Южный газовый коридор (ЮГК), который скоро вступит в строй, может оказаться провальным проектом. И все потому, что этот газопровод, обошедшийся в десятки миллиардов долларов, рискует не оправдать вложенные средства.
ЮГК – это цепь трубопроводов, протянувшаяся на 3200 километров от Каспийского моря до потребителей в Европе. Инфраструктура включает Южно-Кавказский трубопровод (SCP) через Грузию, Трансанатолийский трубопровод (TANAP) через Турцию и Трансадриатический трубопровод (TAP), строительство которого было недавно завершено.
Этот проект по политическим причинам пользовался неизменной поддержкой Евросоюза на протяжении многих лет. Однако газ по трубопроводу не будет доставляться в те страны, которые в нем больше всего нуждаются, например, в Восточную Европу. Вместо этого по ЮГК 5 млрд кубометров будет получать Турция и еще 10 млрд кубометров – Греция и Италия.
Причем азербайджанский газ попадет на рынок, который и так страдает от избыточного предложения. В Европе поставщики СПГ и российские производители отчаянно конкурируют за потребителей, и новые поставки могут привести к снижению цен на энергоносители. Греция уже вдвое увеличила импорт СПГ, поскольку сейчас он очень дешев.
Мрачные экономические перспективы на юге Европы не сулит ничего хорошего владельцам трубопровода. По мнению “Газпрома”, перенасыщение рынка может продолжаться и в 2021 году. И азербайджанский газ только ухудшит ситуацию.
ЮГК обошелся в колоссальные 40 млрд долларов. 8,1 млрд долларов была предоставлена в виде займов европейскими и международными организациями. А основная часть пришлась на долю государственной нефтяной компанией Азербайджана SOCAR.
Окончательное инвестиционное решение по разработке газового месторождения Шах-Дениз (ресурсная база газопровода) в Азербайджане было принято в 2013 году. И хотя вопрос изменения климата уже тогда стоял на повестке дня, он не был так важен, как сейчас.
Почему ЮГК вдруг оказался проблемным активом
“Зеленый курс” Евросоюза затрудняет реализацию новых проектов по добыче ископаемого топлива. В прошлом году Европейский инвестиционный банк объявил, что больше не будет вкладывать деньги в подобные проекты. Таким образом, риск превращения Южного газового коридора в безвозвратный актив значительно увеличился.
Политический ландшафт, в котором разрабатывался трубопровод, резко изменился. Постепенный переход политической системы Турции к авторитаризму и милитаризации стал серьезным поводом для беспокойства. Длинный список спорных вопросов делает сотрудничество с Анкарой все более сложным. Например, ее односторонние действия в территориальных водах Греции и недавняя поддержка Азербайджана в продолжающемся конфликте с Арменией.
Создатели ЮГК обещали изменить правила игры на европейском энергетическом рынке, обеспечив доступный газ и снизив зависимость от России. Однако высокие затраты по сравнению с объемом транспортируемого газа, экологические проблемы и зависимость от Турции делают завершение строительства трубопровода менее привлекательным, чем обещалось.
|