Построенная система пассажирских перевозок в России не отвечает современной экономической ситуации, отметил в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» профессор кафедры «Экономика транспорта» Петербургского университета путей сообщения Анатолий Зайцев.
Премьер-министр Михаил Мишустин подписал распоряжение о выделении более 11 млрд руб. на стабилизацию финансового положения железнодорожных пассажирских компаний.
Решение дополнительно поддержать отрасль приняли из-за серьезного падения пассажиропотока на фоне пандемии коронавируса в прошлом году.
Ограничения, связанные с распространением COVID-19, негативно сказались на состоянии перевозчиков, привели к дефициту оборотных средств и замедлили обновление вагонного парка, сообщили в правительстве.
Так, перевозки пассажиров РЖД по итогам 2020 года обрушились на 27,4% по сравнению с предыдущим годом, составив 869,4 млн человек.
Больше всего потеряли поезда дальнего следования: пассажиропоток сократился на 42%, всего перевезли 67,5 млн пассажиров. Сокращение в пригородном сообщении составило 25,8%, всего 801,9 млн человек.
По распоряжению премьер-министра пригородные пассажирские компании получат более 5,8 млрд руб. на покрытие расходов по аренде подвижного состава, его эксплуатации и техническому обслуживанию.
Федеральная пассажирская компания получит 5,5 млрд руб. на модернизацию и закупку новых вагонов. По мнению правительства, меры позволят сохранить доступные цены на билеты и обеспечить бесперебойное железнодорожное сообщение.
«Помощь правительства в данном вопросе неэффективна, потому что следует менять сам функционал системы пригородных перевозок и принцип их финансирования, — объясняет Анатолий Зайцев. — Сегодня, при отсутствии денег у населения, построенная система не отвечает экономической ситуации, которую серьезно изменила пандемия. Пригородное движение следует строить заново и по-новому».
По законам экономики, констатирует эксперт, расходы на общественный транспорт не должны превышать 5% от дохода, жители Европы тратят 3%.
«Если мы возьмем среднюю пенсию по стране в 10 тыс. рублей, то получается, что человек может потратить 300 рублей на проезд, в то время как для самого перевозчика затраты составляют на порядок больше», — отметил Зайцев.
Пригородные железнодорожные перевозки остаются самым массовым видом транспорта в России. Ежедневно в стране курсируют почти 6 тыс. таких поездов, которые в норме ежегодно перевозят свыше 1 млрд человек. Во многих регионах пригородные поезда являются единственным возможным способом добраться до места назначения.
«Обычное осваивание денежных потоков ситуацию не выправит. Пригородные перевозки по всему миру являются планово-убыточными, для нормального функционирования системы требуется грамотное государственное финансирование», — подчеркивает эксперт.
К примеру, в Германии пассажирам из 6 евро за проезд в пригородном транспорте около 5 евро компенсирует государство. Кроме того, в центральной власти ФРГ есть представители от разных регионов, которые занимаются исключительно вопросом субсидирования пригородных перевозок, поскольку они являются социальными.
Действующий механизм пассажирских перевозок не отвечает сложившимся современным экономическим реалиям и требует усовершенствования, следует увеличить субсидирование, резюмировал эксперт.
Вместе с тем РЖД настроены оптимистично и ожидают рост пригородных пассажирских перевозок в 2021 году на 40,1%, в том числе на поездах дальнего следования — на 68,1%.
В 2022–2023 годах запланирован менее резкий прирост, но также с опережением в сегменте дальних перевозок.
Автор:
Дарья Белова Источник: Экономика сегодня.
Рейтинг публикации:
|