Европейский центральный банк должен начать снижать ставки и серьезно девальвировать евро - это поможет преодолеть долговые проблемы в еврозоне. Такое мнение высказал на международной финансовой конференции известный экономист Нуриэль Рубини.
- Я считаю, что ЕЦБ может идти путем снижения ставок и евро может упасть на 30-40%, - заявил он.
Как уже писала «КП», Рубини убежден – зона евро висит на волоске от краха, и выход из нее крупных экономик вроде Италии или Испании забьет последний гвоздь в крышку гроба. При этом возможности для помощи сейчас ограничены: совокупный долг всех кризисных стран около 4 триллионов евро, а Европейский фонд финансовой стабильности и МВФ едва смогут наскрести полтора триллиона.
В целом, мнения насчет судьбы еврозоны у участников конференции разделились: половина из них считает, что Европе удастся сохранить евро и преодолеть кризис нынешним составом, 34% выразили уверенность, что ряд членов ЕС будут вынуждены объявить дефолт и покинуть союз, а 14% думают, что еврозона сохранится, но с небольшими изменениями.
Глава Сбербанка Герман Греф, в свою очередь, засомневался в адекватности политики европейских финансовых властей и обеспокоился будущим курсом евро, а точнее – собственными активами российской банковской системы и государства, серьезная часть которых хранится именно в этой валюте.
- Если ЕЦБ напечатает столько денег, каковы последствия для курса евро?, - задался вопросом Греф. -Что все мы как держатели евро будем иметь у себя в карманах вместо этой великолепной валюты?
Сомневается глава Сбербанка не только в евро, но и в Греции, хотя эта страна уже не является определяющей в судьбе еврозоны.
- Что дальше будет делать Греция? - рассуждает Греф. - Греция собирается строить инфраструктуру и дороги, была объявлена программа повышения налогов. Откуда и куда эти дороги? От оливковых рощ к берегу Средиземного моря? Честно говоря, действия правительства совершенно непонятны.
Нужно снижать налоги, нужно создавать инвестиционный климат. Нужно, в конце концов, как-то представить структуру производства будущего ВВП, чтобы страна выглядела хоть чуть-чуть конкурентоспособной. С сегодняшней структурой ВВП мы не видим ее места.