Оценивать значение инфляции для РФ надо критически, отметил в комментарии для ФБА «Экономика сегодня» руководитель департамента корпоративных финансов и корпоративного управления Финансового университета при Правительстве РФ Константин Ордов.
Издание Frankfurter Allgemeine Zeitung подготовило материал по российской экономике за авторством московского обозревателя Катарины Вагнер, где инфляция обозначена в качестве главной проблемы России.
Инфляция для Правительства РФ является опасным сценарием – она может усилить общественное недовольство после многолетней стагнации. Под ней Вагнер понимает ситуацию 2014-2019 годов, но в последние два года экономический рост в РФ все-таки был.
Упомянуто заявление президента РФ Владимира Путина, когда глава государства назвал регулирование цен временной мерой и поручил Правительству РФ найти рыночные способы стабилизации цен на потребительском рынке. Речь идет об историях с подсолнечным маслом и сахаром, где государство совершило самое большое вмешательство в рыночную экономику страны с 1991 года.
Вагнер отталкивается от мартовской оценки инфляции в РФ в 5,8% и связывает ее с двумя факторами: с ростом мировых цен на продукты питания и курсом российского рубля, который с начала 2020 году обесценился к американскому доллару почти на 20%.
Затем делается отсылка к блогеру Навальному и «стягиванию войск к границе Украине». Данные истории якобы распугали международных инвесторов, но в реальности это не так. Во-первых, наши западные партнеры в любом случае нашли бы повод для давления на Россию, а во-вторых, иностранные инвесторы задействованы на финансовом рынке РФ, а их бегство оттуда инициировано санкциями США.
Доля иностранных участников на рынке облигаций российского федерального займа (ОФЗ) сократилась к концу марта 2021 года до 20%, среди них американцы составляют только 7%, при этом в феврале 2021 года зарубежные участники занимали 35% рынка.
Вагнер признает, что РФ значительно меньше, чем в 2014 году, зависит от финансовых потоков из-за рубежа, страна сократила долговое время и решает внутренние проблемы за счет собственных средств – часть гособлигаций была выкуплена ВТБ.
В тексте прописана отсылка к мнению аналитика Райффайзенбанка Станислава Мурашова, что санкционная премия в курсе рубля составляет 10 единиц курса: если бы не было политических рисков, то отношение «американца» и «россиянина» якобы равнялось 65 к 1.
Издание не рассказало ни о чем, что бы мы не знали: РФ не преодолела последствия кризиса 2014 года, на которые затем наслоилась пандемия, рост мировых цен на продукты вместе с девальвацией рубля создают риск разгона инфляции, а санкции США остаются нервирующим фактором в экономике, но под это искусственным путем подгоняется определенная информационная повестка.
«Навальный», «обострение на границе с Украиной», «рост общественного недовольства в РФ» являются мемами западных СМИ, а не факторами, влияющими на ситуацию внутри страны, где проблемами остаются экономический рост и реальные располагаемые доходы.
«Для Правительства РФ и ЦБ инфляция – это не страх, а фетиш. Регулятор уже шесть лет проводит таргетирование инфляции, на что тратится много ресурсов и усилий. Однако если посмотреть на статистику последних 20 лет, то смена ориентира на сдерживание инфляции существенно ограничила потенциал роста российской экономики», - констатирует Ордов.
Данное обстоятельство коррелирует со стагнацией и снижением реальных располагаемых доходов на 10% к показателям 2013 года.
«Просто не все рецепты одинаково хороши, а парадигму низкой инфляции мы взяли из опыта восьмидесятых годов в США, когда глава ФРС Пол Волкер сломал инфляционный тренд, который шел в стране с семидесятых годов», - заключает Ордов.
В США после кризиса 1973-1974 годов свирепствовала стагфляция, т. е. одновременно низкие темпы роста экономики и высокая инфляция. Волкеру удалось сломать хребет инфляции и добиться высоких темпов роста, но это произошло в рамках развитой экономики.
«Низкая инфляция позволила США стимулировать инвестиционную активность и достичь устойчивого развития, но такие государства как Россия нуждаются в высоких темпах экономического роста, чтобы завоевывать новые доли мирового рынка и увеличивать конкурентоспособность. Из-за этого низкая инфляция не является лучшим ориентиром для России», - резюмирует Ордов.
РФ не обладает большой долей на мировом рынке, но сделала ставку на низкую инфляцию, т. е. на стабилизацию ситуации. Так что сегодня нет худа без добра, дисбалансы внешнего и внутреннего рынков заставят Москву скорректировать экономическую политику.
«Средние темпы экономического роста в РФ в десятые годы равны примерно 1%. Не хотелось бы, чтобы ситуация переложилась на двадцатые, а такой риск есть. Если 15 лет назад экономика РФ занимала 3,5% мировой, то сегодня это 1,7%», - констатирует Ордов.
Все это показывает, что конкурирующие страны развиваются быстрее России, так что с инфляцией нужно бороться, но если мы будем жертвовать экономическим ростом ради поддержания инфляционного таргета, то долгосрочного результата не добьемся.
Что касается оценки Frankfurter Allgemeine Zeitung, то она выдержана в духе западных трендов, где борьба с инфляцией занимает центральное место, но ФРГ Франция, Великобритания и США – это ведущие развитые страны, которые уже добились общественного благосостояния.
Автор:
Дмитрий Сикорский Источник: Экономика сегодня.
Рейтинг публикации:
|