Если последние оценки Международного валютного фонда (МВФ) верны, то страны-члены ОПЕК+ находятся на грани финансового кризиса. МВФ представил весьма мрачный прогноз по экономическому восстановлению на Ближнем Востоке и в Центральной Азии, предсказав спад в 4.1% в странах региона.
Главным движущим фактором этого медвежьего тренда являются цены на нефть, которые, согласно прогнозу МВФ, в 2021 г. будут оставаться в диапазоне 40-50 долларов за баррель. Продление ещё на год сегодняшних условий низких нефтяных цен сильно ударит по странам-экспортёрам, а это все участники ОПЕК+. В своём заявлении МВФ предсказывает экономический спад в 2.8% в апреле для Ближнего Востока и Центральной Азии. Директор МВФ Джихад Азур обратил внимание на значительную разницу в прогнозируемых экономических потерях для стран-импортёров и экспортёров нефти и газа, предсказав падение в 6.6% для стран-экспортёров по сравнению с падением в 1.3% для стран-импортёров.
Учитывая, что многие из стран-участниц ОПЕК+ живут за счёт нефтяной ренты, невозможно переоценить то, насколько важно для них повышение цен. Огромная часть государственных бюджетов стран ОПЕК зависит от нефтегазовых доходов. И поэтому во всех странах ОПЕК в этом году ожидается серьёзный бюджетный дефицит, особенно в Саудовской Аравии, ОАЭ, Бахрейне, Ираке, Иране и Кувейте. Бывший член ОПЕК, Катар, находится в аналогичной ситуации, несмотря на то, что пытается смягчить ущерб для экономики, наращивая экспорт сжиженного газа. Спрос как на нефть, так и на газ в этом году серьёзно упал, цены резко снизились. В настоящее время цена нефти Brent всё ещё на 40% ниже, чем в период до начала эпидемии Ковид-19.
Но надежд на сколько-нибудь значительный рост в близком будущем мало, поскольку уровень заполнения хранилищ нефти и газа в мире сейчас на историческом максимуме, а спрос, похоже, снова упадёт из-за новых ограничений, связанных с Ковид-19, и дальнейшей экономической рецессии. Часто приводимая цена безубыточности для государственного бюджета Саудовской Аравии – 80 долл./баррель, хотя обсуждение бюджета там, похоже, крутится вокруг 50 долларов за баррель на 2021 г. Ирак также заявил, что ожидает в 2021 г. цены на уровне 50 долл./баррель.
Эти оптимистичные прогнозы основаны, видимо, исключительно на данных экономического восстановления Китая после пандемии, которые, как оказалось, крайне ненадёжны и не учитывают тот факт, что необходимо будет поднять и глобальный спрос на китайские товары. Вторая волна короновируса в Европе и Америке, несомненно, ударит по спросу на китайские товары.
Но из всех сторон, кто пострадает от низких цен на нефть и продолжающегося влияния пандемии, члены ОПЕК+ пострадают больше всего. Некоторые производители нефти и газа и до пандемии находились в нелёгкой финансовой ситуации, включая Ливию и Венесуэлу. В последнее время контанго на основном нефтяном рынке и заполненность хранилищ по большей части не принимались в расчёт, но они по-прежнему никуда не делись. Сообщения о восстановлении спроса на некоторых рынках объясняются, похоже, стремлением выдать желаемое за действительное, чему способствует вливание долларовой ликвидности, а не жизнеспособное восстановление экономики. ОПЕК и МЭА согласны с тем, что спрос по-прежнему растёт очень слабо: обе организации сократили прогнозы мирового спроса на нефть. По прогнозу МЭА, в этом году мировой спрос составит 91.7 млн. баррелей в день, а по ОПЕК снизила свой прогноз на 2020 г. до 90.2 млн. баррелей. ОПЕК подтвердила, что возможны и дальнейшие сокращения прогноза.
При финансовой обстановке, описанной выше, страны-члены ОПЕК+ больше не могут позволить себе, чтобы их экономическая стабильность и будущее зависели исключительно от углеводородов. Необходимо обеспечить диверсификацию экономики, даже если в течение нескольких лет не будет заметно результата. Не миновать и сокращения государственных бюджетов, а это может дестабилизировать регион, если не будет сделано аккуратно. Дискуссии ОПЕК+ по стабилизации рынка не должны ограничиваться только вопросами сегодняшнего уровня цен или доли на рынке. Реальный вопрос – как создать рынок, который был бы способен пережить события типа «чёрный лебедь», не приводя к свержению нынешней правящей элиты. Нестабильность растёт не только в арабских странах-производителях нефти, но и в России, где санкции и низкие цены на нефть тоже берут своё.
Члены ОПЕК+ не могут просто делать ставку на смерть сланцевой добычи в США, поскольку эту отрасль убить за несколько лет оказалось невероятно трудно. Сланцевая добыча в США почти наверняка возродится, возможно, в другой форме, но разумно предположить, что известия о смерти этой отрасли сильно преувеличены. Руководству в Эр-Рияде, Абу Даби, Москве и Кувейте сейчас необходимо искать способ выжить. При цене нефти в 2021 г. а 50 долларов за баррель, некоторые члены ОПЕК окажутся в реальном кризисе. С учётом этого, обычное заявление Министерского мониторингового комитета ОПЕК+ сегодня или завтра некоторые могут посчитать за белый флаг капитуляции.