Находясь в шаге от дефолта, Греция предлагает иностранцам купить почти все свои госактивы. Правительство только в этом году планирует продать аэропорт в Афинах, порты в Салониках и Пирее, «Почтовую сберкассу», госорганизацию телекоммуникаций (OTE), компании, занимающиеся государственными лотерейными билетами, букмекерские конторы и еще с десяток предприятий. Пытаясь решить свои финансовые проблемы, греки надеются на интерес со стороны российских компаний: больше всего власти страны хотели бы привлечь россиян к приватизации железных дорог и никелевой компании Larco.
По словам депутата греческого парламента Симоса Кедикоглу, желание привлечь русских к развитию железных дорог обусловлено возможностями РЖД и стремлением снять нагрузку с бюджета, так как содержание данной инфраструктуры обходится казне слишком дорого. По словам экспертов, одна из непривлекательных сторон такого актива — сильные профсоюзы, с интересами которых придется считаться новому владельцу. Кроме того, госкомпания на сегодня убыточна: в стране гораздо чаще используется автомобильный транспорт и крайне низок процент железнодорожных перевозок. В настоящее время железные дороги Греции перевозят лишь 2% пассажиропотока в стране, в то время как на автобусах ездит 30%. Грузопоток через железную дорогу также низок — всего 1,2%.
Несмотря на эти факты, глава РЖД Владимир Якунин на прошлой неделе приезжал на переговоры о покупке «Греческих железных дорог» (OSE). «Греция стремится продать этот актив. При этом, понимая, что дорого не продать, пытается столкнуть потенциальных покупателей лбами. Одновременно с РЖД она предложила купить дороги французам. Именно поэтому Якунин и приехал на переговоры, чтобы несколько сбить цену и обсудить сроки и механизм продажи», — говорит источник, близкий к переговорам. Как отметил Кедикоглу, «железка» Греции интересна еще китайцам и американцам, проявляли интерес к OSE и немцы.
В РЖД уверяют, что окончательно предложение от греческой стороны не сформировано. «Насколько я знаю, каких-либо документов еще не было. Всё это пока идеи Греции. Буквально месяц назад в Москве был представитель их парламента, и они то же самое заявляли», — говорит представитель РЖД Дмитрий Перцев. С тех пор ситуация так и не сдвинулась с места. «Как только будет от них сформировано предложение, мы его сразу же рассмотрим. Но в любом случае, так как РЖД на 100% принадлежит государству, окончательное решение будет за правительством», — отметил представитель железнодорожной монополии.
О том, что в ходе приватизации государственных активов Греции в рамках сокращения расходов и реструктуризации госдолга власти намерены предложить ОАО «РЖД» приобрести греческие железные дороги — OSE, стало известно месяц назад.
Интерес инвесторов сдерживает медлительность греков
Что касается никелевой компании Larco, то для нее поиски инвестора начались еще два года назад. Тогда правительство Греции вело активные переговоры с потенциальными покупателями принадлежащего государству пакета акций. В числе девяти отобранных кандидатов были компания Glencore и инвестфонд Solway, владеющий Побужским ферроникелевым комбинатом на Украине. Однако продажа не состоялась. Larco принадлежат металлургический комбинат по производству ферроникеля Larymna, расположенный в 130 км к северо-востоку от Афин, и рудники, обеспечивающие потребности комбината в сырье.
Основное месторождение расположено на острове Эвиа. Покупателями продукции являются крупнейшие производители нержавеющей стали ArcelorMittal, ThyssenKrupp, Acerinox, Outokumpu, а также Glencore. Производственные и финансовые показатели компании в последние годы характеризуются крайней неустойчивостью: в 2008 году при выручке €284 млн чистый убыток компании составил €116 млн. В 2009 году компания сократила производство более чем в два раза — с 17 тыс. до 8 тыс. т никеля, при этом убыток в 2009 году составил €109 млн.
С точки зрения продуктовой диверсификации российские металлурги оценивают ферроникель невысоко, поскольку области применения и потребители данного продукта и катодного никеля полностью пересекаются. Но, по словам замруководителя Федерального агентства по делам СНГ Георгия Мурадова, российские компании интересуются этим предприятием, потому что производимый им продукт удешевляет изготовление нержавейки. Кроме того, по его мнению, ранее предприятие стоило гораздо дороже и сейчас такое вложение должно быть выгодным. По данным «Маркера», греки предлагали Larco владельцам «Норильского никеля», но те не высказали своей заинтересованности. Представители «Норникеля» вопрос о покупке греческого актива комментировать отказались.
Не исключено, что российских инвесторов больше привлекут вторая и третья очереди приватизации: в 2012 году правительство намерено продать госдолю в банках (Банк Пирея, Сельскохозяйственный Банк Греции), «Почту Греции», компанию по водоснабжению и канализации Афин, Фонд депозитов и кредитов, энергосеть, региональные аэропорты и пр.
Правда, планы греков пока сильно отстают от реальных действий по продвижению госактивов потенциальным инвесторам. Сурен Варданян, президент московского Агентства поддержки экспорта и инвестиций Московской торгово-промышленной палаты, считает, что на самом деле греки не слишком активно ищут инвестиции. «В поиске средств к нам обращалось около 150 китайских делегаций и ни одной греческой», — говорит он. По мнению Варданяна, российские деньги могли бы прийти в страну через девелоперские и турпроекты, но конкретных предложений в этой сфере также нет — «а российские предприниматели не будут ждать, пока греческие чиновники по четыре года принимают решения». Источник: marker.ru.
Рейтинг публикации:
|