Не прошло и нескольких часов после антиисламских заявлений президента Эммануэля Макрона, когда он призвал к контролю над мечетями и исламскими центрами во Франции на фоне убийства французского учителя в Париже, как в стране начались кампании против местной мусульманской общины.
Похоже, министр внутренних дел Франции Жеральд Дарманен решил последовать примеру президента и выразил недовольство наличием халяльных продуктов в магазинах страны: «Халяльное мясо продается в супермаркетах. Для этого товара выделяют отдельные полки. Пора с этой практикой прекращать». Его слова вызвали гнев мусульман не только во Франции, но и других странах Европы.
Систематические антиисламские выпады Макрона и его правительства имеют не только политические и пропагандистские аспекты — он питает ненависть к исламской религии и ее приверженцам с самого прихода к власти. С каждым днем она проявлялась все больше и больше, нивелируя значение лозунгов, звучавших во время его предвыборной кампании.
Запрет на халяльную продукцию как способ нанести удар по мусульманам — рискованный шаг, несущий в себе экономические угрозы для государства, где за последние два года тысячи граждан приняли участие в демонстрациях, осуждающих правительство и его политику. Речь идет о так называемых «желтых жилетах».
Благодаря выпадам в отношении мусульман Макрон пытается компенсировать отсутствие популярности и подыграть ультраправым в стране и за рубежом. Вряд ли он видит дальше своего носа, игнорируя экономические последствия дискриминации мусульман. Можно ли говорить, что из-за риторики своего президента французы лишатся рынка халяльной продукции и он ведет страну к еще большему кризису?
Как известно, несколько дней назад в пригороде Парижа был убит учитель французского языка, демонстрировавший ученикам карикатуры на пророка Мухаммеда. Макрон назвал произошедшее исламским терроризмом, и после инцидента давление на мусульманские организации во Франции резко возросло, что спровоцировало серьезный конфликт внутри и за пределами государства.
5,5 миллиардов — объем халяльного рынка Франции
Под термином «халяль» подразумевается пища, которую разрешено употреблять в исламе в соответствии с хорошо известными нормами шариата. В то же время халяльная продукция — один из двигателей международной торговли, и, по некоторым оценкам, сегодня объем этого рынка оценивается в 1,5 триллиона долларов.
Рынок халяльного мяса во Франции, например, является крупнейшим в Европе и оценивается в 5,5 миллиарда евро. Более того, рынок растет ускоренными темпами (7,5% в год), что делает халяльную продукцию привлекательной для многих инвесторов, как мусульман, так и немусульман.
Согласно одному из исследований, проведенному Исламским центром развития торговли при Организации исламского сотрудничества много лет назад, 80% производства сектора халяльных продуктов питания импортируют компании из немусульманских стран. Турция возглавляет список исламских стран-экспортеров с долей 20%, как один из крупнейших поставщиков этой продукции в большинство европейских государств. Другими словами, вопреки расхожему мнению, экономическую выгоду от халяльных товаров получают отнюдь не только компании, принадлежащие мусульманам.
Больше всего из халяльной продукции, включающей среди прочего сладости, косметику и пиццу, Франция потребляет мясо. Тем временем серьезные споры среди европейцев вызывает сам метод убоя, и критика со стороны обществ по защите животных побуждает правительства вводить запрет на убой согласно исламским нормам (то же самое можно сказать о еврейских нормах). Например, такой запрет был принят в Бельгии.
Европейская кибла халяльного мяса
Численность мусульман во Франции (колеблется от 5 до 6 миллионов, хотя ультраправые заявляют о 10 миллионах человек) способствовала расширению рынка халяльной продукции. В результате страна превратилась в киблу для предпочитающих халяльные товары европейских мусульман, особенно граждан тех стран, где есть ограничения в этом секторе.
К тому же, во Франции эти продукты продаются по более низким ценам, что делает их привлекательными для большинства мусульман в Европе.
По словам Ахмеда Шехаты, голландца египетского происхождения, каждый месяц он едет из Амстердама в Париж и закупает там халяльное мясо. Хотя этот товар доступен в Нидерландах, во Франции он стоит дешевле, как и многие другие халяльные продукты.
В беседе с Noonpost гражданин Голландии рассказал, что он и его семья, как и многие другие голландские семьи, а также друзья из Германии и Великобритании предпочитают покупать французское халяльное мясо. Как пояснил Ахмед, во Францию данную продукцию поставляют компании из мусульманских стран, включая турецкие. Они сами занимаются убоем животных, и поэтому европейские мусульмане доверяют им в большей степени, чем другим компаниям.
По словам Шехаты, во время Рамадана и мусульманских праздников торговля халяльными товарами резко возрастает. Кроме того, спрос на них наблюдается не только со стороны мусульман, но и представителей других религий, считающих халяльное мясо качественным и полезным.
Предмет дискуссии
В последние месяцы французское общество активно обсуждает вопрос предоставления школьникам-мусульманам халяльного питания. Пока сторонники и противники данной инициативы ведут ожесточенные дискуссии, многие предпочли занять нейтральную позицию. Они предлагают предоставлять в школах разную пищу, чтобы ученики имели возможность выбора в соответствии с личными предпочтениями
По мнению ультраправых во Франции, предоставление халяльных обедов будет означать исчезновение школьных обедов из свинины — одной из французских традиций.
В результате дискуссий мэр одного из городов на юге Франции и сторонник ультраправых решил ввести запрет на альтернативу свинине в государственных школах, так прокомментировав свой шаг: «Мое решение означает победу республики. Во Франции первое место занимает республика, а не религия».
Такую же позицию заняли власти парижского пригорода в лице Николя Готье, начавшего кампанию против предприятий, продающих халяльную продукцию. Он подчеркнул необходимость ликвидировать независимые организации, продвигающие исключительно халяльные товары. Так был закрыт один из небольших продуктовых магазинов, поскольку его владелец отказался продавать алкоголь и товары из свинины.
Расизм Макрона
Как ожидается, антиисламские заявления Макрона сулят негативные последствия для халяльного сектора французской экономики. Его риторика побуждает многих покупателей и поставщиков халяльных товаров уйти с местного рынка и искать место в других странах.
Резкие выпады Маркона и его правительства против мусульманской общины не прекращаются последние три года. Кульминацией конфликта стало нападение на двух женщин в чадре возле Эйфелевой башни, произошедшее 20 октября. Нет сомнений, инцидент будет иметь негативные последствия для мусульман в этой стране.
Недавние заявления министра внутренних дел Франции о халяльном мясе лишь подливают масло в огонь поскольку намекает на будущие ограничения для этого сектора, несмотря на то, что он помог оживить слабую экономику Франции. Все это указывает на политический аспект кризиса.
В настоящее время многие потребители, привыкшие делать покупки на французском рынке, планируют отказаться от местных товаров. Ахмед Мустафа (работает хранителем Корана в Бельгии), считает, что необходимо выходить на другие рынки, где представлены халяльные продукты, а заявления Макрона и его враждебная позиция по отношению к мусульманам нанесут стране серьезный ущерб.
Как отметил мужчина, в большинстве европейских стран, таких как Нидерланды и Великобритания, работает множество предприятий, поставляющих халяльное мясо. Некоторые из них контролируются турецкими и саудовскими компаниями, имеющими хорошую репутацию в этом секторе, и поэтому их товары будут привлекательными для мусульман. Все это больше и больше похоже на экономический бойкот Франции из-за расистской риторики ее президента.
С самого прихода в Елисейский дворец Макрон выступал с «мягкими» антиисламскими заявлениями, подавая их как критику экстремизма, однако на самом деле он выступает против исламской идентичности. По мнению экспертов, столь непримиримая позиция французского президента призвана отвлечь внимание от внутри и внешнеполитических неудач и проблем в области экономики и безопасности, даже если это будет стоить французской экономике миллиарды долларов. Такой ценой он пытается восстановить репутацию, утраченную из-за движения желтых жилетов за последние два года.
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.