На прошлой неделе Швейцарский национальный банк (SNB) неожиданно объявил о том, что «более не может смотреть сквозь пальцы на котировку пары евро/франк ниже минимального порога 1,2 франков». Прямо перед публикацией этого заявления франк стоил 1,1 евро, то есть произошла девальвация на 9%. Швейцарский франк достиг паритета за месяц до этого объявления и, следовательно, решение было принято не только из-за дороговизны валюты.
У SNB определенно есть проблемы. Швейцария – это успешная экономика, окруженная нациями, состоящими в валютном союзе, которому угрожает развал. То есть швейцарский успех – это белая ворона на фоне Европы. Это очевидно, но мотивы центральных банков редко выражаются ясными словами и в таких действиях обычно больше скрытого смысла, чем может показаться на первый взгляд.
Реакция золота на эти новости стала для всех сюрпризом, так как оно упало на $60 со своего максимума в момент опубликования заявления, хотя ожидалось, что действия SNB должны были быть для него позитивными. Половина падения цены на золото произошла за несколько минут до обнародования заявления в 10 утра по европейскому времени, - похоже цена на золото подверглась интервенции ЦБ. Более того совсем поздно вечером по американскому времени кто-то сбросил на рынок 4,000 фьючерсных контрактов, тем самым опустив цену на золото на $50 до $1,816. Первое действие было совершено с использованием инсайдерской информации, тогда как второе было очевидно рассчитано на достижение максимального эффекта.
Мы редко видим такую публичную решимость ударить по цене на золото. Скорость этой реакции говорит о том, что все было задумано также для подавления цены на золото, помимо девальвации самого франка. Если это так, то на это должна быть весомая причина, - не будем забывать, что в интересах центральных банков сокращать волатильность как на рынках валюты, так и на рынках драгоценных металлов.
Также как дилеры и маркет-мейкеры на всех рынках, торговцы физическим металлом занимают короткие позиции в период бычьих рынков. Оборот на рынках драгоценных металлов огромен и дилер, торгующий для себя и своих клиентов, может получить огромные прибыли. Пока эти прибыли превосходят убытки по коротким позициям, все хорошо. Именно поэтому самая большая угроза для рынка драгоценных металлов заключается не в самом бычьем рынке, а в том, что цены растут слишком быстро.
В последние два месяца рынки золота были особенно сильными, уничтожив торговые прибыли многих дилеров драгоценных металлов. Центральные банкиры видят в этом результат финансовых потоков, порожденных трудностями в Еврозоне. Таргеты для оттока из евро – это швейцарский франк и золото, так что действия SNB произведены для ослабления давления на то и другое.
Попытки сдержать рост цен на золото вряд ли увенчаются успехом в долгосрочной перспективе. Западные граждане, покупающие золото, мало помогают центральным банкам, но невозможно остановить несколько сотен миллионов китайцев и индусов в их стремлении защитить свои сбережения. Китайцы также активно развивают свои рынки драгоценных металлов, забирая контроль у западного банковского картеля.