Экономический прогноз на 2012 г. одного из ведущих экономистов мира Нуриэля Рубини (председатель консалтинговой службы Roubini Global Economic, профессор экономики в Школе бизнеса Стерн при Нью-Йоркском университете):
Перспективы мировой экономики в 2012 г. ясны, хотя отнюдь не радужны: рецессия в Европе, в лучшем случае анемичный рост в Соединенных Штатах и резкий спад в Китае и в большинстве стран с формирующейся рыночной экономикой. Азиатские страны подвержены влиянию Китая. На Латинскую Америку повлияет падение цен на сырьевые товары (которые снизятся вследствие замедления экономики развитых стран и Китая).
Центральная и Восточная Европа подвержены влиянию еврозоны. А потрясения на Ближнем Востоке, провоцирующие высокие цены на нефть, вызовут серьезные экономические риски и будут сдерживать рост мировой экономики.
Рецессия в еврозоне не вызывает сомнений. В ближайшее время стоит ждать продолжения кредитного кризиса, проблем суверенного долга, отсутствия конкурентоспособности и жесткой экономии бюджетных средств. Все эти проблемы предполагают серьезный спад, хотя глубину рецессии и ее продолжительность предсказать сложно.
Кризис еврозоны затронет и США, темпы роста которых последние 2 года и так "черепашьи". США будут продолжать бороться с существенными финансовыми ограничениями. Главные бичи США - сокращение кредитования наряду с дефицитом новых рабочих мест, отсутствие роста доходов и снижение цен на недвижимость, увеличение неравенства в обществе и политический тупик.
Великобритания переживает W-образный экономический спад, по мере того как бюджетная консолидация с ЕС на начальном этапе и нынешние проблемы еврозоны подрывают экономический рост. В Японии темпы восстановления после землетрясения замедлятся, по мере того как правительство будет не в состоянии провести структурные реформы.
Недостатки модели экономического роста Китая становятся очевидными. Падение цен на недвижимость вызовет цепную реакцию, которая коснется застройщиков, вызовет снижение уровня инвестиций и правительственных доходов. Кроме проблем в строительной отрасли, сильнейший удар экономике нанесет снижение экспорта, вызванное ослаблением спроса со стороны еврозоны и США. Попытка властей охладить рынок недвижимости путем обуздания цен имеет свои негативные последствия - теперь китайским лидерам будет трудно возобновить рост.
Что касается ошибок в политике, Китай не одинок. США, Европа и Япония также откладывали серьезные экономические, фискальные и финансовые реформы, необходимые для восстановления устойчивого и сбалансированного роста.
Мы видим, что сокращение задолженности как частного, так и государственного секторов в странах с развитой экономикой только-только начинается. Балансы домашних хозяйств, банков и финансовых учреждений, а также местных и центральных органов власти по-прежнему сводятся со скрипом. Ситуация улучшилась только в высокоуровневом корпоративном секторе. Впрочем, учитывая массу постоянных побочных рисков, неопределенность относительно мирового спроса, избыточные мощности вследствие чрезмерно высоких инвестиций в недвижимость, а также всплеска инвестиций в производство Китая в последние годы, потенциал инвестиций этих компаний невелик, а наем новых сотрудников очень сдержанный.
Рост неравенства в обществе, отчасти спровоцированный сокращением рабочих мест в процессе корпоративной реструктуризации, сокращает совокупный спрос в экономике, поскольку малоимущие семьи и получатели трудовых доходов в сумме более склонны к затратам, чем корпорации, богатые домохозяйства и акционеры. Более того, по мере того как неравенство подогревает акции протеста во всем мире, социальная и политическая нестабильность может создать дополнительный риск для экономической деятельности.
Дисбаланс текущих счетов между США и Китаем (и другими странами с формирующейся рыночной экономикой), а также в пределах еврозоны между центром и периферией, по-прежнему велик. Адаптация требует меньшего внутреннего спроса в странах с большим дефицитом бюджета и более низкого торгового профицита в странах с чрезмерными накоплениями, что может быть осуществлено посредством номинального и реального укрепления валютного курса. Для восстановления роста страны, имеющие большой бюджетный дефицит, нуждаются в номинальном и реальном удешевлении. В то время как страны с положительным сальдо нуждаются в стимулирования внутреннего спроса, особенно потребления.
Впрочем, корректировка относительных цен посредством движений валют зашла в тупик, поскольку страны с положительным сальдо сопротивляются укреплению валютного курса, что приводит к рецессионной дефляции в странах с дефицитом. В результате, валютные битвы ведутся по нескольким направлениям: валютные интервенции, количественные послабления и управление притоками капитала. По мере дальнейшего ослабления роста мировой экономики в 2012 г., эти бои могут перерасти в торговые войны.
Вариантов верной политики не так много. Девальвация валюты является игрой с нулевой суммой, поскольку процесс увеличения экспорта занимает определенное время и не может произойти одновременно со снижением курса. Денежно-кредитная политика будет смягчаться, по мере того как инфляция перестанет угрожать развитым странам (и в небольшой степени развивающимся). Впрочем, данная политика теряет всякий смысл в тех развитых странах, где главные проблемы возникают из-за банкротств – и, следовательно, кредитоспособности, а не ликвидности.
Между тем, фискальная политика сдерживается ростом дефицитов и долгов, политикой регуляторов, а также новыми бюджетными правилами в Европе. Поддержка и спасение банков политически непопулярны, кроме того, у правительств нет на это денег. Обещания "Большой двадцатки" уступили место "Большому нулю": слабым правительствам все труднее осуществлять международную координацию политики, поскольку мировоззрение, цели и интересы стран с развитой и развивающейся экономикой конфликтуют между собой.
В результате, имея дело с дисбалансами рынков (внушительными долгами частного и государственного секторов), устранение проблем платежеспособности посредством краткосрочных мер: финансирования и ликвидности, - в конечном итоге может привести к болезненной и, вполне вероятно, беспорядочной реструктуризации долгов. Кроме того, повышение конкурентоспособности и снижение торговых дисбалансов требуют корректировки валют, которые, в конечном итоге, могут привести к выходу некоторых стран из еврозоны.
Восстановление устойчивого роста сложно осуществить без пресловутого сокращения долга и политической воли. Это задача, которую предстоит решить хрупкой и несбалансированной мировой экономике в 2012 г. Перефразируя Бетт Дэвис в фильме "Все о Еве": "Пристегните ремни, этот год будет ухабистым!" Источник: vesti.ru.
Рейтинг публикации:
|