А.Кудрин изложил свое видение о рисках бюджетной политики в РФ
Бывший министр финансов и вице-премьер Алексей Кудрин написал статью для "Коммерсанта", в которой изложил свое видение текущих рисков бюджетной политики России в системном виде.
А. Кудрин пишет, что придется либо сокращать расходы (а многие из уже объявленных решений с трудом поддаются урезанию, например, увеличение пенсий и денежного довольствия военнослужащих) либо увеличивать налоги (считая эмиссию инфляционным — худшим — налогом на всю экономику).
Впрочем, необходимые для корректировки этого курса инструменты у правительства есть, нужно лишь определиться с приоритетами. А вот времени на это почти нет.
Повышение пенсий и зарплат, переоснащение армии, модернизация промышленности — все это абсолютно правильные задачи, которые должна ставить перед собой ответственная государственная власть. Включив фантазию, можно даже представить себе, как должны выглядеть условия, при которых все эти задачи можно решать одновременно. К сожалению, сейчас у нас за окном совершенно другая картина, пишет А.Кудрин.
Он предлагает реалистично оценить риски новой волны кризиса и предпринять кратко- и среднесрочные меры, предотвращающие его обострение в России.
Первое. Необходимо вновь поставить себе целью обеспечение бездефицитности федерального бюджета при цене 90 долларов за баррель в 2015 году. В крайнем случае с учетом того, что за последний год были приняты решения о больших бюджетных обязательствах, можно поставить промежуточную цель: добиться к 2015 году сбалансированности бюджета при 100 долларах за баррель, отодвинув главную цель на 2017 год.
Во-вторых, следует точно определить правило расходования нефтегазовых доходов, поскольку это влияет на инфляцию, валютный курс, формирование резервов правительства и очень важно для инвесторов.
В-третьих, требуется пересмотр наращивания военных расходов как по оснащению, так и по денежному довольствию. В существующей военно-политической ситуации целей перевооружения можно достичь не за 10, а за 15 лет.
Четвертое. Уже в следующем году нужно определиться со стратегией в вопросах социального и пенсионного обеспечения, чтобы рассчитать использование всех ресурсов и предусмотреть более активное вложение средств в программы развития. Не исключаю того, что придется ограничить индексацию пенсий только инфляцией — до момента ликвидации дефицита Пенсионного фонда.
Пятое. Необходимо программно определить целью снижение бюджетной нагрузки к ВВП, то есть снижение расходов и неповышение основных налогов. А также — сохранение низкой инфляции, с дальнейшим ее снижением до 4-5% в 2014 году и до 3% впоследствии.
А.Кудрин в заключении отмечает, что Россия стоит перед необходимостью создания новой модели роста экономики — не на базе роста спроса, подогретого вливаниями "нефтяных" ресурсов , а на основе роста частных инвестиций, подкрепленного стабильной финансовой системой с низкой инфляцией и низкой ставкой кредитования, наряду с иными институциональными преобразованиями. Если эти инвестиции захотят прийти во все отрасли и процесс этот станет массовым как для малого, так и для крупного бизнеса,— тогда можно будет надеяться на модернизацию.
Напомним, проработавший в правительстве 11 лет А.Кудрин потерял свой пост после высказываний о том, что он не видит себя в составе правительства под руководством нынешнего президента и откажется от работы в нем. По словам А.Кудрина, у него есть ряд разногласий с Д.Медведевым по экономической политике. Они, прежде всего, касаются существенных расходов на военные цели.
Источник: РБК.ру.
Рейтинг публикации:
|
Статус: |
Группа: Гости
публикаций 0
комментариев 0
Рейтинг поста:
Бывший глава Минфина Алексей Кудрин в очередной раз публично изложил свои взгляды на проблемы, стоящие перед экономикой России. Он снова предупредил об опасности сложившегося положения в бюджетной политике страны и предложил ряд мер для выправления экономической и финансовой ситуации в свете глобального кризиса.
Экономическую политику властей Кудрин называет "рискованной". Он согласен с тем, что "повышение пенсий и зарплат, переоснащение армии, модернизация промышленности – все это абсолютно правильные задачи". Но вместе с тем подчеркивает, что такие меры возможны лишь в определенных условиях, которые совершенно не совпадают с имеющейся макроэкономической картиной.
Картина дня
"Сегодня там несколько серьезных локальных кризисов, включая кризис еврозоны, и ожидание второй волны глобального экономического кризиса, – отмечает Кудрин на страницах "Коммерсанта". – Причем возможные масштабы последнего сейчас предположить трудно". В этих условиях экономически сильные державы вынуждены переходить в режим крайней экономии, постоянно и жестко урезая расходы. Россия не исключение, особенно если помнить о цикличности динамики нефтяных цен и возможности их обвала.
Еще один момент, на который необходимо обращать внимание при формировании государственного бюджета, – контроль за расходованием сверхдоходов от нефтегазовой отрасли. Сейчас, пишет Кудрин, они тратятся без остатка, не создавая никакого буфера "на черный день", который мог бы выправить положение с дефицитом бюджета в случае резкого падения цен на нефть. "Если в 2008 г. бюджет оказывался сбалансированным при цене в $57,5 за баррель, то бюджет 2011 г. – при $109, а бюджет-2012 балансируется только при $117,2", – констатирует бывший министр финансов.
Рискованные ставки
Если в 2008 г. бюджет планировался таким образом, что даже при снижении цены на нефть с $60 до $30 дефицит не превышал бы 3% ВВП, то на 2012 г. при прогнозной цене в $100 запланирован дефицит в 1,5% ВВП. "Это означает, что при падении до тех же $60 образуется дефицит уже в 5,5%, – предупреждает Кудрин. – В этих условиях сохранение запланированного уровня расходов съест остатки резервного фонда приблизительно за год, а дальше расходы все-таки придется резать (без этого точно не получить доступ к займам) – на 2,5% ВВП, то есть 1,35 триллиона рублей".
Эта колоссальная сумма – практически все, что запланировано в бюджете будущего года на образование, здравоохранение и культуру, плюс половина дотаций регионам. В таких условиях единственный способ выполнить все бюджетные обязательства – повысить налоги для бизнеса, что нанесет тяжелый удар по формирующейся в России благоприятной инвестиционной среде. Другая возможность избежать урезания бюджета – включить печатный станок, однако дополнительная эмиссия, по утверждению Кудрина, остановит и даже обнулит все потуги по модернизации российской экономики.
Непосильный груз
В числе неподъемных тягот для бюджета бывший вице-премьер перечисляет несколько госпрограмм. Во-первых, перевод учителей на среднюю по экономике страны зарплату. Во-вторых, повышение пенсий. "Но и образовательный, и пенсионный приоритеты меркнут по сравнению с приоритетом военным", – возвращается Кудрин к любимой теме, фактически ставшей ключевой в истории его отставки. Он напоминает, что "разработанная правительством и согласованная всеми ведомствами программа вооружений на ближайшие десять лет первоначально оценивалась в 13 триллиона рублей". То, что эта программа внезапно распухла до 20 трлн, вместив в себя разницу, сопоставимую с объемом всех инвестиций в основные фонды, Кудрина, мягко говоря, удивляет. "Способность оборонной промышленности сколько-нибудь эффективно усвоить эти деньги толком не прорабатывалась и вызывает большие сомнения, – отмечает финансист, – существенно более скромный оборонзаказ прошлого и этого года фактически сорван".
Пять шагов к спасению
"С учетом сказанного считаю необходимым реалистично оценить риски новой волны кризиса и возможным – предпринять кратко- и среднесрочные меры, предотвращающие его обострение в России", – пишет Алексей Кудрин. И предлагает состоящую из пяти пунктов программу, нацеленную на стабилизацию бюджетной политики.
Первым делом, считает экс-министр, необходимо обеспечить бездефицитность федерального бюджета при цене $90 за баррель к 2015-му или, в крайнем случае, к 2017 году. Вторым шагом должен стать контроль за расходованием средств, поступающих от нефтегазового сектора, "поскольку это влияет на инфляцию, валютный курс, формирование резервов правительства и очень важно для инвесторов". В-третьих, убежден Кудрин, необходимо пересмотреть стратегию наращивания военных расходов как по оснащению, так и по денежному довольствию.
"Уже в следующем году нужно определиться со стратегией в вопросах социального и пенсионного обеспечения, чтобы рассчитать использование всех ресурсов и предусмотреть более активное вложение средств в программы развития, – так описывает Алексей Кудрин четвертую меру, необходимую для стабилизации бюджетных рисков. – Не исключаю того, что придется ограничить индексацию пенсий только инфляцией – до момента ликвидации дефицита Пенсионного фонда".
Наконец, финансист убежден в необходимости системного снижения бюджетной нагрузки по отношению к ВВП. Другими словами, необходимо урезать расходы, тем самым оставляя возможность избежать повышения основных налогов.
В заключение Кудрин подчеркивает, что Россия оказалась перед необходимостью создать новую модель экономического роста. Он должен базироваться не на росте спроса, подогреваемого сырьевыми ресурсами, а на основе роста частных инвестиций. А спровоцировать такой рост может "только стабильная финансовая система с низкой инфляцией и низкой ставкой кредитования, наряду с иными институциональными преобразованиями". В противном случае надежды на развертывание масштабного процесса модернизации российской экономики окажутся несбыточными.
Постоянный адрес статьи:
http://www.utro.ru/articles/2011/10/18/1005185.shtml