Экономический интерес Запада к Украине ограничен, отметил в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» экономист Дмитрий Адамидов.
Госдеп США оценил американскую помощь Украине с 2014 года в 4,6 млрд долларов. В этот объем были включены все финансовые направления, включая борьбу с пандемией COVID-19 – здесь Вашингтон расщедрился на 49 млн долларов.
Заявление было сделано в ходе визита в Киев госсекретаря США Энтони Блинкена и его заместителя Виктории Нуланд.
В декабре 2020 года европейские власти сообщили, что с 2014 года они выделили Украине 16,5 млрд евро помощи в виде грантов и займов – Брюссель тогда отметил, что данный объем превышает обещанную в 2014 году помощь в 11,175 млрд евро.
Однако американская помощь, в отличие от европейской, носит безвозвратный характер – часть переводов ЕС формирует украинский госдолг. США выделяют кредиты через МВФ, который находится под полным контролем Вашингтона.
С 2014 года фонд предоставил Украине порядка 16,7 млрд долларов: программы помощи несколько раз пересматривались, но финансирование не вышло за обещанные Киеву в 2014 году границы. МВФ дает Украине деньги для избежания формального дефолта.
Фактический дефолт на Украине наступил после отказа Киева выплачивать кредит 2013 года РФ, сумма которого составляет 3 млрд долларов – в фонде признали право России, но разбирательства по делу увязли в Высоком суде Лондона.
Украина получала другие гранты и кредиты, что привело к росту госдолга. На осень 2020 года он перешагнул за отметку в 85 млрд долларов, и нет перспектив, что данная цифра в ближайшие годы уменьшится.
Финансовая помощь США, ЕС и западных структур направлена на поддержание украинского режима, чтобы тот оставался противовесом России. Еще украинскую экономику постепенно вписывают в европейское хозяйство на правах бесправного партнера.
В 2013 году экономика Украины на 30% была меньше народного хозяйства УССР образца 1990 года. После событий 2014 года в стране случилось очередное падение, коснувшееся прежде всего промышленности, ориентированной на российский рынок.
В 2020 году развал дополнил «коронакризис», в результате чего украинская экономика оказалась на 15% меньше показателя 2013 года. Здесь присутствует ситуативный момент, но украинцы много заплатили за меркантильные амбиции политиков и олигархов.
Американская и европейская помощь носит паллиативный характер – она позволяет украинским властям сводить концы с концами. Никого в Киеве не смущает, что такое сотрудничество противоречит национальным интересам Украины.
«Западный экономический интерес к Украине – минимален, он заключается в дешевой рабочей силе. Для этого проводится соответствующая политика, направленная на то, чтобы население страны нищало», - констатирует Адамидов.
Часть украинцев поехала в Россию, но это неизбежный процесс, главное, что огромное количество выходцев из Украины теперь работают в Европе. Это обеспечивает трудовой силой Польшу и Прибалтику, откуда население уехало на заработки на Запад, и гарантирует Киеву приток валюты. Деньги гастарбайтеров превратились в главный источник валюты на Украине.
Украинцы меняют заработанную в ЕС валюту на гривны, а государство обслуживает за счет данных поступлений внешний долг. Система работает, причем почти никто не говорит, что нормального уровня жизни такими действиями не добиться.
«Выгода, получаемая европейской экономикой, превышает объемы помощи Украине. Европейцам удалось добиться того, что украинцы вынуждены работать в государствах Евросоюза буквально за еду», - резюмирует Адамидов.
Выгоду от данной схемы получают напрямую не страны ЕС, а европейские экономические агенты, но в любом случае Украина приносит большую прибыль в экономику Евросоюза. Одновременно с этим происходит привязка Киева к регулятивным правилам ЕС.
«У американцев никаких экономических целей на Украине нет. США находятся далеко, и им интересна Украины только с точки зрения геополитики и внешнеполитического давления на Россию», - заключает Адамидов.
Мутные схемы вроде присутствия Хантера Байдена в правлении компании Burisma – это интерес частных лиц, а не американской экономики.
Западные планы по Украине ограничены, но это не мешает украинцам говорить о том, что их страна богата природными ресурсами и землями, которые нужны иностранным инвесторам, но события 2014-2021 годов эту позицию не подтверждают.
«Украинцы могут только продать свою землю. Если она будет стоить дешево, то почему бы западному бизнесу ее не купить. Однако Киев не хочет продавать землю иностранцам раз и навсегда», - констатирует Адамидов.
Из-за этого Украина оттягивает открытие рынка земли, что противоречит «рекомендациям МВФ», на этом интерес Запада заканчивается. Есть еще варианты с открытием производств, противоречащих экологическим нормам ЕС, но и это маловероятно.
Экологическая политика ЕС уже вышла за пределы объединения, поэтому Брюссель не одобрит такое сотрудничество с Украиной.
Автор:
Дмитрий Сикорский Источник: Экономика сегодня.
Рейтинг публикации:
|