Довольно просто заставить население пользоваться валютой правительства.
Обычно для этого достаточно потребовать, чтобы в ней выплачивались налоги. Сегодня законы большинства государств запрещают использовать иностранную валюту внутри страны.
На жителей других стран такой простой механизм контроля не распространяется. Что касается иностранной валюты, для добровольного ее использования должны быть причины.
Лучшей валютой является самая стабильная. Исторически главными международными валютами, будь то доллар США после Второй мировой войны, голландский гульден в семнадцатом веке или афинский обол в IV веке до н.э., были те, чья стоимость была надежно обеспечена золотом.
Тысячи лет золото было высшим денежным стандартом.
Даже после того, как доллар США вышел из золотого стандарта в 1971 году, он оставался самой стабильной валютой мира, что позволило ему сохранить свое видное положение до наших дней. Лучшей альтернативы ему не было.
В XIX веке США считались развивающимся рынком. Главной международной валютой был британский фунт.
В 1914 году британский фунт сохранял привязку к золоту (с короткими перерывами) в течение 233 лет. Однако начало Первой мировой войны погрузило все европейские державы, включая Британию, в хаос. Связь фунта с золотом прервалась. Жители Европы нуждались в надежном средстве сохранения своих финансовых активов. Они видели, что Соединенные Штаты не пострадали во время войны и имели к тому времени долгую историю валют, привязанных к золоту, а также обеспечивали защиту права на частную собственность.
В 1930-е годы все европейские правительства вновь обесценили свои валюты. Соединенные Штаты поступили так же в 1933 году, но доллар и после этого был обеспечен золотом, в то время как большинство европейских валют (и иена) перешли на плавающий курс. Вторая мировая война утвердила финансовую мощь США. Проще говоря, облигация министерства финансов США – выраженная в обеспеченных золотом долларах – была самым надежным средством сохранения капитала в мире.
Финансовые теоретики делят мир инвестиций на два класса активов: надежный актив и все остальные рискованные активы. Учитывая постоянное неверное управление валютами со стороны центральных банков, ничто сегодня даже близко не соответствует идеалу «надежного актива».
Выражаясь терминами рынка, огромный спрос остается неудовлетворенным.
Как мог Китай создать международную валюту? Я считаю, что это случится тогда, когда любой человек в мире сможет сказать: китайские правительственные облигации – это самое надежное средство сохранения ценности в мире – это ближайшее приблизительное соответствие «надежному активу».
Очевидно, этого еще не происходит. Как правительство Китая может утверждать это?
Китайский юань должен иметь стабильный курс. В прошлом этого всегда означало соответствие золотому стандарту. Необеспеченные золотом валюты с плавающими курсами, управляемые бюрократами, никогда не будут надежными, имея также отвратительную склонность к исчезновению.
Раньше международной валютой считалась только та, что сохраняла обеспечение золотом, в то время как остальные тонули в хаосе и обесценивались.
Китайские власти могут утверждать, что они управляют плавающей валютой лучше американцев или европейцев, но никто им не поверит.
Юань должен быть относительно независимой альтернативой доллару, евро или иене. С 1950 года юань был так или иначе привязан к доллару.
Совершенно бессмысленно использовать юани вместо долларов, если юань (сильно или слабо) привязан к доллару. Желание добиться стабильных курсов валют совершенно резонно. Однако китайское правительство еще не доказало свою способность управлять независимой валютой.
Простого наличия плавающей валюты недостаточно. И евро, и иена имеют плавающие курсы, но их трудно назвать действительно независимыми от доллара. Меры кредитно-денежной политики во всех трех центральных банках пугающе одинаковы. Банк Японии кажется особенно сильно подверженным политическому давлению Соединенных Штатов. Если доллар значительно потеряет в стоимости, вероятно, курсы евро и иены тоже упадут, чтобы не нанести ущерба торговле. Они рухнут все вместе, если не одновременно, то по очереди.
Иначе говоря: даже несмотря на то, что людей начинает беспокоить надежность американских правительственных облигаций, очевидно, что облигации правительств Германии или Японии ничуть не лучше.
Если бы Китай перешел на золотой стандарт, это предоставило бы ему настоящую независимость от доллара. Однако если бы доллар значительно подешевел, тогда и соотношение юаня к доллару также значительно изменилось бы. Возможно, вместо сегодняшнего курса 7:1, в будущем мы могли бы увидеть соотношение 1:1. Это произошло бы из-за падения доллара, а не укрепления юаня.
Многие страны не смогли выдержать такую ситуацию. Швейцария предпринимала попытки в начале 1970-х годов, но последствия для торговли были слишком тяжелыми. Для Китая это тоже было бы довольно неприятно. Однако Китай уже обладает значительными торговыми преимуществами, так что он мог бы выдержать даже такие существенные изменения валютных курсов.
Страны Персидского залива – и, в какой-то степени, Россия, имеют в этом отношении еще большие преимущества. У них нет реальных конкурентов-экспортеров их основного ресурса, сырой нефти.
Действующая армия, к сожалению, остается важным компонентом политической независимости, и, соответственно, независимости валюты.
США вряд ли безропотно передаст свой титул мирового лидера. В то время как вероятность военных действий крайне мала, США могут оказывать определенное политическое давление на те правительства, которые, выражаясь школьными терминами, позволяют себя третировать. Японцы помнят о военных маневрах, проводимых ВМС США в Токийском заливе в 1989 году, довольно откровенном напоминании о Черных кораблях 1853 года. Россия прекрасно осведомлена о политических махинациях в республиках бывшего СССР, и даже в Германии по-прежнему размещены огромные военные базы США.
Китай позиционирует себя как военную державу. Союз с Россией и молчаливое согласие со стороны других азиатских государств помогло бы ему добиться реальной политической независимости.
Однако остается маленькая проблемка: как именно управлять системой золотого стандарта. Это не очень сложно, но китайские органы кредитно-денежного регулирования, очевидно, не овладели основными понятиями. К счастью, именно эти вопросы теперь освещены в книге Золото: деньги прошлого и будущего (2007 год), которая теперь издается на китайском языке.
Откровенно говоря, доллар США – это не очень хорошая валюта. Было бы несложно изобрести лучшую альтернативу – валюту, обеспеченную золотом.
Как только китайские власти продемонстрируют, что они способны управлять такой системой, люди со всего света побегут за активами, номинированными в юанях. Кредиторы будут требовать, чтобы займы были выражены в надежных, привязанных к золоту юанях. Шанхай станет финансовой столицей мира.