На ввод Т-14 «Арматы» в состав вооруженных сил необходимо время, отметил в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» старший научный сотрудник Центра комплексных европейских и международных исследований ВШЭ Василий Кашин.
Издание The National Interest спрогнозировало исход боя российского танка Т-14 «Армата» и американского M1 «Абрамс».
Эксперт по вопросам обороны Чарли Гао пришел к выводу, что с точки зрения огневой мощи и живучести победителя определить сложно, потому что у обеих машин боеприпасы и броня с засекреченными характеристиками.
Преимуществом M1 «Абрамс» назван газотурбинный двигатель, а Т-14 «Арматы» – соотношение мощности двигателя к массе из-за меньшего веса, но это стандартное качество отечественных танков – они традиционно более проходимы, чем западные аналоги.
Для «Абрамса» и «Леопарда» есть танконепроходимые места на территории Европы, а для российских машин их нет.
Что касается газотурбинного двигателя, то есть опыт советского танка Т-80 с аналогичной, передовой для своей эпохи силовой установкой, которая сделала проект нерентабельным. Т-80 был лучшим танком в мире на полигоне, но стоил очень дорого и имел малый оперативный ресурс из-за быстрой выработки топлива, в результате чего пришлось разработать упрощенный вариант этого танка.
В 2015 году обещали скорое принятие на вооружение «Арматы» и заказ на 2300 единиц – тогда заместителем председателя Правительства РФ по вопросам ОПК был Дмитрий Рогозин, раздававший столь же амбициозные заявления, как он сегодня делает в Роскомосе.
Однако воз и ныне там: на сегодня «Армата» фигурирует на военных парадах ко Дню Победы, а не как основное вооружение Вооруженных сил РФ, причем существуют подозрения, что создавшаяся ситуация может затянуться.
«Долговременное принятие на вооружение новой платформы является нормальным процессом, тем более «Армата» не имеет ничего общего с серийными образцами бронетанкового вооружения Российской армии», - констатирует Кашин.
Кроме основного боевого танка Т-14 на базе «Арматы» создана тяжелая БМП Т-15: такой боевой техники у нашей страны еще не было.
«Несколько лет назад в РФ был заключен контракт на выпуск Т-14 в виде опытно-промышленной партии числом в 100 единиц. Советский опыт применения и введения в строй гусеничной техники сухопутных войск показывает, что она максимально тяжело осваивается и требует больших усилий при проведении испытаний, устранении недочетов и повышении надежности», - заключает Кашин.
Иначе Вооруженные силы РФ рискуют получить крупные партии неработающих и небоеспособных боевых машин.
«У СССР был опыт принятия на вооружение танка Т-64, бывшего для своего времени настолько же революционной машиной, как сегодня Т-14. Тогда тысячи танков первых серий оказались непригодными для нормального использования», - резюмирует Кашин.
Машины отправили на склад, деньги были потрачены впустую: сегодня для РФ это недопустимо ввиду других финансовых возможностей.
«Современная РФ не может позволить себе такие расходы, поэтому лучше год-другой обкатывать Т-14 в войсках, выловить проблемы и дальше начинать серийное производство. Последнее, что нужно делать, так это гнаться за сроками и пытаться угодить чьим-то предпочтениям – сложные и масштабные военные программы никогда не укладываются в первоначальные сроки», - констатирует Кашин.
Есть вопросы и по иностранным комплектующим. До событий 2014 года Россия закупала для новой линейки бронетехники, которая тогда только проектировалась, ряд комплектующих на Западе. Разговор не идет о блоках, но определенный вклад был.
Теперь это невозможно, а для того, чтобы сделать замену микросхем или приборов, необходимо организовать новые производства.
Технологически это не является проблемой, но вопрос в стоимости и сроках замены иностранных комплектующих: это могло повлиять, если не на «Армату», то на другие проекты, которых в России презентовали в середине прошлого десятилетия.
«Разрыв связей с Западом должен сказаться на сроках ввода техники в промышленную эксплуатацию. Мы зависели от поставок промышленного оборудования – от станков и прочего, и это самая тяжелая проблема российской промышленности», - заключает Кашин.
Предприятиям ОПК нужно было время на перестройку работы, и это могло повлиять на ввод в строй новой техники..
«Разговор идет о замене технологических процессов, оборудования и прочего», - резюмирует Кашин.
В связи с этим, бессмысленно сравнивать «Армату» и «Абрамс». Американский основой боевой танк был создан в конце семидесятых годов, и с тех пор было выпущено множество его версий, а Т-14 пока не является серийным образцом бронетехники.
Не надо забывать, что «Армата» является новым поколением основных боевых танков – у машины необитаемая башня, новая компоновка боевой структуры, в проект заложены концепция сетецентрической войны и другие передовые решения.
Для их практической реализации действительно необходимо время.
Автор:
Дмитрий Сикорский Источник: Экономика сегодня.
Рейтинг публикации:
|