Саудовская компания Saudi Aramco могла понизить стоимость нефти из-за конкуренции с Россией на азиатском направлении, отметил в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» руководитель Центра анализа стратегии и технологии развития ТЭК РГУ нефти и газа им. И. М. Губкина Вячеслав Мищенко.
Национальная газонефтяная компания Саудовской Аравии понизила поставочные цены для рынков Азии и Европы на июнь, сообщили в агентстве Bloomberg.
По данным Bloomberg, королевская нефтяная компания Саудовской Аравии снизила цену на Arab Light для азиатского региона на 10 центов. Это первое снижение отпускных цен на данный сорт с декабря 2020 года. Снижение стоимости других сортов нефти компании на указанном направлении составило от 10 до 30 центов.
Саудовская компания снизила цены на 50-30 центов и на поставки нефти в страны северо-западной Европы, а вот для покупателей из США стоимость повысились на 20 центов.
Аналитики Bloomberg связали снижение цен для азиатских клиентов со вспышкой пандемии коронавируса в Индии, которая уменьшила спрос на энергоносители.
Несмотря на предположение экспертов Bloomberg, основным рынком сбыта саудовской нефти является не Индия, а Китай, уверен Вячеслав Мищенко.
«Эпидемиологическая обстановка в Китае остается достаточно стабильной, в экономическом плане страна чувствует себя хорошо, — объясняет эксперт. — Китай остается основным драйвером спроса на нефть в мире в целом. Королевская компания Saudi Aramco устанавливает цены на нефть, как правило, директивно. В отпускной цене заложена и рыночная составляющая, но в целом происходит установлении цен на государственном уровне».
В этой связи, кроме рыночных факторов, может присутствовать некоторая геополитическая причина. Саудовская Аравия в лице Saudi Aramco не впервые явно сокращает отпускные цены, обнаруживая попытки демпинга в целях расширения либо удержания доли рынка на определенном направлении.
Эта линия поведения может быть одной из версий, которая объясняет произошедшее снижение цен. Так, Саудовская Аравия хотела бы сохранить свою рыночную нишу, предлагая привлекательную цену. Если рассматривать азиатское направление, то здесь речь идет скорее об усилении конкуренции.
«На азиатском направлении конкурируют два крупных производителя: Саудовская Аравия и Россия с экспортным нефтепроводом «Восточная Сибирь — Тихий океан» (ВСТО). Одна ветка ВСТО идет напрямую в Китай, другая — в порт Козьмино, откуда открывается широкая география поставок нефти танкерными партиями. По ВСТО идет легкая нефть премиального уровня, соответственно, Саудовская Аравия чувствует легкое давление со стороны России в Китае и других азиатских рынках», — подчеркнул Вячеслав Мищенко.
Начиная с момента открытия трубопровода ВСТО, Saudi Aramco периодически совершает подобное демпинговое снижение цен. Кроме того, африканские и американские сорта нефти также заходят на азиатский рынок, поэтому сейчас конкуренция происходит именно за долю рынка.
Что касается снижения цен для европейского направления, рассуждает Мищенко, локдауны в странах ЕС сохраняются, и ситуация далека от стабилизации до такой степени, чтобы можно было прогнозировать рост спроса со стороны европейских партнеров.
В данном случае, идет борьба Саудовской Аравии за азиатское направление, в том числе, такими способами, как ценовой демпинг, заключил эксперт.
Автор:
Дарья Белова Источник: Экономика сегодня.
Рейтинг публикации:
|