Компания «Роснефть» настроилась на активное участие в развитии Арктики через создание нефтекластера. В каком состоянии находится супер-проект «Восток ойл» на Таймыре, разбиралось ФБА «Экономика сегодня».
Акции компании «Роснефть» демонстрируют рост. Заметное подорожание произошло в начале мая текущего года, когда цена за бумагу достигла 537,1 рубля. Прирост на тот момент составил 2,28%, а объем торгов 2,7 млрд рублей. В настоящий момент стоимость акции находится на уровне 539,85 рублей.
Эксперты неоднократно связывали такую тенденцию с деятельностью организации в российских регионах, в том числе в Арктике. В целом арктические проекты «Роснефти» представляют собой Ванкорский кластер, Западно-Иркинский участок, геологоразведочные проекты Южного Таймыра, мелкие месторождения и в будущем Центрально-Ольгинское месторождение.
Александр Фролов в беседе с ФБА «Экономика сегодня» напомнил, что новейшим проектом «Роснефти» в Арктическом регионе принято считать «Восток ойл» на Таймыре, развитие которого теоретически создаст новый центр нефтедобычи в Российской Федерации. Однако многотриллионный проект, заставивший «Роснефть» пожертвовать ценными активами и отправиться на экстренные поиски иностранных инвесторов, продемонстрирует эффект в необозримом будущем.
«За 10 лет там не только намерены организовать добычу, отгрузку углеводородного сырья, но и довести производство нефти до 100 млн тонн к 2030 году. С учетом того, что на пике объем добычи нефти в России достигал почти 556 млн тонн, то планируемые 100 млн тонн составят 18%-20%.
Роль проекта велика – это одна из перспективных точек роста Северного морского пути. Чем больше он загружен, тем экономически оправдан провоз всего груза по нему, как и строительство ледокольного флота, тарифы, предложения на будущее. Поэтому «Восток ойл», по планам компании, обеспечит уровень поставок больше установленного на ближайшие годы – около 80 млн тонн», - рассказал эксперт.
Производительность, к которой планирует выйти нефтегазовая компания, на фоне представленных сравнений, выглядит амбициозно. Это подтверждается действиями руководства: ради грандиозной задумки «Роснефть» в 2020 году выставила на продажу активы в Западной Сибири, Волжско-Уральском регионе, Тимано-Печоре, на Сахалине и Юге России. Крупнейшим из них оказалась компания «Оренбургнефть». Например, в 2019 году она смогла добыть 14,5 млн тонн, что составляет около 6,7% всей добычи «Роснефти» и аффилированных с ней организаций.
Столь кардинальные решения руководящего состава позволили некоторым экспертам назвать крупнейшим кластером «Восток ойл» с общими ресурсами на уровне 5 млрд тонн и инвестициями в размере 2,33 трлн рублей, за счет которого организации удастся потягаться с ведущими международными нефтегазовыми гигантами.
Однако сегодня проект, о котором руководитель «Роснефти» Игорь Сечин рассказал президенту России Владимиру Путину еще в 2019 году, кстати, 1 апреля, находится в зачаточном состоянии. Промышленная разработка налажена лишь на нескольких участках группы, а на Западно-Иркинском поисково-разведочные работы начались не так давно.
Ключевой сырьевой актив в виде Пайяхского и Северо-Пайяхского участков недр, не прошедших геологоразведочный этап, «Роснефть» в феврале текущего года только планировала купить «Нефтегазхолдинга». Как следует из отчета «Роснефти» по МСФО за 2020 год, за активы на 1,2 млрд тонн компания пообещала заплатить 9,6 млрд долларов США, добавив бонусом нефтедобывающие и сервисные активы на 1,44 млрд американских долларов.
«Я засомневался, когда увидел термин «арктический кластер». Не так давно его придумали и стали активно использовать. Но связан он, вероятно, с тем, что сделала «Роснефть» в Карском море: там открыты несколько нефтегазовых месторождений», - подчеркнул собеседник ФБА «Экономика сегодня».
Проекты, которые находятся в 650-700 километрах от «Восток ойл» на северо-запад, можно будет вовлекать в производство после восстановления рынков, но сейчас конкретных планов, рассказывает Фролов, по ним нет.
Официально об итогах переговоров в «Роснефти» не заявляли. Однако «Ъ» в одной из публикаций со ссылкой на проверенные источники, сообщил, что компания действительно обменяла активы на финансовые средства.
Неопределенность прослеживается и в планах «Роснефти», которой для развития так называемого кластера должна построить более 7 тысяч километров трубопроводов, протянуть 3,5 тысячи километров линий электропередач и возвести энергоинфраструктура общей мощностью 2,5 ГВт.
После этого компании придется озадачиться созданием инфраструктуры для транспортного сообщения. По планам на Таймыре появится 3 аэродрома и 10 станций для вертолетов, а «Роснефть» обзаведется 50 судами разного назначения, в том числе танкерами ледового класса Arc7 для перевозки грузов по Северному морскому пути. Звучит действительно перспективно, но стоимость манипуляций оказывается настолько высокой, что компании придется вновь обратиться к российскому правительству и президенту.
Главный исполнительный директор Игорь Сечин не первый раз напрямую просил прямого содействия Владимира Путина и приходил с просьбами предоставить преференции для «Роснефти» ради глобальных планов. В 2019 году, сообщала газета «Ведомости», глава компании написал письмо президенту, где просил налоговые льготы в размере 2,6 трлн рублей на освоение арктических месторождений
В обмен Сечин обещал российскому лидеру финансовый вклад в освоение северных территорий до 8,5 трлн рублей. Осваивать «Роснефть» их планировала в том числе через «Восток ойл».
Скептически к предложению первыми отнеслись в Министерстве финансов РФ. Видимо, там понимали истинную проблему проекта, предугадывая предстоящие сложности со скоростью его реализации. Тогда «Роснефть» в следующем письме Владимиру Путину упрекнула ведомство в предвзятости, намекнув на его лояльное отношение к проектам «Газпрома» и «Новатэка».
Жалоба Игоря Сечина помогла и нефть компании в арктическом регионе освободили от пошлин. Однако «Роснефти» нужно было как-то оправдаться перед правительством и поэтому руководство организации весь 2020 год, омраченный экономическими последствиями пандемии коронавирусной инфекции и падениями на нефтегазовых рынках, сообщало об успехах с «Восток ойл».
Игорь Сечин торжественно заявлял Владимиру Путину в ходе презентации проекта, что он обеспечит страну ежегодным приростом ВВП минимум на 2%. И уже спустя несколько месяцев после поисково-разведочных работ на Западно-Иркинском участке из одной из скважин «полилась» нефть высочайшего качества, которая может соперничать с признанной миром маркой Urals.
Такая находка должна автоматически привлекать инвесторов. Подумав так, глава «Роснефти» отправился на поиски в Европейский союз, но договориться ни с кем не смог.
«У компании есть опыт, насколько я помню, привлечения индийского, китайских капиталов к реализации некоторых проектов. Но надо понимать, что статус «Роснефти» и ее добычи подразумевает, что контрольный пакет в каждом из проектов должен оставаться в ее руках из-за ограничений, распространяющихся на стратегические месторождения.
В связи с этим иностранный капитал не должен превышать 49%. Конечно, это не значит, что «Роснефть» не справится с проектом, так как вполне может воспользоваться кредитами и постепенно их отдавать», - рассказывает эксперт.
В конце 2020 года «Роснефти» все же удалось заманить иностранные капиталы в «Восток ойл». Как следует из сообщений, опубликованных на официальном сайте компании от 16 ноября, в рамках заседания совета директоров «Роснефть» продала компании Trafigura PTE LTD 10% доли уставного капитала ООО «Восток ойл».
Опьяненные успехом руководители «Роснефти» решили попытать удачу в другом направлении и оповестили некоторых индийских партнеров о подготовке арктического «прорыва», попросив средства у Oil India, Bharat Petro Resources и прочих. Молниеносного согласия на участие в проекте инвесторы из Индии не дали.
Александр Фролов отмечает, что у «Роснефти» есть способ использования своих средств или денег неких привлеченных партнеров. Такие сценарии все равно оставляют контрольный пакет у инициатора проекта.
«Подобный колоссальный проект не может разбиваться на части: владеть им продолжит «Роснефть». Привлечением инвестиций компания добивается дополнительного интереса крупных иностранных холдингов. Если они подписались, значит показали заинтересованность в продаже нефти с конкретного месторождения и готовность покупать ее самостоятельно.
А это дополнительный стимул к загрузке Северного морского пути в восточном направлении, разработка которого важна. Например, «Новатэк» с «Ямал-СПГ» возит сырье по небольшому участку Севморпути, но в сторону Европы», - поясняет собеседник ФБА «Экономика сегодня».
Глобальные планы «Роснефти» существуют уже третий год, а через два года запланирован запуск «Восток ойла». На сегодняшний день компания смогла полноценного договориться только с одним инвестором.
Игорь Сечин оценивает такие показатели без тревоги. На последней встрече с президентом России он сообщил, что «Роснефть» в отличие ExxonMobil, Chevron, Shell, Total и, «несмотря на ухудшение внешней конъюнктуры и драматическое влияние пандемии, сумела продемонстрировать позитивные производственные и финансовые итоги деятельности».
И что самое интересное, главный исполнительный директор «Роснефти» доложил о «завершении комплекса сделок по формированию портфеля активов проекта «Восток Ойл» на севере Таймыра, подчеркнув, что действия привели к «притоку инвесторов в акции компании».
Автор:
Александра Мельник Источник: Экономика сегодня.
Рейтинг публикации:
|