Выход из кризиса по-европейски: управляемый дефолт или инфляционное снижение долговой нагрузки?
Зарипов Рушан (ИК "Битца-Инвест")
В очередной раз, сопоставляя факты протекающего в Европе долгового кризиса, я пришел к достаточно тривиальному заключению. В основу моего анализа легли ответы на простой вопрос: кому выгоден или невыгоден дефолт и выход Греции из еврозоны? Очевидно, что выгоден такой сценарий только самой Греции, точнее ее гражданам, у которых может появиться сильное конкурентное преимущество в виде слабой национальной валюты.
Вместе с тем невыгоден он экономике всего остального мира, поскольку может спровоцировать кризис доверия к европейским долгам и невозможность их рефинансирования по приемлемым ставкам. Более того, даже не рассматривая возможный выход Греции из еврозоны, очевидно, что даже серьезная пролонгация ее долгов (что фактически равносильно дефолту) сильно ударит по банкам-кредиторам, и может сложиться ситуация, что в них опять придется вкачивать ликвидность по аналогии с 2008-м годом. Вряд ли налогоплательщики стран-спасительниц банков будут в восторге от идеи повторного спасения за их счет финансовых организаций, которые неспособны контролировать свои риски. Это дает основания полагать, что в период острой фазы кризиса еврозона вряд ли пойдет на обострение социальной напряженности. Кроме того, очевидно, что оказание помощи терпящей бедствие соседней стране выглядит гораздо предпочтительнее поддержки ненавистных гражданам финансовых организаций, которые в глазах большинства являются первопричиной всех мировых экономических проблем. Тем более что, оказывая помощь Греции, страны-кредиторы фактически поддерживают собственную экономику через цепочку спаситель - заемщикбанк - кредитор (спасителя) - экономика спасителя (мировая экономика).
И хотя понятно, что Греция в составе еврозоны, скорее всего, никогда не сможет расплатиться с долгами в силу специфики национальной экономики, ее дефолт может произойти в более спокойные времена, когда риск пролонгации платежей по кредитам кредиторы смогут компенсировать доходами от роста экономики.
Учитывая тот факт, что в спину Греции дышат другие проблемные экономики Европы, было бы логичным снизить общую долговую нагрузку и повысить конкурентоспособность европейской экономики путем усиления инфляции и ослабления евро. Поскольку статистика уже указывает на рост инфляции в еврозоне (индекс потребительских цен в сентябре повысился на 3% против ожидавшихся 2,5%) будет интересно увидеть реакцию монетарных властей на эту информацию и их последующие действия. Если реакция будет сдержанной, вполне вероятно, что власти выбрали именно этот сценарий решения проблем, который хотя и ударит по покупательной способности граждан менее проблемных регионов, тем не менее, позволит сохранить условную стабильность в финансовом секторе еврозоны.
Исходя из вышеизложенного, мне видятся два сценария развития событий на российском рынке акций:
1. Греция таки не выполняет требуемые условия Евросоюза, после чего следует дефолт (возможно, завуалированный), возникает кризис ликвидности в европейской банковской системе, и далее события будут разворачиваться в зависимости от возможностей монетарных властей оперативно "потушить пожар". Фондовые рынки, в том числе российский, уйдут в глубокое пике по аналогии с 2008 годом.
2. Евросоюз продолжит тянуть греческие проблемы, одновременно снижая контроль над инфляцией и накачивая экономику ликвидностью. В этом случае острота кризиса снизится, а фондовые рынки могут подвергнуться инфляционному росту.
В настоящее время на российском рынке мы наблюдаем следующую картину: в конце сентября мы видели третью волну мощного снижения (первая была в апреле, вторая—в августе). Амплитуда снижения каждой волны составила 12-15%. Общее снижение с начала апреля с учетом отскоков составило около 30%. На мой взгляд, у такого движения рынка есть признаки неформального управляемого снижения. Я не берусь обосновывать возможность применения теории управляемости рынков в наших условиях, однако достаточно логичным представляется тот факт, что по опыту 2008 года было бы желательно как-то контролировать вывод капиталов с рынка с тем, чтобы избежать лавинообразных распродаж и наступления маржин-колов, ставших причиной финансового хаоса во время прошлого кризиса. На этом фоне нельзя исключать того, что до конца года мы не увидим новых "заливов". Однако также есть ощущение, что стихийных масштабных распродаж удастся избежать, вследствие чего часть игроков может начать возвращаться на рынок акций с целью покупки подешевевших бумаг.
Возможно, это достаточно оптимистичный сценарий. Однако нельзя не учитывать наличия в экономике огромной массы денежной ликвидности, поступившей в рамках антикризисной борьбы, которая должна быть освоена и сохранена от инфляции, а сейчас оседает на депозитах в банках. И я полагаю, что в определенный момент времени эта ликвидность может оказаться на фондовом рынке. Источник: finam.ru.
Рейтинг публикации:
|
Статус: |
Группа: Главные редакторы
публикации 32764
комментариев 24112
Рейтинг поста:
Правительство Греции не планирует проводить дальнейшую национализацию банков и одобряет новый план разрешения экономических проблем Евросоюза, предложенный Ангелой Меркель и Никола Саркози.
«Рекапитализация банков была очень позитивным решением», – заявил пресс-секретарь греческого правительства Элиас Моссиалос.
Меркель и Саркози пообещали, что к концу октября будет подготовлен новый план разрешения экономических проблем еврозоны.
Подробный пакет мер будет представлен на ноябрьском саммите «большой двадцатки» и будет включать действия по стабилизации валютного союза и поддержку финансово-кредитных институтов. Одновременно Саркози пообещал представить германо-французскую концепцию будущего Европы, которая предполагает «значительные изменения» договоров, лежащих в основе ЕС.
В частности, уточнила Меркель, будет предложено законодательно закрепить «обязывающий характер сотрудничества государств еврозоны в вопросах финансово-экономической политики». Reuters