Путевые заметки: "Это не Германия, а Стамбул какой-то!"
Огромный грузопассажирский паром расстояние от литовской Клайпеды до германского Киля преодолевает ровно за двадцать часов. Пассажиры – в основном водители многотонных фур - коротают досуг за просмотром телевизора или беседой за бокалом пива в одном из баров. Вот и я разговорился с одним из них. Михаил из Челябинска направляется в Дортмунд за срочным и важным грузом для одного из местных заводов, за рулем около полутора десятков лет, не только привык к кочевой жизни, но и находит свой в этом интерес, да и оплачивается работа совсем неплохо. Однако россиян на борту всего несколько человек, преобладают литовцы. Если автопоезд уральца с ним на борту, то литовцы направляются в немецкий порт на смену своих коллег, что называется, налегке. Уже по прибытию на место удалось разобраться в весьма оптимальной, даже – изобретательной организации их труда, по максимуму реализующей преимущества "шенгена", то есть безвизовой Европы (не случайно Россия и другие постсоветские страны настойчиво добиваются отмены виз, это благо не только для туристов, но и для бизнеса).
На пять палуб парома загружается накатом - этот принцип по-морскому называется "ро-ро" - несколько сотен прицепов от фур, некоторые - холодильные, это определяется по работающим моторам. Так называемые "головы", кабины с двигателями, остаются на земле. Действительно, зачем возить их туда-сюда, если в Киле ожидают такие же их железные "собратья", которые и доставляют грузы адресатам по всей Европе. В порту в основном работают две литовские фирмы, у них здесь свои представительства, каждая держит примерно по сотне шоферов, действующих вахтовым методом, смена каждые два месяца. Ежедневно по расписанию паром доставляет из Клайпеды новые сотни двадцатитонных прицепов, которые рядками выстраиваются на вместительном терминале, а их место на палубах занимают такие же в обратном направлении, преимущественно с российскими адресами.
Действует на терминале и офис "Совтрансавто", представляющий теперь российских перевозчиков, который не только по занимаемой площади раз в десять уступает литовским, но и по объемам логистики несравним с конкурентами. Поговорить с россиянами не удалось, по неизвестной причине офис оказался закрыт. Но судя по тому, что из сотен насчитал всего с десяток российских автомобильных номеров, работы у них немного, Литва, демонстрируя завидную предприимчивость и деловую хватку, перехватывает основной грузопоток, зарабатывая на этом приличные деньги. И не только на кильском направлении, такие же линии связывают в целом небольшой литовский порт с другой немецкой гаванью Мукраном, с шведскими Стокгольмом и Карлсхамном, датскими Копенгагеном и Фредерисией...
В Германии был много раз, и в социалистической, и после объединения, проехал не единожды с севера на юг и с востока на запад, посетил Берлин, Гамбург, Кельн и другие большие города, славные местечки, но прямо скажу - восторга не вызывает, а вот в уважении отказать нельзя: благодаря традиционным трудолюбию и организованности немцам удалось поднять разрушенную войной страну, вывести ее в локомотивы Европы, а теперь Евросоюза. Однако сейчас, похоже, тяжелая рука кризиса коснулась и этого до сих пор процветающего уголка Старого Света: на улицах Киля как-то не по-бюргерски не прибрано, фасады многих многоэтажек (в них живут, как правило, гастарбайтеры с юга или переселенцы из стран бывшего Советского Союза, которых насчитывается около 5 млн, но далеко не все из них могут похвастать этнически – немецкой кровью, и по этому показателю "русские" конкурируют с выходцами из Турции за звание самой крупной национальной общины) давно требуют обновления, возле маркетов в центре кучкуются то ли алкаши, то ли наркоманы (скорее, и те и другие), ведущие себя вызывающе дерзко, дороги прямо днем перекрываются ремонтными работами, что ранее делалось, как правило, ночью. Ранним утром на терминал, где я ждал парома домой, прибыло звено рабочих, которые принялись мыть стеклянный козырек над главным входом в офисный центр. Командовал у них чернявый шустрый паренек неполных лет тридцати, как потом выяснилось, косовар по имени Албен, у него жена и маленький сын, зарабатывает 2,5 тыс. евро в месяц и очень недоволен своими коллегами по звену. И не без оснований: молодые блондины – на вид истинные арийцы лет двадцати – не без иронии наблюдали за суетой своего "старшого", который первым полез на опасную верхотуру, бросился устранять протечку в подводящем воду шланге, напустившим огромную лужу в главном вестибюле. И этого беженца из ввергнутой в межконфессиональные разборки Югославии понять можно, когда он заключил: немцы - неважные работники. В данном конкретном случае это было именно так. Но и Албена очень старательным считать трудно: козырек так и остался не до конца почищенным. А это уже правило: там, куда приходят гастарбайтеры, падает уровень производства, ярчайший пример: снижение качества сборки ранее эталонных Мерседесов. Считается, это потому, что на сборочных конвейерах теперь преобладают гости из-за рубежа, просто не обладающие соответствующей культурой, в том числе и производства. Отсюда же кривые дороги и щербатые тротуары, плохо подметенные улицы и захламленные дворы.
Кстати, нечто подобное довелось заметить и в Соединенных Штатах: за десять лет количество афроамериканского персонала в крупнейшем нью-йоркском аэропорту им. Кеннеди увеличилось в разы и во столько же раз, похоже, там стало меньше порядка. Так что это явление, судя по всему, глобального масштаба. Как и то, что белый человек, в том числе и выходец из России, мало-мальски соображающий по-немецки, имеет больше шансов получить работу, чем тот же турок или араб. В Касселе, что точно в центре Германии, вот уже около двух десятков лет проживает мой племянник с семьей, его жена, этническая немка с Урала, служит медсестрой в пансионате для престарелых, а Сергей вполне успешно трудится на лесопилке, хотя на местном языке общается с трудом. Их старший сын неплохо устроился на местном заводе "Фольксвагена", а младший заканчивает вуз с хорошими перспективами.
Киль в значительной мере разделил судьбу Дрездена, голландского Роттердама, того же Касселя и прочих крупных центров, стертых с лица земли изуверскими ковровыми бомбардировками, устроенными уже в самом конце войны американо-английской авиацией, когда большой необходимости в этом не было. От старого города остались считанные здания, но хозяева тщательно восстановили его, и хотя сделали они это с любовью к древней столице Шлезвиг–Гольштейна, хорошо видно, что Альтштадт новодел: на домах под старину даже в упор не просматривается пыль веков. Зато трудно не заметить громогласных и темпераментных южан, в полном смысле заполонивших Альтштад, фланирующих по бульварам и скучающих в открытых летних кафе, развернувших прямо на тротуарах и площадях торговлю фруктами, овощами, сувенирами и прочей мелочью. Турецкие, курдские рестораны, салоны услуг, ремонтные мастерские… - прямо Стамбул какой-то. Даже днем почувствовал себя неуютно среди этих брюнетов, громко говорящих на непонятном языке и не проявляющих большой охоты отвечать на традиционные просьбы белого туриста показать дорогу. Права канцлер Ангела Меркель: теория мультикультурализма, усердно пестуемая в течение полувека, потерпела полный крах, носители мусульманской культуры и, следовательно, ментальности не хотят (может, не могут?) интегрироваться в местную действительность, стать частью германской нации. Разного рода пособиями и прочими преференциями власти пока удается держать ситуацию под контролем, однако деньги и в богатейшей Германии заканчиваются, вследствие чего обостряются проблемы как на рынке труда, так и в межобщинных отношениях, все выше поднимают голову неонацисты, разного рода землячества изгнанных, которые и не скрывают своего желания вернуть утраченные земли Великого Рейха - от российского Калининграда до французского Страсбура.
А что думают обо всем этом наш брат – россиянин, который попадается едва ли не на каждом шагу? Саша из Питера трудится менеджером в порту Киля, там же в пиццерии нашла себя и смоленчанка Виктория, в Лейпциге же довелось пообщаться с большой группой выходцев из страны Советов. Взрослые, у которых проблемы с языком, состоят на учете в мэрии, она же им помогает случайными заработками - где канал почистить, где тротуар поправить, а вот Николай, бывший военный, на такие работы не соглашается, сидит на "голом" социальном пособии и подумывает вернуться на родину на Алтай - "там рыба, охота, грибы - ягоды, друзья, шашлык на природе!", хотя и немец по рождению. Младшее поколение, закончившее местные школы, считает себя истыми патриотами и покидать страну не намерены, наоборот, помышляют о хорошем высшем образовании и карьере, благо возможности для этого есть. А знание русского языка, правильно рассуждают они, станет дополнительным бонусом, поможет в бизнесе, который все более ориентируется в целом на восток и Россию в частности.
Валерий Мокрушин
Накануне
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментария 294
Рейтинг поста:
Статус: |
Группа: Эксперт
публикаций 0
комментариев 2311
Рейтинг поста:
Николая можно понять: безработица, засилье чумазых иностранцев, падение уровня культуры и жизни. И да - порыбачить, поохотиться и пожарить шашлычок в Германии просто так нельзя. По правде сказать, там почти ничего нельзя, но эти твёрдые руки на собственной шее чувствуешь, только реально пожив там.