Юрий Гуленок, для "Хвилі"
Фукуяма ошибся. История цивилизации вовсе не завершилась в двадцатом веке победой модели либерального капитализма. Совсем даже наоборот. Начало двадцать первого века однозначно показало ущербность модели, которую так пропагандировал Фукуяма. Поскольку биполярный мир, просуществовавший пол столетия, лишь очень ненадолго превратился в однополярный. Точнее сказать, он опять становится однополярным. Только на смену «миру по-американски» приходит эпоха «мира по-китайски».
В данном процессе очень важно отметить, что проиграла, прежде всего, экономическая модель. Этот тезис можно оспаривать, поскольку недопустимо рассматривать экономику отдельно от политики. Тем не менее, так называемая «либеральная демократия», безусловно, проявила свою полную несостоятельность. И всё же, первичен именно экономический интерес, и именно он диктовал «демократиям» то поведение, которое, в конце концов, привело их к поражению. Впрочем, почему «привело»? Процесс ещё продолжается. Однако, поскольку западная система явно не способна его остановить, о перспективе допустимо говорить как о свершившемся факте.
Английский экономист Уильям Петти судил о силе государства по двум критериям: способности производить продукцию для внешних рынков и способности защищать свои рынки. Всё остальное получает право на жизнь лишь благодаря этим двум факторам. Такого же мнению придерживаются и французские экономисты, авторы книги «Геополитика меркантилизма». В своей работе они аргументировано доказывают, что реальный ВВП Китая давно уже превысил ВВП США; что Китай, уже будучи бесспорным лидером мировой торговли, не имеет соперников ни в импорте сырья, ни в экспорте готовой продукции; что мощь китайской армии вполне соответствует экономической мощи страны. А причину «переформатирования» однополярного мира французские авторы видят в разнице социально-политических моделей.
Надо сказать, что уже первая половина века двадцатого была ареной решающей битвы двух политических систем. Сначала Первая мировая война свела старые автократии (монархии) и относительно молодые республики. Выиграли вторые. Война ликвидировала три крупнейшие автократии: германскую, австро-венгерскую и российскую. Однако народы этих и нескольких других стран не смогли смириться с потерей, и позволили автократиям возродиться в виде режимов фашистского типа. При этом новые автократии оказались более эффективными, чем предшествовавшие им классические монархии. Продемонстрировав промышленную и военную мощь, эти режимы, в большинстве своём, всё-таки пали в результате Второй мировой. Таким образом было на практике доказано, что единоличное правление не может быть столь же эффективным как правление политической элиты. Оставался открытым вопрос о способах формировании эффективных элит.
Поскольку элиты буржуазных государств формировались в более конкурентной среде, — в отличие от стран так называемого «социалистического лагеря», — постольку качество этих элит оказалось заведомо выше. В итого «соцлагерь» продемонстрировал менее эффективную экономику, что и решило, в конечном итоге, его судьбу. Здесь Фукуяма ставит точку, утверждая, что эволюция цивилизации завершилась торжеством идеальной либерально-демократической модели. Однако с философом не согласилась сама История: вопреки Фукуяме «на ринге соревнования потенциально универсальных идеологий» остался ещё один участник.
Более того, «коммунистически тоталитарная альтернатива» в лице КНР сумела доказать своё преимущество. По мнению авторов «Геополитики меркантилизма», Китай уже является безусловным экономическим лидером. И при этом продолжает демонстрировать постоянный рост по всем экономическим показателям. А процесс углубления доминирования в экономике США и стран ЕС представителей «информационных» профессий, по мнению французских экономистов, вовсе не означает переход этих стран к информационному этапу развития общественных продуктивных сил (как мы могли бы думать в данном случае, опираясь на теорию профессора Хмелько). Наоборот, французы говорят об опасном процессе деиндустриализации, делающем эти страны импортозависимыми. Курьёз в том, что их импорт в угрожающей степени монополизирован одной страной. Как здесь не вспомнить катастрофическую зависимость покойного СССР от экспорта углеводородов и импорта зерна!?
Итак, мы наблюдаем ситуацию, в которой страна, бесконечно далёкая от либеральной демократии, в короткие сроки показывает преимущество своей системы над тем, что Фукуяма полагал идеальным и завершённым. Интересны причины. В поисках ответа целесообразно сосредоточится не на преимуществах китайской политической элиты, а на явных слабостях либеральной демократии, которые ярко проявились ещё в период последнего мирового конфликта. Общеизвестно, что когда правительства большинства стран мира находились в состоянии войны со «странами оси», крупнейшие корпорации первых активно сотрудничали со вторыми, отдаляя победу своих армий. Причина такого поведения лежит в самой основе капиталистической модели, поскольку капитализм – это общество, управление которым осуществляют капиталисты в интересах капиталистов. Неизбежным следствием такого управления является приоритет корпоративных интересов над интересом общественным. В этом тезисе скрывается некоторое противоречие, поскольку само капиталистическое государство является собственностью капиталистов. Однако это — относительная собственность, поскольку их государство, как бы, принадлежит многим и понемножку, а корпорация – немногим и полностью. Поэтому конфликт интересов всегда решается в пользу корпорации.
Совершенно противоположная картина наблюдается в тоталитарном государстве, которое является фактической собственностью одного («вождя») либо ограниченной коалиции. Поэтому аналогичного конфликта интересов там быть не может. У тоталитарных другая слабость – сложность формирования (а тем более – обновления) эффективных элит. В Китае удалось то, что не получилось в СССР.
Очевидно, что успех мирового лидера будет наследоваться, как в первой половине двадцатого века многими странами наследовался успешный опыт Италии. И это будет не менее интересная история.
А теперь поговорим о глобальном.
В прошлом месяце в Киеве зацвели каштаны. Два из них – розовым цветом. И это вызвало скандал, поскольку розовым цветом должны были зацвести все триста каштанов, высаженные в прошлом году. Проблема в том, что местный «зеленстрой» в прошлом году закупил триста итальянских розовых каштанов, которые все должны были зацвести розовым, а зацвели белым. То есть, оказались не итальянскими. То есть, кто-то «кинул» местный бюджет на миллион.
Нам, как глобалистам и антиглобалистам, интересны мотивы. Человек абсолютно точно знал, что обман вскроется, знал, когда и как это случится, и мог предположить, что в короткой цепочке «производитель – посредник – покупатель» его без особых проблем вычислят. Тем не менее, он пошёл на подлог. Почему?
Если взять две книги, — учебник психологии личности и «Коллапс» Даймонда, — и читать их одновременно, то можно заметить, что социумы ведут себя точно так же, как и индивидуумы. Социумы, как и индивидуумы, — не все, но в большинстве своём, — стремятся «проесть» имеющийся ресурс, и таким образом самоуничтожится. Впрочем, задолго до Даймонда, об этом в своих лекциях говорил Гумилёв: нация формируется, развивается и умирает, освобождая территорию для формирования других наций – «Конец и вновь начало».
Те из нас, кому посчастливилось в советское время жить в студенческом или рабочем общежитии, помнят, что за несколько дней до стипендии или получки объявлялись друзья, пытающиеся занять мелочь до получения денег. Всегда находились люди, тратящие нерасчётливо – люди, совершенно точно знающие, что сегодняшняя растрата завтра обернётся проблемой. И тем не менее…
Почему это происходит? Потому что каждый из нас постоянно находится перед выбором: получить удовольствие сейчас и, как следствие, возможную проблему в будущем, или воздержаться от сиюминутного удовольствия, но избежать будущих проблем. Понятно, что большинство людей предпочитают сиюминутное удовольствие, поскольку оно – вот, ощутимо и понятно; а последствия… когда ещё там будут! Приблизительно так рассуждал и человек, срубивший последнее дерево на острове Пасхи, и человек, совершавший подлог с каштанами. Точно так рассуждают и топ-менеджеры транснациональных корпораций.
Один неглупый человек однажды спросил меня, верю ли я в существование «мирового правительства». Я ответил: «Да. Верю. Только в этом правительстве все – сплошь одни китайцы». Очевидно, что топ-менеджеры ТНК, выводящих свои капиталы в Китай, прекрасно понимают, что не только создают проблемы в своей стране (безработицу, снижение поступлений в бюджет и прочее), но и создают себе могучего конкурента. Тем не менее, для каждого из них важнее именно в текущий период заработать больше для собственников корпорации и для себя лично, а что «будет с родиной и с нами» потом – это уже менее приоритетный вопрос. Именно этот основополагающий принцип обрекает «либеральную демократию» на поражение в условиях глобальной экономики.
К сожалению, лишь меньшинство из нас, — по оценке американских психологов около 30%, — способны к отсрочке удовлетворения (delay of gratification). Противоположная поведенческая реакция, — instant gratification, — первоначально описанная и сформулированная Уолтером Мишелом, имеет глобальные последствия, поскольку не только руководящие органы транснациональных корпораций, но и более крупные социумы состоят преимущественно из людей нормальных.
Это текст доклада, озвученного в сжатом виде на конференции «Эпоха после неолиберализма: кризис и будущее Восточной Европы» 11-12 июня в Киеве.
Юрий Гуленок, для "Хвилі"
Источник: hvylya.org.
Рейтинг публикации:
|
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 6
Рейтинг поста:
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 512
Рейтинг поста:
Это Вы - про Откровение?
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментария 153
Рейтинг поста:
не хочется Вас расстраивать,но гадили Стругацкие практически во всех своих произведениях.даже в таких как Попытка к бегству.Вы перечитайте их,если время есть.Я их почти наизусть знаю-не сочтите за самоуверенность.К примеру в Понедельнике один Саваоф Баалович Один чего стоит.
Однако народы этих и нескольких других стран не смогли смириться с потерей, и позволили автократиям возродиться в виде режимов фашистского типа
Совершенно противоположная картина наблюдается в тоталитарном государстве, которое является фактической собственностью одного («вождя») либо ограниченной коалиции
выделенное жирным-это понятно из статьи.вот подобными штучками изобилует все творчество Аркадия и Бориса Натановичей.к сожалению...
лжецы они.
--------------------
Статус: |
Группа: Гости
публикаций 0
комментариев 0
Рейтинг поста:
Согласен, осадок от некоторых произведений неприятный, но "Понедельник..." нравится.
Статья в первой части "перемывает" то, что на слуху. А вот упоминание об исследованиях психологии потребления и дали вспомнить "аналогичный случай".
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментария 153
Рейтинг поста:
интересное совпадение.а впрочем Стругацкие тихонечко грызли русскую цивилизацию.
у Китая не очень дальние перспективы.причин тому много,и одна из них,то обстоятельство,что ничего нового Китай не предлагает.он,всего лишь по-новому работает на всеобщее потребление.ну и многое что ещё-экология например...
--------------------
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментария 4082
Рейтинг поста:
вообще-то идеалы коммунизма и православия очень мало в чём разнятся. главная причина, по которой большевики логически были вынуждены притеснять церковь, в том, что церкви безразличны политические и экономические воззрения прихожан, если их духовные устремления обращены к ней. конфликт мировоззрений был неизбежен не смотря на совпадение идеалов. поскольку от разрешения экономических коллизий церковь последовательно уклонялась, а большевики ставили во главу угла именно свой метод их разрешения, то два идеала на одном постаменте сильно перегрузили бы это место. к слову говоря, церковь больше выиграла от своего притеснения, не разделив ответственность за развал страны с КПСС.
испытание долготерпения советских граждан было усугублено избыточными лишениями во время Великой Отечественной и тем, что в последующем, больше средств вкладывалось на защиту переходного периода - социализма - чем на построение светлого будущего. ещё никто не смог повторить достижений СССР, находясь в изоляции и под угрозой уничтожения извне. так что, ни о каком провале экономической модели социализма не может быть и речи. а вот проколы капиталистической модели, напротив, доступны нам в ощущениях ежедневно.
PS
так вот, этот человек нового типа, есть тот общий для православия и коммунизма идеал, на основе которого может быть построено новое общество. государство, в котором смогут быть разрешены противоречия между мотивацией к труду и достатком. капитализм это противоречие не разрешает, а использует стремление к достатку для мотивации к труду. история капитализма - сплошь чередование роста и падения благосостояния работников и никакой заинтересованности в изменении такого положения дел. всё бы ничего, но нарастают признаки деградации вида homo. антропологически это подтверждается. у нас не большой выбор: либо защитная реакция лишит вид homo приставки sapiens, либо надо жить по другому.
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 212
Рейтинг поста:
Точнее не будущее цивилизации за Россией, а цивилизация сможет сделать очередной шаг вперед - благодаря России. Об этом говорит история. А все в мире повторяется на новом качественном витке.
Кстати ВВП очень метко заметил (http://oko-planet.su/first/192843-vladimir-putin-posetil-novyy-studiynyy-komple
ks-telekanala-russia-today-i-vstretilsya-s-rukovodstvom-i-korrespondentami-telek
anala.html), что в этом общность между Россией и Америкой. В свое время Америка тоже двигала цивилизацию вперед.
Причем несмотря на большие различия в критические моменты истрии Америка и Россия становились союзниками. Т.е. связующая нить, причем жесткая, присутствует.
--------------------
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментария 173
Рейтинг поста:
Не думаю, что Китай так быстро сольётся. При таком количестве населения у Китая есть место для манёвра. Удерживая заработную плату на низком уровне, Китай способен оставаться на плаву. Недовольных зарплатой можно поменять на довольных: в деревнях ещё много молодых людей, стремящихся помепять свой образ жизни за небольшое вознаграждение и переехать в город.
--------------------
Лев Николаевич Толстой
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 810
Рейтинг поста:
Статус: |
Группа: Гости
публикаций 0
комментариев 0
Рейтинг поста:
А послесловие конечно на все 100% право - мы (население Земли) обречены, наша цивилизация должна исчезнуть, ибо законы по которым мы сейчас живём тупиковы и приведут к глобальной катастрофе...
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 409
Рейтинг поста:
--------------------
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 512
Рейтинг поста:
Статус: |
Группа: Гости
публикаций 0
комментариев 0
Рейтинг поста:
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 211
Рейтинг поста:
Статус: |
Группа: Гости
публикаций 0
комментариев 0
Рейтинг поста:
зомбирующая статья.
От Алекс Зес:
Это вы зря. Понятно что есть настрой на идеализации, но природе то все равно на наши настрои и ее законы придется исполнять