Рынок бюджетных перевозок в России насыщен и не испытывает недостатка в предложении, отметил в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» ведущий эксперт Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Андрей Крамаренко.
S7 Group изучает возможность создания второго лоукостера в России, сообщили источники в авиаотрасли. В январе министр транспорта РФ Виталий Савельев на заседании профильного комитета Госдумы заявил, что количество лоукостеров в России должно стать больше.
Авиатранспортный комплекс России претерпел существенные изменения в прошедшем году. В целом объем авиаперевозок упал на 46%: с 128,1 млн до 69,2 млн человек в сравнении с 2019 годом. Пики падения доходили до 90% в апреле, мае и июне 2020 года.
Для поддержки авиаотрасли правительство РФ в 2020 году предоставило российским авиакомпаниям и аэропортам субсидии на частичную компенсацию расходов. Так, 46 авиакомпаний получили 21 млрд рублей в виде субсидий, а 108 аэропортов — 10,6 млрд рублей. Основным направлением компенсаций стала оплата труда персонала.
Идею создать второй лоукостер, возможно, реанимировали результаты «Победы», о которых сообщили в Росавиации. В марте 2021 года авиакомпания заняла третье место по объему перевезенных пассажиров: всего 2,755 млн человек. Авиакомпания S7 («Сибирь») перевезла 3,564 млн человек, «Аэрофлот» 3,270 млн пассажиров.
При этом, «Победа» продемонстрировала самый высокий процент занятости пассажирских кресел — более 92,2%. По итогам 2020 года дочка «Аэрофлота» стала единственной компанией, сумевшей остаться прибыльной и увеличить долю рынка с 8% до 13,1%.
В S7 Group подчеркивают, что всесторонне анализируют ситуацию на рынке и решение о создании нового лоукостера будет приниматься только в случае его высокой бизнес-эффективности.
В текущем году в сфере авиаперевозок происходит медленное восстановление спроса, который претерпевает трансформацию.
«В кризис резко упал корпоративный спрос, уменьшился объем командировок, — объясняет Андрей Крамаренко. — Бюджеты авиакомпаний обычно верстаются, исходя из предыдущего периода, однако восстановления расходов на поездки до уровня 2019 года не ожидается. Этот пик возможно более никогда не повторится».
По мнению эксперта, появление огромного количества телекоммуникационных возможностей играет большую роль в сдерживании спроса на деловые авиаперелеты.
Почти все авиакомпании вынужденно перешли на бизнес-модель, которая совмещает элементы бюджетных перелетов с полносервисными авиаперевозками.
Спрос сместился от первого класса к низкобюджетным перевозкам, сейчас в этом сегменте так или иначе ищут своего пассажира все российские авиакомпании, поэтому востребованность предложений на этом направлении будет только расти, уверен эксперт.
Андрей Крамаренко подчеркнул, что рост внутреннего рынка является производной от зарубежного. Бум внутренних перевозок, который наблюдается сейчас в России является следствием того, что международные перелеты недоступны.
На любом российском направлении, связанном с отдыхом, можно увидеть предложения как минимум четырех авиакомпаний — перевозчикам нужно реализовывать провозную емкость. Таким образом, сейчас спрос сконцентрирован на перелетах в Симферополь, Сочи, Анапу, Геленджик, Краснодар, Санкт-Петербург и Калининград.
«На этих направлениях сейчас зарабатывают все авиакомпании. Чем дольше закрыты границы, тем больше будет появляться «экзотических» направлений внутри страны, связывающих самые разные российские города и регионы по типу «Челябинск — Анапа» или «Воронеж — Геленджик», — отметил Крамаренко.
При условии открытия международных направлений, потенциал разнообразных прямых внутренних рейсов упадет, так как произойдет распыление спроса. Невыгодно ставить рейс из большинства региональных городов в Геную или Париж, поэтому коллективный спрос обычно стыкуется в московских аэропортах.
Значение столицы вновь вырастет, а перевозчики изменят свою политику в соответствии с запросами рынка, заключил эксперт.
Автор:
Дарья Белова Источник: Экономика сегодня.
Рейтинг публикации:
|