Меры ограничения экспорта бензина, которые обсуждают власти РФ, нежелательны для нефтеперерабатывающих заводов, но полезны для потребителя, сообщил ФБА «Экономика сегодня» ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при Правительстве РФ Станислав Митрахович.
Российское правительство поручило Министерству энергетики РФ разработать законопроекты, предполагающие установление экспорта «отдельных видов нефтепродуктов».
Как следует из протокола совещания у заместителя председателя Правительства РФ Александра Новака, ссылается на копию документа «Ъ», речь прежде всего идет о запрете экспорта бензина во всех направлениях кроме стран Евразийского экономического союза (ЕАЭС).
Таким образом топливо попадет в список существенно важных для внутреннего рынка товаров, «в отношении которых в исключительных случаях могут установить временные ограничения или запреты экспорта» в соответствии с правительственным постановлением №877 от 15 декабря 2007 года.
Указанный документ появился 14 лет назад на фоне заметного роста цен на зерно, растительные масла и молочную продукцию. Весной 2021 года в России сложилась похожая ситуация из-за последствий пандемии коронавирусной инфекции, практически парализовавшей глобальную экономику.
На прилавках появились социально значимые продукты, стоимость которых выросла на 10-35%. Цены на топливо в рознице также поползли вверх в периоды повышения спроса. С декабря по февраль прошлого года прирост составил 17%, а еженедельное увеличение достигает 0,2%-0,3%.
Вице-премьер Александр Новак, комментируя происходящее, пояснил, что запрет экспорта бензина нужен «в периоды, когда могут быть проблемы с балансом, то есть не в течение года, а кода весенне-полевые работы, осенне-полевые работы, растет спрос и когда заводы на ремонт становятся».
Аналитик Станислав Митрахович предостерегает: принудительное ограничение экспорта сложно назвать лучшим решением, несмотря на то, что оно все же обеспечит краткосрочное падение цен на внутреннем рынке и замедлит темпы роста.
«Столь непопулярное решение можно рассматривать как пожарную меру. Но в долгосрочной перспективе – нет. Ведь запрещая экспортировать топливо, мы отбиваем у участников рынка желание заниматься этим видом бизнеса, вкладываться в переработку, реализовывать товар хоть с какой-то добавленной стоимостью.
Если власти не позволяют компаниям подогревать интерес к процессу, то они перестанут вкладываться в деятельность, что спровоцирует падение качества бензина. Явление будет краткосрочным, но от этого не менее опасным», - комментирует собеседник ФБА «Экономика сегодня».
В случае затяжного экспортного ограничения, предполагает эксперт, с негативными факторами столкнутся и нефтеперерабатывающие заводы, которые отгружают топливо в страны Европейского союза.
В среднем объемы экспорта в этом направлении превышают 150 тысяч тонн в месяц. Бензин АИ-92 уходит европейцам из российского торгового порта Усть-Луга.
«Поэтому ограничение экспорта не может быть долгосрочным. Мы ведь не хотим отказываться от экспортных доходов, которые являются стимулом для развития других отраслей.
С нефтепереработкой связана химическая промышленность, транспортная и логистическая отрасли, машиностроение. Я считают, что сокращение объемов экспорта должно длиться недолго, неделя, месяц или два. Но длительность в течение полугода и дольше с точки зрения стратегических интересов Российской Федерации неуместна», - дополнил эксперт.
В экспертном сообществе на фоне роста стоимости бензина уверяли, что у государства есть механизмы и для того, чтобы не допустить дефицита и сдерживать рост цен на топливо на розничном рынке.
Станислав Митрахович считает, что для стабилизации ситуации властям нужно стимулировать экспортные предприятия, которые тянут за собой различные производства.
«Это может быть завод по производству самолетов или бензина. Главное в предпринимаемых мерах – не допустить отказа от производства. Понятно, что гражданам не нравится рост цен, но все же в России бензин стоит намного дешевле, чем во многих развитых странах.
Но есть и те государства, где топливо еще доступнее, например, в Казахстане. Но там совершенно другая налоговая система. Поэтому и оценивать происходящее нужно с учетом разнообразных факторов», - отметил собеседник агентства.
Вполне возможно, что федеральные власти в будущем задумаются о пересмотре налоговой системы. Но нужно понимать, что и такая стратегия таит в себе риски сокращения поступлений в бюджет.
Временные ограничения или запреты экспорта, в свою очередь, неизбежно приведут к падению оптовых цен, кратковременному снижению розничных и росту предложения на внутреннем рынке с одной стороны, а с другой – к снижению эффективности нефтеперерабатывающих заводов.
Автор:
Александра Мельник Источник: Экономика сегодня.
Рейтинг публикации:
|