Гражданин США Тимоти Трейси был арестован сотрудниками Боливарианской службы разведки (SEBIN) 25 апреля сего года в аэропорту Майкетия, когда он хотел покинуть Венесуэлу. Арест провели по прямому указанию президента Николаса Мадуро, которому доложили о подозрительной активности американца на нескольких фронтах: сбор разведывательной информации, подстрекательство к антиправительственным беспорядкам, финансирование экстремистских организаций…
В Венесуэлу Трейси прибыл в сентябре 2012 года под легендой прикрытия, как кинодокументалист, якобы для освещения избирательной кампании, в которой главными претендентами на президентский пост были Уго Чавес и оппозиционный кандидат Энрике Каприлес. С самых первых дней пребывания в Венесуэле Трейси повёл себя нестандартно. Он так и не появился в Ассоциации иностранных журналистов (APEX). Даже независимые журналисты считают необходимым регистрироваться в APEX, поскольку это облегчает работу в стране, но Трейси делать этого не стал, не желая привлекать к себе дополнительное внимание.
Трейси хорошо ориентировался в Каракасе, без каких-либо сложностей находил нужных ему людей. Первые связи с оппозиционерами-радикалами он установил по имевшемуся у него списку «рекомендуемых контактов» и приступил к распределению между ними денег. В число подопечных Трейси вошли ультраправые группировки. Американец отметился также контактами с левацкой группировой «Тупамарос», руководство которой не раз заявляло, что готово к вооружённому сопротивлению, если оппозиция попытается свергнуть законно избранную боливарианскую власть. Трейси, в частности, пытался выяснить реальный боевой потенциал «Тупамарос» и уровень взаимодействия этой группировки с органами безопасности. По данным SEBIN, основной оперативной задачей Трейси было провоцирование конфликтных ситуаций, столкновений между оппозицией и чавистами, создание предпосылок для развязывания гражданской войны.
Используя легенду прикрытия, Трейси удивительным образом всегда оказывался вблизи центра событий. Так, он заснял инструктаж по противодействию органам правопорядка, который давал членам молодёжных боевых групп отставной генерал Антонио Риверо, один из руководителей экстремистской партии «Народная воля». Были зафиксированы кинокамерой Трейси и беспорядки у посольства Кубы в Каракасе 14 февраля 2013 года.
Он же был замечен агентами SEBIN в Пуэрто-Кабельо, в районе расположения главной базы ВМФ Венесуэлы. Повышенный интерес проявлял Трейси к президентскому дворцу, пытался проводить его съемку (что запрещено без специального разрешения), был задержан охраной и после краткого разбирательства освобождён. Повышенные меры безопасности по периметру дворца были введены в мае 2004 года. Причиной стала провалившаяся попытка ультраправых заговорщиков с помощью отряда колумбийских парамилитарес в 130 человек, облачённых в венесуэльскую военную форму, организовать штурм дворца с целью убийства президента Чавеса.
Для аналитиков SEBIN очевидно, что умение и настойчивость, которые проявил Трейси для внедрения в различные организации, без всякого сомнения, указывает на наличие у него специальной подготовки для работы в «недружественном окружении». Где он её получил - в ЦРУ, в военной разведке США или в Управлении по борьбе с наркотиками (DEA) – для венесуэльских следователей пока неясно. Американец не откровенничает на допросах и упорно имитирует слабое владение испанским языком (допросы ведутся через переводчика, и у обвиняемого есть время для обдумывания ответов).
Венесуэльская журналистка Ивана Кардинале, которая опубликовала на портале aporrea.org статью о Трейси, рассказала, что сразу же после скандала с его арестом она «прочесала» весь Интернет и не обнаружила об этом «кинодокументалисте» ничего, абсолютно ничего! Однако через две-три недели она повторила попытку и удивилась появившемуся обилию материалов. Вывод прост: спецслужбы США в срочном порядке дополнили легенду прикрытия Трейси. Видимо, отправляя его с миссией в Венесуэлу, полагали, что тамошним органам безопасности в условиях кризиса, вызванного серьёзной болезнью президента Уго Чавеса, будет некогда заниматься стрингером-документалистом. Даже загранпаспорт ему был выписан только на год. Рассчитывали покончить с «режимом» за этот короткий срок?
Когда Трейси задержали, в США развернулась кампания в его защиту. О невиновности «кинодокументалиста», против которого, напомню, собраны многочисленные улики, заявили его близкие и друзья. Ну родители могут быть подставными, а два–три друга по учёбе в Джорджтаунском университете – фиктивными. Даже о времени учёбы Трейси в университете сообщается неконкретно, без обозначения периода обучения. Скорее всего, потому, что этот университет не без оснований считается «кузницей кадров» для ЦРУ. В защиту Трейси выступил сам президент Обама: «Этот американский гражданин, который, судя по всему, был задержан (венесуэльскими властями), будет нами рассматриваться как обычный американский гражданин, который попал в сложную правовую ситуацию в зарубежной стране. Утверждать, что этот человек является шпионом – смехотворно! Время от времени мы сталкиваемся с риторикой подобного типа, исходящей из Венесуэлы».
Что касается «коллеги» Трейси по кино – Аэнгуса Джеймса (Aengus James), он действительно заметен на этом поприще, но, кажется, ни в одном из его фильмов арестованный «кинодокументалист» Трейси не фигурирует ни как соавтор, ни как консультант. Можно предположить, что к Джеймсу обратились с просьбой помочь попавшему в затруднительную ситуацию соотечественнику, находящемуся на передней линии борьбы с «коммунизмом» в Латинской Америке. Джеймс согласился помочь: «Венесуэльцы держат под арестом не сотрудника ЦРУ и не журналиста, - заявил он. - Это всего-навсего парнишка с кинокамерой. Идея отправиться в Венесуэлу и сделать там документальный фильм родилась у него на одной вечеринке во Флориде. Он познакомился с девушкой, которая сказала ему: «Если ты и в самом деле документалист, почему бы тебе не рассказать о том, что в настоящее время происходит в Венесуэле?» Тим он такой, если ты говоришь ему что-то подобное, он тут же берётся за дело, хотя ничего не знает о политической ситуации в стране и последствиях такого поступка. У Трейси нет никаких политических взглядов. Он занят тем, что рассказывает всякие житейские истории. Он никогда не работал ни с каким правительством». Что ж, неплохую фактуру вбросил Джеймс: Трейси – аполитичный романтик, с авантюрной жилкой, заводной и наивный парнишка в 35 лет. Что с такого взять?
В появившихся публикациях есть сообщение о том, что Трейси собирал материал для фильма о преступных организациях, действующих на северной границе США, которые занимаются контрабандой, наркотрафиком, торговлей «живым товаром». Но где этот фильм? Возможно, там, на границе с Канадой, Трейси только изображал «киношника», а в действительности вёл по линии DEA оперативную работу по местным наркогруппировкам. Не этим ли объясняется первоначальное замешательство официальных властей США в отношении «дела Трейси»? Оперативная работа DEA в Венесуэле запрещена в связи с имевшимися в прошлом попытками Управления совмещать борьбу против наркокартелей со сбором компромата на венесуэльских политиков и военных. Тех, кого удавалось завербовать, использовали для «контролируемого транзита» кокаина или для борьбы с режимом Чавеса.
Обстановка в стране сложная, посольство США находится под усиленным наблюдением венесуэльских спецслужб. Иначе нельзя, с учётом многочисленных фактов организации посольством заговоров, включая попытку переворота в апреле 2002 года и «нефтяную забастовку» конца 2002 – начала 2003 года. Именно поэтому в Венесуэлу забрасываются оперативники типа Трейси для координации действий по подготовке нового заговора. С точки зрения Вашингтона ситуация, сложившаяся после выборов 14 апреля 2013 года, когда Николас Мадуро победил Каприлеса с небольшим разрывом, благоприятствует «смене режима» по «мягкому варианту» с использованием молодых оппозиционеров-активистов и студенчества.
В Вашингтоне считают, что в Венесуэле существуют серьёзные предпосылки для трансформации поражения Каприлеса в реванш путём постепенного усиления политического давления на боливарианское руководство. Лидеры оппозиции действуют без каких-либо ограничений, телеканалы и радиостанции (они на 80 процентов контролируются оппозицией) обеспечивают пропагандистское прикрытие, молодёжные радикальные организации нагнетают протест в больших городах, предпринимают попытки по блокированию административных зданий, провоцируют силы правопорядка на репрессии. Мобилизационный потенциал оппозиции не вызывает сомнения и в определённых условиях может привести к повторению многотысячных манифестаций апреля 2002 года, когда Чавес был временно отстранён от власти. Инфляция, проблемы с продовольствием, возникающие из-за саботажа частных компаний (чилийский вариант), пропагандистские кампании по поводу коррупции боливарианских властей, определённая усталость от политиков «эпохи Чавеса», среди которых есть и те, кто действует в рядах «пятой колонны», - всё это непростые проблемы.
Сумеет ли Николас Мадуро избежать повторения сценария апреля 2002 года, когда оппозиция в президентском дворце Мирафлорес распределяла должности и сферы влияния, а боливарианцев без суда и следствия бросали в тюрьмы? Тогда «президент» Кармона инструктировал ближайших сотрудников: «Чавес подлежит ликвидации». Каприлес и его команда будут не менее безжалостными ликвидаторами боливарианской власти. Кровь прольётся, и Империя точно не будет вмешиваться. Таковы для неё законы реванша.
…В апреле 2010 года в штате Баринас были арестованы агенты колумбийской разведки DAS, которые занимались сбором информации об электросетевой инфраструктуре Венесуэлы. Подотчётность DAS американской разведке общеизвестна. Работа велась в интересах США. В августе 2012 года в штате Тачира был задержан американец, бывший морской пехотинец, с опытом войны в Афганистане и Ираке. Перед арестом он пытался уничтожить записи, которые вёл во время поездки. Не так давно власти объявили persona non grata двух американских военных атташе за действия по рекрутированию в шпионские сети военных пилотов Венесуэлы. Патриотически настроенные офицеры сообщили об этих попытках своему командованию. Подобных, кажущихся разрозненными, эпизодов всё больше, и свидетельствуют они о значительных усилиях по сбору информации во враждебных целях.
Так, информация о ГЭС, ТЭЦ, подстанциях, линиях электропередач и других элементах электросетевой инфраструктуры использовалась врагами боливарианского режима для саботажа подачи энергии в города и населённые пункты Венесуэлы. Венесуэльцам приходилось сутками дожидаться восстановления электроснабжения. Когда такие ситуации повторяются раз за разом, раздражение избирателей достигает пиковой отметки. Это было одной из причин критического роста голосов за оппозицию на президентских выборах 7 октября 2012 года и 14 апреля текущего года.