В год Дракона Китаю придется решать немало проблем – как своих, так и чужих. В экономике КНР усилятся перекосы, связанные с экстенсивным развитием и нарастанием критической массы "плохих" долгов. Тем не менее, Китай останется мировым лидером по темпам экономического роста и главным кредитором Запада. Возможно, именно ему в итоге придется вытаскивать еврозону от долговой ямы.
Согласно прогнозам ОЭСР и китайских экспертов, экономический рост Поднебесной слегка замедлится: с нынешних 9,5% до 8,5% ВВП. Конечно, на фоне прогнозов роста других экономик (ЕС – в лучшем случае на 1,6%, США – на 1,7%, Россия – на 3,55 – 4,5%) китайский показатель остается недосягаемой высотой. Однако, опасаясь чрезмерного замедления, Пекин разрабатывает меры по стимулированию экономической и потребительской активности (в частности, предполагается снижение налогов).
Благосостояние китайцев в последние годы заметно выросло.
Сформировался многомиллионный средний класс, благодаря которому рост экономики опирается уже не только на экспорт, но и на внутреннее потребление. Недавно китайские власти провели новую черту бедности: если до сих пор в КНР бедным считался человек, получающий менее $0,55 в день, то теперь им будет считаться живущий менее чем на $1.
Впрочем, не удивительно, что в погоне за высокими показателями китайская экономика растет, в основном, экстенсивно. Корпорации неохотно вкладываются в НИОКР, если есть возможность просто расширять производство. Согласно недавнему исследованию, 500 крупнейших компаний КНР вкладывают в НИОКР менее 1,5% своих доходов – в несколько раз меньше, чем западные конкуренты. Поэтому основным конкурентным преимуществом китайских производителей остается дешевизна их продукции. Кроме того, безудержный экономический рост, подпитываемый щедрым кредитованием, привел к накоплению в китайской банковской системе критической массы "плохих долгов". Эту проблему предстоит решать в ближайшее время, поскольку иначе она может спровоцировать свой долговой кризис.
Тем не менее, именно к Китаю сегодня обращаются за финансовой помощью государства, оказавшиеся в затруднительном материальном положении. Это не только страны Африки (трем десяткам из которых Пекин недавно простил долги), но и респектабельные европейцы, для которых новые заимствования на рынке стали чересчур обременительными. Китай, правда, недвусмысленно дал понять, что напрямую Евросоюзу денег не даст, однако готов посодействовать через МВФ, заодно увеличив свою долю (и количество голосов) в фонде. Кроме того, Китай активно ссужает капитал европейскому бизнесу, испытывающему нехватку инвестиций и ликвидности в условиях долгового кризиса ЕС. Так, за 11 месяцев 2011 г. только в Гонконге компании из ЕС заняли свыше $15 млрд, причем под процент в полтора раза меньший, чем в Европе. При этом китайские инвесторы не упускают возможности приобретать в собственность европейские активы – там, где им это разрешают. Недавно компания "Чжункунь" попыталась купить в Исландии земельный участок площадью 300 кв. км для создания экологического парка. Правда, исландское правительство в последний момент отказало китайским инвесторам.
Такие отказы пока не редкость. И все же китайские триллионные накопления все чаще притягивают взоры западных партнеров. До недавних пор лишь "поглощавший" иностранный капитал, Китай превратился в одного из крупнейших международных инвесторов. Нарастив за последние пять лет прямые инвестиции за рубеж в пять раз, Поднебесная сейчас занимает пятое место в мире по этому показателю: в 2010 г. они составили более $60 млрд, а в 2011 г приблизились к $70 миллиардам. Всего же, по данным министерства коммерции КНР, в прошлом году китайские компании инвестировали в экономику 127 стран мира. Суммарный объем этих вложений пока невелик: всего порядка $380 млрд, что составляет около 2% глобальных инвестиционных ресурсов. Но если Китай и дальше пойдет экспортировать капитал такими темпами, то скоро станет крупнейшим международным инвестором. Источник: utro.ru.
Рейтинг публикации:
|