это информационно-психологическая пропагандистская обработка общественного сознания населения, во-вторых, создание специальной агентуры влияния для внедрения этих людей в экономические, политические и государственные структуры власти,  в-третьих – открытая вооруженная агрессия против стран с целью замены власти и создания в них управляемых проамериканских правительств.

3.2 Изменения, происходящие в российском обществе в результате воздействия американских ценностей

Американское влияние очевидно в современной России.

Мир превратился в единообразную массу потребителей, обладающих схожими вкусами, происходит унификация потребления.

 Количество ресторанов Макдоналдс увеличивается с каждым годом и на данный момент составляет 360 ресторанов [8]по всей России, гамбургеры превратились в любимое блюдо среднестатистического гражданина. Самой популярной одеждой стали джинсы. Музыка и кинофильмы по большей части производятся в Америке.

Можно выделить несколько особенностей, характерных для трансформации российского общества под влиянием американских ценностей:

-              глобальность изменений – изменяются все параметры социальных структур, изменяются даже устойчивые структуры социального сознания и поведения,

-               глобальные ценности доминируют над ценностями локальными,

-               происходит гибридизация культуры, то есть сочетание прежде несовместимых частей культурных феноменов,

-                мозаичность восприятия и конструирования реальности (фрагментарность мира).

Воздействие таких ценностей как свобода и демократия, лежащих  в основе мировоззрения США, приобрело в России специфический смысл.

Россией признается, что существуют некоторые универсальные нормы демократии, защиты прав человека и экономической свободы. Однако идея демократии приобрела в России искаженную форму, когда внешне демократическая форма процесса скрывает под собой глубоко недемократическую суть и представляет, таким образом, «театральную демократию»[9].

По данным правозащитной организации Freedom House, Россия на 2013 год числится  в списке несвободных стран с рейтингом 5.5[10]. Лучшим в данном рейтинге считается 1 балл, худшим – 7 баллов. РФ не является демократической страной, в качестве доказательства тому приводятся президентские выборы 2012 года, во время которых были многочисленные злоупотребления должностями, процедурные нарушения во время подсчета голосов.

Такая ценность, как свобода слова, также приобрела своеобразную форму. На уровне закона данная ценность закреплена в Конституции РФ – гражданин России  имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом[11].

Однако если обратиться к статистическим данным, то согласно Мировому индексу свободы прессы (World Press Freedom Index) Россия на 2013 год по свободе слова занимает 148-е место и находится между Филиппинами и Сингапуром[12].

Приоритет прав человека также подкрепляется действующей российской Конституцией (статьи 17, 18).[13] Однако данную ценность можно отметить  как наименее воспринятую институтами власти и гражданами России.

По мнению В.А. Ядова, это обусловлено присущей российскому обществу  пирамидальной формой общественной системы, историко–культурным наследием.

Данная позиция подчеркивается, проведенным в 2013 году исследованием о свободе в мире (см. Приложение 2), согласно данным которого Россия по критерию индивидуальные права имеет рейтинг в два раза ниже, нежели чем Соединенные Штаты Америки.

По мнению М.А. Шабановой для реализации российских реформ по аналогии с западными образцами первостепенное значение должна иметь независимость от регламентирующих предписаний и произвола государственных чиновников в различных сферах  жизнедеятельности социальных субъектов[14].

Трансформационные процессы происходят также в сфере культуры.

Можно выделить некоторые особенности влияния американских ценностей в области культуры:

-               приоритет количественных характеристик,

-              иррационализация элементов культуры,

-               использование символических форм,

-               гарантированное качество на определенном уровне,

-                 готовность к употреблению.

Все эти характеристики  были описаны еще в работе Дж. Ритцера «Современные социологические теории»[15], в которой он давал характеристику структурам общества, подвергшихся макдональдизации.

Дж. Ритцер выделял следующие измерения макдональдизированных структур: эффективность – уменьшение времени и усилий для удовлетворения потребностей; калькулируемость - оценка в количественных показателях, при этом количество становится важнее, чем качество; предсказуемость – уверенность потребителя в неизменности получаемых им продуктов и услуг, в любом месте и  в любое время,  «существование мира без неожиданностей»[16]; контроль над человеческими действиями посредством материальных технологий – «растущий контроль над людьми при помощи нечеловеческих технологий»,  минимальное использование умственных способностей работников, контроль поведения потребителей.

Процесс макдональдизации он определял как процесс, при котором различные сферы жизни приобретают характеристики ресторана быстрого обслуживания, в результате чего становятся стандартизированными, упрощаются.

В России действие данного процесса можно проследить на примере широкого распространения американской массовой культуры, особенно популярной среди молодежи.

Основной особенностью данного типа культуры является изменение характера производства и потребления. Важнейшим фактором становится огромная массовость и чрезвычайная скорость распространения, что  приумножает сферу удовольствия и развлечения. «Современное общество становится фабрикой развлечений, потребителями продуктов которой становится всё общество»[17].

Как утверждается в статье «Американская звездная сила по прежнему правит миром», распространение массовой культуры оказывает значительное влияние на людей различного возраста  по всему миру, в том числе и в России[18].

Влияние потребительской культуры Америки оказывает давление на людей, заставляет менять стиль жизни, уменьшает значение традиционных ценностей, ломает самобытную идентичность.

Широкое распространение получают свойственные США стили музыки и соответствующая им мода, образцы поведения. Как пример, распространение в России с начала 80-х гг. субкультуры хип-хопа, изначально появившейся в США в афроамериканских кварталах Нью-Йорка. Данный процесс сопровождался насаждением определенного стиля одежды, манеры поведения, ценностей, а в результате изменял и весь образ жизни.

Таким образом, в результате распространения американских ценностей сокращается культурное пространство других культур, лишая их возможности сохранить свою уникальность, быть отличными от Америки.

Еще одним примером является распространение американских фильмов в российском кинематографе. На 2011 год доля американских фильмов составляла 75-80% всего российского проката[19]. Большинство развлекательных  программ, сериалов представляют собой адаптированные версии американских фильмов.

В сфере образования также можно заметить трансформационные процессы под воздействием американских ценностей.

Если раньше высшее образование являлось источником распространения фундаментальных научных ценностей, то теперь, прежде всего, ценятся его доступность или удобность (минимум усилий для получения результата, нередко выбор ВУЗа основывается на близости к дому), последующая максимальная реализация полученных знаний в коммерческом плане.

То есть в сфере образования стала преобладать рыночная психология, при которой потребителям предлагаются эффективные продукты, готовые к употреблению.

Аналогичные трансформации можно наблюдать и в развитии современных форм труда.

Легкая и постоянная смена мест работы и специализаций порождает новые ценности в трудовой деятельности, имеющие мало общего с традиционной концепцией труда. Все большее значение начинает придаваться внешним аксессуарам престижности и соответствующим формам престижного потребления.

Одним из важнейших инструментов культурного самовыражения является язык. Именно язык отражает специфику культуры.

Наиболее распространённым языком на сегодняшний момент является английский.

Как отмечает Джон Сазерленд в статье  «Лингвицид: смерть языка» («Linguicide: the death of language»)[20] «что касается причин языковой катастрофы, которую мы наблюдаем, то тут нет ничего загадочного. Поезжайте в любую страну. Когда вы будете слушать инструкции по безопасности (на английском языке), пилот самолета будет говорить с диспетчером по-английски. Вы увидите логотип кока-колы. На телеэкране будет канал MTV.…Идите в любое интернет - кафе и вы обнаружите там клавиатуру с английским языком – универсальным языком общения нашего времени. Распространение английского языка является следствием неприкрытой языковой экспансии».

Английский язык проникает в массовую культуру. А так как доступ к данной культуре открыт для любого человека, то элементы английского языка начинают встречаться в русском все чаще.

Также немаловажную роль в этом сыграло развитие на российской почве современной демократии, парламентаризма и рыночного либерализма вместе с реалиями, ими обозначаемыми (как пример тому, термины «лоббист», «премьер»).

Знание английского языка становится важным условием возможности работы в крупных организациях и компаниях.

В распространении английского (американского) языка большую роль играют средства глобальных коммуникаций.

Содержание передаваемой информации оказывает влияние на поведение и поступки индивида, его мышление. Потребление этой информации быстро входит в привычку.

Интернет, реклама, СМИ, фильмы воспроизводят американскую культуру, которая меняет традиционные национальные ценности, стиль жизни.

По словам О.Н. Астафьевой, Г.А. Аванесовой «ценностные предпочтения одного типа культуры посредством развития информационных сетей, экономической интернационализации и других каналов распространения форм и образов жизни будут навязаны всему мировому сообществу, что может привести к унификации и ослаблению этнокультурного разнообразия».[21]

Таким образом, в сфере культуры происходит процесс обесценивания культурных и нравственных традиций, утраты значения русской культурной составляющей, подмена традиционных ценностей ценностями США.

Также необходимо отметить изменения в экономической сфере.

В России сложилась олигархическая структура экономики, при которой большая часть капитала контролируется несколькими бизнес - структурами, решения при этом принимаются определенным кругом лиц,  составляющих деловую и административную элиту России[22].

Подлинный рынок со здоровой конкуренцией, оформлением стабильного законодательства, реальной денационализацией в России так и не сложился. То, что имеет место сейчас, назвать зрелой рыночной экономикой нельзя.

На январь 2011 года Россия была на 144-м месте в рейтинге самых свободных экономик мира, составляемом Фондом Наследия (Heritage Foundation)[23]. C 2010 года Россия опустилась на строчку ниже, тогда как ее прежние соседи (Гаити, Гвинея, Алжир, Боливия, Китай) продвинулись наверх.

Таким образом, американские ценности оказывают значительное влияние на все сферы жизни российского общества, изменяя и трансформируя традиционные ценности и представления. В результате,  единственной культурно-социальной реальностью, имеющей значение, становится американская  реальность.

Процесс распространения американских ценностей в российском обществе оценивается неоднозначно.

С одной стороны, данный процесс рассматривается как угрожающий уничтожению национальной самобытности, традиций и ценностей, исконно присущих русскому обществу.

Однако существует мнение, определяющее распространение ценностей США как процесс скорее положительный, нежели отрицательный. В таком случае американские ценности и образ жизни рассматриваются, как способные привести к такому же стандарту жизни как в Америке.

Как пишет американский ученый, заведующий кафедрой социологии университета Уорвик Стив Фуллер стремление обладать американскими культурными продуктами, которые воспринимаются как хорошие и современные, говорит  о том, что люди сами играют значительную роль в распространении американской культуры.

Он рассматривает американскую культуру как биотерроризм, у которого нет определенной цели, есть только «надежда, что распространение микроба или вируса будет как можно более разрушительным для общества»[24]. Основными признаками этого процесса является то, что сами биотеррористы лишь начинают атаку, не вмешиваясь в дальнейший ход событий, а большая часть войны ведется самими жертвами, передающими вирус в процессе общения.

Статистические данные, определяющие отношение россиян к трансформациям российского общества будут рассмотрены в следующем параграфе.

3.3 Отношение россиян к происходящим в результате воздействия американских ценностей изменениям

Отношение к изменениям, происходящих в результате процесса трансформации, можно проследить на основе опросов общественного мнения.

Опросы общественного мнения (глобальный обзор точек зрения («The Pew Global Attitudes»[25]), проведенные в 2002 году, свидетельствуют о нарастании критического и даже враждебного восприятия Америки.

Большинство опрошенных выражают недовольство «американской односторонностью», обзор также выявил, что «американское общественное мнение резко расходится с мировым в оценке роли США в мире и глобальных результатов действий США».

По данным опроса, проведенного ФОМ[26], в феврале 2013 года отрицательно к США относятся 18% опрошенных, в начале 2001 года таковых было 17%. Значительно снизилось положительное отношение – с 35% в 2001 г.– до 23%, а также наблюдается существенный рост безразличия – с 43% до 56%.

В большой степени это обусловлено последними конфликтами между странами, касающихся как вопросов усыновления, так и политической проблематики.

Восприятие США как недружественного по отношению к России государства характерно для 54% россиян (в 2001 году 47%), дружественным США считают 27% респондентов (в 2001 году 36%).

Прежним осталось представление опрашиваемых об отношении США к России.

25% респондентов считают, что мнение американцев о россиянах плохое, 13%  полагают, что хорошее, а 33% думают, что люди в Америке к России равнодушны.

Необходимо отметить ассоциации, которые вызывает Америка у наших сограждан.

27% – рассматривают США с точки зрения оценки внешнеполитической угрозы от них исходящей, как страну, навязывающую свои интересы.

Положительные ассоциации – 15% связаны с благосостоянием, величием Америки.

26% опрошенных дали безоценочные ответы, то есть США ассоциируется с определенными символами, брендами (Макдоналдс), с Голливудом, валютой и т.д.

В США опросы, в которых интересуются отношением американцев к России, проводятся достаточно редко.

В качестве одного из последних можно привести опрос службы  Gallup,  проводимый в 2012 году. Тогда положительно относились к России 50% американцев, негативное отношение проявили 44%.

Выводы

Таким образом, распространение  американских ценностей оказывает влияние на национальные особенности страны, формируемые ее историей и традициями.

В результате  воздействия американских ценностей  возникает тенденция к унификации и стандартизации образа жизни, навязывается единообразная культура, в которой доминируют ценности, присущие американскому стандарту. Необходимость этих ценностей     другим народам, национальные особенности стран при этом во внимание не принимаются.

Данный процесс вполне закономерно вызывает «возмущение и недовольство огромных масс людей в разных странах мира, ибо этнокультурное и цивилизационное многообразие мира является богатством человечества, служит источником его духовного развития»[27].

Необходимо отметить  специфические характеристики российского общества, которые  обусловлены тем, что оно принадлежит к цивилизации, отличающейся от западноевропейской историческими условиями развития, что повлияло на формирование таких явлений как  патернализм, коллективизм, неприятие индивидуализма.

Поэтому влияние, оказываемое американскими ценностями и их восприятие  российским обществом связано с национальными особенностями государства.  Отсюда основным вопросом становится возможность самостоятельного развития России, ориентированное на собственные ценности, но и использующее позитивные аспекты развития других стран.

Заключение

Таким образом, был проанализирован и обобщен теоретический материал по вопросам американизации и влияния, оказываемого американскими ценностями на  трансформацию российского общества.

В результате чего мы определили понятие американизации как процесса, основанного на стремлении США использовать возможности  других стран и навязать им свое видение мира. В результате данного процесса происходит трансформация культуры, на которую направлено это воздействие.

Американские ценности – свобода, демократия,   законность, права человека и частная собственность – в значительной степени обусловлены идеей о национальной исключительности и особой миссии  США в мире. Это обуславливает их  стремление  распространить свои ценности по всему миру, что  приводит к  унификации и стандартизации образа жизни других культур в соответствии с американским стандартом. Право других культур на различие, наличие собственной культуры и необходимость привнесения американских ценностей при этом не учитывается. Данный процесс вполне логично вызывает недовольство людей в разных странах мира,  что является основанием для возникновения движение антиамериканизации  в попытке сохранить свое культурное  и национальное своеобразие.

На основе полученного теоретического материала были рассмотрены  изменения, происходящие в российском обществе под влиянием американских ценностей,  проанализированы  основные тенденции изменений, происходящих в российском обществе.

Россия, как и другие страны, без связи с глобальным социумом не может двигаться в будущее, ибо является  его составляющей. Влияние, оказываемое другими странами, в том числе и США, определяют направление изменений в системах общественной жизни.

В экономике происходит заимствование современных технологий, форм организации экономического процесса – ТНК, массовое производство.

Для сферы политики характерна ориентация на демократическое устройство, свободу слова.

В социальной и культурной сферах  изменяются нормы социальной регуляции, права человека становятся приоритетом, провозглашаются мультикультурализм и свобода информации.

Однако данные трансформации оказываются связанными с  особенностями социальных институтов, российской культуры, менталитета.

Отличная от американской религиозная система, присущий обществу коллективизм, иная трудовая этика, специфический исторический опыт России обусловили своеобразный подход к восприятию американских идей и ценностей.

Таким образом, влияние американских ценностей в российском обществе, экономическая,  политическая и культурная экспансии в нашу страну очевидны.

Опираясь на данные социологических исследований, проводимых различными авторами, можно проанализировать отношение российских граждан к распространяемым американским ценностям, происходящим в результате этого трансформациям, отношению к США в целом.

В результате воздействия ценностей США создается унифицированная безрелигиозная культура, которая разрушает традиции и национальную культуру России. Традиционные ценности перестают играть значительную роль, их место занимают насаждаемые США идеи.

Как отметил В.И. Добреньков в статье «Правда о глобализации»: «все это создает человека-зомби, лишенного веры и исторической памяти, оторванного от национальных корней, религиозных традиций, не помнящего своих предков, равнодушного к своей Родине, способного только на потребление, то есть ориентированного исключительно на удовлетворение своих чисто физиологических потребностей»[28].

Поэтому важным моментом является восприятие опыта собственного народа, необходимость признания специфики своей страны, а не переноса на нее шаблонов других стран.




[1] Най Дж. Гибкая сила. Как добиться успеха в мировой политике. - М.:Тренд, 2006.

[2] Най Дж. Soft power, или "мягкая сила" государства// Альманах «Восток», выпуск №5, 2009.

[3] Бжезинский З. Выбор. Глобальное господство или глобальное лидерство»// Пер. с англ. - М.: Междунар. отношения, 2005.

[4] Резчиков А. «Право мягкой силы», URL: http://vz.ru/politics/2013/2/14/615822.html

[5]  Резчиков А. «Право мягкой силы», URL: http://vz.ru/politics/2013/2/14/615822.html

[6] Доклад В.И. Добренькова на 36-м Всемирном конгрессе Международного института социологов (IIS) в Пекине, URL: http://www.sorokinfond.ru/index.php?id=203

[7] Доклад В.И. Добренькова на 36-м Всемирном конгрессе Международного института социологов (IIS) в Пекине, URL: http://www.sorokinfond.ru/index.php?id=203

[8]  Количество ресторанов Макдоналдс,  URL: http://www.mcdonalds.ru/?ver=html

[9] Покровский Н.Е. Российское общество в контексте американизации // Социологические исследования 2000, №6, стр. 5.

      [10] Freedom in the world: Russia, URL: http://www.freedomhouse.org/report/freedom-world/2013/russia

[11] Конституция РФ, статья 29. URL: http://www.constitution.ru/10003000/10003000-4.htm

      [12] 2013 World Press Freedom index, URL:http://en.rsf.org/press-freedom-index-2013,1054.html

      [13] Конституция РФ, Глава 2 Права и свободы человека и гражданина, статья 17-18 URL: http://www.constitution.ru/10003000/10003000-4.htm

[14] Шабанова М.А. Социология свободы: Трансформирующееся общество, М.: Московский общественный научный фонд, 2000.

[15] Ритцер Дж. Современные социологические теории. 5-е изд. – СПб.: Питер, 2002.  ISBN 5-318-00687-6.

[16] Ритцер Дж. Современные социологические теории. 5-е изд. – СПб.: Питер, 2002.  ISBN 5-318-00687-6.

[17] Миронов В.В. Трансформация культуры в пространстве глобальной коммуникации// электронный научный журнал факультета журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова «Медиаскоп»,  выпуск №2, 2009.

[18] Richard Wike American Star Power Still Rules the Globe, URL: http://www.pewglobal.org/2013/02/22/american-star-power-still-rules-the-globe/

[19]  Доля американских фильмов в российском прокате, URL: http://top.rbc.ru/society/26/12/2011/631846.html
 

[20] Sutherland John  Linguicide: the death of language, URL: http://socialnetworkingbase.com/18/death-language 

[21] Астафьева О.Н., Аванесова Г.А. Взаимодействие культур//Глобалистика/Ред.- сост. Мазур М.М., Чумаков А.Н.-М.Радуга, 2003. С. 110.

[22] Явлинский Г. Периферийный капитализм // Московские новости. 2003. № 18.

      [23] Heritage Foundation, http://www.heritage.org/

[24]    Shor Francis Dying Empire: U.S. Imperialism and Global Resistance/ Routledge; 1 edition, 2010.

[25] Pew Research Global Attitudes project, URL: http://www.pewglobal.org/

[26] См. Приложение 1.

[27]    Добреньков В.И. Правда о глобализации, URL: http://www.sorokinfond.ru/index.php?id=203

[28] Добреньков В.И. Правда о глобализации, URL: http://www.sorokinfond.ru/index.php?id=203



Источник: geopolitica.ru.

Рейтинг публикации:

Нравится1




Комментарий от редакции:

Чтобы купировать действия противника надо знать и понимать его действия


Комментарии (8) | Распечатать

Добавить новость в:


 

 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

  1. » #8 написал: VP (16 августа 2013 10:13)
    Статус: |



    Группа: Гости
    публикаций 0
    комментариев 0
    Рейтинг поста:
    0

       
     


  2. » #7 написал: VP (14 августа 2013 08:17)
    Статус: |



    Группа: Гости
    публикаций 0
    комментариев 0
    Рейтинг поста:
    0

       
     


  3. » #6 написал: юрий фермер (13 августа 2013 16:39)
    Статус: Пользователь offline |



    Группа: Посетители
    публикаций 0
    комментариев 1538
    Рейтинг поста:
    0
    ,,,сейчас все ,что связывается со словом американское звучит недобро,а за их доллары скоро будут давать помардям,(их же саломпососалам)


    --------------------
    Патриотизм-это, когда нет сил очернять Культуру своих предков,,,

       
     


  4. » #5 написал: Odin Ass (13 августа 2013 02:05)
    Статус: Пользователь offline |



    Группа: Посетители
    публикаций 0
    комментариев 212
    Рейтинг поста:
    0
    Честно скажу, ребята, задолбало уже это нытье об американском влиянии на нашу жизнь и, в частности, о влиянии на нас их культуры.
    Да хватит уже на них кивать! Займитесь своей культурой, образованием, промышленностью и медициной. Начните просто с себя на своем маленьком жизненном пространстве. Начните помогать людям, ожидающим помощи от вас, либо по долгу службы, либо друзьям или своей семье и родственникам. Мы живем не в лесу, оккупированном американцами, а среди людей, таких же, как мы сами. Оглянитесь вокруг, попробуйте, начните с малого. Для этого просто надо, используя свои таланты, умения и профессию делать в этом направлении пусть маленькие, но шаги! Просто делайте свою работу, не смотря ни на что. Я так делаю, и это дает результат!
    Сидя своими жопами на своих кухнях вы надеетесь на помощь президента, надеетесь, что он сделает жизнь лучше. Я вам скажу - он вам не поможет. Он ничего не сделает за вас, только вы можете сами все сделать. Начните хотя бы с малого - не сцыте в лифте, уступите тетке место в маршрутке или метро. Попробуйте ответить что-то полезное человеку, который вас спросил о чем-то на улице. Или просто сделайте приветливое лицо проходящему мимо человеку, а не кривите харю, как вы это делаете обычно.
    Не имеет никакого значения политический и экономический строй в государстве. Помните простую истину - этот мир держится только на профессионалах, которые делают свое дело, и тех, кто может помогать другим, не зависимо от президентов, царей, гетьманов и шейхов.
    Ну, а если ты, чмо и ничего не умеешь, и никто не надеется на твою поддержку, тогда ты живешь в гавне и в нем и сдохнешь.

    от virginiya100 Блестяще сказано!


    --------------------
    ПАРХАТЫЕ РАБЫ ГАЗПРОМА, удалите мой профиль

       
     


  5. » #4 написал: altercon (12 августа 2013 18:01)
    Статус: Пользователь offline |



    Группа: Посетители
    публикаций 0
    комментариев 36
    Рейтинг поста:
    0
    Можно согласиться со статьей, но невозможно одно - согласиться с термином - американская культура. Инструмент, с помощью которого США оглупляют целые государства, нельзя назвать культурой. Самое простое название - "культура". Американская культура - это Рокуэл Кент, Стейнбек, Ван Клиберн, Джек Лондон, Хемингуэй, Артур Хейли - наконец. А какие прекрасные фильмы вышли из Голливуда. И где все это, кто из молодых знает о них - единицы. Последние 40 лет постепеннно американская культура превратилась в "культуру", а вернее в то. что просто необходимо игнорировать, если хочешь остаться мыслящей личностью и не превратиться в использованный презерватив. Тот вред. который наносит эта "культура" страшен и тем, что отбирает ум у наших детей и внуков, способствует дебилизации населения. А нам это что - НУЖНО. Неужели и наша культурна вылилась в бесконечные идиотские сериалы о "ментах" и прекрасные безголосые задницы на сцене, а также бездарную американскую продукцию кинопромышленности. Стоит, правда, заметить и то. что наши деятели и русскую культуру сами американизировали донельзя. Одна Пугачева с ее проектами чего стоит, или программа первого канала вообще. Стоит поучиться у французов - у них получается свое защищать.

       
     


  6. » #3 написал: Russkiy (12 августа 2013 17:42)
    Статус: Пользователь offline |



    Группа: Посетители
    публикаций 0
    комментариев 1010
    Рейтинг поста:
    0
    Цитата: Moreman
    Сопротивление американизации есть практически повсеместно. Можно даже не читать статью, а посмотреть внимательно клип:https://www.youtube.com/watch?v=1-NJixDUNdM

    Супер!) А фраза в конце: "Хьюстон, у нас проблемы!" - уже превращается в эпическую)


    --------------------
    "Зри в корень!" (К.Прутков)

       
     


  7. » #2 написал: Moreman (12 августа 2013 17:36)
    Статус: |



    Группа: Гости
    публикаций 0
    комментариев 0
    Рейтинг поста:
    0
    Сопротивление американизации есть практически повсеместно.
    Можно даже не читать статью, а посмотреть внимательно клип:
    https://www.youtube.com/watch?v=1-NJixDUNdM

    На мой взгляд, клип просто великолепен. В нём, собственно, всё, о чём говорилось в статье, но подано ёмко, в художественной форме и с острой сатирой. Когда первый раз посмотрел этот клип, то долго смеялся. Да и сейчас не могу смотреть его без улыбки. wink

    Конечно, желательно ознакомиться с переводом текста, хотя и так всё понятно.

       
     


  8. » #1 написал: Peshexod (12 августа 2013 12:29)
    Статус: Пользователь offline |



    Группа: Эксперт
    публикаций 0
    комментариев 1900
    Рейтинг поста:
    0
    Войти "матрицу" очень легко, а вот выйти из неё ..., сила привычки понимаете ли. И если по каким то причинам умирает "генератор" такой "матрицы" соответственно гибнет и всё сформированное "матричное сословие". Поэтому у более многообразного мира всегда есть условие для того что он никогда не остановится в своё развитии.


    --------------------
    Благодарю.

       
     






» Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации. Зарегистрируйтесь на портале чтобы оставлять комментарии
 


Новости по дням
«    Май 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031 

Погода
Яндекс.Погода


Реклама

Опрос
Ваше мнение: Покуда территориально нужно денацифицировать Украину?




Реклама

Облако тегов
Акция: Пропаганда России, Америка настоящая, Арктика и Антарктика, Блокчейн и криптовалюты, Воспитание, Высшие ценности страны, Геополитика, Импортозамещение, ИнфоФронт, Кипр и кризис Европы, Кризис Белоруссии, Кризис Британии Brexit, Кризис Европы, Кризис США, Кризис Турции, Кризис Украины, Любимая Россия, НАТО, Навальный, Новости Украины, Оружие России, Остров Крым, Правильные ленты, Россия, Сделано в России, Ситуация в Сирии, Ситуация вокруг Ирана, Скажем НЕТ Ура-пЭтриотам, Скажем НЕТ хомячей рЭволюции, Служение России, Солнце, Трагедия Фукусимы Япония, Хроника эпидемии, видео, коронавирус, новости, политика, спецоперация, сша, украина

Показать все теги
Реклама

Популярные
статьи



Реклама одной строкой

    Главная страница  |  Регистрация  |  Сотрудничество  |  Статистика  |  Обратная связь  |  Реклама  |  Помощь порталу
    ©2003-2020 ОКО ПЛАНЕТЫ

    Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам.
    Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+


    Map