Стоимость меди может обновить свой исторический максимум цены из-за дефицита металла на мировом рынке. Что стало причиной нехватки сырья и как долго она продлится, разбирались эксперты отдела финансовой аналитики ФБА «Экономика сегодня».
Цены на медь в ходе торгов 26 апреля достигли максимального значения за последние десять лет - отметки 9758 долларов за тонну. Участники рынка ожидают продолжения восходящего движения и обновления исторического пика в 10250, который был установлен в феврале 2011 года. Цветной металл применяется в производстве кабелей, электроприборов, радиаторов, систем кондиционирования, труб и других товаров, а также широко используется в промышленной отрасли, благодаря низкому удельному сопротивлению и высокой механической прочности.
С 1 января стоимость меди увеличилась на 25 %. Рост обусловлен прежде всего восстановлением мировой экономики после пандемии коронавируса. По итогам 2020 года объем потребления металла повысился на 2,2%, при этом наращивание поставок составило всего 1,5%. По данным International Copper Study Group (ICSG) глобальный дефицит элемента оценивается в 0,56 млн тонн. Наибольший вклад в повышение спроса на руду внес Китай, где импорт вырос на 38% и составил 1,2 млн тонн. Данная динамика обусловлена восстановлением экономики Пекина более быстрыми темпами, по сравнению с другими странами, а также возобновлением работы фабрик и заводов после самоизоляции.
Помимо этого, нехватка меди возникла из-за сокращения мощностей пятнадцати производителей цветного металла в Поднебесной, в целях сокращения выброса вредных веществ. Также, из-за забастовки портовых рабочих, наблюдаются проблемы с поставками из Чили, которая является мировым лидером по добыче руды.
Аналитики из инвестиционного банка Goldman Sachs прогнозируют рост стоимости цветного металла до пятнадцати тысяч долларов к 2025 году в результате перехода на экологически чистые виды энергии, где медь имеет огромное значение в процессе создания, хранения и распределения ресурсов от ветряных и солнечных источников. Данное направление активно продвигает президент США Джо Байден, который планирует утвердить свой инфраструктурный план объемом 2,3 трлн долларов, включающий в себя электрификацию транспорта и строительство заправок для электромобилей.
Наибольшую выгоду от роста стоимости меди получат мировые лидеры по ее добычи, среди которых выделяются Чили, Китай, Индия, и Перу. Обратный эффект будет для крупнейшего импортера ископаемого – Германии, поскольку увеличение цены металла приведет к повышению стоимости конечных продуктов и соответственно снижению спроса.
На этом фоне котировки акций крупнейших компаний по добыче цветного металла, ценные бумаги которых обращаются на бирже, показали положительную динамику. С начала года капитализация Glencore (Швейцария) увеличилась на 30%, Freeport-McMoRan (США) – на 49 %, BHP Billiton (Австралия) – на 19 %, Copper Mountain Mining Corporation (Канада) – на 111 %.
Спрос на медь продолжит расти, поскольку она используется в огромном количестве отраслей, начиная с энергетики и заканчивая строительством. Развитие альтернативных источников энергии может стать главное причиной роста дефицита металла. По данным Международной медной ассоциации (ICA) потребление ископаемого для производства пассажирских электромобилей к 2030 году увеличится в три раза. Основное увеличение произойдет за счет строительства зарядных станций.
Через десять лет количество заправок нового типа достигнет двадцати миллионов точек, при том что на каждую электрозаправку стандартного типа расходуется 0,7 кг меди, на быстрый тип – 8 кг. Помимо этого, спрос на металл увеличит строительство ветряных и солнечных станций. Не приведет ли это к резкому сокращению мировых запасов руды?
В период с 2008 по 2018 год в мире было добыто 197 млн тонн меди, при этом оценка запасов было увеличена на 280 млн. По данным Геологической службы США (USGS) глобальные резервы металла составляют 830 млн тонн, а прогнозируемые и разведанные ресурсы - 2,1 млрд и 3,5 млрд соответственно. Как видно из цифр нехватки ископаемого на Земле не предвидится, поэтому текущий дефицит сырья носит краткосрочный эффект на фоне появления электротранспорта. Переход на альтернативные источники энергии продолжат толкать стоимость цветного металла вверх, однако наращивание производственных мощностей заводов по добыче руды будут ограничивать дальнейшее повышение, поэтому прогнозы инвестиционных компаний выглядят чересчур оптимистичными.
Автор:
Александр Багманов Источник: Экономика сегодня.
Рейтинг публикации:
|