В центре внимания иностранных медиа: долговое соглашение, опасения рецессии, рейтинг на месте, понижение рейтинга, новый кризис.
// Юлия Гавозда, специально для Bankir.Ru
Дефолт предотвращен, но этого мало
На минувшей неделе президент Барак Обама подписал закон об увеличении американского долгового потолка и предотвращении финансового дефолта после того, как Конгресс проголосовал за двухпартийный компромиссный договор.
В Сенате законопроект был принят большинством голосов (74:26), переговоры длились буквально до последнего момента.
Как сообщает BBC, политики согласились повысить лимит задолженности на $2,4 трлн. с нынешних $14,3 трлн., а также сократить расходы не менее чем на $2,1 трлн. за десять лет. Однако принятие закона не привело к росту на финансовых рынках. Во время торгов на Уолл-стрит во вторник акции подешевели больше чем на 2% на фоне слабых данных о потребительских расходах в июне.
CNN Money уточняет, что дебаты по поводу долгового потолка обошлись американским налогоплательщикам более чем в $18 млн. Именно такую сумму правительству пришлось выплатить инвесторам в качестве дополнительных процентов, чтобы продать казначейские векселя для финансирования своих операций.
Если быть точными, правительство могло бы заплатить на $18458654 меньше всего две недели назад, когда инвесторы были готовы на гораздо меньшие ставки, пока проблема лимита задолженности не превратилась в кризис.
По мнению авторов статьи в газете The Washington Post, соглашение о долге не успокоило иностранных критиков.
После подписания закона министр финансов Тимоти Гайтнер обратился к главам крупных компаний и банков с просьбой прокомментировать соглашение. Они убедили его, что в ближайшее время оно успокоит рынки, и что главную опасность для мировой экономики представляют вовсе не США.
Однако страны, одолжившие Соединенным Штатам триллионы долларов, придерживаются совершенного иного мнения и отнеслись к новости о сделке скептически, если не с откровенным презрением. Газета правящей партии Китая пишет, что «проблема долга остается нерешенной» и попросту «была отсрочена». Reuters цитирует российского премьер-министра Владимира Путина, который назвал США «паразитом», «живущим в долг».
Глава китайского ЦБ о соглашении по поводу долга высказался с одобрением, но попросил Вашингтон избегать дальнейших шагов, способных навредить инвесторам. «Серьезные колебания и неопределенности на этом рынке подвергнут опасности стабильность международной финансовой системы и помешают восстановлению мировой экономики», - говорится в заявлении Чжоу Сяочуан на сайте центробанка.
Несмотря на облегчение по поводу предотвращения правительственного дефолта в Вашингтоне, кредиторы Америки по-прежнему опасаются, что политическая договоренность не будет трансформирована в масштабные меры, необходимые Штатам для восстановления финансового благополучия.
Тем временем, по данным CNBC, главный экономист Goldman Sachs Иен Хатциус ожидает 2-процентного роста в США в течение нескольких ближайших кварталов и предупреждает о «значительном риске возвращения рецессии с вероятностью 1 к 3».
«За последние два месяца мы видели достаточно, чтобы прийти к выводу о том, что в первой половине базовый темп роста был довольно слабым, даже если делать скидку на [разрушения в] Японии и бюджетную политику», - заявил он. Кроме того, он добавил, что ожидает реакции Федерального резерва в виде небольшого дополнительного стимула.
После принятия закона общественное внимание переключилось на руководство ФРС, которому, как пишет The New York Times, придется предпринять усилия, чтобы пробудить экономику страны от летаргического сна.
Весной председатель Федрезерва Бен Бернанке заявил, что настала пора проверить, способна ли экономика позаботиться о себе сама. В июле он признал, что в случае ухудшения ситуации ФРС рассмотрит новые меры. С приближением дня встречи комитета Федерального резерва, которое состоится 9 августа, напряжение нарастает.
В число возможных опций входит такая умеренная мера, как замена предыдущего обещания сохранять ставки на низком уровне «в течение продолжительного времени» на более конкретные цифры, например, шесть месяцев. К более агрессивным шагам можно отнести смещение акцента в инвестиционном портфеле в сторону долгосрочных казначейских ценных бумаг, чтобы усилить понижающее воздействие на долгосрочные ставки. Более радикальным действием, которое считается наименее вероятным, было бы решение увеличить размер портфеля.
В данный момент и на протяжении как можно более долгого периода времени центральный банк предпочел бы бездействовать. Считается, что беспрецедентный размер портфеля ФРС не позволяет ЦБ контролировать темп инфляции, и что дальнейшая скупка усугубит эту проблему.
Рейтинги на уровне
По сообщению Reuters, кредитно-рейтинговое агентство Fitch Rating Fitch сохранило высококлассный рейтинг Соединенных Штатов на прежнем уровне, но предупредило, что крупнейшая мировая экономика должна снизить долговую нагрузку, чтобы избежать его понижения в будущем.
Представители компании заявили, что в то время как благодаря соглашению риск дефолта остается чрезвычайно низким, Соединенные Штаты должны сделать выбор между налогами и расходами и слабым экономическим ростом, если в среднесрочной перспективе дефицит бюджета и правительственную задолженность придется сократить до более приемлемых уровней.
Ведущий аналитик Fitch в Соединенных Штатах Дэвид Рейли рассказал, что после составления заключения в этом месяце компания не намерена изменять прогноз по рейтингу США на «негативный». В ожидаемом прогнозе компания намерена принять во внимание «положительный» исход переговоров о долговом потолке. Fitch относится к соглашению как к «шагу в верном направлении», который демонстрирует, что у Вашингтона есть «политическая воля и способность принимать правильные решения».
Помимо этого, как информирует тот же Reuters, Moody's Investors Service также подтвердило рейтинг США на уровне ААА, сославшись на решение о повышении лимита задолженности, однако сменило прогноз на «негативный», что может вынудить законодателей сократить дефицит бюджета. Решение Moody's было озвучено через несколько часов после сообщения Fitch.
«Сегодняшнее соглашение – это первый шаг к достижению долгосрочной консолидации бюджета, необходимой для того, чтобы долговые показатели американского правительства оставались в пределах допустимого для рейтинга ААА», - говорится в заявлении агентства.
Историческое понижение
Однако не все сохраняют такой оптимистичный настрой. Генеральный управляющий международного департамента китайского кредитно-рейтингового агентства Dagong Global Чен Дзиалинь сообщил CNBC о понижении кредитного рейтинга американских долговых обязательств с А+ до А. Прогноз по США также «негативный».
Это решение было принято, несмотря на повышение долгового лимита и предотвращение дефолта, а также на заявления двух предыдущих агентств. Рейтинг А опускает США ниже ААА на пять позиций на один уровень с Россией. Свое решение в Dagong мотивировали тем, что долговое соглашение не изменило общую тенденцию, где рост задолженности опережает рост ВВП и доходов от налогообложения. По мнению экспертов компании, для сохранения нынешнего уровня задолженности США в течение ближайших пяти лет необходимо снизить бюджетный дефицит не менее чем на $4 трлн.
По информации The Wall Street Journal, The Telegraph и Bloomberg , ведущее агентство Standard & Poor’s впервые в истории понизило кредитный рейтинг США с ААА до АА+, сославшись на политические процессы в стране и обвинив законодателей в неспособности сократить расходы в достаточной степени, чтобы уменьшить рекордный дефицит бюджета.
Решение агентства было принято после того, как 14 июля его представители предупредили о возможном снижении рейтинга при отсутствии «убедительного» плана по снижению дефицита даже в случае увеличения долгового потолка. Высший кредитный рейтинг США S&P присвоило в 1941 году. Сейчас прогноз по-прежнему «негативный».
В заявлении S&P говорится: «Понижение отражает наше мнение о том, что плана по консолидации бюджета, недавно согласованный Конгрессом и администрацией президента, не достаточно для стабилизации долгосрочной динамики правительственных долговых обязательств».
Эта мера может со временем нанести ущерб экономике США и привести к увеличению стоимости ипотеки, автокредитов и других займов, привязанных к процентам, выплачиваемым по казначейским бумагам. По прогнозам JPMorgan Chase & Co., понижение рейтинга увеличит стоимость привлечения капитала для страны на $100 млрд. в год.
В S&P предупреждают о возможном понижении долгосрочного рейтинга до АА в течение ближайших двух лет, если сокращение расходов окажется ниже оговоренного уровня, вырастут процентные ставки или «новые проблемы с бюджетом» приведут к увеличению общей суммы задолженности.
Представители агентства утверждают, что, несмотря на достигнутую договоренность, уровень государственной задолженности может вырасти до 74% от ВВП к концу этого года, до 79% в 2015 году и 85% к 2021 году.
«В более широком смысле понижение отражает наше мнение о том, что эффективность, стабильность и предсказуемость американского законодательства и политических организаций ослабла за период постоянных бюджетных и экономических проблем сильнее, чем мы предполагали, присуждая рейтингу негативный прогноз», - заявили в S&P. По словам источника, знакомого с ситуацией, в тот же день министерство финансов обнаружило серьезные недочеты в анализе S&P. Чиновники утверждают, что при расчете будущего дефицита специалисты компании ошиблись почти на $2 трлн.
Мир не готов к кризису
Ситуация на рынке на минувшей неделе показала, что инвесторы больше не доверяют своим политикам, которым необходимо принять экстренные меры, чтобы снизить риски для мировой экономики.
Учитывая замедление экономического роста и панику на финансовых рынках, высшим должностным лицам по всему миру, возможно, вновь придется приложить совместные усилия и попытаться предотвратить кризис, как это было в 2008-2009 годах. Но сегодня количество их опций весьма ограничено.
Как пишет Reuters, у центральных банков меньше возможностей ослабить кредитно-денежную политику, чем три года назад, безденежные правительства не могут себе позволить стимулировать расходы, а общественные беспорядки в ряде стран могут усложнить принятие согласованных мировых политических решений.
«Что тут поделаешь? Если говорить о денежно-кредитной политике, то тут никто ни с кем не согласен. Если говорить о бюджетной политике, то все заблокированы», - признает экономист Deutsche Bank Жиль Моэк.
Благодаря некоторым мерам ситуация в мире чуть лучше, чем в 2008 году. После банкротства Lehman Brothers банки нарастили броню, и мир пока еще не погрузился в рецессию. За прошлый месяц мировые акции подешевели почти на 10%, но мировой фондовый индекс MSCI все еще на 90% выше минимума 2009 года. По словам экономиста Nomura Иенса Сондергаарда, нынешняя ситуация многим напоминает 2008 год, однако тогда можно было указать на источник проблем в банковском секторе, и им было близкое банкротство финансовых организаций.
Но тенденции явно негативные. Индексы менеджеров по закупкам по всему миру приблизились или пересекли порог «резкого подъема или спада», разделяющего экономический рост от сокращения. Рекордное снижение доходности британских облигаций на минувшей неделе демонстрирует нервозность инвесторов и пессимистичный прогноз роста.
В некоторых смыслах ситуация сложнее, чем в 2008 году: многих беспокоит понижение суверенного кредитного рейтинга США, а атака на итальянские облигации поднимает вопрос о долгосрочной перспективности зоны. Стоимость акций американских и европейских банков вернулась на уровень времен коллапса Lehman.
«Разница (между 2008 годом и сегодняшним днем) в том, что это не только валютный и банковский кризис, сейчас у нас валютный, банковский и государственный кризис», - отмечает Сильвейн Бройер, аналитик компании Natixis.
Некоторые эксперты рассматривают шокирующее решение Центробанка Швейцарии понизить учетную ставку для ослабления быстрого укрепления швейцарского франка как возможного предвестника совместных мер центральных банков стран Группы двадцати по стабилизации рынков.
Ведущий экономист Saxo Bank Стин Якобсен рассказал, что теперь страны G20, вероятно, предоставят свободу действий своим центральным банкам, которые способны действовать быстро и гибко, чтобы справиться с рыночной паникой. Но он также добавил, что если экономический климат будет ухудшаться и дальше, правительствам стран G20 придется взять на себя совместные обязательства по защите рынков и роста, как во время лондонского саммита в апреле 2009 года.
Правда, сейчас проявить подобную солидарность правительствам сложнее. Например, из-за битвы за повышение долгового потолка в США политическая позиция Барака Обамы ослабла, из-за чего его возможности в экономике ограничены. Кроме того, некоторые крупные страны находятся в процессе выборов, что усложняет решения. В ближайшие пару лет важные выборы ожидаются в США, Германии и Франции, а также стоит учесть смену лидера в Китае.
Во время кризиса 2008-2009 годов важную роль в координировании мировой реакции сыграл Мировой валютный фонд, но сегодня в нем наблюдаются признаки внутренних противоречий, а влиятельные развивающиеся страны критикуют действия западных правительств.
Конфликты могут усложнить достижение договоренностей стран Группы двадцати в нескольких сферах:
- совместная валютная интервенция,
- согласованные понижения учетных ставок,
- бюджетная политика, направленная на стимулирование экономического роста.
Смещение влияния
В другой статье на сайте Reuters говорится о возможном смещении политического влияния на восток, вызванном старением населения и чрезмерной задолженности в развитых странах мира.
В США так и не появилось внятного плана в поддержку пенсионеров, которыми наводнит страну так называемое поколение «бэби бумеров», а экономика Штатов слишком слаба, чтобы предоставить достаточное количество рабочих мест молодежи, на плечах которой эта ноша лежит.
В Европе экономисты говорят о «потерянном поколении», так как безработица в некоторых странах достигает 40%. Средний объем государственной задолженности Евросоюза на 20 процентных пунктов превышает показатель до финансового кризиса 2008 года.
Что касается развитых стран, то, по словам экономиста Брукингского института Эсвара Прасада,то средний долг на душу населения в них в 2011 году составляет $29600, а к 2016 году достигнет $40400.
Долговая нагрузка на каждого жителя США в 2011 году в среднем составляет $34200, к 2016 году она увеличится до $49100. В Японии к 2016 году этот показатель вырастет до самого высокого в мире - $85000 на человека. Отчасти эти проблемы являются последствием финансового кризиса 2008 года, который лишил работы миллионы людей, причем некоторых из них – навсегда, и переложил колоссальную долговую нагрузку частного сектора на плечи государственного.
Кризис начался в самое неудачное время: на переднем крае волны уходов на пенсию, которая увеличит расходы на здравоохранение и пенсии практически во всех развитых странах.
По подсчетам Международного валютного фонда, если государственная задолженность не снизится до докризисных уровней, потенциальный рост в продвинутых экономиках может ежегодно снижаться на 0,5%. Если посмотреть на Соединённые Штаты и Европу с этой точки зрения, то несложно представить, что в эти страны ждут десятилетия стагнации, как в Японии.
По мнению авторов статьи, такой исход событий необязателен. В 1990-е годы Германия сократила расходы на социальные льготы и пособия по безработице, что помогло стране стать центром влияния Европы. Канада и Бельгия также могут быть примером того, как исправить ситуацию в развитых странах с чрезмерной задолженностью.
Тем не менее, проблемы кажутся грандиозными. В первой половине 2011 года экономика США почти застопорилась. В июне потребительские расходы снизились впервые за два года. Непонятно, что будет стимулировать стабильный рост в будущем.
В Европе, несмотря на сокращения расходов и увеличения налогов, обострены сомнения в возможности стран справиться с долгами.
Доходность итальянских облигаций достигла исторического 11-летнего максимума, что спровоцировало необходимость экстренных правительственных переговоров.
Новый кризис?
Как заявил каналу CNBC известный эксперт Марк Фабер по прозвищу «Доктор смерть», рынки могут вернуться к росту после недавнего обвала, но инвесторам стоит рассматривать любой отскок как возможность для продажи, потому что мировая экономика движется к полному коллапсу.
Обсуждение возможного третьего цикла количественного смягчения (КС-3) в США и повсеместное увеличение объема денежной массы попросту оттягивает кризис, который, по мнению Фабера, будет больше предыдущего и может завершиться войной.
Фабер также считает, что скупать американские казначейские ценные бумаги в качестве безопасной гавани больше не следует: «Я думаю, что Treasurys по-прежнему считаются надежной гаванью, так как всем известно, что США может печатать деньги бесконечно, поэтому процент по ним будет выплачен. Проблема в том, что правительство может объявить два варианта дефолта. Оно либо прекратит выплачивать проценты, и тогда долг будет реструктурирован, как в Аргентине; либо просто постепенно выплатит проценты и основную сумму обесценившейся валютой».
Фабер предупреждает, что временные скачки роста и искусственное стимулирование рынка с помощью включения печатного станка лишь маскируют грядущую угрозу для мировой экономики. Он уверен, что с помощью увеличения денежной массы невозможно решить проблемы, их можно лишь отсрочить и усугубить.
Кроме того, он полагает, что новый кризис будет намного больше: «В следующий раз, когда случится глобальный экономический кризис, он будет намного хуже, чем в 2008 году. До того, как это произойдет, будет напечатано много денег, и случится война. Вся система рухнет. Вот почему я рекомендую людям подумать об этом. В случае полного краха вам вряд ли захочется иметь наличные и правительственные облигации».
Он добавил, что даже если акции не демонстрируют хороших показателей, то, по крайней мере, с ними инвестор владеет частью компании.
Драгметаллы в такой ситуации ведут себя относительно хорошо. В случае войны нефть принесет неплохой доход. Источник: bankir.ru.
Рейтинг публикации:
|