В перспективе самозанятость может потеснить институт индивидуального предпринимательства в России, отметил в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» доцент департамента социологии ВШЭ Денис Стребков.
Федеральная налоговая служба зарегистрировала 2,2 млн самозанятых россиян к концу марта. Ожидается, что по итогам 2021 года официальное количество россиян, поддерживающих экспериментальный налоговый режим составит 4 млн человек.
Самозанятость — экспериментальный налог на профессиональный доход, действующий с 1 января 2019 года и позволяющий официально работать, получая деньги наличными или на банковский счет.
Налоговый режим позволяет зарабатывать самостоятельно в случае, если заработки не превышают 2,4 млн рублей в год (в обратном случае необходимо оформить ИП), к труду не привлекаются наемные сотрудники, а сама деятельность разрешена в рамках налога. Чаще всего речь идет о различных услугах, товарах, созданных своими руками, сдаче жилья в аренду или наем.
«Основные тренды заключаются в том, что в России исторически чаще работали по найму, — объясняет Денис Стребков. — Однако в последние годы развитие движется в сторону постиндустриальной экономики, в которой все более серьезное значение приобретает сфера услуг».
Желающих платить налог на профессиональный доход стало гораздо больше в пандемийном 2020 году, заметили в Минэкономразвития. Отчасти тенденция связана с тем, что россияне теряли работу, из-за чего приходилось менять статус и род деятельности.
«Люди действительно стали проявлять интерес к самозанятости. Помимо тех, кто лишился официального заработка, есть существенная доля трудоспособного населения, обнаружившего, что дистанционная работа или самоизоляция открывает возможности для подработки», — подчеркнул Стребков.
Сейчас важнее говорить о зарегистрированных самозанятых: те, кто раньше находился в «сером» секторе постепенно раскрываются перед государством, отметил эксперт.
Самозанятые представляют собой широкую и неоднородную группа населения, с различными причинами для легализации.
«Часто люди, работающие самостоятельно, надеются на помощь от государства, им нужно медицинское и пенсионное обеспечение, налоговые послабления и иные преференции», — отметил Стребков.
Прогнозные оценки говорят о том, что неофициально в России самозанятые составляют около 16-17 млн человек, причем почти для 10 млн из них подобная деятельность является единственным источником дохода.
Нелегальное положение затрудняет профессиональную деятельность во многих аспектах: сложно давать рекламу своих услуг, чтобы не попасть в поле зрения налоговой и других надзорных органов. В статусе безработного затруднительно получить кредит, в том числе, на развитие собственного дела.
Официально оформленная самозанятость позволяет получать льготные кредиты на развитие под 7% годовых, дает право на автоматический налоговый вычет в размере 10 тыс. рублей, а также дает доступ к консультационным сервисам по юридическим вопросам.
Налоговая нагрузка для самозанятых рассчитывается ежемесячно по двум ставкам: 4% нужно оплачивать с поступлений от физлиц и 6% с поступлений от ИП и юрлиц. При этом платить налог необходимо только за те месяцы, когда был получен доход, в случае отсутствия заработка оплачивать налог нет необходимости.
Таким образом, в финансовом плане быть самозанятым выгоднее, чем открывать ИП. По словам эксперта, многие индивидуальные предприниматели переходили в категорию самозанятых, когда понимали, что их деятельность попадает под эту категорию.
При этом из категории самозанятого перейти на уровень индивидуального предпринимателя не так просто. Минэкономразвития считает, что предпринимательский потенциал самозанятых не превышает 15%.
«Действительно только 10-15%, фрилансеров имеют склонности и шансы развивать бизнес и нанимать уже других людей, — соглашается Денис Стребков. — Индивидуальное предпринимательство немного иной вид деятельности: у дизайнеров или программистов часто есть желание открыть собственное агентство или бюро, но не каждый готов к рискам и ответственности за других людей».
В перспективе деятельность в рамках налога на профессиональный доход, учитывая требования к самозанятым и возможности для них, способна вытеснить институт индивидуальных предпринимателей, уверен эксперт.
Автор:
Дарья Белова Источник: Экономика сегодня.
Рейтинг публикации:
|