Stratfor: геополитический прогноз на 2013 год. Латинская Америка
Stratfor
Венесуэла после Чавеса
Год спустя после успешного переизбрания президент Венесуэлы Уго Чавес столкнулся с серьезными проблемами со сдоровьем и сегодня борется с серьезной болезнью. И хотя результаты декабрьской интенсивной терапии пока что остаются под вопросом, решение венесуэльского лидера на исходе 2012 года назначить своим преемником вице-президента Венесуэлы Николаса Мадуро указывает, что существуют серьезные опасения по поводу того, сможет ли Уго Чавес оставаться у власти. Если он уйдет или окажется недееспособным, то согласно конституции Венесуэлы в течении 30 дней должны состояться выборы нового лидера страны. Если же Чавес откажется от власти добровольно, у него есть все шансы править закулисно и поддерживать Мадуро, устанавливая в Венесуэле политическую модель, очень похожую на ту, что существует на Кубе при братьях Кастро.
Хотя скорее всего лидер Венесуэлы останется у власти еще по крайней мере год, для Мадуро, чтобы максимально реинвестировать недавние электоральные и политические достижения Чавеса в свою пользу, важно провести новые выборы чем скорее, тем лучше, не смотря на состояние здоровья Чавеса. Поэтому, скорее всего, Венесуэлу в 2013 году ожидают новые президентские выборы. К недостаткам этой ситуации для соратников Чавеса можно отнести то, что оппозиция в очередной раз объединилась вокруг губернатора штата Миранда Энрике Каприльеса Радонски. Если Мадуро выиграет, он столкнется с колоссальными проблемами по укреплению своего влияния в государстве и ему придется обратиться к столпу венесуэльской государственности – к военным, в среде которых авторитетнейшей фигурой является лидер Национального собрания Венесуэлы Диосдадо Кабельо, и к энергетическому сектору, которым управляет министр энергетики Рафаэль Рамирес.
Самые большие проблемы Венесуэлы коренятся в экономике. И хотя инфляция в 2012 году была управляемой, национальная валюта Венесуэлы – боливар – испытывает растущее давление, а потому правительству придется пойти на девальвацию валюты и сократить государственные расходы. Если Каракасу не удастья девальвировать боливар или существенно сократить социальные расходы, правительство не сможет вполне исполнить свои обязательства.
Если выборы в 2013 году все же состоятся, то это сильно ускладнит процесс принятия решений лидерами Венесуэлы. Хотя социальные расходы уже упали после октябрьских выборов, новая избирательная кампания потребует дополнительных расходов, которые будут покрываться за счет средств из спецфондов и прямых изыманий денег из оборота государственной нефтяной корпорации «Петролеос де Венесуэла». Привлечение денег из «Петролеос де Венесуэла» лишь усилит даление на и без того перегруженную компанию, а связанные с этим сопутствующие проблемы приведут к социальной нестабильности в стране в течение всего 2013 года. Короче говоря, в Венесуэле существует высокая вероятность ухудшения экономической ситуации в течение 2013 года, но правительство будет в состоянии решить все проблемы.
Мирные переговоры с колумбийскими повстанцами
На протяжении всего 2013 года правительство Колумбии будет прогрессировать в переговорах с леворадикальными повстанческими Революционными вооружёнными силами Колумбии (ФАРК). Поскольку на первую половину 2014 года в стране запланированы президентские и парламентские выборы, правительству крайне выгодно достичь позитивного перелома в переговорах до заранее намеченных сроков в ноябре 2013 года, и у него пока что есть все шансы на успех.
В то же время колумбийское правительство дало четко понять, что оно собирается и дальше проводить военную кампанию против ФАРК и других вооруженных группировок. Односторонне прекращение огня, объявленное ФАРК, истекает в феврале и его продление будет целиком зависеть от продвижения в переговорах. ФАРК вполне может возобновить военные атаки на управляемые правительством объекты энергетической инфраструкутры в надежде поднять ставки в переговорах и доказать свою влиятельность. Независимо от результатов переговоров с ФАРК в Колумбии удержится высокий уровень преступности и страну будут терроризировать многочисленные криминальные и повстанческие группировки. Но, не смотря ни на что, колумбийское правительство скорее всего продолжит свои усилия по наведению порядка в инфраструктуре страны и привлечению иностранных инвестиций, особенно в разработку месторождений полезных ископаемых.
Смена политического режима в Мексике
2013 год будет для Мексики годом важных перемен. Политические вопросы, отодвинутые в долгий ящик во время правления Партии национального действия, опять возвращаются на повестку дня и будут доминировать весь 2013 год. Сюда входят и такие социально-политические проблемы, как образовательная, налоговая и пенсионная реформы. Ожидается, что многие из этих реформ вызовут ожесточенные споры в обществе и приведут к локальным беспорядкам, поэтому для реализации изменений, предпринятых администрацией президента Мексики Энрике Пенья Ньето в первые месяцы его правления, могут потребоваться годы.
Главнейшей проблемой Мексики в 2013 году скорее всего будет энергетическая политика. На протяжении всего года в Мексике будет идти обсуждение дополнительных инвестиций в энергетический сектор, который срочно необходимо модернизировать для снижения себестоимости мексиканских товаров. Если окончательное решение будет принято в 2013 году, то случится это, скорее всего, к концу года, поскольку правящей партии необходимо провести уйму консультаций и переговоров с другими политическими партиями и субъектами политики. У правящей Институционно-революционной партии Мексики имеется достаточно влияния на высшем государственном уровне, чтобы президент Пенья Ньето всерьез занялся конституционной реформой, что позволит стране подписывать договора о разделе продукции, которые широко практикуются во всем мире, но запрещены в Мексике.
Также мексиканское правительство будет продолжать борьбу с картелями с помощью военных. Администрация Пенья Ньето ясно дала понять, что в Мексике будут предприняты серьезные организационные реформы, в том числе будет усилен федеральный контроль над государственными правоохранительными органами и будет создана жандармерия, чтобы объединить сильные стороны правоохранительных органов и военных.
Но в краткосрочной перспективе существует несколько вариантов изменения курса или значительного изменения характера борьбы, которая определяется прежде всего конкуренцией между преступными группировками. Сегодня не существет никаких предпосылок к тому, что в следующем году возможно хоть какое-то перемирие между этими группировками. Уровень насилия, скорее всего, будет таким же, как и в последние несколько лет, поскольку оно имеет географическую основу, поскольку каждая группировка конкурирует за доступ к цепочкам поставок и за доступ к рынку. Любые попытки правительства выступить посредником в перемирии будут проходить в режиме строжайшей секретности, дабы избежать публичной реакции.
Расширение торгового союза
Общий рынок стран Южной Америки, или МЕРКОСУР, в 2013 году будет расширяться, чтобы включить Боливию и Эквадор в процессы консолидации «левых» латино-американских стран под единым экономическим и политическим «зонтиком», находящимся в руках Бразилии. Расширение МЕРКОСУР укрепит долгосрочные позиции Бразилии и расширит её влияние в Латинской Америке, а также будет способствовать преодолению идеологического раскола в регионе.
Возвращение в торговый союз Парагвая в качестве политического союзника с правом голоса сыграет ключевую роль в ускорении расширения МЕРКОСУР. Если многочисленные региональные наблюдатели признают будущие апрельские выборы в Парагвае достаточно демократическими, Парагвай восстановит свое членство в блоке. Поскольку раньше Парагвай не скрывал своего отрицательного отношения к расширению блока, то в Венесуэле, Аргентине, Бразилии и Уругвае потребуется провести парламентские прения по поводу расширения МЕРКОСУР за счет присоединения Парагвая.
На протяжении всего 2013 года Бразилия с переменным успехом будет пытаться использовать проводимые правительством реформы в качестве инструмента адаптации к новым потребностям рынка. Значительный сдвиг, предпринятый в 2012 году, в сторону роста инвестирования и модернизации ключевых инфраструктур, в том числе дорог, аэропортов и морских портов, будет реализовываться и в 2013 году, но несколько уменьшится через бюрократические проволочки. Хотя повышение государственных расходов простимулирует экономический рост, оно также вызовет увеличение инфляции.
Несмотря на ряд правительственных корректив в ряде регулирующих законов, принятых, чтобы эффективнее реагировать на запросы производителей, сегодня существует политическая оппозиция активному участию государства в управлении экономикой. Тем не менее, президент Бразилии Дилма Руссефф остается весьма популярной, как и ее администрация. Учитывая приближающиеся президентские выборы 2014 года, политическая оппозиция во главе с Бразильской социал-демократической партией весь год будет стараться подорвать эту популярность. Из-за отсутствия ощутимого внешнего влияния, это будет весьма постепенный процесс.
Потенциальное внешнее влияние может прийти с Юга – из Аргентины. Хотя эта страна, скорее всего, сохранит свою нынешнюю социально-экономическую систему в рабочем состоянии и в 2013 году, в Аргентине мы видим рост неопределенности. Подготовка к назначенным на октябрь парламентским выборам и попытки управиться в энергетическом секторе будут доминировать в политической повестке дня Аргентины. Из-за попыток президентской администрации Аргентины повлиять на выгодный ей проправительственный исход парламентских выборов, там будут наблюдаться сильные трения между центральной и региональными администрациями. Для президента Аргентины Кристины Фернандес де Киршнер большинство в будущем законодательном органе повысит возможность конституционной реформы, в том числе и внесение изменений, позволяющих ей переизбраться на третий срок. В секторе энергетики Аргентина с переменным успехом будет продолжать оказывать давление на потенциальных инвесторов, в том числе на американского энергетического гиганта Chevron, вкладывать значительные средства в перспективные аргентинские месторождения. Аргентинское правительство также попытается направить государственные ресурсы на устранение растущих сбоев в электроэнергетической инфраструктуре.
Поэтому для Латинской Америки этот год будет характеризоваться социальными волнениями и политическими трениями. Жесткий контроль за торговлей, который помог Аргентине в 2012 году кое-как управлять своим деликатным сальдо торгового баланса, будет продолжен в той или иной форме и в этом году, поскольку правительство использует элементы управления для обеспечения своего влияния на обменные курсы валютного рынка. Этих меры регулирования торговли потребуют слаженного взаимодействия Аргентины и Бразилии в течение всего 2013 года.
ИСТОЧНИК: Stratfor, перевод «ХВИЛЯ»
Источник: hvylya.org.
Рейтинг публикации:
|