Строительство газового трубопровода GIPL между Литвой и Польшей было интересно главным образом Евросоюзу, которому политически важно инвестировать в инфраструктуру. На практике и Вильнюс, и Варшава продолжают закупать газ в России, отметил директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин в комментарии для ФБА «Экономика сегодня».
Операторы польско-литовского проекта GIPL (Gas Interconnection Poland–Lithuania) сообщили, что до завершения строительства газопровода осталось проложить 14 из 165 километров труб.
Обоснованием для реализации проекта GIPL послужила интеграция Литвы и Польши в газотранспортную систему Евросоюза. Проект финансировали польский газовый оператор Gaz-System и литовский Amber Grid. Кроме того, субсидии в размере 266,4 млн евро направил Брюссель из структурных фондов, поскольку трубопровод попал в список важных региональных проектов ЕС в сфере распределения газа. Общая стоимость проекта в текущий момент составляет 500 млн евро.
«Ключевая проблема европейской газовой системы состоит в том, что все трубопроводы проложены с Востока на Запад, — объясняет Сергей Пикин. — Направление Север — Юг освоено не было, поэтому в ЕС озаботились строительством перемычек-интерконнекторов, которые соединят газопроводы и обеспечат двусторонний транспорт энергоресурсов».
Игроки рынка энергоносителей прогнозируют, что после завершения строительства между Варшавой и Вильнюсом могут возникнуть дискуссии по поводу транспортировки газа.
«Польша построила у себя заводы по приему сжиженного природного газа (СПГ) исходя из амбиций стать неким газовым хабом в Восточной Европе. У Литвы тоже имеется такой завод. Обе стороны стремятся обрести независимость от российского газа, но продолжают его закупать, потому что это выгодно», — отметил Пикин.
В действительности, по крайней мере, для Литвы транспортировка газа по GIPL не станет прибыльной. Во всяком случае, она обойдется не дешевле закупки топлива с регазификационного терминала в порту Клайпеды. Даже запуск нитки Baltic Pipe c последующей состыковкой с GIPL не облегчит ситуацию, поскольку в стоимость газа будут заложены работы по соединению трубопроводов.
До этого Вильнюс в попытках убежать от российского газа профинансировал СПГ-терминал Independence. Однако независимости не добился: закупки сжиженного газа у российской компании «Новатэк» оказались выгоднее предложений норвежских или американских партнеров.
В Вильнюсе нет понимания того, как проект укрепит энергетическую безопасность страны. По сути, появление GIPL в Прибалтике попросту увеличит число посредников, а заодно и стоимость ресурса для конечного потребителя.
Ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков уверен, что Польша и Литва стремятся обмануть друг друга, пишет Baltnews.
Каждый планирует использовать свой СПГ-терминал для поставок соседу. Но сосед в этом не нуждается, и в этом основная проблема. Так что этот газопровод если и будет использоваться, то в очень несущественных объемах, уверен Юшков.
Это значит, что GIPL имеет малые шансы даже на то, чтобы самоокупиться. Кроме того, пока непонятно, какой газ будет перекачиваться по газопроводу, особенно учитывая тот факт, что по польско-литовской магистрали поставки можно осуществлять в обе стороны.
Вероятно, Вильнюс и Варшава будут пытаться перетянуть перекачку газа в пользу своих интересов.
Для Прибалтики характерно принимать участие в транзитных и других инфраструктурных проектах, которые являются экономически нецелесообразными, однако имеют политическое обоснование.
Автор:
Дарья Белова Источник: Экономика сегодня.
Рейтинг публикации:
|