Уоррен Баффет только что заключил отличную сделку. А Bank of America, похоже, не очень.
Конечно, новость о том, что легендарный инвестор купит привилегированные акции BofA на сумму 5 млрд долларов и получит варранты на 700 млн обыкновенных акций, привела к стремительному росту котировок BofA. И у сделки есть свои преимущества.
Во-первых, банк продемонстрировал способность привлекать капитал, хотя и высокой ценой. Во-вторых, генеральный директор BofA Брайан Мойнихан признал, что не может игнорировать требования рынка о том, чтобы банк принял меры по укреплению доверия к своему бизнесу, что также является плюсом. Кроме того, сделка обеспечит дополнительную защиту от любых потенциальных убытков и успокоит кредиторов, что поможет стабилизировать обстановку на рынках долговых обязательств. Значение имеет и тот факт, что Баффет выразил банку доверие.
Однако если более внимательно проанализировать сделку, станет ясно, что она представляет собой лишь промежуточное финансирование, которое позволит BofA выиграть время. Сделка не решает главной проблемы банка, связанной с ипотечными ценными бумагами, и не помогает устранить обеспокоенность тем, что у BofA недостаточно акционерного капитала для того, чтобы разобраться с этими проблемой.
Если говорить об обыкновенных акциях, на которые приходится основной удар в случае убытков, то привилегированные акции здесь не помогут. И главный показатель капитала – коэффициент базового капитала 1-го уровня – также не повысится благодаря привилегированным акциям Баффета.
Кроме того, привилегированные акции, в соответствии с новыми правилами по капиталу, не пойдут в счет повышения коэффициента капитала 1-го уровня, потому что они являются кумулятивными, то есть дивиденды по ним будут начисляться даже в том случае, если банк приостановит выплаты.
Учитывая это, BofA, возможно, на определенном этапе выкупит привилегированные акции Баффета. Такой сценарий очень напоминает схему сделки Баффета с Goldman Sachs. Инвестор приобрел аналогичный пакет привилегированных акций Goldman Sachs Group в 2008 году, правда, с дивидендами в 10%, в отличие от 6% по акциям BofA. В 2011 году Goldman выкупил этот пакет. Поскольку данный капитал не принесет существенной пользы BofA в долгосрочной перспективе, Мойнихан, вероятно, поступит таким же образом. И в сделке предусмотрена эта вероятность – при выкупе банку придется выплатить 5%-ную премию, или 250 млн долларов.
Для Баффета самой привлекательной частью сделки являются варранты на покупку новых акций по цене исполнения 7,14 доллара, которая представляет собой лишь небольшую премию к стоимости бумаг на закрытии в день накануне соглашения. При этом сделки такого рода зачастую заключаются с гораздо более высокими премиями.
Брэд Голдинг из инвестиционной компании Christofferson, Robb and Co. предполагает, что варранты на момент заключения сделки оценивались консервативно на уровне 4,40 и 5,60 доллара каждый. Этот диапазон зависит от ожидаемой волатильности акций BofA.
Исходя из нижней границы диапазона, стоимость варрантов составляет примерно 3 млрд долларов. То есть Баффет получил 3 млрд долларов за инвестиции в размере 5 млрд долларов, и сумма риска составляет 2 млрд долларов. В таком случае 6%-ный дивиденд по привилегированным акциям приведет к гораздо более высокой доходности.
Насколько дорогостоящей сделка окажется для BofA, зависит от того, что сейчас Мойнихан предпримет после этой операции по укреплению доверия к банку. Получив отсрочку, он должен теперь доказать, что BofA сможет выполнить будущие требования по капиталу, избавиться от непрофильных активов и устранить многочисленные юридические риски, связанные с ипотечными ценными бумагами.
Соглашение с Баффетом позволило на время остановить падение котировок акций BofA. Однако если Мойнихан не сумеет использовать эту сделку как отправную точку для чего-то более значительного и позитивного для банка, финансирование Баффета не принесет особой пользы.
|