Резкий рост госдолга в странах-членах еврозоны усилит проблемы европейской интеграции, считает ведущий научный сотрудник Центра германских исследований Института Европы РАН Александр Камкин.
Дефицит бюджетов еврозоны достиг почти 1 трлн евро
Издание The Financial Times сообщает, что совокупный дефицит бюджетов 19 стран-членов еврозоны в 2020 году приблизится к 1 трлн евро. Причиной такой ситуации являются крупные расходы государств на преодоление кризиса, вызванного пандемией COVID-19.
В еврозону входят 19 государств ЕС. Еще четыре страны используют евро по договоренности с Брюсселем, а две без договоренности, но они не входят ни в еврозону, ни в ЕС. 8 стран-членов ЕС продолжают использовать национальные валюты.
Ведущие европейские экономики пользуются евро, а из западных членов ЕС только Дания и Швеция имеют в обороте кроны.
Точная цифра предполагаемого дефицита еврозоны за 2020 год равняется 976 млрд евро, что составит 8,9% от европейского ВВП. Данный показатель будет в 10 раз выше, чем годом ранее, и в 10 раз выше базового прогноза Еврокомиссии на 2020 год.
Достаточно сказать, что Брюссель ранее требовал от своих членов бюджетного дефицита не более 3% от ВВП.
Проблема 2020 годом не ограничится – в 2021 году дефицит стран-членов еврозоны составит 700 млрд евро или 6% ВВП ЕС. Незапланированные потери еврозоны за два года «коронакризиса» составят колоссальную сумму, но этим проблема не заканчивается.
У Брюсселя на дотациях висят Польша, Чехия, Болгария, Румыния, Венгрия и Хорватия, которые не входят в еврозону. У них также возрос дефицит, и он будет закрываться с помощью лидеров Евросоюза.
Бюджетный дефицит ЕС меньше, чем дефицит в США, который в Вашингтоне раздули до 3 трлн долларов, но все равно – это огромная сумма, которую можно покрыть только за счет госдолга ведущих экономик стран-членов еврозоны.
Коронавирус привел к увеличению расходов в ЕС и к общему замедлению процессов в европейской экономике, но это вряд ли изменит политику Брюсселя. В своем нынешнем виде Евросоюз является не экономическим объединением, а политическим, поэтому тон в антикризисной политике продолжит задавать политическая воля», - констатирует Камкин.
Ведущие страны ЕС заплатят за отстающих
После развала Соцлагеря Евросоюз из экономического объединения превратился в политический инструмент, где политика доминирует над экономикой. У ЕС нет и никогда не было экономического интереса к странам Восточной Европы, если не брать в расчет несколько исключений, но это не помешало Брюсселю регулярно проводить расширения на восток.
Данные геополитические шаги добавили нагрузки европейскому бюджету и сделали из Евросоюза объединение, куда входят страны, обладающие разными уровнями жизни и экономического развития. Жители Восточной Европы также выиграли не так много от интеграционного процесса, заплатив за евро и возможность работать в западных странах реальными экономическими перспективами.
Разве что в «коронакризис» по их счетам придется заплатить государствам Западной Европы.
«Я не вижу оснований и предпосылок для кардинального изменения подхода. Бремя долга действительно попытаются возложить на более развитые экономики Германии и Франции. Нельзя исключать усиления проблем экономик второго эшелона, которые серьезно пострадали от последствий пандемии. Это Италия, Испания и та же Греция», - резюмирует Камкин.
Можно спрогнозировать определенное недовольство стран-доноров, но даже такая отрицательная динамика не изменит расклад сил в ЕС.
«Перед нами та реальность, в которой Евросоюз живет не первый год. Европейская экономика, как и в целом западная, построена на долге. Там это считают нормальным, поэтому речь идет только о приемлемости цифр», - заключает Камкин.
Европейцы не откажутся от долговой политики и попытаются выйти из ситуации с помощью имеющихся у них инструментов.
«Ситуация в ЕС продолжит развиваться по обозначенному в Лиссабонском договоре вектору. Возможно, на этом пути возникнут задержки, потому что на решение интеграционных задач не найдется нужных денег», - констатирует Камкин.
Данное обстоятельство приблизит реализацию проекта Меркель по «Европе разных скоростей», на основании которого будет осуществляться разная наполняемость бюджетов европейских лидеров и отстающих государств.
«Бюджетные тенденции означают риски, но не изменят систему, хотя евроскептики будут использовать в своей риторике тему Brexit. Общая протестность в Евросоюзе увеличится, причем как в центре, так и на периферии», - резюмирует Камкин.
Масштаб незапланированных затрат впечатляет, но Евросоюз привык жить с госдолгом и за счет него поддерживать уровень жизни. Разговор тут идет о приемлемом уровне государственного долга, а не о самом его факте.
Угрозой является вторая волна коронавируса
Канцлер ФРГ Ангела Меркель заявила, что экономика Германии не выдержит второго локдауна, а если его не выдержит Берлин, то не выдержит весь Евросоюз, поэтому коронавирус внесет новые коррективы в создавшуюся ситуацию.
«Ко второй волне COVID-19 европейская экономика подходит более подготовлено. Гораздо лучше стала диагностика, а врачи знают, с чем они борются. Только в Евросоюзе идет рост заболеваемости и появились проблемные страны, включая Италию. Будет ли новое закрытие экономики – сложно сказать, но Меркель играет против этого», - заключает Камкин.
Меркель подала сигнал европейским чиновникам, которые выпустили огромное количество ограничивающих директив.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
» Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации. Зарегистрируйтесь на портале чтобы оставлять комментарии
Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам. Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+