Сделать стартовой  |  Добавить в избранное  |  RSS 2.0  |  Информация авторам
Регистрация  |  Технические вопросы  |  Помощь  |  Статистика  |  Обратная связь
ОКО ПЛАНЕТЫ
Поиск по сайту:
Тендеры и госзакупки Маркетинговые исследования Бизнес планы
Регистрация на сайте
Авторизация

 
 
 
 
  Напомнить пароль?



Дед, я тебя помню…


Навигация

Реклама


Загрузка...

Важные темы
Работа Дмитрия Медведева над «ошибками» страны...
Управление, как реальность: кое-что о Фурсенко, образовании...
Новые реалии методологии управления
Алекс Зес: Тезисы управления
США:У нас мало времени! Час расплаты близок!
Л.Ларуш: Америка рухнет первой. "Мы входим в период бунтов"
Теоретическая география


Реклама
» » Транзитные войны 2013: США против Китая. Расстановка сил

» Транзитные войны 2013: США против Китая. Расстановка сил
30-06-2013, 10:26 | Первая полоса | разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ | комментариев: (2) | просмотров: (12 192)

 

Сегодня мировое лидерство перестало быть игрой в «Царя Горы». Теперь оно более сродни шальной и непрерывной гонке на велосипеде с нескончаемого крутого склона. При этом решительность и сила хотя и важные, но не самые главные качества для победы. Гораздо ценнее умение правильно и своевременно балансировать в быстро меняющейся ситуации.  Достижение правильного Баланса и есть достижение Доминирования. Перестанешь балансировать или ошибешься на очередном ухабе — упадешь. И вчерашние зрители-фанаты первые набросятся на низвергнутого кумира.

В нынешней глобальной геополитике в качестве основных средств Баланса/Доминирования среди множества прочих можно выделить кредитно-финансовыеи промышленно-экономические рычаги воздействия. Применять их необходимо постоянно чередуя не только в отношении прямых конкурентов, но и в отношении любых сколь-нибудь значимых стран мира. И делать это настолько искусно, чтобы любое действие противника максимально шло на пользу Империи, а бездействие в конечном итоге гарантированно приводило к ухудшению позиций и поражению соперника.

С начала 90-х годов роль Лидера безраздельно и неоспоримо перешла к США. Но, зорко следя за главным конкурентом Европой и сдерживая попытки возрождения России на обломках СССР, Вашингтон изначально не стал препятствовать созданию «фабрики мира» в КНР. Неважно, вольно или невольно, но Штаты пропустили тот момент, когда Китай, начинавший как «заводской филиал ТНК», сумел не только обрести огромную промышленно-экономическую мощь, но и искусно превратить ее в кредитно-финансовую силу Юаня.

Китай в глобальной игре достиг того, что пока не сумели другие конкуренты Штатов — ни Европа, ни Россия, ни крепнущие экономики стран БРИКС. Хотя Поднебесная явно и не предлагает альтернативы скомпрометировавшей себя после 2008 существующей мировой кредитно-финансовой системе, но даже сама мысль о Юане как альтернативе Доллару, это уже явная угроза мировому доминированию США.

Попытки США по аналогии с Евро втянуть Юань в финансово-биржевые и валютно-курсовые игры для поддержки Доллара, Пекин проигнорировал. В результате на кредитно-финансовом фронте борьбы США с КНР возникла патовая ситуация. Ни один из соперников не решается нанести открытый удар по финансовой системе противника, который в отсутствии альтернативы станет самоубийственным для всей мировой экономики. «Боевые действия» перешли в позиционную войну.

Совсем иная ситуация на промышленно-экономическом фронте. Противостояние развернулись по всему миру и даже серьезно пошатнуло стабильность во многих уголках мира.

А главная цель США — сырьевая зависимость промышленности Китая, а именно кровь современной промышленности нефть. А вернее источники и пути ее поставок в Поднебесную

Рассмотрим подробнее источники импорта сырой нефти в КНР, состоянием на конец 2011 года по данным U.S. Energy Information Administration (EIA)

Итого 5 млн.076 тыс баррелей/день.

Из них 2 млн.162 тыс. баррелей/день транспортируются из Персидского Залива через Ормузский пролив (за исключением 363 тыс. баррелей оманской нефти). Из них только иранскую (555 тыс. баррелей/день) и, частично, иракскую (276 тыс. баррелей/день) нефть можно считать не достаточно подконтрольными влиянию США.

996 тыс. баррелей/день - нефть из Африки.

619 тыс. баррелей/день - нефть из России и Казахстана.

364 тыс. баррелей/день - нефть из Южной Америки.

572 тыс. баррелей/день — другие поставщики нефти.

А вот информация российских Вестей на начало 2012 года
Поставщики нефти в Китай начало 2012

В 2012 году импорт нефти в Китай еще более увеличился.

По итогам декабря 2012 года Китай вышел на первое место в мире по объемам нетто-импорта нефти, сообщает Financial Times. Издание уточняет, что Китай совершил «исторический прорыв» относительно данного показателя, обогнав США.
Согласно данным таможенного управления страны, в декабре 2012 года КНР увеличила нетто-импорт до 6,12 млн. баррелей в день. Независимые аналитики оценивали уровень нетто-импорта в 5,994 млн. баррелей в день.

В 2012 году китайский импорт сырой нефти составил примерно 271 млн тонн, прирост, по сравнению с 2011 годом, достиг 6,8 проц.

Вслед за быстрым развитием экономики в Китае продолжается быстрый рост спроса на энергоносители, объемы импорта сырой нефти постоянно ставят новые исторические рекорды. Старший заместитель директора корпорации «Синопек», являющейся крупнейшим китайским нефтепереработчиком, Цай Сию признал, что доля приобретаемой данной корпорацией за рубежом нефти уже превышает 80 проц, ограниченность в ресурсах стала главной проблемой развития предприятий-потребителей энергоресурсов.
Помощник директора Китайской корпорации «Синохем» Чжун Жэнь прогнозирует, что к 2020 году спрос на нефть в Китае может превысить 700 млн тонн, из которых две трети должны быть получены за счет импорта.
Одновременно с ростом объема импорта высокие цены на нефть оказывают растущее давление на стоимость импорта. Согласно данным ГТУ, в 2012 году Китай импортировал сырой нефти на сумму 220,67 млрд долларов, по сравнению с 2011 годом, рост составил 12,1 проц.
На состоявшейся вчера в Шанхае 4-й ежегодной конференции по нефтяному бизнесу многие специалисты прогнозировали, что в 2013 году международные цены на нефть по-прежнему будут расти, проблема высоких цен на нефть продолжит беспокоить Китай.
По мнению экономического аналитика Синьхуа Хуан Шаода, в 2013 году предложение нефти в мире, вероятно, будут достаточным. Что касается Китая, то не стоит особенно беспокоиться из-за поставок нефти, более пристально надо следить за рисками, связанными с непрерывным ростом цен на нефть.
В последние годы правительство США провело много раундов количественного смягчения, большой объем капиталов перетек на рынок нефтяных фьючерсов. В течение 3-х недель после принятия во второй декаде декабря США решения о расширении политики количественного смягчения, нью-йоркские нефтяные фьючерсы в общей сложности выросли примерно на 20 проц.
Колебания международных цен на нефть оказывают непосредственное воздействие на все аспекты производства и жизни Китая, являющегося вторым крупнейшим потребителем нефти в мире. Вследствие воздействия международных цен на нефть стоимость литра 93-го бензина в районе Шанхая выросла с 4,95 юаня в 2009 году до 7, 75 юаня, прирост за 4 года превысил 50 проц.
Заместитель директора корпорации «Имао цзитуань» Чжун Цзянь полагает, что система формирования цен на топливо внутри Китая тесно связана с международными ценами на нефть. Если в 2013 году международные цены на нефть не снизятся, вырастут и цены на топливо в Китае, необходимо опасаться рисков импортируемой инфляции.
По мнению специалистов, эффективным способом борьбы с проблемами, связанными с высокими ценами на нефть, является развитие чистых и высокоэффективных альтернативных источников энергии. Глава совета Китайского общества исследования возобновляемых источников энергии Ши Динхуань сообщил корр. Синьхуа, что Китай включил технологии чистого производства, комплексное использование ресурсов, возобновляемые источники энергии в стратегию государственного развития, в будущем доля возобновляемых источников энергии в Китае будет непрерывно расти.

А теперь подробнее рассмотрим страны экспортеры нефти в Китай.

Страны Залива

1. Иран
В начале 2012 года в период существенной активизации американский санкций против экспорта иранской нефти, как это ни странно, наиболее серьезно на них отреагировал именно считающийся «союзным» (вернее, наверное, не враждебным) Ирану Китай.

Когда дружественные США Япония, Корея и ЕС лишь декларировали намерения поддержать американское эмбарго, оговариваясь необходимостью подыскать замену иранской нефти, а ЮАР, Шри-Ланка, Индия и Турция просто проигнорировали требования Вашингтона, Пекин не только начал прямые переговоры с Саудовской Аравией про увеличение поставок нефти, но и в течении января 2012 года сократил суточный импорт нефти из Ирана наполовину до 285 тысяч баррелей…

Что изменится в международной политике Ирана с избранием на пост Президента Исламской Республики Хасана Роухани еще предстоит увидеть. Но в любом случае — друзья, особенно в беде, так не поступают…

2. Ирак

Рекомендую к прочтению статью Китай в Ираке — третий радующийся.

» …Пекин стал крупнейшим клиентом Багдада. Он покупает почти половину добывающейся в Ираке нефти. Это 1,5 миллиона баррелей в день. Но и это не удовлетворяет Китай. Сейчас он нацелился на нефтяные прииски, принадлежащие крупнейшей американской нефтяной компании «Экксон Мобил».
«Китай больше всех других стран выигрывает от пост-саддамовского нефтяного бума в Ираке, — говорит Дениз Натали, известный эксперт по Ближнему Востоку в Вашингтонском университете национальной обороны. — Китай нуждается в энергии и поэтому он активно ищет нефтяные рынки».

Китайский фактор дает знать о себе и в большом, и в малом. Недавно в пустыне на границах Ирака Китай построил свой собственный аэропорт, на который садятся самолеты с китайскими рабочими на борту для обслуживания иракских южных нефтяных полей. Планируются в скором времени прямые маршруты из Пекина и Шанхая в Багдад. В роскошных отелях портового города Басры, китайская бизнес-верхушка удивляет своих хозяев не просто говоря по-арабски, а на арабском языке с иракским акцентом. А главное – китайцы ни на что не жалуются, мол, «всё хорошо, прекрасная маркиза!» Это вам не капризные западные фирмы! Строгие условия контрактов? — о»кей. Маленькие прибыли? Перебьемся. Для Китая важнее всего энергия, чтобы питать свою огромную и все разрастающуюся экономику. Китайские нефтяные гиганты могут подождать с профицитом, тем более что они принадлежат государству и не отвечают перед требовательными держателями акций и тем более не платят им дивидендов. 
До американского нашествия иракская нефтяная промышленность находилась в подвешенном состоянии, отрезанная от остального мира международными санкциями против багдадского диктатора. Свергнув Саддама, Вашингтон устранил эти препятствия, и Китай активно ринулся к огромным нефтяным ресурсам Ирака. Государственные компании Китая стали инвестировать ежегодно более двух миллиардов долларов в иракские нефтяные компании, а также транспортировать в Ирак сотни китайских рабочих-нефтяников. Кроме того, они согласны играть по местным правилам и не гонятся за высоким профитом. «Мы проиграли, — говорит Майкл Маковски, бывший сотрудник Пентагона при администрации Бума и один из разработчиков его нефтяной политики. — Китайцы не имели никакого касательства к войне, но с экономической точки зрения они получают самую большую выгоду, а наш Пятый флот и наши военно-воздушные силы фактически гарантируют Китаю бесперебойные поставки иракской нефти»...
Некоторые обозреватели считают, что успехи Китая, использующего результаты победы США в Ираке, необязательно носят только отрицательный характер для Вашингтона. Возрастающее производство Ирака, которому в огромной степени способствует китайская рабочая сила, прикрывает мировую экономику от роста цен, которые вызывают западные санкции, наложенные на нефть Ирана. Прибавьте к этому нефтяной бум самих США, который превзошел все ожидания и расчеты и зависимость Запада, включая США, от средне-восточной нефти всё больше идет на убыль. В то же время Америке вполне с руки, что заинтересованность Китая в иракской нефти способствует стабилизации Багдада, которому угрожают всевозможные религиозные конфликты. «Наш интерес заключается в том, что нефть в Ираке производится, что Ирак зарабатывает деньги. Это большой плюс, — говорит Дэвид Голдвин, который был координатором со стороны Госдепартамента США в международных делах, касающихся энергетике в первой администрации Обамы. — С точки зрения геополитики, сближение отношений между Китаем и Ираком вполне устраивает Вашингтон».

Можно соглашаться или не соглашаться с приведенными в статье высказываниями американских политиковНо обращу внимание на следующие факты:

1) Китай пользуется нефтью иракского правительства в Дамаске и южных месторождений Басры, имея слабый доступ к северо-иракской нефти КРГ и спорных территорий Киркука и Мосула.

2) Вопрос отделения Курдского региона от Ирака настолько серьезен, что премьер Малики даже, несмотря на упреки парламентария Хасана Алави, провел переговоры с Барзани не в Багдаде, а в Эрбиле.

3) Несмотря на все усилия Багдада, налицо постоянно усиливающаяся эскалация ситуации в Ираке, связанная с этническими конфликтами между правящими шиитами, курдами и суннитами.

4) Не исключено, что волнения в Турции могут быть связаны именно с проблемами образования Курдского государства в Ираке.

А вывод прост.
Хотя «нефтяные успехи» Китая в Ираке значительны, но их результаты в любой момент могут быть погребены в случае достаточно вероятной дестабилизации ситуации в ближневосточной стране
.

3. Монархии и эмираты Ближнего Востока, Султанат Оман
Саудовская Аравия, Кувейт, ОАЭ в случае обострения ситуации скорее займут позицию Вашингтона, чем Пекина.
Особняком в этом списке стоит Султанат Оман. Страна исторически недружелюбная КСА и поддерживающая достаточно тесные и приязненные отношения с главным противником королевства Ираном. Страна всегда имеющая собственное мнение на ближневосточные события не всегда совпадающее с позицией Запада и США.
Но, тем не менее Вашингтон об Омане не забывает никогда:
21 мая Султан Омана Кабус бен Саид встретился с прибывшим в Маскат с визитом Государственным секретарем США Джоном Керри. Дж. Керри прибыл в Маскат с визитом в Оман во вторник в полдень…
Оман является первой остановкой в рамках поездки Дж. Керри по средневосточным странам….
Это его первая поездка в данную страну Персидского залива после вступления на пост Госсекретаря США…

АФРИКА

1. Судан

Некогда надежный поставщик нефти в Китай, разорванный в 2011 на две части — Южную добывающую и Северную транспортирующую нефть. И перспективы улучшения ситуации в стране продолжают оставаться слабыми:
Судан приостановил транзит южносуданской нефти
Не добавляют оптимизма и региональные противоречия между Египтом и Эфиопией по поводу использования Нила

2. Конго

Неспокойная, но достаточно важная страна, чтобы удостоится визита новоизбранного Китайского лидера Си Цзипина в его недавнем африканском турне наряду с Танзанией перед саммитом БРИКС в ЮАР.

3. Ангола

Наиболее надежный и последовательный поставщик африканской нефти Китаю. Внешне даже создается впечатление, что США сознательно уступают ангольскую нефть КНР, более ориентируясь на нигерийскую (подробнее об этом ниже).
Именно ангольской нефти в КНР созданы наибольшие преференции. Так в ноябре 2012 Китай понизил пошлины на экспорт нефти из Анголы на 95% от стандартных тарифов.  При том, что и ранее тариф на ввоз нефти из Анголы в Китай был также льготным, скидка составляла 65%.
Кроме того, что позитивно для КНР - Ангола намерена довести добычу нефти до 2 млн баррелей в день к 2015 году, догнав Нигерию — крупнейшего производителя нефти в Африке.
Одна проблема — большое транспортное плечо для перевозок ангольской нефти в Китай. Но об этом подробнее во второй части…

4. Нигерия

Крупнейший производитель нефти на Африканском континенте в отношении ее экспорта в Китай скромно занимает позицию «другие поставщики». Если это можно назвать отрадным для Пекина, то и Европейские страны вынуждены делить поровну нигерийскую нефть с ее наибольшим импортером США.
Но для Китая Западно-Африканский регион достаточно важен. И, несмотря на усиливающееся в нем влияние США, Пекин, по крайней мере, не оставляет попытки усиления своего присутствия в регионе: Китай предложил направить своих миротворцев в Мали – ООН

Южная Америка

1. Венесуэла и Бразилия

Достаточно надежная, но очень далекая и незначительная в общих объмах китайского импорта нефть.

Выводы
1. По оценкам китайских специалистов потребности Китая в импорте сырой нефти будут продолжать расти.

2. Из наиболее надежных экспортеров сырой нефти в Китай можно выделить Россию, Казахстан, Анголу, Венесуэлу, Бразилию, Конго. Потенциально надежным экспортером можно считать Иран и Оман. Остальные страны поставщики нефти в Китай являются потенциально «проблемными» в силу напряженной ситуации в регионе или их лояльной политической ориентации на основного соперника КНР — США.

Таким образом, доля потенциально «проблемных» поставщиков в китайском импорте сырой нефти составляет около 40%.

Тем не менее любой купец знает, что для него не так опасны рынки даже в неспокойных городах, сколько сами караванные пути.
Знают это и разбойники, промышляющие на дорогах…

О дорогах и пойдет речь во второй части

 

Транзитные войны 2013

etoruskiy

Часть 2 - США против Китая. Ормузский пролив

Изображение

Итог первой части статьи - приблизительно 40% экспорта сырой нефти в Китай осуществляют потенциально ненадежные партнеры.

Имеют ли США геополитические возможности увеличить этот проблемный процент, примером, до 60? Да.

Использует ли Вашингтон этот козырь в борьбе против Китая? С очень высокой вероятностью - Нет.

Во первых, не будем сбрасывать со счетов спотовые закупки нефти на биржах. Их сложно контролировать, но для импортера они могут стать спасительной соломинкой, дающей глоток воздуха и время устоять после "первого вала" и подготовиться к последующим "ударам стихии". Особенно, если у импортера как у Китая есть большие деньги, которые он не побоится потратить.

Во вторых, поджигая целые регионы и, оказывая политическое давление на экспортеров нефти, заставляя тем самым их нести значительные убытки, можно опрокинуть всю мировую политическую и финансовую систему. А во всеобщем хаосе и полном отказе от устоявшихся "Правил Игры" былой авторитет, опыт и даже сила часто не спасают "Мастера" от бесшабашного напора и самоубийственной смелости голодных "Новичков", страстно желающих урвать свою часть власти и богатства. "Новичок", которому нечего особо терять, не преминет воспользоваться довольно заманчивым шансом 50 на 50 ставкой "ва-банк" на один кон переиграть признанного "Профессионала". А если ставить против "Мастера" будут не только "Новички"...

В третьих, самое главное. Топорный удар по источникам китайского импорта нефти - это высокие цены на углеводороды, а, значит, крайне ценный подарок второму из наиболее опасных геополитических соперников США - России.

А в результате...
Перефразирую знаменитую фразу популярного советского спортивного комментатора Н.Озерова: "Такая Геополитика им не нужна..."

Выход из этой ситуации достаточно прост, известен многим, и уже давно претворяется в жизнь США на плановой и постоянной основе.
<p>
<span style="font-size:14px;"><span style="font-family:arial,helvetica,sans-serif;">1. "Проблемы" должны "возникать сами собою" лишь в отдельных странах импортерах нефти, без видимого прямого вмешательства Вашингтона. Так как это в 2011 произошло в Судане и как это сегодня происходит в Ираке.
Иранское нефтяное эмбарго - имеет несколько иные перспективы и цели, которых мы коснемся позже...

2. Главное оружие против любого (не только Китая) импортера нефти(или перевозчика любых других стратегических товаров и ресурсов) - надежный контроль над наиболее важными точками основных путей транспортных поставок с возможность эффективного экономического и военно-политического влияния на их работу.

Трубопроводы существенная транспортная составляющая, но отложим дела сухопутные и обратим взоры к морским путям нефтеперевозок. Тем более, что большая часть мировых запасов нефти это прибрежные или шельфовые зоны морей и океанов.

Итак - главные мировые проливы

Изображение

И основные пути транспортировки нефти

Изображение

Начнем по значимости проливов, с лидера нефтеперевозок.

1. Ормузский пролив
Иранское эмбарго для США имеет целью не столько собственно навредить Тегерану или уничтожить его все еще так и не доказанную экспертами МАГАТЭ гипотетическую "военную ядерную программу".

Его главные цели, на мой взгляд, уже достигнуты:

1. Ведущие СМИ укоренили в мыслях мировой общественности аксиому, что блокада Ираном Ормузского пролива обязательно состоится, это лишь вопрос времени.

2. Эмбарго, негативно влияя на социально-экономическую ситуацию в Иране, не только не мешает, а даже стимулирует существенное усиление военного потенциала Тегерана. Потенциала тактического, а значит автоматически предназначенного враждебным соседям ИРИ.

3. Проамериканская и антииранская позиция КСА и Катара в ближневосточной политике и территориальные споры с ОАЭ "разогрели" Иран настолько, что он потенциально готов вступить в вооруженное противостояние с Монархиями Залива, результатом которого станет серьезный удар по мировому экспорту сырой нефти, и, опять же - попытка блокады Ормузского пролива.

И США вполне могут в необходимый момент нажать "спусковой крючок" реализации этих планов. Либо самостоятельно, либо используя региональные противоречия Тегерана с недружественными соседями или с Израилем.

Увы, при правильном подходе долго "упрашивать" Иран прибегнуть к силовым методам реагирования и защиты, им, скорее всего, не придется.

Рассмотрим самые острые сценарии - территориальное противостояние Ирана с ОАЭ или военно-политический конфликт ИРИ с КСА.

В случае начала противостояния Ирана с КСА или ОАЭ, у США есть прямой повод озаботиться безопасностью судоходства по Ормузскому проливу - дороге из Индийского океана к главной базе 5-го флота на Бахрейне и одному из основных путей снабжения американской группировки в Кувейте. Но, достаточно вероятно, что Штаты будут некоторое (не очень длительное) время не особо торопиться разблокировать пролив, поясняя промедление необходимостью тщательной подготовки к опасной операции против иранских минно-торпедных средств, ПВО и береговой обороны.

И пока Ормуз будет какое-то время закрыт Ираном, Китай будет нести огромные убытки в попытках (скорее всего успешных) компенсировать потерю импорта ближневосточной нефти.

Представим, что Ормузский пролив пусть ненадолго, но все же перекрыт Ираном.

А что же такие важные импортеры ближневосточной нефти как ЕС, Япония, Корея, ЮАР, Турция и Индия?

Для начала США целесообразно будет обеспечить безопасность и максимальную загрузку существующих трубопроводов в обход Ормузского пролива
Изображение
Их нефть в первую очередь преимущественно должна будет достаться партнерам Вашингтона. Из ОАЭ Японии, из КСА - ЕС

Тем более, что, как видно на карте проливов, пропускная способность Суэцкого канала выше чем у Баб-Эль-Мандебского пролива. Значит и нефти логично течь на север, разгружая путь для экспорта северо-африканской нефти в Азию.

А теперь о странах импортерах ближневосточной нефти

Для Европы перед ударом целесообразно:

1) любыми средствами максимально увеличить импорт ливийской нефти;
2) вернуть сирийскую нефть на рынок ЕС;
3) подготовить возможности поставки на побережье Средиземного моря максимально возможных объемов североиракской нефти и нефти КРГ;
4) возможно, поделиться с ЕС некоторой частью американских квот на нигерийскую нефть;
5) инициировать увеличении поставок в Европу российской нефти;
6) возможно восстановить работоспособность Трансаравийского нефтепровода
Изображение

Да и по большому счету "всякие" Греции, Испании, Португалии, Италии и страны Юго-Восточной Европы могут некоторое время потерпеть до снятия блокады Ормузского пролива. Все неудобства спишут на кризис, а в профите усиление нелюбви к "злым иранцам", а не к собственным правительствам.

Для Японии и Кореи
1) по возможности на некоторое время увеличить поставки индонезийской и австралийской нефти

Для ЮАР
1) Трудно прогнозировать чем заменить 25%-ый импорт в страну иранской нефти. Не будем гадать, а предположим, что "Заграница им поможет", а может африканские соседи или относительно недалекий партнер по БРИКС Бразилия...

Для Турции
1) Единственная из перечисленных стран, имеющая преимущество от сухопутного соседства с Ираном. Тот случай, когда фраза "дело труба" имеет позитивное значение.

Для Индии
1) Конкурентная борьба Индии за свободные активы сырой нефти с Китаем лишь придаст ситуации полезной для США интриги

Кроме того Остается в запасе "серая лошадка" вне зоны Ормузского пролива - Оман, который с большой вероятностью займет нейтралитет в случае противостояния КСА и Ирана. По крайней мере вряд ли станет поддерживать КСА или других радикальных суннитов.

Источник: etoruskiy


 

Транзитные войны 2013: США против Китая. Малаккский пролив

etoruskiy

Малакский пролив

Самый загруженный в мире пролив и второй после Ормузского по объёмам нефтеперевозок (около 25% мировых морских перевозок). Это место, где Китай прилагает наибольшие усилия, чтобы вырваться из «узких тисков» правил, ограничений и потенциально неблагоприятных обстоятельств на  простор реально свободного торгового судоходства…

Ранее:


1. Малаккский пролив

В течение года через Малаккский пролив проходит около 50 тыс. судов, которые обслуживают 20-25% всего морского товарооборота. В отдельные дни — до 900 грузовых и пассажирских судов. Кроме того, он используется паромами, связывающими Малайзию и Сингапур с соседней Индонезией.

Интенсивность судоходства по Малаккскому проливу столь велика, что опасность для корабля попасть в пробку здесь столь же вероятна, как для автомобиля на оживленном шоссе.

Согласно данным услуги отслеживания танкерных перевозок Списка Ллойда и материалам Глобального Торгового Атласа GTIS, через Южно-Китайское море и Сиамский залив в день проходят от 14 до 15 миллионов баррелей сырой нефти в день или почти 1/3 глобального нефтяного трафика.

Более чем 90 процентов этого потока (нефть Персидского залива и Африки) следуют через Малаккский пролив на восток, в то время как остальная часть — внутренние перевозки по региональный контрактам нефтедобывающих стран Юго-Восточной Азии.

При постоянно возрастающих потребностях в нефти Китая, Южной Кореи и Японии эти показатели имеют тенденцию к росту.

Но следует учитывать один важный момент - существенное количество нефти, проходящей через пролив (1,4 млн. баррелей/день) поступает на переработку в терминалы Сингапура и Малайзии, после чего продолжает свое дальнейшее движение на Восток уже в виде более дорогих очищенных нефтепродуктов. Также на переработку в Сингапуре попадают до 1/5 внутренних поставок сырой нефти из Малайзии, Индонезии и Австралии.

Хороший заработок для Сингапура, хотя Китай или Япония, уверен, более хотели бы видеть всю сырую нефть на собственных терминалах и самостоятельно решать — сколько из нее сделать топлива, а сколько направить на нужды нефтехимических производств.
Но не они создавали Сингапур в его нынешнем виде и роли, и не они определяют «Правила Большой Нефтяной Игры»…

Оставшаяся часть основного потока сырой нефти через Малаккский пролив продолжает движение через Южно-Китайское море в Китай (4,5 млн. баррелей/день), Тайвань (0,9 млн. баррелей/день), Японию (3,2 млн. баррелей/день) и РК (2,4 млн. баррелей/день)

Кроме того для полноты картины следует отметить, что по местным контрактам из ЮВА (минуя Малаккский пролив) Китай получает до 400 тыс. баррелей /день малайзийской нефти, 300 тыс. баррелей/день индонезийской и до 200 тыс. баррелей/день австралийской нефти.

А теперь от статистики поставок нефти перейдем к оценки ситуации в регионе Малаккского пролива в преломлении нужд и проблем Китая.

1. По пути следования через Малаккский пролив в Китай африканской и ближневосточной нефти практически все без исключения страны ЮВА - либо потенциально враждебны Поднебесной, либо соблюдают в отношении Пекина настороженный нейтралитет, отдавая  предпочтение более дружественным и тесным связям с США, особенно в случае обострения ситуации.

1) С Индией у Китая идет давнее военно-политическое противостояние. И одна из его граней — соревнование за усиление военного контроля над тем, что в Пекине именуют «Великий жемчужный путь», а в Индии считают законной зоной стратегических интересов страны в Индийском океане.

Обе страны сильны в военном плане.
Но в зоне Арабского моря и Бенгальского залива пока что территориальная близость к ключевым точкам основных морских путей, по моему мнению, играет более на руку Индии, чем КНР.

2) Не добавляют доброжелательного отношения к Китаю стран ЮВА и территориальные претензии Пекина на Парасельские острова и острова Спратли

Как закономерное следствие, в потенциальные противники Пекина автоматически попадают такие важные региональные страны как Вьетнам, Малайзия и Филиппины.

3) Тайвань, Южная Корея и Япония для Китая просто традиционные вероятные враги. Последняя особенно после достаточно нестандартного конфликта вокруг островов Сенкаку, вызвавшего много противоречивых мнений и споров среди неравнодушной мировой общественности.

4) Индонезия и Таиланд, сегодня сохраняют достаточно ровные отношения с Пекином. Но в случае потенциального регионального противостояния Китая и США скорее всего займут сторону Вашингтона. Кроме того:

Корейские подводные лодки для Индонезии: не все очевидно
«Индонезия начинает подготовку к строительству новых кораблестроительных мощностей, которое требуется для реализации программы лиценизонного производства силами индонезийской PT PAL как минимум одной ДЭПЛ Type 209 корейской разработки.
Три подводные лодки были заказаны у корейской Daewoo Shipbuilding and Marine Engineering (DSME) в декабре 2011 г. При этом две первых лодки уже строятся в Южной Корее при активном участии индонезийского персонала и должны быть сданы в 2014-16 гг.; третью лодку индонезийцы хотят построить самостоятельно с использованием закупленной документации, технологий и оснастки.
..»

С учетом подобных новостей, Пекину стоит задуматься — против кого вооружается Индонезия?

Вряд ли это Индия, геополитические интересы которой не простираются настолько далеко на Восток.
А другие страны ЮВА в качестве соперников Индонезии не заслуживают таких мощных превентивных контрмер…

5) А теперь рассмотрим страны, которые Китай избрал в качестве партнеров и опоры на своем «Жемчужном Пути»: Пакистан, Шри-Ланка, Бангладеш и Мьянма (Бирма).

Шри-Ланка и Бангладеш, несмотря на все усилия Пекина, все же территориально просто вынуждены оставаться в орбите Индии.
Поэтому более интересны Пакистан и Мьянма.

Используя огромные вложения КНР целенаправленно пытается использовать указанные страны не только для организации портовых баз, но и для создания альтернативных Малаккскому проливу путей доставки нефти в материковый Китай.

Из наиболее известных международных региональных проектов КНР:

1) Финансирование и строительство глубоководного порта Гвадар в Пакистане

2) Развитие порта Kyauk Рhyu в Мьянме, строительство от него нефтепровода (пропускная способность 22 млн. тонн), газопровода (пропускная способность 12 млрд. куб.м) и железной дороги (протяженность 810 км), до города Жуйли в приграничной китайской провинции Юньнань.

Мало того, можно счесть, что за последний год Китай наконец-то даже добился значительного позитивного прорыва в реализации этих проектов:

1. В отношении Гвадара в конце февраля пакистанский кабинет министров принял решение о его передаче в управление китайской государственной компании Chinese Overseas Port Holdings.
«Китайские компании долгое время финансировали развитие этого порта, но по завершении основных работ в 2007 году пакистанские власти подписали договор на 40-летний срок управления с администрацией порта Сингапура. Однако Исламабад был недоволен работой сингапурских менеджеров и решил обратиться к своему союзнику – Пекину.
Планируется, что китайские нефтяные танкеры будут разгружаться здесь, далее нефтепродукты будут доставляться в западный Китай по нефтепроводу, а также автоцистернами по дорогам через Пакистан и республики Центральной Азии».

2. В отношении трубопроводов в Мьянме, строительство которых началось в 2010 году, также если не победные, то исключительно оптимистичные реляции:
На китайском участке строящихся китайско-мьянманских трубопроводов пробиты все 64 туннеля
«Китайская нефтегазовая корпорация /Петрочайна/ сегодня объявила, что на китайском участке строящихся китайско-мьянманских нефтепровода и газопровода уже пробиты все 64 туннеля, а оба трубопровода по плану будут проложены на всей линии 30 мая этого года, сообщает Синьхуа.
Как говорится в уведомлении, опубликованном корпорацией сегодня, по состоянию на 7 марта 2013 года на китайском участке завершилась сварка трубопроводов на протяжении более 2800 км, причем пробиты все 64 туннеля, в частности, в 33 туннелях завершилась и в 30 туннелях продолжается прокладка трубопроводов, в то же время завершилась прокладка и трубопроводов, пересекающих восемь рек.
..»
Китай в этом году начнет качать газ и нефть из Мьянмы.
«Об этом (уже более острожно, *прим автора) заявил в начале мая с.г. заместитель председателя правительства юго-западной китайской провинции Юаньнань Гао Шусюнь, выступая на открывшейся в Пекине 1-й выставке Китай – Южная Азия.
Трубопровод для прокачки природного газа начнет работать в первой половине этого года, а нефтепровод будет сдан в эксплуатацию либо до конца этого, либо в начале следующего года», – сказал он…»

Неужели Китай наконец-то вырывается на свободу из узости Малаккского пролива?
Возможно, если бы не несколько серьезных «НО»

Подобные и неоднократные попытки Китаем уже предпринимались, но вот уже почти десятилетие не привели к каким-то реальным и успешным результатам.

1.Пакистано-китайское сотрудничество вокруг глубоководного порта Гвадар имеет уже более чем десятилетнюю историю.

Соглашение о финансировании первого этапа строительства порта Гвадар было подписано правительствами КНР и ИРП еще 10 апреля 2001 г. Согласно договоренностям, правительство Пакистана выделило на реализацию проекта 50 млн долларов, а Китай предоставил в общей сложности 198 млн долларов США. Строительство первой очереди порта при прямом активном участии КНР началось 22 марта 2002 г. и завершилось уже в январе 2003 г. когда Гвадар начал принимать торговые суда с грузом для собственного строительства. Для реализации первого этапа строительствакитайская сторона предоставила Исламабаду заем на 1,16 млрд долларов.
А далее до конца 2006 года федеральное правительство Пакистана определялось как со сроками перехода ко второй стадии строительства порта, так и с основным инвестором. А закончилось все, как указано выше, подписанием в 2007 договора на управление Гвадаром после его официального пуска в эксплуатацию с администрацией порта Сингапура. А потом прошло целых 6 лет, которые понадобились Исламабаду, чтобы понять, что Сингапур не озабочен развитием Гвадара…

В результате, с 2001 года Гвадар так и не стал по-настоящему, ни оживленным международным, ни достаточно мощным глубоководным портом.
А вот Пакистан за эти годы тесного сотрудничества с Китаем превратился из благополучного прозападного государства в страну раздираемую межплеменными противоречиями, практически открыто и успешно используемую Талибаном в качестве операционной базы, а ЦРУ в качестве полигона для отработки использования БПЛА и собственного спецназа для ликвидации живых целей, а зачастую и просто мирных граждан или пакистанских пограничников в качестве «попутных жертв».

И все это под аккомпанемент усиливающегося террора и ухудшающихся отношений с США. Ухудшающихся на столько, что Голливуд в последние годы в своих сценариях прямо назначает Пакистан врагом США.
А последняя капля, по моему мнению, в том, что Пакистан стал опасен не только для шиитов и противников Талибов, но и для иностранных альпинистов, вне всякой политики. Т.е. мировой общественности прямым текстом сообщили, что Исламабад более не в состоянии обеспечить безопасность ни своим гражданам, ни гостям страны.
И именно через эти неспокойные Племенные территории, фактически не подконтрольные Исламабаду, и потрясаемый все более многочисленными терактами Белуджистан, Китай должен будет провести Путь перевалки товаров и нефти от Гвадара в Синьцзян. Получится ли? Очень сомневаюсь.

1.Сотрудничество Китая с Мьянмой также, хотя и достаточно давнее, но не менее проблемное для обеих стран.

30 июля 2004 г., во время Форума по развитию Национальной энергетики и инвестиций, директор Центра политических исследований Китая Ли Лианжонг представил на рассмотрение десять предложений по поддержанию энергетической безопасности Китая. Одно из этих предложений и заключалось в строительстве трубопровода из Ситуэ в юго-западную провинцию Юньнань. Объясняя важность этого предложения, соавтор проекта Ли Ченгуанг сказал, что с учетом ситуации вокруг Малаккского пролива требуется достойная альтернатива транспортировки нефти из Африки и Ближнего Востока. В январе 2006 г. Китайская национальная нефтяная корпорация (КННК) подписала меморандум о взаимопонимании с Министерством энергетики Мьянмы относительно продажи газа на 30 лет.
В марте 2009 г. стороны подписали соглашения по строительству трубопроводов общей стоимостью 2,5 млрд долл. В итоге было решено, что оба трубопровода будут идти параллельно и возьмут начало в городе Кьяукпью, а не в Ситуэ, и, достигнув территории Китая в городе Жуйли, пойдут дальше уже по территории Китая. Нефтепровод длиной 2 380 км пройдет через провинцию Гуйчжоу и закончится в городе Чунцин, а газопровод длиной 2 806 км протянется еще дальше, завершаясь в Гуанси-Чжуанском автономном районе.

Но, как только началось строительство трубопроводов, Вашингтон стал проявлять к Мьянме все возрастающее внимание. Рангун посетили первые лица США. Руководство страны перестали называть военной хунтой и ослабили в отношении нее международные санкции.
США откровенно покупают Рангун, в обмен на отказ от сотрудничества с Китаем.

Кроме того, усиление сотрудничества Мьянмы с КНР вызывает все большее неодобрение и соседней Индии. 

Нью-Дели несколько лет проводил переговоры с Рангуном о строительстве газопровода «Мьянма-Бангладеш-Индия», но Пекин опередил своего соседа.

Достаточно малоизвестный и тот факт, что изначально были утверждены планы по строительству трубопровода из Ситуэ в Юньнань и модернизации порта в Ситуэ. Но позднее стало известно, что развитием порта будет заниматься Индия, а его назначение – это предоставление выхода к морю индийским товарам, с доступом к региону Юго-Восточной Азии. Но по желанию Мьянмы природа проекта была изменена: Индия лишь строит порт в Ситуэ и передает его правительству Мьянмы. Важно помнить, что морская база была переведена из Ситуэ в Кьяукпью, а порт в Ситуэ остался коммерческим объектом. Кьяукпью получил значительное многопрофильное развитие практически с нуля. В то же время финансовые вложения Китая в строительство порта и модернизацию морской базы в Кьяукпью (даже без учета сооружения различных инфраструктурных и транспортных объектов) значительно больше вклада Индии в развитие Ситуэ.

А еще полностью не ясно, как к газовому сотрудничеству Мьянмы и Китая отнесется в перспективе Таиланд, являющийся сегодня главным потребителем бирманского природного газа. Углеводородные аппетиты Пекина все усиливаются, и не исключено, что в будущем Рангун может отдать предпочтение Китаю за счет Бангкока.
Мьянма в настоящее время экспортирует по трубопроводу более 28 млн куб.м/сут газа со своих двух морских проектов в соседний Таиланд.
Таиланд выплачивает ежегодно по 2 млрд дол. за импортируемый газ.

Кстати, в 2005 году Китай всерьез начал предметные переговоры с Таиландом о финансировании строительствасудоходного канала через Перешеек Кра, дающего возможность не огибать Малаккский полуостров.
Решительно против этого проекта сразу высказались США. И проект уже в очередной раз так и остался проектом…

И еще один важнейший нюанс в отношениях Китая и Мьянмы.
Новая железная и любая другая дорога из Мьянмы в Китай была и остается для Пекина «палкой о двух концах». Потому что она всегда будет оставаться и«Героиновой дорогой в Китай
Героиновая чума приходит в Китай по Бирманской дороге, прорубленной через джунгли около 50 лет назад. Тогда никто и не предполагал, что дорога станет основным путем доставки героина из Бирмы в Китай. Приграничный округ Руили – “отросток” Китая, глубоко вдающийся на территорию Бирмы. Бирманские маковые поля производят 80% мирового опиума. В одном только городе Куньмин, столице провинции Юньнань, 60 тысяч людей страдают от героиновой зависимости. И это только верхушка айсберга, ведь есть еще проблема СПИДа, распространяющегося через шприцы и проституцию… Недавно Китай возобновил попытки прервать поставку наркотиков в страну.
Маковые поля Бирмы занимают 599 400 квадратных километров, ежегодно тут производится 80-90 тонн героина. (© Lu Guang/HFP/ZUMA).

А что в результате?
Ввод нового трубопровода между Мьянмой и Китаем откладывается
«Нефтепровод предназначен для наземной транспортировки в Поднебесную ближневосточной и африканской нефти. Начало поставок нефти и газа по новому трубопроводному маршруту от побережья Мьянмы в Китай, по всей вероятности, может быть перенесено по соображениям безопасности. Новые трубопроводы проходят по территории Мьянмы, контролируемой этническими группировками, сообщает Reuters со ссылкой на представителя компании South East Asia GasPipeline Company, конгломерата компаний из Китая и Мьянмы.
Новый транспортный маршрут, пролегающий по территории Мьянмы, объединяет нефтяную и газовую трубы длиной 771 километр и 793 км, соответственно. Завершение строительства трубопроводов запланировано на конец мая.
По словам источника агентства, поставки могут быть отложены из-за недавних столкновений между правительственными войсками и боевиками в штатах Shan и Kachin.
..»

Опять такие «своевременные и удобные» повстанцы в нужное время и в нужном месте…

И в заключение темы безопасности «Жемчужного пути», наряду с повстанцами в ключевых точках,нельзя не упомянуть тему
Международного пиратства
Если бы пиратов не было, то их нужно было бы придумать и организовать.

Но они не только есть. Они там где это наиболее неудобно Китаю, а активизация их деятельности «удивительно» совпадает с моментом значительного роста китайских танкерных импортных перевозок — 2005 год.


И все на виду постоянно базирующихся и доминирующих в регионе 5-го и 7-го флотов ВМС США, соединенных флотилий стран НАТО, китайских, индийских ВМФ, военных флотилий многих других стран…

Вот достаточно оптимистичная статистика о результатах «Борьбы с пиратством» по данным НАТО:

Борются все и внешне очень активно. Но собираются ли ведущие страны мира победить пиратство как явление? Присутствует впечатление, что в противодействии пиратам ведущие страны более занимает сам процесс борьбы, чем достижение в ней окончательной победы.

Какой уж здесь безопасный «Жемчужный путь»?

(продолжение следует)

Источник: etoruskiy



Источник: hvylya.org.

Рейтинг публикации:

Не нравится +11 Нравится





Комментарии (2) | Распечатать

Добавить новость в:

 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

 


Загрузка...






  1. » #2 написал: visotsky2012 (26 июня 2013 00:25)
    Статус: Пользователь offline |



    Группа: Посетители
    публикаций 0
    комментариев 179
    Рейтинг поста:
    Не нравится 0 Нравится
    "И с кем им в таком случае придётся дружить?"
    А они не дружат,они "друзей"имеют :)...

       
     


  2. » #1 написал: Clinch63 (26 июня 2013 00:09)
    Статус: Пользователь offline |



    Группа: Посетители
    публикаций 0
    комментариев 240
    Рейтинг поста:
    Не нравится 0 Нравится
    В "сухом остатке" получаем, что Штаты поднимают цену нефти, насаждая свою дерьмократию. На этом фоне их засланцевые угеводороды местной добычи не будут казаться дорогими и они себя смогут ими обеспечить. Но кому будут продавать нефть и газ их друзья? И с кем им в таком случае придётся дружить? Штатам останется только кусать локти и вариться в собственном соку на своём острове.


    --------------------
    Где начало того конца, которым оканчивается начало?

       
     


» Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
 


Новости по дням
«    Июль 2018    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031 

Погода
Яндекс.Погода


Реклама


Загрузка...

Опрос
Измненится ли мировая система после выбора Трампа в США?




Реклама
Загрузка...

Облако тегов
Аварии и ЧП на АЭС, Акция: Пропаганда России, Америка настоящая, Арктика и Антарктика, Блокчейн и криптовалюты, Воспитание, Высшие ценности страны, Геополитика, Дед я тебя помню, Единая Россия, импортозамещение, ИнфоФронт, Калита-Финанс, Кипр и кризис Европы, Кризис Белоруссии, Кризис Британии Brexit, Кризис в России, Кризис Европы, Кризис США, Кризис Турции, Кризис Украины, Лекарственные растения, Любимая Россия, Наука России, Наши берут Америку, Неизвестный Путин, Новости Украины, Оружие России, Остров Крым, Правильные ленты, Простонародный лечебник, Сделано в России, Сильные землетрясения, Ситуация в Сирии, Ситуация вокруг Ирана, Скажем НЕТ Ура-пЭтриотам, Скажем НЕТ хомячей рЭволюции, Служение России, Солнце, Трагедия Фукусимы Япония

Показать все теги
Реклама


Популярные
статьи



Реклама одной строкой

    Главная страница  |  Регистрация  |  Сотрудничество  |  Статистика  |  Обратная связь  |  Реклама  |  Помощь порталу
    ©2003-2018 ОКО ПЛАНЕТЫ

    Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам.
    Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+


    Map