Начиная с 1950-х годов США ратифицировали Генеральное соглашение по тарифам и торговле, предполагающее очень важный принцип, описал ФБА «Экономика сегодня» начало санкционной войны США с РФ главный научный сотрудник Института США и Канады РАН, доктор экономических наук Владимир Васильев.
Геополитическая ситуация заставляет нас проводить параллели и оценивать каждое государство как самостоятельный остров в глобальном экономическом море. Издавна страны боролись за ведущие места и применяли различные уловки. Самым простым и в то же время действенным способом показать сопернику силу принято считать рестрикции.
Исторически страны прибегали к подобному в военных действиях или перед ними. Первыми использовать такой инструмент в других целях стали британцы. Великобритания, организовывая производство большого объема промышленных товаров, не упускала возможности «надавить» на другие государства, прикрываясь желанием защитить свои экономические интересы. К слову, именно из-за того, что Лондон часто бездумно прибегал к указанному инструменту, страна вступила в Первую мировую войну.
Другая страна всегда применяла санкции для усиления положения на международной арене в борьбе с политическими соперниками. Наложение запрета на то или иное сотрудничество с определенными государствами давно превратилось в любимую геополитическую игрушку Соединенных Штатов.
Американские политики проявляли максимальную активность в реализации плана достижения гегемонии. Подтверждением тому служат санкции на поставки энергоносителей, введенные против Японии во времена существования Советского Союза, который в итоге стал основной мишенью Белого дома на долгие времена.
«Начиная с 1950-х годов США ратифицировали Генеральное соглашение по тарифам и торговле, предполагающее очень важный принцип. Речь о том, что страны должны были распространить режим наибольшего благоприятствования.
Тогда Вашингтон встал на курс различных ограничений для российской стороны, ущемляя ее в тех или иных возможностях. Именно в эти годы возникла определенная санкционная политика», - поясняет американист Владимир Васильев.
Другим примером можно назвать противостояние администрации президента США с арабскими странами-экспортерами нефти, которые в 1973 году ввели эмбарго на поставки американского энергоресурса в ответ на заинтересованность Вашингтона в Израиле.
Со временем аппетиты американской элиты росли, в Белом доме все чаще начали задумываться о новых возможностях для рестрикций. Вашингтон пришел к тому, что ограничения стали распространенным способом нечестной экономической конкуренции и игр на территории каких-то стран.
Государства переживали кризисы в то время как в Белом доме самодовольно потирали руки и придумывали все больше новых санкций, тщательно выбирая внешних врагов, которыми этими же санкциями и наказывали.
Такого рода тихие войны американская сторона проводила против множества стран, как минимум 20 существующих государств подвергались санкционному давлению Вашингтона, который параллельно поддерживают международные санкции на поставки оружия, определенных технологий, продуктов питания, и лекарств. При этом, санкции против других стран вводятся не только федеральным правительством США, но штатами или городскими властями.
Россия имеет обширный опыт существования в ограниченных условиях: первые экономические санкции против государства были выдвинуты еще в период правления Ивана Грозного. Он вызвал волну возмущений после того, как ввязался в Ливонскую войну. Санкции других стран затронули поставки мед и бронзы из европейских государств в Московское государство.
Исторические факты последующих периодов показывают нам, что Вашингтон больше всего «подарил» санкций российской стороне, пытаясь сохранить однополярный мир во главе с Соединенными Штатами Америки. Примечательно то, что их поддерживают остальные страны, активируя машины по производству негативной пропаганды против Москвы.
Давление продолжалось спустя годы, но российская сторона превратилась сильное государство, поэтому последующие попытки ударить по стране ограничениями предпринималась в XIX веке. Европа во главе с Британией намеревалась оказать влияние после Крымской войны и дополнительно развернула информационную кампанию.
Информационная война против России не утихла и в следующем веке: страну демонстративно изображали неким монстром на международной арене. Случалось, что облик переносили на бумагу, представляя государство на карте в виде медведя или осьминога, затаившего угрозу всему миру.
Новая волна санкций накрыла Москву практически сразу после Великой Октябрьской революции и соглашения с Германией. В 1919 году Соединенные Штаты и страны Антанты, ранее осуществлявшие интервенцию на территории России, ввели некоторые ограничения, которые, как представлялось иностранным властям, были рассчитаны на усиление проблемы голода и ослабление советских управленцев.
Но план не сработал и в 1925 году США и страны Европы устроили «золотую блокаду», отказавшись торговать с СССР за золото. Однако в качестве защитной меры Москва нарастила поставки зерна и нефти.
Очередные санкции были введены против СССР в 1939 году на фоне советско-финской войны, запрещавшие поставки металлов и компонентов для авиационной промышленности из США, несмотря на то, что в 1920-1930 годах американская сторона направляла в Советский Союз оборудование, станки, автомобили и другие товары.
После Второй мировой войны США продолжили придерживаться политики изоляционизма и протекционизма и в 1948-1949 годы ограничили экспорт оборудования в СССР и создали Координационный комитет по экспортному контролю ради «технологического отставания СССР».
«Несмотря на то, что в середине 1970-х годов вроде бы удалось в рамках соглашения 1972 года предоставить СССР режим наибольшего благоприятствования, Вашингтон ввел поправку Джексона-Вэника.
Она позволила американской стороне в следующие годы, практически до начала 1990-х реализовывать принцип ограниченно передачи технологий, соблюдения санкций, ограничения торгово-экономических связей. Причиной служило то, что СССР являлся коммунистической страной», - рассказал эксперт Васильев.
Шли годы, а Вашингтон создавал все больше и больше препятствий для российской стороны, а в 1981 году начал борьбу с СССР в сфере энергетики и обороны.
После распада СССР введенные ранее санкции продолжали действовать. Но в Белом доме считали это недостаточным и вводили новые. В 2012 году принят «акт Магнитского», позволивший США заявить, что политическое руководство России якобы представляет собой авторитарный режим. Новый масштабный виток антироссийской политики США начался в 2014 году.
Ограничения разрабатывались и вводились на фоне Минских соглашений и после миролюбивых жестов России. Санкции США направляли на секторы в экономике, затрагивая прежде всего банковский, финансовый, нефтегазовый, оборонный и научно-производственный.
«Америка считает, что усиливает технологический разрыв между Россией и странами коллективного Запада. И поэтому встает на путь ограничения передачи технологий, в том числе двойного назначения.
Сегодня в США возобладал определенный принцип, из-за которого Вашингтон занимается переизданием заложенной несколько лет назад антироссийской политики», - отмечает собеседник ФБА «Экономика сегодня».
В декабре 2014 года в США даже приняли закон о санкциях, давший американским президентам возможность вводить новые. Поэтому в этом же году под предлогом украинского кризиса Вашингтон выпустил целый пакет рестрикций, к которым присоединились все американские сателлиты.
В 2015 году меры продлили, затронув поставки оборудования по добыче нефти и против оборонных предприятий. Тенденция продолжилась в 2016 году, когда Барак Обама продлил меры на неопределенный срок.
В 2017 году при президенте Дональде Трампе Конгресс США принял закон об ужесточении санкционного режима против России, Ирана и КНДР, согласно которому каждые полгода собирается информация о всех экономических связях Москвы и другие данные.
При этом отношения России с США и странами коллективного Запада, рассказывает Владимир Васильев, все больше напоминают холодную вону.
«Современные западные исследования российской экономики исходят из того, что она якобы находится в слабом состоянии и в условиях незначительного развития. Иностранные аналитики наблюдают стагнационные явления в России и считают, что страна вынуждена получить технологии и необходимые товары только на западных рынках», - добавляет эксперт.
Новая страница дипломатической войны открылась в 2018 году, когда из-за так называемого «дела Скрипаля» многие страны-сателлиты США, солидаризируясь с Британией, выслали российских дипломатов.
В текущий период после прихода Джозефа Байдена на пост президента США и обновления состава администрации, члены которой настроены против России, ситуация осложняется активным участием других стран в войне Вашингтона против Москвы.
Американцы с тщательностью относятся к санкциям, принимают под них законы и обосновывают такую внешнюю политику, выстраивая модель поведения для союзнических государств.
«Люди, которые сейчас пришли к власти вместе с Байденом, не имеют знаний о современной российской экономике, поэтому они открыли старое досье и действуют по лекалам советского времени.
Может быть, в Америке считают также, что российское общество расколото, в связи с чем действуют в этом направлении. В США господствует представление, что сработавшее когда-то давно сработает снова, однако оно ошибочно. Исторически мы знаем, что санкции не сработали в 1990-е годы и последующие», - утверждает Васильев.
Эксперт разъясняет, что Запад продолжит действовать по старым принципам в рамках неверных представлений о том, что введенные ограничения якобы замедляют темпы экономического развития.
Общее представление США о России заставляет Вашингтон работать ради эффекта непрерывного санкционного давления на Москву, который фактически не достигается, ведь антироссийскими санкциями США вредят себе и другим странам, в особенности европейским.
Если американская сторона, уверен Владимир Васильев, продолжит вести себя двусмысленно, как она делает по отношению, например, к проекту строительства магистрального газопровода «Северный поток – 2», санкционный режим развалится.
Поэтому ответ Москвы в войне США должен заключаться в том, чтобы стать сильными и мощными, сделав все ограничения бессмысленными. Иными совами, Россия должна повышать самодостаточность, наращивать средства обороны и развивать мощное государство.
Автор:
Александра Мельник Источник: Экономика сегодня.
Рейтинг публикации:
|